Главные вкладки

    Технология планирования воспитательной работы в классе.
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Гаврилова Марина Николаевна

    Моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие каждого обучающегося.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_planirovaniya_vospitatelnoy_raboty_v_klasse.doc223.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Воспитывает все: люди, вещи, явления,

     но, прежде всего и дольше всего – люди.

    Из них на первом месте – родители и педагоги».

    А. С. Макаренко

    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

    Начальная школа - принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный  статус и увеличивается потребность в самовыражении.

    Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности — процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

    Мой 25-летний опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие за парты, уже не те, что были десять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей  встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых),  неумение чувствовать и нежелание задумываться, дети ограничены в  общения со сверстниками, родителями. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

    За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей.

     Целью моей работы стало моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие  индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни.

    В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

     Основа воспитательной работы -  ориентация детей на общечеловеческие ценности. Я работаю под девизом: «Доброта победит мир».

    В процессе работы я создаю условия:

    1. для проявления активной общественной, гражданской позиции;
    2. для саморазвития и самореализации;
    3. для социализации личности в современных условиях.

    Функции и содержание моей работы как классного руководителя:

    1. аналитическая
    2. организационно-координирующая
    3. коммуникативная

    Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:

    1. Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

    2. Принцип целостности  урочной и внеурочной деятельности.

    3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая.

    4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.

    5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

    Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

    Приступая к планированию воспитательной деятельности с классным коллективом, нужно правильно и более точно сформулировать задачи воспитательной работы. А для этого мне необходимо видеть специфику своего класса. План  приобретёт силу, глубину и интерес только тогда, когда при его составлении учитываются интересы и  индивидуальные особенности каждого ребёнка. И чтобы правильно и более точно сформулировать задачи воспитательной работы, необходимо проанализировать неудачи, чтобы избежать их в дальнейшем, определить ожидаемые проблемы в текущем году. Успех воспитания заложен в триединстве: учитель – ученик – родитель. А значит нужно постараться сформировать из родителей коллектив единомышленников.

    Технология планирования

    воспитательной работы в классе.

    1. Определение специфики класса.
    2. Анализ проведённой воспитательной работы в предыдущем полугодии.
    3. Учёт и анализ индивидуальных особенностей детей.
    4. Постановка целей и задач воспитательной работы.
    5. Обоснование средств, форм и методов воспитательной работы с классом.
    6. Определение специфики работы с родителями.
    7. Определение способов изучения эффективности воспитательной работы в классе.  

    1.Определение специфики класса.

                                     (ХАРАКТЕРИСТИКА    КЛАССНОГО   КОЛЛЕКТИВА)

     

    1. Общие сведения о классном коллективе.

    В 4-Б классе 15 учеников. Из них 8 девочек и 7 мальчиков. С начала учебного года состав класса пополнился двумя обучающимися и Барановской основной школы: Блинов Михаил  и Алексеев Данила.

    Кроме Алексеева Данилы всем детям на период до 31 декабря 2011 года исполнится 10 лет, Даниле – 6 февраля 2012 года.

    Теперь 6 учеников проживают в сельской местности. До школы добираются на автобусе, у всех есть проездной билет. После школы посещают группу продленного дня, где выполняют письменные домашние задания и второе питание от Красного Креста.

         II.             Содержание и характер учебной деятельности.

    По итогам 3-го года обучения в классе 1 отличница – Васильева Светлана, 11 хорошистов, Ефимова Ирина закончила год с одной «тройкой» по математике. Все имеют хорошее прилежание и поведение. У Алексеева Д. «тройки» по всем основным предметам, у Блинова М. те же оценки. Особые трудности у мальчиков по русскому языку и чтению.

    На уроках дети дисциплинированы, в классе хороший уровень работоспособности. На замечания и требования учителя все дети реагируют.

    В отношениях между детьми хорошо прослеживается взаимопомощь и во время урочной деятельности, и внеурочной, дружно работают в группах.

            Пропуски уроков по болезни и уважительной причине.

