"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"
статья по теме

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, является обращение к Православным традициям семейного воспитания. В настоящее время во многих российских семьях остаются невостребованными духовно-нравственные ценности, поэтому роль школы по формированию у детей ценностного отношения к семье и семейным традициям возрастает. Большие возможности в корректировке семейное воспитание, воспитании будущего семьянина открывает учителю реализация воспитательного потенциала программы внеурочной деятельности «Дорогою добра». В статье автор делится своим опытом в решении проблемы формирования семейных ценностей у учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников

во внеурочной деятельности на основе традиций

православного воспитания"

И.В. Николаева

Важнейшей проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохраняла и преумножала Православная Церковь. Протопресвитер Василий Зеньковский еще более полувека назад писал: «Духовная крепость семьи раньше давалась легче…, теперь же она дается с трудом…Целостность в семье сохраняется и проявляется легче в сфере внешнего быта, ущемление же этой целостности больше всего касается духовной стороны… Тот духовный аромат, который раньше выделялся семьей…, ныне стал редким, в силу чего семья начинает утрачивать свою главную, питательную для детей силу…».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. Вопросам семейного воспитания всегда уделялось в обществе большое внимание.

В современной светской и православной педагогике представлены три точки зрения на понятие семьи и принципы воспитания в семье. Первая традиционно рассматривает семью как институт социализации и первичную ячейку общества (А.И.Антонов, О.И.Волжина и др.). Согласно второй точке  зрения, православная педагогика представляет семью как малую Церковь, в которой соблюдается иерархия, установленная законом Божиим (В.А.Беляева, о. Алексий (Уминский) и др.) Третья точка зрения на семью – интеграция достижений научной педагогики (К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, В.В.Зеньковский) с учением и жизнью Православной Церкви. Многие современные исследователи считают, что восстановление традиционного уклада жизни семьи, основанного на православных традициях семейного воспитания, поможет решить проблему духовно-нравственного воспитания детей.  

Главными ценностями семьи всегда были: духовно здоровая семья; чувство любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи; послушание родителям; совместный труд; семейные традиции. В настоящее время, когда во многих российских семьях остаются невостребованными духовно-нравственные ценности, роль школы по формированию у детей ценностного отношения к семье и семейным традициям возрастает. Большие возможности в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина открывает педагогу реализация воспитательного потенциала программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Одной из таких программ является программа внеурочной деятельности «Дорогою добра», составленная на основе  методического пособия Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе».

Реализуя основные направления программы «Дорогою добра», педагог знакомит детей с православным взглядом на семейные ценности, воспитывает в них нравственные качества, необходимые в семейной жизни; решает конкретные задачи. На занятиях внеурочной деятельности у детей формируется правильное представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи, ребята знакомятся со способами выражения заботы, уважения, благодарности, усваивают такие понятия, как  «любовь», «послушание», «миролюбие», «уступчивость».

Важнейшим условием духовного здоровья семьи является авторитет родителей. Глубокое уважение, послушание и забота о своих родителях формируются у детей при знакомстве с библейскими сюжетами, заповедью о почитании своих родителей, чтении житийных и других произведений для детей, просмотре фильмов-призеров кинофестиваля «Семья России».  Важно, чтобы дети увидели примеры истинного почитания родителей и послушания им в жизни святых людей, героев литературных произведений, например, «Лето Господне» И.Шмелева, их сверстников – героев фильмов, живущих в наше время, и восприняли это как необходимое условие семейного счастья.

Заповедь о почитании родителей является  одной из ключевых в формировании у детей семейных ценностей. Очень важно как можно полнее и глубже раскрыть суть этих вечных, никогда не теряющих своей актуальности, слов: «Почитай твоих родителей». А кто, как не священнослужитель, сможет сделать это лучше. Во время бесед со священнослужителями ребята узнают много нового и полезного для себя, учатся давать нравственную оценку своим поступкам с точки зрения христианских заповедей.  Проблемы современных семей являются темой для разговора священника и с родителями воспитанников групп продленного дня, которые обсуждаются во время родительских собраний. Наиболее актуальными являются темы: «Нужно ли  наказывать ребенка», «Как распределяются в семье  обязанности между родителями»,  «Каким должно быть послушание детей родителям» и др.

