Создание самоуправления в классном коллективе
методическая разработка по теме

Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_samoupravleniya_v_klassnom_kollektive.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание самоуправления в классном коллективе

Разработала учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Кыштыма,

Челябинской области Никитина Светлана Геннадьевна

«Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей».

                                       Г. Гегель

В педагогической литературе существует множество определений понятия «самоуправления». В моей деятельности наиболее помогают выказывания академика В.М.Коротова и белорусского исследователя В.Т Кабуша:

В.М. Коротов: «Самоуправление – это метод организации воспитательного коллектива»

В.Т. Кабуш: «Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации»

Ученики же понимают самоуправление в своих классах как:

  1. управление жизнью класса;
  2. организацию дел своего класса, а значит, и для себя;
  3. решение задач, поставленных перед классным коллективом;
  4. школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

После того, как составлена сущностная характеристика самоуправления, можно назвать его главные целевые ориентиры:

  1. Содействие развитию ребенка.

Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод) развития детей. Участие ребят в работе самоуправления помогает сформировать такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность.

  1. Организация эффективного функционирования учебной деятельностью.

Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от дисциплины и заканчивая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.

  1. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности. Выполнение поручения не должно быть ограничено стенами учебного кабинета, а происходить и там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.

 Принципы самоуправления.

  1. Деятельное наполнение работы органов самоуправления.
  2. Социальная значимость деятельности самоуправления.
  3. Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.
  4. Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления.
  5. Добровольность и выборность органов самоуправления.
  6. Инициатива, самостоятельность и творчество детей.
  7. Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.
  8. Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.
  9. Обязательное представление классных коллективов в органах школьного самоуправления.
  10. Взаимодействие всех органов самоуправления.
  11. Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении их решений.

Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.

Воспитательный потенциал поручения:
- социально ценная направленность поручения;
- личностная значимость для ребенка выполняемая им работа;
- наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;
- инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т. п.);
- развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочка» их последовательности - от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Если классный руководитель младших школьников уделяет внимание этой проблеме в работе с классом, то и на средней и старшей ступенях обучения дети с удовольствием выполняют самые различные поручения.

  Стиль взаимодействия педагога с учащимися и их органами самоуправления.

  1. Не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам.
  2. Выстраивай доверительные отношения с детьми.
  3. Гарантируй помощь каждому при подготовке дела.
  4. Избегай мелких несущественных замечаний (придирок).

Самоуправление «Солнечный город»

Девиз класса: «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось»

Правила жизни в классном коллективе:

Хотим все знать и все уметь

И везде во всем успеть!

Старших все мы уважаем

И в труде им помогаем!

Будем вместе мы везде:

В учебе, в спорте и труде!

Всегда мы вместе отдыхаем,

Скуки мы ни в чем не знаем.

Любим петь и танцевать,

И культуру соблюдать.

Воспитательная система «Солнечный город» направлена на развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствует становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника, предполагает целенаправленное и поступательное освоение учениками азбуки организаторского мастерства, формирование реально действующего самоуправление в классе.

Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие «Незнайка в Солнечном городе». Главный герой – Незнайка, он пока ничего не умеет делать сам, но очень хочет всему научиться. Эти качества были близки нам –первоклассникам. Решением классного собрания Незнайка был принят  учеником в наш класс. И здесь перед нами встала проблема: нам очень хотелось, чтобы Незнайка был не виртуальным образом, а всегда присутствовал в нашем классе.  Мы  решили сделать его собственными руками.

Открыли творческую мастерскую: придумали внешний образ, провели выставку рисунков, выбрали лучший эскиз и в кружке у В.И.Сулаковой с помощью вожатых слепили его из глины. С тех пор Незнайка живет в нашем классном уголке.

В начальной школе в силу возрастных особенностей детей, малого запаса знаний и умений, отсутствии стойких организаторских качеств ребят,  речь можно вести не о самоуправлении, а только о соуправлении.

Ключевым принципом организации самоуправления  в начальной школе является идея сотрудничества детей и взрослых.

В путешествие Незнайка и ученики отправились не одни, а вместе с классным руководителем, вожатыми и родителями учащихся.

Классный руководитель – помогает микрогруппам, давая советы и задания, развивающие способности и другие личные качества детей. 

Родители — первые помощники во всех начинаниях. Они помогают в организации и проведении экскурсий и коллективных творческих дел, приобретении необходимых материалов для сказочных мастерских.

Вожатые - организуют работу команд  и помогают младшим обрести свои первоначальные организаторские умения и навыки.

Система классного самоуправления «Солнечный город» рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Каждый год мы путешествуем по определенному маршруту.

