Классный час "Краю - 75 : помним, гордимся, наследуем!"
классный час (4 класс) по теме

Агапова Галина Ивановна

История создания края. Символика Краснодарского края. Люди, прославившие Кубань.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Краю – 75:

помним, гордимся, наследуем!»

Цель:  воспитание патриотов Кубани

Задачи: привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к                  истории, культурным традициям Краснодарского края;

воспитание чувства патриотизма;

расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса;

способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в жизни своего края, города.

Оборудование: эпиграф,  символика  Краснодарского края, физическая карта, мультимедийная презентация,  карточки, 3 панно (для работы в группах), видеоролик, аудиозаписи, фотоколлаж.

Могучие горы,
Родные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы – 
Все это родная Кубань.
                               В. Подкопаев

Ход классного часа

(класс делится на три группы)

I.  Этап мотивации

Учитель:

Даль  степей  сквозная,

Гор  простор  орлиный – сторона  родная,

Край  наш  тополиный.

Ты  красив  и  весел,

Щедр  ты  по – кубански,

Край  хлебов  и  песен –

Край  наш  краснодарский!

- Ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о Родине, о родной стороне, в которой мы живем. Кубань – это частица нашей великой Родины – России.  13 сентября – День рождения Краснодарского края.

 И наш классный час мы посвящаем Кубани.

(Слайд 1)

- Я предлагаю совершить путешествие в далекое прошлое и перелистать некоторые страницы летописи Кубани и ее столицы.

II.    Введение новых знаний

  1. История образования края.

Ученик 1. - 13 сентября был образован Краснодарский край. Произошло это в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край, что и сохраняется до сих пор. Эта дата традиционно считается Днем образования Краснодарского края.

Ученик 2. - Тогда в  состав Краснодарского края входило 14 городов и 71 район. Со временем число районов менялось, в основном сокращалось.

- Тогда, в 1937 году край представлял собой важнейшую сельскохозяйственную и промышленную зону не только юга СССР, но и всей страны. На селе проживало более 80% населения.

- Неплохо была развита и социальная сфера. В 2500 школах края обучалось 630 тысяч детей – в четыре раза больше, чем в начале века. Работало 4 вуза, готовивших учителей, инженеров для пищевой промышленности, специалистов для сельского хозяйства и врачей. Край уверенно развивался, росло благосостояние населения. (Слайд 2)

Учитель:- Переселение на Кубань русского народа внесло изменение в быт, 
культуру, речь казаков. Появились смешанные семьи, где дети усваивали особенности разговора каждого из родителей. Со временем, во многом благодаря школе, русский язык стал вытеснять местный диалект. Но еще во многих населенных пунктах, особенно старшее поколение, говорит на местном 
диалекте.
                                 ( работа в группах)

И сейчас мы с вами поработаем в группах «Как это звучит на русском 
языке?». Соотнесите слова на местном диалекте со словами на русском.
     (Крыница–колодец, цеберко–ведро, вихтык–тряпочка, грюкать–стучать, 
намысто–бусы, горище–чердак, драбина–лестница.)        

       (Каждая группа озвучивает свою работу)
- А знаете ли вы, ребята, еще слова на местном диалекте? (Подведение итогов работы в группах)
(Слайд 3)
 – А что же сейчас представляет  из  себя наш край?

(Видеоролик «Краснодарский край») (Слайд 4)

  1. Работа с физической картой Краснодарского края.

Учитель:- Велик ли Краснодарский край сейчас? Судите сами. Площадь края составляет 76 тысяч квадратных километров. Краснодарский край по своей площади крупнее многих государств, таких как Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Бельгия, Голландия, Дания и др.

- На сегодня в Краснодарском крае проживает более 5 млн. человек. В состав края входят 38 районов, 26 городов, 21 поселок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населенных пунктов.

- Посмотрите на физическую карту Краснодарского края. Она позволяет, как бы с большой высоты окинуть взглядом весь наш край.

