Как на Тихом на Дону.
классный час (1 класс) на тему

Листопадова Галина Вячеславовна

Материал предназначен для использования на классном часе, уроке истории в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

«Как на Тихом на Дону…»

Цели занятия: формировать представления детей о жизни их предков –      

                             донских казаков; познакомить с обычаями, традициями,

                             бытом донских казаков;

                             развивать  опыт творческой деятельность у детей

                             ( умение исполнять казачьи песни, читать

                             стихи,    инсценировать отрывки из произведений );

                             воспитывать любовь к донскому краю, чувство гордости

                             за родимый край, стремление соблюдать обычаи

                             и традиции своего народа.        

Оборудование: фонограмма песен: «Казачий Дон», «Солдатушки, браво ребятушки» , фрагмент песни «Любо, братцы любо», «Ой, при лужке».

                                                                 Ход занятия:

Ученик читает стихотворение «У нас на солнечном Дону…»                         А.Гарнакерьян

У нас на солнечном Дону

По-своему прекрасна Осень.

Уже окрасило волну

В густую прозелень

И в просинь.

Плывут по глади лепестки

И листья вербы,

Ветром сбитые.

И стали белыми пески,

Волной за лето перемытые.

А выйдешь по утру на луг –

Роса со стебельков сочится.

Откуда-то поднявшись вдруг,

Взлетает над тобою птица.

Покинутые шалаши

Грустят на голых огородах.

Шумят тревожно камыши,

В рассветных отражаясь водах.

И жадно, и легко дыша,

Идешь, рожденья дня встречая.

Осенней свежестью душа

Опять наполнена до края.

Ведущий 1: Родина – ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции.

Ведущий 2: Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель: Федоp Дмитpиевич Крюков

«Родимый край… Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов… Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголку, из серебра узор чеканит в окошко месяц молодой…Укропом пахнет с огорода…Родимый край…Тебя люблю, родимый край… И тихих вод твоих осоку, и серебро песочных кос, плач чибиса в куге зеленой, песнь хороводов на горе, и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон – не променяю ни на что… Родимый край…» «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

Ведущий 1: Сегодня наша встреча  посвящена нашей малой родине. Мы  совершим путешествие  в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.

 Казак:    Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Казачка: Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Казак:   Земля отцов – твоя земля!

Казак и казачка подносят каравай гостям. Звучит песня «Хлеб всему голова».

Ведущий 2: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые)

Ведущий 1: Верно, донские   казаки  – народ  отважный, отчаянно смелый и непокорный. Со всех концов Руси бежали, скрываясь в безбрежных просторах, доведенные до отчаяния господами, боярами люди с неуютных земель Рязанщины, Псковщины, Киевщины… На тихой приветливой реке Дон селились те, кто пуще жизни ценил свободу.

Ведущий 2: Какая река нашего края главная? Найдите и покажите реку Дон на карте.

Ведущий 1: Ласково  казаки называют ее Тихим Доном? Как вы думаете почему?

(За медленное течение народ назвал Дон Тихим. Скорость течения невелика – 0,5 м/с.)

Ведущий 2:  А как еще называют Дон? (Вольный, Дон – батюшка)

Ведущий 1: А знаете, ли вы, что Дон раньше назывался Танаисом. Древние греки строили поселения на его берегах. Послушайте любопытную легенду о названии реки:

Когда–то эта река называлась Амазонской , потому что на её берегах жили амазонки. Однажды сын предводительницы амазонок, которого звали Танаис  утонул в этой реке. С тех пор стала называться Танаисом. Когда же на реке Танаис появились осетинские поселения, осетинское слово «дон», обозначающее «река» - постепенно вытеснило греческое «Танаис», - и теперь наша река зовется Доном.

Ведущий 2:  На территории Ростовской области находится Археологический музей-заповедник «Танаис» – первый из археологических заповедников на территории России.

Ведущий 1: Жители Донского края любят свою реку, летом купаются в ней и просто отдыхают на ее берегах, любуются красотой Дона-Батюшки. Это очень хорошее место для отдыха и рыбной ловли. Своей любимой реке казаки посвятили много песен. Послушайте песню «Казачий Дон»

Звучит песня «Казачий Дон»

Ведущий 2: Правый берег Дона возвышенный, на нем люди строили и строят города, селения. Левый берег – пологий. Здесь хозяйничает природа: много зелени, цветов, камыша, птиц.