    После медосмотра выявлены проблемы со зрением у Корсаковой Дианы, Марковой Елены, Гусарова Егора, Андреевой Саши. Нарушена осанка у Андреевой Саши. Медработником школы учителю даны определённые рекомендации.

       

     III.      Самоуправление в классе

                    В 3-ем классе организация ученического самоуправления проходила таким образом:

    главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп (инициативные группы). В актив входят капитаны микрогрупп и командир класса. Командира класса дети выбирают путём тайного голосования. Микрогруппы создаёт учитель, учитывая индивидуальные особенности учащихся, интересы, место жительства (с детьми, живущими в одной части города, у учителя больше возможностей для организации совместного отдыха во время выходных и каникул) и пожелания детей. Капитанов малых инициативных групп выбирают дети, входящие в данную группу. Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников. Если капитан (командир класса) не справляется с обязанностями, то его переизбирают на внеочередном классном собрании.

    В классе организована работа следующих малых инициативных групп:

    1. " Затейники": организация перемен (игры с  первоклассниками); помощь в подготовке и проведении классных часов, праздников, конкурсов;
    2. "Творцы": выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов; поздравление именинников; праздничное оформление классной комнаты;
    3. «Группа контроля»: организация дежурства в классе, в школе; поведение в столовой, в гардеробе; контроль выполнения обязанностей дежурными; выпуск листовок по итогам дежурства; контроль соблюдения порядка во время проведения праздников и экскурсий;
    4. "Экологи": забота о растениях в классе, забота о зимующих птицах, выпуск познавательных газет о природе.

            IV. Взаимоотношения внутри коллектива.

            Взаимоотношения между детьми складываются по-разному. Случаются и конфликты. Но умение критиковать не только других, но и себя, умение прислушиваться к мнению других и уступать, помогает нашей «сильной половине» с достоинством выходить из конфликтных ситуаций. Мальчики нашего класса в уважительном отношении к девочкам берут пример с Ершова Егора. Он всегда пропустит девочку, учителя вперёд, откроет дверь, поможет при необходимости.

    Миша и Данила попали в достаточно сложившийся коллектив. Некоторое время класс присматривался к мальчишкам, а они, соответственно, к классу. Очень незаметно они влились в коллектив, как тут и были!

    У детей класса ответственное отношение к общим делам. В различных конкурсах загораются желанием быть первыми, без истерик воспринимают неудачи. Хотя беседа учителя необходима. После разбора неудачи класса или отдельного учащегося совместно находим причины неудачи. Принимаем решение, как исправить сложившуюся ситуацию.

    Наш коллектив маленький, но сплочённый, дети удовлетворены жизнедеятельностью класса.

    1.    Жизнь класса вне учебных занятий.

    В этом учебном году дети продолжают посещать школу искусств. Королевский Серёжа обучается игре на фортепьяно. Андреева Саша развивает свои певческие способности. Маркова Елена, Яковлева Виктория и Васильева Светлана учатся на  отделении танца. Ершов Егор и Гасанов Джавид –  на театральном отделении. Васильева Светлана – на художественном отделении. Девочкам очень нравится танцевать. Вместе с другими участницами ансамбля «Смешарики» участвовали в областном конкурсе художественной самодеятельности «Сельские звёздочки» в г. Опочке. Девочки и мальчики с желанием выступают в праздничных программах в ДК, школе и сельских клубах. Замечательные рисунки Светланы постоянно занимают призовые места в школьных и районных конкурсах. В Доме детского творчества секцию по футболу продолжает посещать Ершов Егор, а Корсакова Диана, Васильева Татьяна и Ефимова Ирина – кружок «Умелые руки» и кружок компьютерной грамотности. В классе есть юные шахматисты– Юпатов Артём и Васильева Света. Света развивает навыки игры с родителями и старшими братьями. Артём посещает школьный кружок. Почти всем составом класс посещал в школе дополнительное занятие по физкультуре.

