Использование занимательных игр для развития умственных способностей младших школьников
методическая разработка (2 класс) по теме
О роли игры в формировании личности рбенка в дошкольный и младший школьный период.Ее воздействие на развитие умственных способностей детей.Различные виды развивающих и занимательных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО по теме «Использование занимательных игр для развития умственных способностей младших школьников»
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. В игре формируются все стороны психики ребенка. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Игровой деятельности, как и любой другой, присущи следующие компоненты: постановка цели, планирование, достижение результата. Таким образом в недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (учение, труд).
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.
Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знание в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.
Какие занимательные игры можно использовать?
- Головоломки
Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Первые головоломки появились в древней Месопотамии около 5 тысяч лет назад. Наиболее известной китайской головоломкой того времени считается игра Танграм, что переводится как «семь дощечек мастерства».
- Кроссворды
- Ребусы
- Загадки
Одно из развлечений русского человека была загадка, в основном загадки – это детская забава, хотя бывают и не под силу даже взрослому человеку.
- Шарады – это такие загадки ,в которых нужно угадать слово по его частям. Шарада – слово французского происхождения.
Например: 1 слог- нота , 2 слог - тоже нота. Целое – то, что растет в огороде ( фасоль).
- Анаграммы - это перестановка букв в слове таким образом , чтобы получилось новое слово.
Например: апельсин – спаниель , салат – атлас , влага – глава.
Все эти упражнения можно назвать «Гимнастикой для ума».
Гимнастика для ума – это тренировка ума , с помощью которой человек учится четко и ясно мыслить , решать задачи и головоломки , становится наблюдательным , сообразительным , изобретательным , остроумным , а также приобретает многие другие важные и полезные качества ,которые все вместе составляют культуру мышления или умственную культуру.
Воспитатель ГПД: Гасанова Д.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/04/picture-98925-1670154893.jpg)
Развитие творческих способностей младшего школьника с использованием ИКТ
Отчёт по теме самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/31/picture-54032.jpg)
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших школьников
Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распозна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390779-1390679720.jpg)
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439600-1398011490.jpg)
Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"
В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-619299-1428233227.jpg)
Курсовая работа на тему: Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников.
Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-1061394-1537868438.jpg)
Упражнения для развития умственных способностей младших школьников
Упражнения для развития умственных способностей младших школьников...
Продуктивное обучение как дидактическая особенность развития умственных способностей младших школьников
Развитие продуктивного мышления - на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осу...