Ведущий 1: На берегах  Дона и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. И появились дома 2-х этажные. На первом этажа жили животные: коровы, овцы, куры, гуси; на 2-м этаже – люди.

Ведущий 2: Если бы мы с вами перенеслись на 120 – 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. И нас обязательно встретили казак и казачка.

Казак:     Есть у нашего народа

                 Вечные, особые черты –

                 Не берут ни годы, ни невзгоды,

                 Ни капризы ветреной моды –

                 От души они, от доброты.

Казачка: Гость, войди!

                 Традиций не наруши!

                 И всегда чайку попьем

                 Всем известно казаков радушие

                 Хлебосольство и открытый дом.

Ведущий 1: Ребята, обратите внимание казак и казачка встречают нас в традиционных казачьих костюмах.

Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота, штаны-шаровары и папаха – головной убор. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами.  

  Любимым нарядом казачек были юбка и кофта – кубелёк. Старинный облик женского казачьего костюма объединял в себе элементы русского и татарского костюма.

Ведущий 2:  А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину!

Казачка: Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?

Ведущий 2: Сопоставьте старинные слова с современными.

Вечерять – ужинать

Цибарка – ведро

Завеска – фартук

Курень – дом

Банить – мыть

Бедовая – шустрая

Чувяки – тапочки, туфли

Ошкарябать – поцарапать

Кочет – петух

Торбочка – сумка

Жменя – горсть

Ведущий 1: Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Казачьи  приметы:

Казак: В понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет.

Казачка: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.

Ведущий 1: А вот какие поговорки были у казаков:

Казак: Казаком быть – не разиня рот ходить.

Казачка: Гриб хорош белый, а казак умелый.

Ведущий 1: А вы знаете казачьи поговорки?

- Казачьему роду нет переводу;

- Казачья голова, что под дождиком трава;

- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;

- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;

- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

- Казак с конем и ночью и днем.

 Ведущий 2: Мы с вами столько поговорок  услышали о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен. Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам. Пели казаки и выполняя любую работу, и идя в поход, и на свадьбе, очень любили казаки петь лирические песни, а также задорные плясовые.

КАЗАК ХОДИЛ НА ВОЙНУ

На вольном. На синем, на тихом Дону

Походная песня звучала.

Казак уходил на большую войну,

Невеста его провожала.

- Мне счастья, родная , в пути пожелай,

Вернусь ли домой – неизвестно,-

Казак говорил, говорил ей: - Прощай!

- Прощай! – отвечала невеста.

Над степью зажегся печальный рассвет,

Донская волна засверкала.

- Дарю я тебе на прощанье кисет,

Сама я его вышивала.

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся.

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою к ним возвращайся.

Давайте и мы споем одну из походных  песен.

Песня «Солдатушки, браво ребятушки»

Ведущий 2: Сюжеты казачьих песен и танцев подсказаны удивительной природой  родного края и образом жизни. Казачьи песни и танцы неизменно сопровождаются различными музыкальными инструментами.

Посмотрите казачий танец на песню «Посею лебеду на берегу»

Ведущий 1: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.

Ведущий 2: Звучит фрагмент песни «Ой при лужку, при лужку…» в исполнении казачьего кубанского хора.

Ведущий 1: Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана. Обратите внимание вы видите знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Ивановича Платова  в окружении казаков.

Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо»

Ведущий 2: Поговорим о вооружении  казаков. Вооружение казаков в старину было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. С 1834 года была введена шашка. Шашка- символ всей полноты прав у казака. В 17 лет юношу призывали на службу.

Ему присваивалось звание «казак» и вручались шашка и шапка стариками, ушедшими со службы. Потеря шашки и шапки считалось большим позором.

А теперь мы предлагаем вам отгадать загадки, которые приготовили вам казак и казачка.

Казак:   Крепка, звонка, да отточена,

               Кого поцелует, тот и с ног долой. (Шашка)

Казачка:  Летит птица крылата,

                   Без глаз, без крыл,

                   Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Казак:   Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)

Казачка:  На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Казак:   Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Казачка:  Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

Казак:   Погоны желтые, шашки острые,

               Пики длинные, кони борзые,

               Полем едут с песнями

               Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)

Ведущий 1: Какими качествами должен обладать казак? ( сильным, смелым, ловким)

«КАЗАКИ».                             Александр Рыбьев

Сотня за сотней рассыпались в лаву,

Сталью блистают клинки…

Так добывали бессмертную славу

Предки мои – казаки.