    Только Роденкова Елена после школы сразу шла домой. Ситуация изменилась после посещения классом выставки декоративно-прикладного творчества  в Доме культуры, где были представлены работы детей и нашего класса. Лену заинтересовали поделки, выполненные из бисера. И с  начала этого учебного года Леночка записалась в кружок. Через неделю её примеру последовали Маркова Лена и Яковлева Вика. Мы и так очень активно участвуем во всех конкурсах, а теперь у нас ещё стало больше  «специалистов» своего дела.

     

    2. Анализ проведённой воспитательной работы

     в предыдущем полугодии.

    Воспитывающая деятельность в классе организовывалась по 6 направлениям:

    1. нравственно-правовое воспитание
    2. военно-патриотическое воспитание
    3. познавательная деятельность
    4. трудовое воспитание
    5. художественная деятельность и эстетическое воспитание
    6. спортивная деятельность

    Запланированные мероприятия во II-ом полугодии 3-го класса все проведены. Во время подготовки и проведения  классных часов дети были активными участниками. Васильева С., Ершов Е., Гасанов Д., Яковлева В., Маркова Л., Роденкова Л. сами предлагали свою помощь.

    Для классного часа «Страны СНГ» дети были разделены на группы, при помощи родителей подобрали интересный материал о каждой стране. Достаточно сложный материал хорошо воспринимался детьми. А для классного часа «Особенности труда родного края» получилась фотовыставка. Каждый принёс фотографию, вырезку из журналов. Дружно готовились к демонстрации, посвящённой 9 Мая: делали цветы, родители всем купили воздушные шары.         Весело и интересно прошли праздники День защитника Отечества и Международный день 8 Марта. По сложившейся традиции мальчики готовили поздравления, конкурсы для девочек, а девочки в свою очередь – для мальчиков.  Учитель помогал и направлял. И опять не обошлось без родителей -  организовали чаепитие. Атмосфера была настолько тёпой и доброжелательной, что детям не хотелось расходиться по домам! А на следующий день микрогруппа «Затейники» и все желающие приняли участие в создании презентаций, где использовали фотографии, сделанные во время  праздника.

    Ещё интереснее стали проходить в классе Дни именинников. По традиции  каждый желающий в устной форме поздравляет именинника, затем поздравляет учитель, командир дарит поздравительную открытку от одноклассников и учителя. С этого года ребята решили, что будут готовить поздравления и в виде танца, песни, стихотворения, конкурса.  Заканчивается День именинника чаепитием. Каждый ребёнок в такой непринуждённой обстановке получает заряд уверенности в своих силах и возможностях. Незаметно для себя ребята стали увереннее чувствовать себя и во время выступлений на общешкольных мероприятиях. Увереннее стала и Ира Ефимова. (Это единственный ребёнок в классе, который не посещал детский сад до школы.)  Вместе с девочками стала участвовать в поздравлениях, но по-прежнему стесняется выступить одна. Никогда не вступает в дискуссии на классных собраниях, не критикует других, редко сама вступает в игру на перемене. Все ребята очень терпимо относятся к Иришке, помогают ей, зовут сами поиграть с ними.

             Экскурсии по памятным местам нашего города расширяют  детский кругозор, оставляют неизгладимые впечатления. Также мы частые гости краеведческого музея, где узнаем об истории, обычаях, традициях нашего родного края. А в это лето родители помогли организовать поездку в Пушкинские Горы, где мы посетили питомник, возложили цветы к могиле А.С.Пушкина и посмотрели другие достопримечательности посёлка. Все дети с родителями были в селе Михайловском, но предложили и туда съездить классом.

    Стараюсь создавать максимальные условия, чтобы дети росли здоровыми и как можно меньше болели. Этому способствуют физкультминутки, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, участие в весёлых стартах, кроссах.  А три наши юные спортсменки – Васильева Света, Яковлева Вика и Маркова Лена стали участниками конкурса «Российский азимут». Результатов хороших не показали, но,  сколько было впечатлений!

    Немаловажную роль в патриотическом воспитании играет участие в акциях, проводимых в школе: «Открытка ветерану», «Дети – детям» и других. Наш класс принял активное участие во всех школьных конкурсах, а работы победителей  были представлены на районных и областных конкурсах. Рисунки Юпатова Артёма, Марковой Лены и Васильевой Светы занимали призовые места  в районных конкурсах. Поделки Марковой Лены, Васильевой Светы, Корсаковой Дианы, Яковлевой Вики, Гусарова Егора, Ершова Егора и Королевского Сергея постоянно участвуют в районных выставках.