- Если мы решим обойти наш край пешком, то идя со скоростью 5 км/ч и днём, и ночью, потратим на это путешествие 308 часов, или почти 13 суток. Однако на автомашине, идущей со скоростью 60 км/ч, этот же путь можно проделать всего за 6 часов. А космический корабль, летящий со скоростью 10 км/с, промчится над краем всего-навсего за 37 секунд.

- Посмотрите на карту, назовите и покажите соседей нашего края.

(На севере наш край граничит с Ростовской областью, на востоке – со Ставропольским краем и на юге с солнечной Абхазией и Карачаево-Черкесией).

Велика и необъятна
Вся кубанская земля.
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.

- Назовите и покажите на карте главный город нашего края. (Город Краснодар)

- А кто является главой нашего края? (Глава администрации Краснодарского   края А.Н.Ткачёв)

      3. Символы Краснодарского края

-  Краснодарский край имеет свои символы. Назовите их. (Слайд 5)

                                ( работа в группах)

-  Сейчас поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки, на которых записана символика цвета. Ваша задача вспомнить цвета флага Краснодарского края и определить, что они обозначают.

( Золото – знатность, благородство, величие. Серебро – невинность, доброта, чистота, откровенность. Красный – храбрость, мужество, сила, великодушие, любовь. Зеленый – надежда, изобилие, свобода. Черный – постоянство, печаль, покой. Синий – верность, честность, слава

Белый – чистота, невинность, мир. Малиновый – радость, благополучие.)

         (Выслушиваются ответы каждой группы, подводится итог.)

- Рассмотрите герб нашего края.

- Герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области. Каждый элемент герба имеет своё значение.

-  Объясните значение (зеленое поле гербового щита, башни с открытыми воротами, пернач, два бунчука с двух сторон от пернача, черный Российский императорский орел в верхнем золотом поле щита, кавказский крест, княжеская корона (шапка), лазоревые (синие) знамена и штандарт с вензелями, две ленты ордена Ленина)

- Что вы знаете о гимне нашего края?

Физминутка (1 куплет «Гимн Кубани») (Слайд 6)

        4. Достижения Кубани (Слайд 7)

Пока жива людская память

И каждый день прошедший свят -

Жива история Кубани!

Кубань - цветущий вечно сад!

Учитель: - Сегодня Кубань является одним из наиболее стабильно и динамично развивающихся субъектов Российской Федерации и Южного Федерального округа.

Ученик 3: - Достижения края принесли Кубани заслуженную славу как "житницы России". Важное место в экономике края занимает добыча нефти и газа и нефтепереработка. Гордостью края является его строительный  и транспортный комплекс. Морские порты Краснодарского края являются главным выходом России в страны Средиземноморья.

Ученик 4: - Познакомимся с героями, своим трудом прославивших Кубань.

Кубанские космонавты : Падалка Геннадий Иванович. Награжден медалью "Золотая звезда" Героя РФ, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, медалью "За заслуги в освоении космоса", медалями ВС РФ; лауреат премии правительства РФ в области науки и техники.

Виктор Васильевич Горбатко Летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза. Также ему присвоены звания Героя Вьетнама и Героя Монголии.

Ученик 5: -Кубанские поэты: Обойщиков Кронид Александрович: 2 ордена Отечественной войны 2-й степени, орден Красной Звезды, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Кубани.

Иван Федорович Варавва: награжден орденами Отечественной войны II и I степени Красной Звезды, "Знак Почета",медалями "За отвагу", "За оборону Кавказа" "За освобождение Варшавы" .

Ученик 6: - Мы славим людей кубанской науки. Это русский селекционер 
Василий Степанович Пустовойт, посвятивший свою жизнь выведению новых сортов подсолнечника.
 Хлеб – это источник жизни. Всю свою жизнь Павел Пантелеевич 
Лукьяненко выводил новые сорта пшеницы. И жизнь его оборвалась на пшеничном поле.

Ученик 7:- Кубанский композитор: Захарченко Виктор Гаврилович:  художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, генеральный директор ГНТУ "Кубанский казачий хор", профессор, композитор. Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Ученик 8: - Предки казаков полили землю Кубани потом и кровью, отстояли её пределы в битвах врагами, сделали наш край жемчужиной России. Сквозь века пронесли казаки свои идеалы: патриотизм, святую веру отцов, честность, справедливость, доброту, человеколюбие, уважение к старшим, трудолюбие и воинское братство.