Путешествие в Мир Эмоций (1 класс)

 Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудничества (2 класс)

Путешествие по Внутреннему Миру (3 класс)

Путешествие в мир Будущего (4 класс)

Каждый маршрут содержит определенные воспитательные задачи. И я, как классный руководитель стараюсь, чтобы система воспитательных мероприятий, проводимых с детьми, была направлена на выполнение поставленных задач.

Путешествие в Мир Эмоций

  1. Развивать позицию школьника.
  2. Обучать навыкам саморегуляции.
  3. Снижать чувство страх перед ошибками.
  4. Повышать самооценку детей.

Путешествие в Мир Дружбы и Эмоций

  1. Развивать толерантность и сотрудничество у детей.
  2. Развивать умение принимать ситуацию и изменять ее.
  3. Работать с симпатиями и антипатиями в классе.
  4. Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.

Путешествие по Внутреннему Миру

  1. Формировать осознание детьми своего образа «Я» глазами другого.
  2. Развивать положительное отношение, принятие себя и Другого.
  3. Развивать самостоятельность у детей.
  4. Развивать сплоченность детского коллектива.

Путешествие в Мир Будущего

  1. Формировать умение строить перспективы будущего, цели, средства их достижения.
  2. Корректировать чувство страха перед будущим.
  3. Развивать осознание сферы прав и обязанностей.

В игре-путешествии действует система чередования поручений, чтобы каждый ребенок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности.

Смена поручений с обязательным подведением итогов коллективного и индивидуального их выполнения происходит на классном собрании «Я — сам!», которое проводится один раз в месяц. На нем дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную. Оценка выставляется с помощью цветных ладошек:

  1. красная — здорово;
  2. зеленая — ты (я) на верном пути;
  3. синяя — надо еще получиться.

Такие же оценки используются и при анализе коллективного творческого дела.

В ходе оценки своей деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное и делать выводы. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем и сам научу кого-нибудь тому, что умею сам».

Младшие школьники должны научиться выполнять порученное дело ответственно, вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении ответственных поручений и поощрять инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение.

Обязательно должна действовать система поощрений.

Поощрять успехи учащихся можно по-разному: вручать грамоты, дипломы и сюрпризы, вносить фамилии учащихся в классную книгу почета. Хорошей формой поощрения может быть чествование активистов класса, которые делают жизнь в классе интересной и разнообразной.

 Интересной формой поощрения может стать вручение памятных медалей, которые изготовляют сами ребята для своих товарищей. Медали можно выполнять по-разному: писать добрые пожелания, нарисовать портрет учащихся и использовать его на медали. Очень доброй формой поощрения учащихся может стать письмо родителям учащихся с благодарностью за поведение ребенка.

Записи с благодарностью учащимся за активную работу в классе должны регулярно появляться в школьном дневнике. Это тоже является хорошим стимулом для учащихся.

   

Наши классные дела

День сюрпризов.  В этот день дети, вожатые  и учитель дарят друг другу подарки – песни, стихи, комплименты. Маленькие сувениры, изготовленные собственными руками. Накануне классный руководитель проводит тайную жеребьевку: каждый ребенок вытягивает листок с именем того, кому он должен приготовить сюрприз.

День бантиков. В этот день все девочки, мальчики и те, кто приходит в класс, должны обязательно быть с бантиком. Итогом становится конкурс «Мистер  Бант и мисс Бантик».

Праздник дома. Дети вместе с родителями, используя одну из форм творческого представления, рассказывают о своей семье, о ее реликвиях и традициях, совместных увлечениях и интересах, важных событиях и семейных историях.

День игрушек. В течение всего дня в классе гостят самые любимые игрушки детей. Подготовка к этому празднику ведется заранее. Ученики организуют выставку «Игрушки разных времен», на которой представлены игрушки современные, а также эпохи мам и пап, игрушки, сделанные своими руками. Дети рассказывают об истории появления игрушки, придумывают про них рассказы.

Праздник, который придумали мы. Он проходит в форме творческого отчета по итогам учебного года. Каждый ученик размышляет и творчески представляет свой ответ на вопрос: что я узнал в этом году? чему научился? что полезного сделал?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоуправление в классном коллективе.

Классный коллектив "Пчёлки"...

самоуправление к классном коллективе

из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе...

Создание самоуправления в классном коллективе

Игровая модель позволяет научить учащихся самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно....

Самоуправление в классном коллективе

Как организовать классный коллектив так, чтобы каждому ребёнку нашлось дело по душе? Чтобы ребята были Вашими помощниками, а Вам и слова не надо было молвить? Пример организации самоуправления в класс...

Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формиру...

Самоуправление в классном коллективе.

Организация самоуправления в классе...