    Только Васильева С. и Юпатов А. принимали участие во всероссийских олимпиадах «Русский медвежонок» и «Кенгурёнок», но весь класс переживал, ребята давали какие-то напутствия перед конкурсом.

    В игровой форме мы с ребятами обыгрываем различные ситуации на дороге, во время пожара. Дети рисуют дорогу до дома от школы, указывая все сложные места. Особенно запоминается детям встречи с сотрудниками пожарной части и ОП по Новоржевскому району. С нетерпение ждут экскурсий. Выполнили своими силами газету «Светофорик», на конкурс отправили стихотворение Марковой Елены «Письмо водителю».

    Любой общешкольный праздник не проходит без нашего активного участия.

    Ребята из группы «Затейники» на переменах организовывают игры с первоклассниками, помогают малышам освоиться в школе; учат, как правильно себя вести. А в своём классе на переменках проводят мини-викторины, приносят журналы для просмотра. Продолжают ребята пополнять классную библиотечку, которая уже существует много лет.

    После проведения любого дела ребята оценивали его. Проходит это таким образом. С первого класса в нашем классном уголке функционирует раздел «Наши дела». Сначала здесь было два кармашка под названием «Моё настроение». Один для учащихся, а другой для учителя. По окончании мероприятия ребята опускали квадратики разного цвета в свой кармашек, а я в свой. «Было здорово!» - красного цвета. «Понравилось» - жёлтого. «Так себе» - зелёного. «Не понравилось» - синего цвета. Во втором классе добавился кармашек «Я хочу, чтобы …». Вместе с родителями дети дома решали, какое интересное мероприятие нужно  провести в классе. Так дети и родители помогали мне планировать и анализировать внеклассную деятельность в классе. Можно, конечно, и устно всё сказать, но в игре интереснее!

    3. Учёт и анализ

     индивидуальных особенностей детей.

    При осуществлении воспитательного процесса в своём классе я стараюсь учитывать половозрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность. Каждого ребёнка принимать, учитывать и воспитывать таким, какой он есть, обеспечивая ему доступные зоны развития. При создании сценариев праздников никто не должен чувствовать себя обделённым вниманием учителя. Поэтому, готовясь к Новому году,  к празднику 8 Марта, к любому другому делу, нахожу роль каждому из учеников моего класса независимо от их поведения или успеваемости, что должно обеспечить эмоциональный комфорт детей, удовлетворённость от собственной деятельности. Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они сами выбрали, поэтому при распределении ролей, я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребёнка.

    Учитываю увлечения детей. Например, Серёжа Королевский учится игре на фортепьяно. Но последнее время с нежеланием посещал музыкальную школу. Я ему предложила что-нибудь сыграть на празднике «Прощание с начальной школой». После разговора с преподавателем выяснила, что картина изменилась. Серёжа приходит на занятия  совсем с другим настроем. Они уже выбрали произведение, которое юный пианист будет исполнять.

    Изучая индивидуальные особенности детей важно знать их домашние условия жизни. На каждое полугодие составляю график посещения своих учеников. В работе учитываю и место жительства детей. Шесть учеников из 15 живут в деревне. Это создаёт определённые трудности с посещениями детей на дому. В школе  при необходимости посещения организовываются поездки.

    Яковлева Вика взята на патронатное воспитание. Девочка третий год живёт в новой семье. Её взяли из детского дома, а до этого она проживала в многодетной семье, где родители злоупотребляли спиртным. Вика старательная девочка, общительная, любит находиться в центре внимания. В данный момент в жизни девочки складывается всё благополучно.

