Дополнительная образовательная программа "Росинка" 1-4 по ФГОС
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Дополнительная образовательная программа "Росинка" на 1 - 4 классы по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopoln.obr_.programma_rosinka.docx65.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Иванова М.А../

Протокол №  1

от «26»  августа  2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с

углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

____________/Пастухова Т.В./

«28  » августа  2012 г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

  _________/Бортникова  Н.Ф./

 Приказ №  ____     от

 «___»  августа 2012г.

Дополнительная образовательная программа

внеурочной деятельности

кружка «Росинка»

Ичитовкиной Татьяны Владимировны

(учителя начальных классов ,высшей квалификационной категории),

Программа рассчитана на

4 года обучения

Возраст учащихся 7-11 лет (1-4 классы)

                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                 педагогического совета

                                                                                 протокол № ____ от

                                                                                  «____» августа   2012 г.

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка.

             Программа «Росинка» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу»,( Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.)

             В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

             Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия:                                                                                                                                                       1.)Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011г.

2.) Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011г.

3.) Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011г.

4.) Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011г.                                                                                                                                               5)Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.

           Целью непрерывного школьного экологического образования и воспитания определяется  развитие личностных достижений учащихся начальных классов в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы; формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном  знании, экологическом мировоззрении.  

Задачи:

1.Оценить отношение школьников к природе родного края;

2.Развивать социальные и экологические знания школьников: формировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности, к природе родного края;

3.Создать систему содействия решению локальных и региональных экологических проблем путём включения в экологическую деятельность подрастающего поколения.

           Учитывая специфику экологического образовательного  и воспитательного (учебно-воспитательного) процесса в начальной школе как влияния, прежде всего, на духовную сферу личности, ценностно-деятельный компонент её структуры, в качестве интегративного  критерия экологической воспитанности младшего школьника выступает нравственно-экологическая позиция, представляющая собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающем миром.

В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках неформатированного образования учащихся.

           В дальнейшем экологическое образование определялось многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

           В настоящее время главной ценностью экологического образования как составной части естественнонаучного становится развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.

           В этих условиях возникает проблема выбора той или иной стратегии совершенствования эколого-образовательной деятельности. В этой ситуации, как никогда, нужны в образовательной практике не только адаптированные к школьной практике экологические технологии и методики, но и требуется создание новых, более адекватных, соответствующих реальному состоянию экологических проблем.

          В развивающейся системе непрерывного экологического образования  всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего,  с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребёнка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

          Отправной точкой в этом процессе должна явиться цель экологического образования применительно к данной возрастной категории детей. Конкретизацию общей цели на начальном этапе обучения можно выразить следующими целевыми установками:

-воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;

-становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

-активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;

-формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

           В реализации этих целевых установок первостепенную роль играет экологизирован-ное содержание учебного и дополнительного (внеклассного) образования.

           В учебном плане МОУ «СОШ №34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» в разделе внеурочной деятельности на курс программы «Росинка» отведено 4 года обучения. Внеурочные занятия проводятся по 1 часу в неделю и разделены на 4 блока.

           Планируется достижение трех уровней результатов:

В 1 классе  планируется достижение первого уровня результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.

Во 2-3 классе планируется достижение второго уровня результатов – развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.

           В 4 классе планируется достижение третьего уровня результатов – приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы.

           Основными  методами  являются систематические наблюдения,  беседы, рассказы, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз- дание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,в проведении общешкольной  «Недели в защиту животных», помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми.

           Материально-техническое обеспечение:                                                                                                                   -выбор оптимальных условий и площадок для  проведения различных мероприятий;                         -материально-техническое оснащение  для творчества младших школьников и оформления    детских работ;                                                                                                                                                    -наличие канцелярских принадлежностей;                                                                                                  -аудиоматериалы и видеотехника, телевизор;                                                                                -копьютер, мультимедийная установка;

Результатом деятельности могут быть театральные постановки, презентации с участием детей в мероприятиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ПРОГРАММЫ

Личностные универсальные учебные действия:

      Обучающийся научится:

проявление интереса  к знаниям в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы;  

ориентация на понимание причин успеха в деятельности в том числе на самоанализ и  самоконтроль результата, на  анализ соответствия результатов взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

                                                                                                                                                          Регулятивные универсальные учебные действия

               Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

планировать свои действия;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

 адекватно воспринимать оценку учителя;

 различать способ и результат действия;

 оценивать свои действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи.

