Внеклассное мероприятие "Приглашение к чаю"
классный час по теме

Данилова Наталья Владимировна

 

Разумное сочетание урочной и внеурочной деятельности школьников способствует повышению мотивации обучения, стимулирует творческую активность, развивает языковую компетенцию учащихся, повышает их общую культуру.Мероприятие рассчитано на возрастную группу: 9-10 лет Подготовительный этап предполагает выполнение творческих заданий.Примеры творческих заданий:-приготовить рекламы (успокоительного, тонизирующего и т.д.)чая;-- приготовить информационное сообщение об истории чая.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_chay.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: У самовара я и моя семья

 

Цели: познакомить учащихся с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся, прививать навыки этикета.

Оборудование и реквизит:

  1. Мини-выставка пачек и банок из-под чая.
  2. Фотографии: чайный куст, чайные плантации.
  3. Изображения (фото, рисунки) самоваров.
  4. Репродукции картин: «За чаем» К. Коровина, «Чаепитие в Мытищах» В. Перова.
  5. Плакаты: «Устал - пей чай», «Жарко - пей чай», «Холодно - пей чай».
  6. Выставка рисунков на тему «У самовара я и моя семья».
  7. Пачка сахара-рафинада, сахарница, ложечка для сахара.

 

Ход мероприятия:

Учитель. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повседневную жизнь многих народов мира.

Тренинг « Как вы себя чувствуете?»

Учитель обращается поочерёдно к ребятам с вопросом о самочувствие,о настроении.Человек чувствует себя  хорошо ,когда светит солнце,когда дома всё хорошо,когда его любят,когда рядом есть друзья с кем можно поделиться радостью,поговорить о том ,о сём.Знаменитый французский писатель Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете- это роскошь человеческого общения.И если вас приглашают на чай,на чаепитие- значит вас приглашают  к общению.

Чтец.        Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

Учитель. Давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья одного вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу этого растения на себе. Они высушили его листья, заварили кипятком, как делали это с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил. Так рассказывает одна старинная китайская легенда об открытии тонизирующих свойств чая.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Ценился чай очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. А при дворе этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шелка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая.

На первых порах не все умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - полкило чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо, Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

1 -й ученик. Как же попал чай на Русь?

Учитель. 360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетов с надписью «бахча», что значит «чай для заварки». Русские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что русскому царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.

Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставках чая. В Китай отправился первый караван русских купцов. Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы. Жадные купцы продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали.

Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Послушайте частушки, которые были написаны более ста лет назад.

 

Частушки

Учитель. Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

1-й ученик. Чайный куст - это вечнозеленое растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают кусты.

Демонстрация фотографий: чайные плантации, чайный куст, сбор чая.

Учитель. Но основная работа - сбор чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и складывают в специальные корзины.

Можно продемонстрировать банку из-под чая с сюжетом «Сбор чая».

Учитель. Собранные зеленые листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уже к нам на стол.

Демонстрация пачек и банок из-под чая.

Знаменитые русские художники Перов,Кустодиев,Рябушкин на своих полотнах изображают   чаепитие как торжественный  ритуал.Учитель демонстрирует репродукцию «Извозчик за чаем».Посмотрите ,как он пьёт чай из блюдечка-истово с величавым достоинством.Он сидит в трактире,отдыхает,пьёт чай,пьёт по многу-на дворе сильный мороз.Пьёт из блюдечка,которое держит на вытянутых пальцах,пьёт обжигаясь,дуя на блюдечку с чаем

- А вот картина Кустодиева  « Купчиха за чаем».Вы видите пышную великолепную,белотелую русскую красавицу,которая торжественно пьёт чай

-Что вы ещё видите на картине?

Разнообразие снеди на столе с сочным арбузом,который венчает это чаепитие.Обратите внимание ,как купчиха держит в руке блюдце,отставив мизинец далеко в сторон.

-Разве пить так удобнее?Конечно нет.Эти искусственные приёмы придумали когда то  купчихи,чтобы отличаться от простых крестьянок.Вот мол какие мы деликатные ,даже чашку держим по особенному!

Учитель. А сейчас послушайте загадку - и, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

Чтец.        Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

Самовар - водоногревательный для чая сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри. Такое определение мы встречаем уже в1860годы в толковом словаре В.Даля.

Но для русского народа самовар значил гораздо больше, чем просто нагреватель воды.

Он был на Руси своеобразным символом семейного очага, уюта.

Трудно представить дом без самовара!

2вед.

Изобрели самовар в России в18веке. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство, особенно в Туле. К середине19века В Туле уже существовало около 80 фабрик.

Учитель. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения - занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печка-матушка, да самовар-батюшка».

2-й ученик. А когда появился самовар?

Учитель. Самовар - исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара - Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Демонстрация рисунков и фотографий различных самоваров.

3-й ученик. Как же пользовались таким самоваром?

Учитель. А об этом вам расскажет сам Самовар.

Самовар. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Учитель. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель...

Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.

Учитель обращает внимание на картину К. Коровина «Зачаем", дает по яснения.

(ЗВУЧИТ «ПЛЯСОВАЯ», вбегают скоморохи)

1ском.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ!

Тебя развлеченье ждёт!

2ском.

Дорогих гостей

Ждёт множество затей!

В игры можно поиграть,

От души повеселиться,

Вкусного чайку напиться!

Игра «Куманёк»

Дев.

Эй, кум-куманёк,

Где ты живёшь?