Встречи со священником, всегда оказывающие на учеников самое благотворное влияние, не ограничиваются стенами школы. Одной из наиболее действенных форм воспитания являются экскурсии в храм. Традиционными стали для ребят экскурсии в храм преп. Сергия Радонежского в День знаний, к великим православным праздникам Рождество Христово и Пасха. Во время посещения храма дети узнают историю православных праздников, традиции их празднования, знакомятся с жизнью святых людей, у которых учатся послушанию и любви к своим родителям. Это помогает ребятам с большим вниманием и ответственностью отнестись к своим обязанностям в семье.

Счастливая, радостная семья — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выполнении своих обязанностей каждым ее членом. Эту мысль необходимо донести до каждого ребенка во время бесед на тему: «Секреты счастья моей семьи», «Какой будет моя будущая семья»,  «Мои обязанности в семье». Ребята знакомятся с тем, как распределяются обязанности в православной семье. Они узнают, что в семье у каждого есть свое природное предназначение. Порядок, данный Богом, таков, что мужчина в семье – глава, кормилец, и ему решать основные семейные вопросы. Женщина – помощница мужу, ее роль – воспитание детей и ведение домашних дел. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замена их во всех трудах, уход за ними в старости. Важно не только познакомить учеников с распределением семейных обязанностей, но и дать им почувствовать себя в роли других членов семьи. Для этого я создаю такие игровые ситуации, как: «Распредели обязанности в семье», «Помоги маме распределить семейный бюджет». Большой интерес у ребят вызывают диспуты на тему: «Нужно ли наказывать детей?» или «Как поощрить ребенка?», а также рассуждения о своей будущей семье, которое можно провести в форме конкурса рисунков.

Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственных семейных отношений, которые невозможны без наличия у всех членов семьи таких качеств, как благодарность, всепрощение, терпение, трудолюбие, доверие, а также понимания таких понятий, как «долг» и «ответственность». Огромную роль в формировании этих качеств играет знакомство с библейскими притчами и евангельскими сюжетами о земной жизни Христа и Девы Марии, показывающими примеры нравственного поведения в отношении к своим родителям, уважительного отношения к старшим, истинной материнской любви, которую являла в своей жизни Пресвятая Богородица.

Одной из главных обязанностей  детей по отношению к своим родителям является послушание. Воспитательный процесс, направленный на формирование в детях этой добродетели, осуществляется не только при проведении  клубных часов и мероприятий духовно-нравственной направленности, но и во время всех режимных моментов в группе. Тестовые вопросы: «С какого раза ты выполняешь поручения родителей?», «Какое из требований родителей тебе выполнить труднее всего?», «Что для тебя является решающим при выполнении родительских требований?», помогают определить уровень понимания и сформированности у детей этого нравственного качества. В процессе обсуждения результатов тестирования у детей формируется ценностное отношение к этой добродетели. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций, которые ставят перед выбором: послушаться родителей или сделать тихонько по-своему, обогащают жизненный опыт детей. Очень поучительным в этом отношении является  чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского, Б.Ганаго, Л.Родиной. Необходимы детям и примеры истинного послушания, которых много в жизни святых, например, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Вопрос о нравственном идеале семьи является одним из важнейших в формировании семейных ценностей. Необходимо знакомить детей с семьями, которые являются примерами истинного семейного счастья, раскрывая секреты этого счастья. Для многих православных христиан образцом семейной жизни, ведущей к святости, является семья царя Николая II, с жизнью которой ребята знакомятся на занятиях кружка «Азбука добра». Просматривая фотографии семейного альбома, кадры кинохроники семьи Романовых, читая письма императрицы Александры Федоровны и императора Николая Александровича, ребята проникаются духом этой семьи, открывают секрет ее счастья. Для того чтобы ответить на вопрос: «Чего не хватает современным семьям, чтобы быть такими же счастливыми, какой была семья Романовых?», я предлагаю детям  сравнить семейные ценности в Царской семье и современных семьях. По мнению ребят, семейное счастье  Романовых строилось на любви и уважении друг к другу, многодетности, делах милосердия, вере в Бога, выполнении своих обязанностей каждым членом семьи, почитании детьми родителей. Многим же современным семьям не хватает именно этих ценностей.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. К ним относится  и традиция семейного чтения, возрождению которой во многом способствует чтение в группе продленного дня житийных произведений, произведений Л. Чарской, Е. Поселянина, с которыми дети продолжают знакомиться дома вместе с родителями. Чтение же с произведений И.Шмелева  помогает пробудить в детях и родителях интерес к традициям православных и семейных праздников.  