Ученик 9: - Красноречивым признанием всего этого являются  завоеванные медали нашими кубанцами  в летней Олимпиаде в Лондоне. И, конечно, победа Сочи в борьбе за право принять зимнюю Олимпиаду 2014 года, чем заслуженно гордятся не только сочинцы, но и все кубанцы.

- Нам не перечислить всех сегодня. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш край.

             5. Моя Кубань (Слайд 8)

 Учитель: - Земля отцов, со всем ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является и моей землей – землей современного школьника. Какой вклад вы можете внести в развитие края сегодня?

- Главный сегодняшний вклад в развитие края – это хорошая и добросовестная учеба и активное участие во внеурочной и внешкольной жизни, выполнение "детского закона", изучение культурного наследия края, спортивные достижения, помощь ветеранам, участие в акциях, здоровый образ жизни.

(портфолио класса)

Учитель демонстрирует достижения учащихся: грамоты, дипломы, медали, завоеванные в спортивных соревнованиях, художественных, музыкальных, вокальных, творческих конкурсах.

(фоторепортаж «Гордимся, помним, наследуем!» сопровождается песней «Молодежь Кубани») ( Слайд 9)

Ученик 10: - Кубань! Для каждого человека, живущего на этой прекрасной земле, это слово значит очень много. Мы, кубанские жители, гордимся своей родиной. Достаточно лишь раз побывать на Кубани, чтобы навсегда полюбить ее. Мы принимаем активное участие в изучении своей малой Родины, поддерживаем культурное наследие края.

Ученик представляет фотографии класса: экскурсии в музеи, походы по памятным местам края, классные часы, поездки по краю, встречи с ветеранами и т. д.

(работа в группах)

Учитель:-  Кубань моя, жемчужина России!

Пшеницы необъятные поля

А где еще такое небо синее?

А где еще такие тополя?

Где так поют под южным небом птицы?

И где Земля вдыхает Солнца дар?

Цвети и пой, кубанская столица,

Цвети и пой родной кубанский край.

- Украсим нашу малую Родину. Сделаем ее лучше

У каждой группы, заранее подготовленное панно. 1 группа создает поле с подсолнухами. 2 группа – поле с пшеницей. 3 группа – украшает тополя листвой. Все панно вывешиваются на доску.

III. Подведение итогов.

- Дорогие ребята, пройдет еще совсем немного лет и вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни нашей Кубани, нашего района. Я верю, что каждый из вас принесет пользу нашей Родине. А сейчас вам нужно хорошо учиться, изучать историю Кубани, заниматься спортом, культурой.

- Вот и подошло к концу наше занятие.  Какое настроение оставило оно у вас? Что вам особенно запомнилось? О каких страницах истории  нашей малой родины вы еще хотели узнать?

- До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Краю -75: помним, гордимся, наследуем!"

Единый Всекубанский классный час 1 сентября 2012 года, посвящённый 75-летию образования Краснодарского края....

Всекубанский классный час "Краю - 75:помним, гордимся, наследуем!"

Разработка Всекубанского классного часа и презентация "Краю - 75: помним, гордимся, наследуем!"...

Всекубанский классный час."Помним, гордимся, наследуем"

"ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ"Цели и задачи урока: 1. Воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа; труженика, любящего свою землю; гражданина, готового защищать своё Отечест...

классный час "ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ! НАСЛЕДУЕМ!

Классный час подготовлен к 75-летия образования Краснодарского края...

Классный час "Помним! Гордимся! Наследуем!"

Классный час о пионерах- героях, детях войны...

Сценарий классного часа "Помним, гордимся, наследуем!"

Разработка классного часа к Единому Всекубанскому уроку "Помним, гордимся, наследуем"...

Классный час "ПОМНИМ .ГОРДИМСЯ,НАСЛЕДУЕМ"

Классный час, посвященный празднованию Дня Победы в России....