Что, куманёк,

Ко мне в гости не идёшь?

Мал.

Я иду, иду, иду!

Самовар в руках несу

Эй, чай, чай, чай, выручай!

Уж ты, кумушка, встречай!

Все:

Тары-бары-растабары,

Выпьем чай из самовара!

С сухарями, с кренделями,

С бубликами вкусными

С сушками, ватрушками!

Дев.

Напекли мы для гостей

Много разных вкусностей!

Все:

Тары-бары-растабары,

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём!

Нашу песенку споём

А там где чай, там и чайные частушки!

ЧАСТУШКИ

1.Эй, девчата, хохотушки, запевайте-ка частушки!

 Запевайте, поскорей чтобы было веселей!

2.Мы частушек много знаем и хороших и плохих!

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких.

3.Пропоём мы вам частушки замечательны таки

Что пойдут плясать старушки, затанцуют старики!

4.На столе у нас пирог, пышки да ватрушки,

Так споём же про чаёк чайные частушки!

5.Самовар блестит кипя, чай в нём пенится!

Посмотри же на себя, ну и отраженьеце!

6.Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко чай?

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

7.В пляске не жалей ботинок, предлагай-ка, чай друзьям!

Если в чае есть чаинки, значит, пишут письма вам!

8.Если б не было воды-не было б и кружки,

Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

9.Ой, довольно, мы напелись, дайте смену новую

Ой, спасибо баянисту за игру весёлую!

10.Мы напели вам частушек, чтоб порадовать гостей.

Напекли мы финтифлюшек, бубликов да калачей.

Все:

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали!

Хоз. Конкурс «Кто больше знает названий чая»

(Скоморохи раздают сушки)

       Конкурс «Узнай из каких произведений эти строки»

1.«А на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке

Самовар стоит, словно жар горит, и пыхтит , и на бабу поглядывает»

(Федорино горе)

       2. «Муха по полю пошла, муха денежку нашла,

             Пошла муха на базар и купила….»

           (Муха Ц-ха)

       3. «Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,

             Но пузатый от меня убежал, как от огня»

            (Мойдодыр)

       4. «Кто там? Это я, принёс вам посылку, только вам её не отдам- у вас документов нету»

            (Дядя Фёдор)

        Скоморохи

      Молодцы у нас ребята!

      А девчата? И девчата!

     РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «Варенька»

4-й ученик. Неужели чай действительно лечит?

Учитель. А о свойствах этого замечательного напитка расскажет Хозяйка чайной.

Хозяйка. Действительно, ученые установили, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

5-й ученик. А я знаю народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколько минут.

6-й ученик. При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем.

7-й ученик. Примочки из чая помогают при солнечных ожогах.

Хозяйка. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.

Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различным запахам. Поэтому его следует хранить в фарфоровой, фаянсовой или стеклянной посуде с плотно закрытой крышкой.

Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления. Водопроводную воду следует отстаивать несколько часов, чтобы улетучился хлор, и лишь отстоянную воду кипятить. Снимать чайник с огня следует в тот момент, как только вода закипит. Прежде чем заваривать чай, заварочный чайник следует ополоснуть кипятком. Потом в него насыпают сухую заварку из расчета: одна чайная ложка на стакан воды плюс одна чайная ложка на чайник. Затем чайник заливают кипятком на две третьих объема, закрывают крышкой, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Настаивают пять минут, после чего доливают кипятком.

8-й ученик. Сахар в чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности нешумно.

9-й ученик. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.

10-й ученик. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

В зал входят мальчик и девочка с подносами в руках, на подносах - пироги.

Девочка. Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Мальчик.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Хозяйка. Всех гостей приглашаем к столу.

Чтец1

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечится.

Чай всех снадобий полезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Чтец2.

Посидеть за самоваром

Рады мы, наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар гудит, самовар шумит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Чтец3.

Самовар! Самовар!

Старый медный самовар!

Может, стал ты слишком стар?

Где ж твой прежний пыл и жар?

Всё стоишь, да пыхтишь

Всё никак не закипишь!

Чтец4.

Что вы, что вы!

Как не стыдно?

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь!

Как сейчас раскипячусь!

Всё во мне уже клокочет!

Всё кипит…

Кто чая хочет?

Наливай, получай!

Самый вкусный свежий чай!

Ском.1

Самовар-то греется,

Вот-вот закипит!

Надо, чтобы вовремя

Стол наш был накрыт.

Ском.2

Наш большущий самовар

Весь горит, как птица-жар

Кран-верток открывается,

Чудо-чай наливается!

Хоз.

Пока мы гостей забавляли и себя развлекали, Самовар, как верный друг, всё слушал

И радовался за нас. Давайте споём для него песню.

ПЕСНЯ

1.Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам.

Вкус их всех вас может удивить.

           Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай,

И, наливай-ка нам ароматный чай.

2.Знаем лучше доктора серьёзного

Лечит чай и скуку, и тоску

Приглашаем взрослых мы и всех гостей

Выпить ароматного чайку!

ПРИПЕВ

У меня  в руках чайная чашка.Пусть она будет символом приглашения к чаю.Передавая её из рук в руки ,подумайте ,кого бы вы пригласили на чай?Какие найдутся слова для этого?А ведь очень важно ,как прозвучит приглашение .

Приглашаем всех к праздничному столу! И думаем, что русские традиции и обычаи вы донесёте до своих детей и внуков. А самовар всегда будет украшать ваш стол!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...