Скачет на фланге веселый урядник,

Пика прижата к бедру…

И для него каждый бой словно праздник,

Шашки свистя на ветру…

С нами победа! Омыли копыта

Кони в кровавой росе…

Только печалью та радость повита,

К семьям вернутся не все…

Пусть над станицами и хуторами

Небо хранит синеву.

Да, земляки, я рожден между вами

И рядом с вами живу.

Ведущий 1:  Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким. Все эти качества они воспитывали с детства. Казаки придумали много различных игр, которые помогали в приобретении различных навыков и умений.

Донские казачата

Мы донские казачата,

Очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить,

Дону – батюшке служить!

Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Ведь не зря все дончаки

Дону – батюшке верны.

Вот такие мы ребята –

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Казак: Отдохнуть пришла пора,

   И сейчас без подготовки

   Начинается игра

  «Кто сегодня самый ловкий?»

ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ «НАКИНЬ ПОДКОВКУ» (НАБРОСИТЬ    КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

Казачка:  Подходите ближе, пряхи,

                   Пряжу тките на рубахи.

                   Тот, кто нить длинней спрядёт,

                    Вот того подарок ждёт.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК «НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО»

Ведущий 1: Казаки любили ловить рыбу. Поиграем в игру «Поймай рыбку» и проверим кто же лучший рыбак.

ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Ведущий 2: Для того, чтобы поймать рыбку надо ответить на вопросы викторины.

- С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)

 -Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)

 -Как называется холодное оружие, которым пользуется  казак на службе? (Шашка)

 -Как в древности называлась река Дон? (Танаис)

 -Почему Дон называют Тихим?

 -Как называется жилище казаков? (Курень)

 -Что составляло основу мужского казачьего костюма? (рубаха, штаны – шаровары, папаха)

 -Что составляло основу женского казачьего костюма? (кофта – кубелёк, юбка)

Ведущий 1: Молодцы, ребята, славно потрудились, много рыбы наловили!

Удалые казаки

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

И готов любой казак

За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет –

Удивит любой народ.

Ведущий 2: На этой торжественной ноте мы заканчиваем наше мероприятие. Я надеюсь, теперь вы стали ещё ближе кнашим предкам- донским казакам, к их обычаям, традициям, быту.

                                                                            Подготовила: учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

 Листопадова Г.В.

2012 год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»

Внеклассное мероприятие

 по теме  

«Как  на Тихом на Дону …»

Подготовила: учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Г. Семикаракорск

 Листопадова Г.В

2012 год.



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по  курсу «Доноведение».

 Занятие  по теме "Осень в родном крае".

Цели занятия:

Образовательные: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, выявить первичные знания по этому вопросу;

Развивающие: систематизировать знания детей об осени, осенних признаках, явлениях; активизировать словарь по темам «Осень», «Овощи»; развивать навыки сопоставления ранней и поздней осени по стихам русских поэтов; развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь;

 Воспитательные: воспитывать у детей наблюдательность и воображение, интерес к сезонным явлениям в природе; прививать любовь к русской поэзии, к родной природе, к музыке; воспитывать самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:  презентация  «Осень в родном крае», запись  музыки П.И. Чайковского «Времена года», запись песни «Осень», на слова: Л. Палий, Б. Будар , музыка  Гладкова Г.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия. (Слайд №1)

Учитель: Ребята, сегодня мы проведем занятие не простое, а веселое и занимательное.

Называется наше занятие «Осень в родном крае».

-  Скажите, в каком крае мы с вами живём?

Дети: Мы живее м на реке Дон, значит край наш называется донским.

2. Сопоставление ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.

Стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора». Звучит муз. запись П.И. Чайковского «Времена года».

Учитель  рассказывает стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье,

 Приятна мне твоя прощальная краса –

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и золото одетые леса.

(А.С. Пушкин)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится об осени.

Учитель: А как вы догадались?

Дети: Пышное природы увяданье.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картины осени и скажите, какая бывает осень?  (Слайд №2, №3, №4)

Дети: Осень бывает ранняя, золотая и поздняя.

Учитель: А в стихотворении А.С. Пушкина о какой осени говорится?