Познавательные универсальные учебные действия

             Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказывания в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

анализировать объекты, выделять главное;

устанавливать аналогии;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

 Коммуникативные универсальные учебные действия

             Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения;

учитывать различные точки зрения;

формировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра;

 владеть монологической и диалогической формами речи.

учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, умение работать в группе.

           В итоге занятий по данному курсу учащиеся научатся:                                                                                                                                              -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;                                                                                            - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;                                                                             -ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;                                                                                                              -заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;- предвидеть последствия деятельности людей в природе
(конкретные примеры);                                                                                                                                                    -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);                                                                                                                                                                                 -наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;                                                                                             -оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;                                                                                                                                                                                          -ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;                                                                           -оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения
их экологической допустимости;                                                                                                                                                 -проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;                                                                                                                                                                                -выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования,  изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.

Тематическое планирование курса

1 год – Блок «Растём вместе». (34 часа)

                       Тема занятий

Вид занятий

Кол-во

часов

1

Что нас окружает. Природа живая и неживая.

Ввод.беседа

1час

2

Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 1 ч.

Ролев. игра

1час

3

Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч.

Ролев. игра  

1час

4

Путешествие в Экоград.

Наблюдение.

1час

5

Жизнь камней.

Эврис. беседа

1час

6

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Наблюдение

1час

7

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Наблюдение

1час

8

Знакомство с объектами живой и неживой природы.

Исследование

1час

9

Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы.

Практич. зан.

1час

10

Игра – спектакль «Кто самый важный?».

Команд.игра

1час

11

В природе всё взаимосвязано.

Ролев. игра

1час

12

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом.

Эврис. бесед.

1час

13

Опыт «Растём вместе».

Практич. зан.

1час

14

Работа в уголке природы.

Практич. раб

1час

15

Общение с «Зелёным другом».

Практич. раб.

1час

16

Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой.

Эврис. беседа

1час

17

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным.

Наблюдение

1час

18

Игра – сказка «Фрукты – овощи».

Ролевая игра

1час

19

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка.

Команд.игра.

1час

20

Сказка Леса.

Ролевая игра.

1час

21

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города.

Практич. раб.

1час

22

Защитите растения!

Обуч. презент.

1час

23

Игра «Картина мира».

Команд.игра

1час

24

Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям.

тест

1час

25

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека.  Экскурсия.

Наблюдение

1час

26

Пишем письмо Зелёному Другу.

Практич. раб.

1час

27

Экологическая игра «Жизнь камней»

игра

1час

28

Опыт «Растём вместе».

Практич. зан.

1час

29-30

Экосказка «Теремок»

Ролевая игра

2часа

31

Экологическая игра «Человечек из природного материала»

игра

1час

32-34

Работа в уголке природы.

Практич. раб.

3часа

 Содержание программы блока «Растём вместе». (34 часа)

п/п

                       Тема занятий

Содержание

1

Что нас окружает. Природа живая и неживая.

Разнообразие природы. Природа живая и неживая.

2

Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч.

Взаимодействие с природным объектом. Ощущение  своей включённости в мир природы.

3

Путешествие в Экоград.

Что такое Экоград?Расширение опыта восприятия природы. Беседа.

4

Жизнь камней.

Связь человека с неживой природой. Что может рассказать камень.

5

Знакомство с объектами живой и неживой природы.  3 ч.

Природа в моей жизни. Значение природы. Особенность живых существ. Наблюдение, исследо-вание .

6

Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы.

Ценность природы. Позитивное отношение к неживой природе

7

Игра – спектакль «Кто самый важный?».

Превращение кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный.

8

В природе всё взаимосвязано.

Явления природы. Презентация.

9

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом.

Друзья из природного окруже-ния. Рассказ о друге.

10

Опыт «Растём вместе».

Растения в природе и жизни человека. Творческое задание.

11

Работа в уголке природы.

Опыт «Растём вместе». Уход за растением. Творческое задание: рисунки.

12

Общение с «Зелёным другом».

Разговор с растением по секрету. Роль растений в жизни человека. Уход за ним.

13

Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой.

Правила ухода за растениями. Растение- источник красоты.

14

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным.

Работа в экологическом дневнике.

15

Игра – сказка «Фрукты – овощи».

Отгадывание загадок. Фрукты и овощи – источник труда.

16

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка.

