Главные вкладки

    Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников
    статья (4 класс) по теме

    Соколова Елена Яковлевна

    Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей Родине.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

    «У каждой семьи есть своя «живая душа»,

    в которой есть и цветущий райский сад,

     и родники «живой» воды,

    и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо,

     а корнями – глубоко в землю…

     Добрые традиции, подобные этим родникам,

    укрепляют – животворят семью».

    Л.Н.Толстой

    Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей Родине. К сожалению, сейчас многие устои и ценности забыты.

    «Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению». Об этом нам говорит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Одной из базовых национальных ценностей является семья.

    Семья – это любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе.

    Процесс принятия семейных ценностей начинается с дошкольного возраста и продолжается всю жизнь. Однако важно научить младших школьников умению раскрыть, понять и принять эти ценности.

    Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению, т.е. традиция.

    «Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)». С.И.Ожегов

    Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками опытом, знаниями. Семейные традиции один из способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье.

    Изучение семейных традиций младшими школьниками позволяют им понять ценность семьи, гордиться своей семьёй, бережно относиться к ней.

    Классный руководитель имеет возможность помочь семье в понимании необходимости сохранять и бережно относиться к семейным ценностям. Он призван ознакомить ученика с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали, воспитывать любовь к родителям, близким, а так же создать условия для изучения семейных традиций.

     Одной из целей моей воспитательной работы является изучение семейных традиций.

    Для достижения поставленной цели в своей работе я использую различные формы: урок, внеклассная работа, внешкольная работа.

    Основными методами воспитания ценностного отношения к семье и семейным традициям являются: беседа с элементами дискуссии, воспитывающие ситуации, частично-поисковый метод, презентации.

    Важно выстроить свою работу так, чтобы она имела систему.

    Работу с детьми начинали с изучения традиций разных народов. В День толерантности был проведён классный час в форме беседы с использованием игровых технологий. Дети проявили интерес к традициям разных народов и пришли к выводу, что важно знать традиции своего народа.

    При изучении традиций русского народа провели классный час, посетили Российский Этнографический музей, Русский музей, Эрмитаж, организовали выставку книг «Русские традиции».

    В конце года состоялся праздник совместно с родителями, посвящённый окончанию учебного года, на котором была проведена викторина по русским традициям. После чего родители провели конкурс на знание пословиц и загадок о семье. Мы затронули тему семейных традиций. В завершении праздника дети совместно с родителями решили, что нужно лучше знать традиции своей семьи и в следующем учебном году начать работу по изучению семейных традиций.

    «Семейные традиции» - очень интересное направление в работе с семьёй, как для учителя, так и для детей и их родителей.

    Целесообразно начинать работу в этом направлении с проведения родительского собрания по проблеме формирования интереса к семейным ценностям.

    В начале учебного года было проведено родительское собрание в форме круглого стола по теме: «Роль семейных традиций в воспитании детей».

    В начале собрания я предложила родителям задуматься над вопросами.

    1. Какие традиции хранятся в вашей семье издавна?
    2. Как в вашей семье проводятся праздники?
    3. Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников?
    4. Влияют ли семейные традиции на воспитание детей?

    После чего родителям были предложены вопросы для обсуждения:

    1. Чем важны семейные традиции?
    2. Могут ли семейные традиции повлиять на создание семейных отношений детьми в будущем?

    В ходе обсуждения этих вопросов родители пришли к выводу, что приобщение детей к семейным традициям скрепляют семейные узы, способствуют развитию трудовых навыков, помогают в воспитании детей.

    В дальнейшем родители активно включились в работу и оказали большую помощь детям и классному руководителю в организации и проведении различных мероприятий.

     С детьми были проведены классные часы: «Семейные традиции», «Семейные династии», «Бабушкин сундучок», «Семейный альбом»

    Надо сказать, что основной сложностью в работе является нехватка времени, поэтому, составляя план воспитательной работы, я использую не только классные часы, но и некоторые уроки, соответственно тематики.

    Так на уроках русского языка мы писали сочинение «Семейные традиции», отрадно то, что дети прониклись этой работой и искренне высказывали своё мнение:

    «Я очень люблю свой дом и моих родственников».

    «Я люблю свою семью и наши традиции»

    «У меня большая и дружная семья, которую я очень люблю».

    «Нам приятно дарить своим близким подарки, устраивать для них праздники».

    «Надеюсь, что в моей жизни будет много хороших традиций, которые я передам своим будущим детям».

    На одном из уроков работали над лексическим значением слов «отечество», «отчизна», «отчество» - одна из древних русских семейных традиций - присвоение отчества.

    На уроках внеклассного чтения, знакомясь с биографиями разных писателей, мы говорили об их семейных традициях.

    На уроке истории Санкт-Петербурга в теме «Моя родословная» составляли генеалогическое древо.

    Посещение Русского музея стало традицией нашего класса. Одна из тем была «Портретная живопись». В классе была проведена выставка работ «Автопортрет», «Портрет моей семьи». Эти работы вошли в детские альбомы «Моя семья и семейные традиции», которые создают дети на протяжении всей работы.

    В ходе нашей работы я наблюдаю за детьми. Интересен тот факт, что наша совместная работа дала возможность раскрыться детям, они стали более уважительно относиться к родителям, к старшему поколению. В выступлениях и работах детей прослеживается гордость за свою семью.

    Работа, проводимая в этом направлении, способствует возрождению семейных ценностей и традиций, что является одной их важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

    Литература:

    1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. , Тишков В. А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 23с.
    2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2004. – 252с.
    3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – 944с.
    4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
    5. http://guru1.ucoz.ru/publ/anketa_dlja_roditelej_quot_vasha_semja_i_ejo_tradicii_quot/1-1-0-5

     -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"

    В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...

    Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

    Формирование ценностногоотношения к здоровьюу младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

    Статья"Формирование ценностного отношения к семье,здоровью,здоровому образу жизни"

    Формировани5е у учащихся начальной школы норм здорового образа жизни через тесное взаимодействие семьи и школы"...

    Формы и методы работы классного руководителя по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников через семейное чтение.

    Средством полноценного духовного общения ребёнка и взрослого может стать традиция семейного чтения....

    Статья (4 класс) по теме: Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

    Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...

    Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

    Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

    Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

    Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...