Дети: В стихотворении А.С. Пушкина говорится о золотой осени.

Учитель: Докажите.

Дети: В багрец и в золото одетые леса и т.д.

 Звучит муз. запись П.И. Чайковского «Времена года».

(Ученица рассказывает стихотворение).  (Слайд №4)

Стихотворение  А.С.Пушкина «Осень»

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы

Учитель: О какой осени говорится в стихотворении А.С. Пушкина?

Дети: О поздней осени.

Учитель: А почему о поздней осени?

Дети: роща сбросила последние листья, пруд замёрз,  дует холодный ветер, уснули дубравы.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, сейчас какая стоит осень?

Дети: Сейчас стоит поздняя осень.

3. Беседа о признаках осени по картинам И. Шишкина  «Осень в лесу» и «Утро в сосновом бору». (Слайд №5)

Учитель: Дети, посмотрите внимательно на картину, а теперь в окно. Назовите признаки осени.

Дети называют признаки осени, составляют небольшой рассказ по картинкам.

 (Слайд №6)

Белочка натаскала шишек, насушила грибов. Этого корма хватит белочке на всю долгую, суровую зиму. Медведи наелись  малины, меда и резвятся в последние тёплые деньки осени, им предстоит  долгий сон, они будут спать в берлоге  до самой весны. Зайцы поменяли шубку на более тёплую.

Учитель: Молодцы, ребята, хорошо знаете признаки осени.

Ребята, посмотрите, что за девочка пришла к нам в гости? (Слайд №7)

4. Загадки Октябринки №1.

Учитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка. А зовут её Октябринка.

(Выставляется фигурка Октябринки).

Давайте скажем все вместе по слогам Ок-тяб-рин-ка! А как вы думаете, почему у нее такое интересное имя?

Дети: Её так назвали потому, что сейчас месяц октябрь стоит.

Учитель: А какие еще осенние месяцы вы знаете?

Дети называют осенние месяцы.

(Выставляются таблицы с названиями осенних месяцев.)

Учитель: Ребята, а в сентябре как назовете девочку?

Дети: Сентябринка.

Учитель: А в ноябре?

Дети: В ноябре мы назовем девочку Ноябринка.

Учитель: Октябринка принесла с собой много загадок, стихов, она и поможет провести сегодняшнее занятие. Скажите, пожалуйста, что в руках у Октябринки?

Дети: Октябринка держит в руках корзинку.

Учитель: А как вы думаете, что в корзинке у Октябринки?

Дети: Грибы.

Учитель: А вот и не угадали, Октябринка принесла в корзинке загадки. Но она загадает вам загадки только тогда, когда вы громко и правильно расскажете скороговорку.

Дети сначала медленно, а потом быстро рассказывают скороговорку:

Осень просекой прошла, свои краски разлила. (Слайд №8)

Учитель: Молодцы! Вот теперь Октябринка загадает вам свои загадки.

Загадки.

Приходи – её мы просим, в золотом наряде? (Осень)

Нынче, друг, не зевай, собирай? (Урожай)

Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)

Стояли старички-красношапочники. (Подосиновики)

Наши поросятки выросли на грядке.

 К солнышку бочком, хвостики крючком.

 Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Учитель Логопед: Ребята, вы отгадали все загадки. Октябринка вами очень довольна и дарит вам красивую песенку, которая называется «Осень».

5. Звучит песня «Осень»

 Слова: Л. Палий, Б. Будар , музыка: Г. Гладкова.

Учитель: Ребята, какое чувство вызвала у вас эта песня?

Дети: Песня вызвала грустное, печальное чувство.

Учитель: А почему?

Дети: Потому что в сентябре, в октябре и в ноябре природа засыпает.

Учитель: Посмотрите внимательно на названия месяцев, громко прочитайте. Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, то что у нас получится?

Дети записывают на доске и читают слово «СОН».

6. Игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

Учитель: Октябринка предлагает вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Игра.

Осенью цветут цветы?

 Осенью растут грибы?

 Тучки солнце закрывают?

 Колючий ветер прилетает?

 Туманы осенью плывут?

 Ну а птицы гнезда вьют?

 А букашки прилетают?

 Звери норки закрывают?

 Урожай все собирают?

 Птичьи стаи улетают?

 Часто-часто льют дожди?

 Достают ли сапоги?

 Солнце светит очень жарко?