Поведение в лесу. Рисуем лес.

17

Сказка Леса.

Работа с экологическим дневником.

18

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города.

Природные «фабрики и заводы» Растения – источники жизни..

19

Защитите растения!

Тайна о том, как устроена наша планета Земля, Солнце и другие звёзды Вселенной.

20

Игра «Картина мира».

Растения – источник знаний.

21

Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям.

Можно ли убрать на планете все растения и что произойдёт с нами.

22

Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека.  Экскурсия.

Роль растений на планете. Связь между растениями.

23

Пишем письмо Зелёному Другу.

Творческое задание.Пишем письмо растению, которое выбрали ребята.

24

Экологическая игра «Жизнь камней»

Позитивное отношение к живым объектам.Что может рассказать камень.

25

Опыт «Растём вместе».

Растения в природе и жизни человека.Уход за ними.

26

Экосказка «Теремок»

Выбор сказочных героев. Игра- инсценировка  экологической сказки.

27

Экологическая игра «Человечек из природного материала»

Изготовление поделки из природного материала.

28

Работа в уголке природы. 3ч.

Составим панно.Ценность растений. Творческое задание.

 2 год – Блок «Школа Добрых Дел».  (34 часа)                

п/п

                       Тема занятий

Вид занятий

Кол-во

часов

1

Что такое школа, экология? Известные люди пишут о школе

Вводное тестирование

1час

2

Экологическая беседа  «Природа родного края»        

Знакомство с произведен.

1час

3

Я в школе и школа во мне.

проект

1час

4

Правила поведения в школе.

Ролевая игра

1час

5

Игра «Бывает, не бывает».

Ролевая игра

1час

6

Игра – драматизация «Сказка о пропавшей школе».

Ролевая игра

1час

7

Когда появились первые школы?

Эврис.беседа

1час

8

Какие дела можно назвать добрыми?

Эврис.беседа

1час

9

«Школа будущего – будущее школы».

Инд.проект

1час

10

«Школа будущего – будущее школы».

Инд.проект

1час

11

Экологическое состояние пришкольного участка.

наблюдение

1час

12

Виртуальный проект «Школа будущего».

Груп. поект

1час

13

Виртуальный проект «Школа будущего».

Груп. поект

1час

14

Виртуальный проект «Школа будущего».

Груп. поект

1час

15

Что такое экологические проекты?

беседа

1час

16

Выбираем работу в эколого-образовательных мини-проектах.

беседа

1час

17

Проект «Вода для каждого важна».

исследование

1час

18

Проект «Покормите птиц».

акция

1час

19

Проект «Экологическая почта».

Ролевая игра

1час

20

Проект «Помощь бездомным животным».

акция

1час

21

Проект «Вредные и полезные привычки».

Уч.презентация

1час

22

Проект «Растения – индикаторы чистоты воздуха».

исследование

1час

23

Проект «Растения ближайшего окружения».

наблюдение

1час

24

Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты».

Инд.проект

1час

25

Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности».

беседа

1час

26

Проект «Наши друзья – домашние животные».

презентация

1час

27

Проект «Планета цветов».

Ролевая игра

1час

28

Что полезного я сделал?

беседа

1час

29

Обобщающее тестирование.

тест

1час

30

Экскурсия на  природу.

экскурсия

1час

31-34

Работа на пришкольном участке.

практика

4часа

Содержание программы блока  «Школа Добрых Дел».  (34 часа)                

п/п

                       Тема занятий

Содержание

1

Что такое школа, экология? Известные люди пишут о школе.

Понятие- экология..Красота природы. Природа- источник. требующий охраны.Тест.

2

Экологическая беседа  «Природа родного края»        

Природа родного края и её разнообразие. Природа- источник. требующий охраны.Беседа.

3

Я в школе и школа во мне.

Школа – социокультурное учреждение. Отношение к школе.Творческое задание: рисунки.

4

Правила поведения в школе.

Дорога в школу. Поведение в школе. Уют в школе.Игра.

5

Игра «Бывает, не бывает».

Экологические проблемы.

6

Игра – драматизация «Сказка о пропавшей школе».

Ответ на вопрос-рассуждение: что будет, если школа исчезнет? Разыграть ситуацию.

7

Когда появились первые школы?

Историческая справка. Рассказ о первых школах. Как учились дети.

8

Какие дела можно назвать добрыми?

Работа с экологическим дневником.Беседа.

9

«Школа будущего – будущее школы».