Большое воспитательное значение для формирования у детей семейных ценностей имеет подготовка и проведение православных праздников, которые, конечно, не обходятся без элементов театрализации. Театральные рождественские и пасхальные постановки по сказкам «Морозко»,  «Семь ржаных колосков»,  «Щелкунчик»,  «Пасхальный колобок» позволяют вовлечь в воспитательный процесс ребят разного школьного возраста, создают условия для выработки коммуникативных навыков и для реализации творческих способностей учащихся, учат относиться к людям с терпимостью и добротой, отзываться на просьбы с сердечной теплотой и помогать друг другу искренне, без корысти. А традиционно проводимые пасхальные и рождественские конкурсы рисунков и поделок декоративно-прикладного творчества возрождают еще одну утраченную традицию семьи – совместное творчество.

Важнейшим воспитательным потенциалом, питающим душу ребёнка, является традиция семейного чтения. В наше абсолютно изменяющееся время её необходимо возродить, обратиться к этому источнику как средству нравственного воспитания ребёнка.

        Большой интерес вызывает у детей чтение произведений о жизни святых людей, которое может сопровождаться просмотром презентаций, мультипликационных фильмов, снятых по житию святых, фильмов о святых местах России. Особое внимание при этом важно уделить детству святых, их отношению к родителям, к своим братьям и сестрам, исполнению ими своих обязанностей в семье. Во время обсуждения прочитанного и увиденного дети приходят к выводу, что именно в семье закладывались основы духовно-нравственных качеств будущих святых, что всех их объединяло глубокое почитание родителей, послушание им, трудолюбие.

        О событиях великих православных праздников ребятам рассказывают страницы Священной Истории, а о традициях этих праздников замечательно написал в своей повести «Лето Господне» Иван Шмелев.

Одними из самых любимых для детей являются рождественские рассказы. В рождественских рассказах всегда есть место чуду и ожиданию чуда, а детская душа всегда тянется ко всему чудесному. Нравится детям в этих рассказах и то, что в них всегда утверждается христианская добродетель, а зло бывает побеждено. Наиболее понравившиеся произведения ребята перечитывают в семейном кругу, возрождая, тем самым, добрую традицию семейного чтения.

        В настоящее время одной из действенных форм обучения и воспитания является исследовательская деятельность учащихся. Программа внеурочной деятельности позволяет активно привлекать учеников к созданию проектов. Темы проектов, формирующих у детей ценностное отношение к семье,  могут быть самыми разными: «Как мы празднуем Рождество»,  «Наш семейный альбом», «Именины в моей семье» и другие. Исследовательские работы  позволяют лучше узнать историю своей семьи, способствуют сохранению ее традиций, воспитывают бережное отношение к ее прошлому, способствуют развитию интереса к жизни каждого ее члена.

Проблема формирования семейных ценностей остается на сегодняшний день очень актуальной. Необходимо искать новые стратегические подходы к воспитанию у детей любви к родному дому, семье, приобщению к семейным ценностям и традициям. Решить эту проблему можно только совместными усилиями семьи и школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин И.А. Собрание сочинений. - М.: Новый город, 1994.
2. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - СПб.: Типогр. А. Бенко, 1910.
3. Ушинский К.Д. Мысли о православной педагогике. - М.: Высокопетровский монастырь, 1994.

4. Яворская Н.И. Семейные праздники. – Калининград: ОГУП «Калининградское кн. изд-во», 2001.

5. Праздники Православной Церкви / Под ред. И.Смолькина. – М.: Православный приход храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево, 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...

Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование ценностногоотношения к здоровьюу младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Статья"Формирование ценностного отношения к семье,здоровью,здоровому образу жизни"

Формировани5е у учащихся начальной школы норм здорового образа жизни через тесное взаимодействие семьи и школы"...

Формы и методы работы классного руководителя по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников через семейное чтение.

Средством полноценного духовного общения ребёнка и взрослого может стать традиция семейного чтения....

Статья (4 класс) по теме: Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...