 Можно детям загорать?

 Ну а что же надо делать?

 Куртки, шапки надевать?

Учитель: Октябринка очень рада, что вы так хорошо знаете приметы осени.

7. Физминутка.

Учитель: А сейчас мы немного поиграем, а заодно и отдохнем.

Игра называется «Вершки и корешки».

Ребята, если овощ растет в земле, руки опускаем вниз, а если овощ растет на грядке – руки поднимаем вверх.

Учитель называет овощи, а дети соответственно поднимают и опускают руки:  капуста,  морковь,  перец, картофель (Слайд №11) , тыква,  свекла, огурец, горох (Слайд №12), лук,  редис ,баклажан (Слайд №13). 

8. Игра «Кто самый внимательный?»

Учитель: Что-то загрустила наша Октябринка. Давайте развеселим её и отгадаем зашифрованное в стихотворении слово.

Выставляется картинка с нарисованными у реки лягушатами. (Слайд №14)

Ученица читает стихотворение, а дети на слух определяют, какие слоги повторяются, называют их и записывают на доске.

Тучи давят на поля,

 Будет воду пить земля.

 Гладь реки. На берегу

 Ветер вербы гнет в дугу.

 Слева крыша шалаша.

 Сложен он из камыша.

 Словно красный сок граната

 Над рекой лучи заката.

 Кто под вербой на картинке?

 Поищи посерединке.

Ответ: ля-гу-ша-та.

9. Пословицы об осени.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает пословицы об осени?

Дети по очереди называют пословицы, объясняют их смысл.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

 Осенняя пора – птицы со двора.

 Сентябрь – златоцвет.

 Октябрь – листопадник.

 Ноябрь – ворота в зиму.

10. Работа  над приметами  осени.

Учитель: А сейчас мы прочитаем приметы осени.  (Слайд №16)

Стали дни короче и прохладнее.

Птицы улетают в тёплые края.

Деревья изменили окраску листьев, а некоторые уже сбросили их.

Некоторые животные готовятся к долгой зимней спячке.

11. Загадки Октябринки №2.

Учитель: Ребята, кто к нам пришел в гости в начале занятия?

Дети: Октябринка.

Учитель: Октябринка пришла с загадками и на прощание тоже дарит вам загадки. Загадки не простые, а все про осенние месяцы. (Слайд №17)

Загадки.

Пришла без красок и без кисти

 И перекрасила все листья. (Осень)

 Опустел колхозный сад,

 Паутинки вдаль летят,

 И на южный край земли

 Потянулись журавли.

 Распахнулись двери школ

 Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

 Все мрачней лицо природы:

 Почернели огороды,

 Оголяются леса,

 Молкнут птичьи голоса,

 Мишка в спячку завалился.

 Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

 Поле черно-белым стало:

 Падает то дождь, то снег.

 А еще похолодало –

 Льдом сковало воды рек.

 Мерзнет в поле озимь ржи

 Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

12. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Закрепление знаний учащихся по теме занятия.

Учитель: О каком времени года мы сегодня говорили?

А почему осень называют волшебницей?

Дети отвечают, приводят примеры, вспоминают стихи, загадки.

Учитель: Ребята, кто считает, что занятие было вам полезно?

А что вы пожелаете себе и своим друзьям?

Учитель :  Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

Спасибо вам, ребята, вы все очень хорошо работали. Много грибов насушила белочка и дарит вам всем по грибочку.  (Слайд №18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прграмма дополнительного образования "Песни и сказки Тихого Дона"

С 2011 года начальная школа работает по новым стандартам. Введена внеурочная деятельность. Предлагаю программу....

Краски Тихого Дона

Интегрированный урок...

Презентация к уроку "Краски Тихого Дона"2 класс

Презентация к уроку курса "Доноведение" 2 класс по теме "Краски Тихого Дона. Времена года"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...

Презентация к уроку "Сказки Тихого Дона" П.В.Лебеденко

Презентация к уроку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко....

Авторская программа "Казаки Тихого Дона"

Воспитать достойного гражданина страны, патриота, человека уважающего старшее поколение, традиции, культуру своего народа невозможно только учением и поучением.  Детям нужны достойные примеры пра...


 

Комментарии

Листопадова Галина Вячеславовна

Мероприятие для проведения занятий по курсу Доноведение.

Листопадова Галина Вячеславовна

Материал для класного часа.