Работа с экологическим дневником.

10

.«Школа будущего – будущее школы».

Работа с экологическим дневником.

11

Экологическое состояние пришкольного участка.

Оцени своё отношение к пришкольному участку.Наблюдения.

12

Виртуальный проект «Школа будущего».

Работа с экологическим дневником.

13

Виртуальный проект «Школа будущего».

Работа с экологическим дневником.

14

Виртуальный проект «Школа будущего».

Работа с экологическим дневником.

15

Что такое экологические проекты?

Работа с экологическим дневником.Беседа.

16

Выбираем работу в эколого-образовательных мини-проектах.

Распределение тематики мини-проектов. Беседа.

17

Проект «Вода для каждого важна».

Значение воды на планете и в жизни человека. Исследование.

18

Проект «Покормите птиц».

Богат и разнообразен мир птиц.

Что ты можешь сделать для птиц? Конкурс на лучшую кормушку.

19

Проект «Экологическая почта».

Творческое задание. Пишем письмо: Кто спасёт природу? Отчего город может стать чище?

20

Проект «Помощь бездомным животным».

Откуда появляются животные?Кто виноват в этом? Как мы можем помочь животным. Доброта спасёт мир. Акция.

21

Проект «Вредные и полезные привычки».

Беседа о вредных и полезных привычках человека.

22

Проект «Растения – индикаторы чистоты воздуха».

Отчего зависит чистота воздуха?Оформление стенгазет.

23

Проект «Растения ближайшего окружения».

Роль растений в жизни человека.

24

Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты».

Роль растений в природе.

25

Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности».

Растительность родного края. Сбор материала в одну книжку.

26

Проект «Наши друзья – домашние животные».

Беседа о домашних животных. Уход за ними. Значение их присутствия в доме.Кто твой друг?

27

Проект «Планета цветов».

Разнообразие цветов на планете. Значение цветов в природе и жизни человека.

28

Что полезного я сделал?

Анализ индивидуальной  деятель-ности ребят и всей группы. Итог.

29

Обобщающее тестирование.

Тест.  

30

Экскурсия на  природу.

Экскурсия в парк.

31

Работа на пришкольном участке.   4часа

Наблюдения. Выводы.

 3 год – Блок «Мой Зелёный Друг». (34 часа)

п/п

                       Тема занятий

Вид занятий

Кол-во

часов

1

«Растения – живые организмы».

Ввод.беседа

1час

2

«Роль растений в природе и жизни людей».

Ролев. игра

1час

3

«Моё отношение к растениям».

   Тест

1час

4

«Из чего что сделано?»

Практич. зан.

1час

5

«Комнатные растения, откуда они?»

Эврис. беседа

1час

6

«Наблюдаем за комнатными растениями».

Наблюдение

1час

7

«Наблюдаем за комнатными растениями».

Наблюдение

1час

8

«Научная конференция».

Исследование

1час

9

«Опыты с комнатными растениями».

Практич. зан.

1час

10

«Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни растений».

Команд. Игра

1час

11

«Спор растений».

Ролев. игра

1час

12

«Про всех на свете».

Практич. раб.

1час

13

«Почемучкины вопросы».

Эврис. бесед.

1час

14

«Наши верные друзья».

Беседа

1час

15

«Исследовательская работа».

Практич. раб.

1час

16

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

1час

17

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

1час

18

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

1час

19

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

1час

20

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

1час

21

Проект «Мой Зелёный Друг».

Инд. проект

1час

22

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

1час

23

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

1час

24

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

1час

25

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

1час

26

«Работа по озеленению помещений».

Практич. раб.

1час

27

«Создаём музей комнатных растений».

Практич. раб.

1час

28

«Подарочный фонд комнатных растений».

Практич. раб.

1час

29

«Социологический опрос».

Тест

1час

30

Проект «Экологическая почта».

проект

1час

31-34

Работа на пришкольном участке.

практика

4часа

Содержание  программы блока  «Мой Зелёный Друг». (34 часа)

п/п

                       Тема занятий

Содержание

1

«Растения – живые организмы».

Беседа о растениях. Их роль в приро-деи жизни человека.

2

«Роль растений в природе и жизни людей».

Ролевая  игра. Значение растений в природе. Презентация.

3

«Моё отношение к растениям».

   Тест.

4

« Разнообразие мира растений»

Беседа о растениях. Практическое  занятие. « А вы знаете, что…»

5

«Комнатные растения, откуда они?»

Эвристическая беседа. Откуда пришли к нам растения? Презентация.

6

«Наблюдаем за комнатными растениями».

Наблюдение. Как ухаживать за растениями.

7

«Наблюдаем за комнатными растениями».

Наблюдение. Роль растений в жизни человека.

8

«Научная конференция».

Исследование. Полезные растения. Растения богатые витаминами.

9

«Опыты с комнатными растениями».

Что необходимо для ухода за растениями.Беседа.Почему в лесу легко дышать?

10

«Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни растений».

  Наблюдение. Отчего зависит внешний вид растений.

11

«Спор растений».

 Ролевая  игра. Презентация. Работа с пособием «Мой зелёный друг»

12

«Про всех на свете».

Планирование помещения под растения. Практическая работа.

13

«Почемучкины вопросы».

Эвристическая беседа. А вы знаете, что…. Работа с пособием «Мой зелёный друг»

14

«Наши верные друзья».

Беседа о друге растений. Потребности растений. Работа с пособием «Мой зелёный друг»

15

«Исследовательская работа».

Работа с экологическим дневником. Выбор растения для озеленения классной комнаты.

16

Проект «Мой Зелёный Друг».

Индивидуальный проект. Деятельность в рамках проекта.

17

Проект «Мой Зелёный Друг».

Индивидуальный проект. Работа с пособием «Мой зелёный друг»

18

Проект «Мой Зелёный Друг».

Индивидуальный проект. Работа с пособием «Мой зелёный друг»

19

Проект «Мой Зелёный Друг».

Индивидуальный проект. Работа с пособием «Мой зелёный друг»

20

Проект «Мой Зелёный Друг».

Индивидуальный проект.Работа с пособием «Мой зелёный друг»

21

Проект «Мой Зелёный Друг».

Индивидуальный проект Работа с пособием «Мой зелёный друг».

22

«Работа по озеленению помещений».

Размещение растений в классной комнате.Практическая  работа.

23

«Работа по озеленению помещений».

Размещение растений в классной комнате.Практическая  работа.

24

«Работа по озеленению помещений».

Размещение растений в классной комнате.Практическая  работа.

25

«Работа по озеленению помещений».

Размещение растений в классной комнате.Практическая  работа.

26

«Работа по озеленению помещений».

Размещение растений в классной комнате.Практическая  работа.

27

«Создаём музей комнатных растений».

 Упражнение в размещении растений в классной комнате. Практическая  работа.

28

«Подарочный фонд комнатных растений».

Красота, декоративность, полезность растений.

29

«Социологический опрос».

Тест . Проводим тест во всех классах. Итоги  тестирования.

30

Проект «Экологическая почта».

Насколько благоприятно влияют растения на окружающих.

31

Работа на пришкольном участке.   4 часа

Практика. Наблюдение.

4 год – Блок «Зелёная Аллея Памяти».  (34 часа)

п/п

                       Тема занятий

Вид занятий

Кол-во

часов

1

Поговорим об экологии.

Эвристическая беседа

1час

2

Чем я могу помочь природе?

беседа

1час

3

Поклонимся Великим тем годам. Страницы истории Родины.

презентация

1час

4

Проект «ВОВ в истории моей семьи».

проект

1час

5

Проект «Зелёная аллея памяти».».

проект

1час

6

Проект «Зелёная аллея памяти».».

проект

1час

7

Разрабатываем модель «Зелёной Аллеи Памяти».

практика

1час

8

Работа по моделированию аллеи.

исследование

1час

9

Роль растений в природе.

беседа

1час

10

Роль растений в природе.

беседа

1час

11

Выбираем деревья для нашей аллеи.

наблюдение

1час

12

Выбираем деревья для нашей аллеи.

наблюдение

1час

13

Спор Деревьев.

Ролевая игра

1час

14

Обсуждаем план работы.

беседа

1час

15

Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев.

наблюдение

1час

16

Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев.

наблюдение

1час

17

План посадки деревьев.

практика

1час

18

Опиши «Зелёный уголок памяти».

беседа

1час

19

Как ухаживают за Зелёным другом.

наблюдение

1час

20

Экскурсия в ОДЭЦ.

экскурсия

1час

21

Сказка –быль Е.Астафьева «Природа и её друзья».

Ролевая игра

1час

22

Рисуем эмблему «Зелёного Уголка Памяти».

конкурс.

1час

23

Проект «Птицы в нашем городе».

практика

1час

24

Проект «Птицы в нашем городе».

практика

1час

25

Проект «Птицы в нашем городе».

практика

1час

26

Проект «Птицы в нашем городе».

практика

1час

27

Презентация «Лучшая кормушка».

презентация

1час

28

Релаксация : что удалось и не удалось.

беседа

1час

29

Анализ экологообразовательной деятельности класса

экскурсия

1час

30

Социологический опрос.

тест

1час

31-34

Работа на пришкольном участке.

практика

4часа

Содержание программы блока  «Зелёная Аллея Памяти».                           (34 часа)

п/п

                       Тема занятий

Содержание

1

Поговорим об экологии.

Беседа об экологии, её значении.

2

Чем я могу помочь природе?

Экологически-грамотное поведение человека в природе и социуме. Беседа.

3

Поклонимся Великим тем годам. Страницы истории Родины.

Презентация о Великой Отечественной войне 1941-45 годов.

4

Проект «ВОВ в истории моей семьи».

Защита инд.проектов. Война косну-лась всех. След войны в жизни твоей семьи. Рассказы детей..

5

Проект «Зелёная аллея памяти».

Работа с учебным пособием «Зелёная аллея памяти» Многогранная ценность мира  природы.

6

Проект «Зелёная аллея памяти».

Работа с учебным пособием «Зелёная аллея памяти» . Растения хранят память о погибших.

7

Разрабатываем модель «Зелёной Аллеи Памяти».

Отношение к растениям. Беседа.Практика. Модель аллеи.

8

Работа по моделированию аллеи.

Исследование. Более глубокое представление о значимости растений в жизни человека. Эстетическая привлекательность и символическая ценность выбранных растений.

9

Роль растений в природе.

Более глубокое представление о значимости растений в жизни человека.Беседа.

10

Выбираем деревья для нашей аллеи

Эстетическая привлекательность и символическая ценность выбранных растений.

11

Выбираем деревья для нашей аллеи.

Связь растений с историческими событиями.Наблюдение.Презентация.

12

Проект «Зелёная аллея памяти».

Работа с учебным пособием «Зелёная аллея памяти»

13

Спор Деревьев.

Ролевая игра. «Я лучше всех…»

14

Обсуждаем план работы.

Беседа.Дополнительная работа с литературой. Подготовка к мини-проектам.

15

Характеристика деревьев. Сочетаемость деревьев.

Защита мини-проектов: «сочетаемость деревьев».Наблюдение.

16

Презентация «Зелёной Аллеи Памяти».

Презентация «Растительный мир разнообразен и велик»

17

План посадки деревьев.

Составление плана посадки.Практика.

18

Опиши «Зелёный уголок памяти».

Беседа. Как ты представляешь уголок памяти.

19

Как ухаживают за Зелёным другом.

Правила ухода за растениями. Необходимые условия.

20

Экскурсия в ОДЭЦ.

Экскурсия. Наблюдения за растениями

21

Сказка –быль Е.Астафьева «Природа и её друзья».

Ролевая игра.

22

Рисуем эмблему «Зелёного Уголка Памяти».

Творческое задание. Рисуем эмблему. Конкурс.

23

Проект «Птицы в нашем городе».

Нарушение экологических норм и правил. Экологические проблемы в нашем городе.

24

Проект «Птицы в нашем городе».

Беседа. Нужна ли наша помощь птицам.

25

Проект «»Птицы в нашем городе.

Акция «Накорми птиц»

26

Проект «Птицы в нашем городе».

Конкурс «Лучшая кормушка»

27

Презентация « Лучшая кормушка».

Презентация. Что у нас получилось? Новые домики для птиц.

28

Релаксация : что удалось и не удалось.

Беседа.

29

Анализ экологообразовательной деятельности класса.

Экскурсия в парк.

Экскурсия.

30

Социологический опрос.

Тест.

31

Работа на пришкольном участке.  4 часа

Наблюдения.Практика.

Литература.

При составлении программы использованы методические пособия:

1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);

2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);

3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);

4.  «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);

5.«Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области» (Е.Е.Морозова, О.И.Кайота. – Изд-во Саратовского университета, 2011).

6. Программа внеурочной деятельности школьников  «Открывая для себя природу» Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.

Литература.

1.)Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с.

2.) Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.

3.) Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.

4.) Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011.36 с.                                                                                                                                                5)Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.

Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....