     Учёт и анализ индивидуальных особенностей детей очень важен для определения ожидаемых проблем воспитательной работы с классом в текущем году. Таких проблем может возникнуть достаточно много, их иногда  бывает трудно предвидеть. Именно поэтому необходимо постоянно вести педагогическое наблюдение, поддерживать контакт с учителями, вести постоянную индивидуальную работу, т.е. держать руку на пульсе, чтобы вовремя почувствовать первые признаки неблагополучия и найти верные пути решения проблем. В плане воспитательной работы я не указываю ожидаемые проблемы, но не учитывать их нельзя, поэтому предвижу их заранее.

    Учитываю и результаты изучения эффективности воспитательной работы в классе.

    В прошлом году я провела анкетирование детей по своим наблюдениям (Методика Н.П.Капустиной) с целью оценки уровня воспитанности. Применяла схему экспертной оценки уровня воспитанности, которая включает  для оценки 6 качеств личности:

    1. Любознательность
    2. Трудолюбие
    3. Бережное отношение к природе
    4. Отношение к школе
    5. Красивое в жизни школьника
    6. Отношение к себе

    Нормы оценок условного определения уровня воспитанности:

    5 – 4,5 – высокий уровень

    4,4 – 4 – хороший уровень

    3,9 – 2,9 – средний уровень

    2,8 – 2 – низкий уровень

    Результаты:

     высокий уровень у Васильевой С. и Корсаковой Д. …...15%

    хороший уровень у остальных обучающихся……………85%

    Необходимо уделить внимание развитию:

    -  любознательности у Ефимовой И., Васильевой Т.

    -  трудолюбия у Королевского С., Юпатова А., Гасанова Д.

    - активности участия в делах класса у Королевского С. и Васильевой Т.

    В I-ом полугодии Гусаров Егор стал проявлять агрессивность по отношению к мальчикам класса. За поведением ребёнка учитель вёл наблюдение, с Егором работал психолог,  с детьми проведена игра-тренинг « Если ты хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, относись сам к людям хорошо», проведено родительское собрание на основе результата проведённой методики «Несуществующие животные». Проведённая работа дала результат. Никто конкретно Егору не говорил о том, что он плохо себя ведёт. Но коррекция в поведении мальчика произошла.  Во II-ом полугодии повторно проведено изучение индивидуальных особенностей обучающихся и проявления агрессии. Выяснилось, что агрессивность по-прежнему наблюдается у всех учеников, но вербальная в большей степени выражается у Гусарова Егора.  У остальных учеников это не является чертой характера, а носит защитный характер. Родители мальчика были приглашены для индивидуальной консультации. Они с пониманием отнеслись к советам учителя, им была предложена беседа с психологом, если у них появится в этом потребность. Результаты проделанной работы есть. Егор меньше проявляет агрессивность в играх, дети перестали на него жаловаться.

            

    4. Постановка целей и задач воспитательной работы.

            Цель воспитательной работы школы – воспитать интеллектуальную, высокодуховную и физически здоровую личность, способную к творческому созиданию.

    Цель воспитательной работы в начальной школе  - заложить основу для воспитания такой личности.

    В 4-ом классе   я ставлю перед собой  задачи:

    1. работать над активизацией познавательных процессов, повышением учебной мотивации;
    2. продолжить работу над формированием и сплочением ученического коллектива;
    3. повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
    4. повышать у детей уверенность в своих силах;
    5. создавать условия для раскрытия творческого потенциала детей;
    6. формировать коммуникативные навыки, позитивную моральную позицию;
    7. поддерживать тесную связь с родителями учеников.

    1. Обоснование средств, форм и методов воспитательной работы с классом.

    Определив воспитательные задачи для своего класса, начинаю планировать формы деятельности, которые позволят решить эти задачи. Такой подход позволяет избежать подбора воспитательных мероприятий по принципу удобства их проведения или красных дат календаря.

    В своей деятельности я использую различные формы работы: 

    1. классный час
    2. классный час-тренинг
    3. праздники
    4. игры
    5. игры-путешествия
    6. путешествия-концерты
    7. конкурсы
    8. дискуссии и др.

    Увлекательнее и интереснее проходят мероприятия с использованием ИКТ. Использую  готовые презентации и делаю сама. С огромным интересом помогают дети.

    Правильный подбор способов и средств воспитывающей деятельности, умение выбрать увлекательную форму определяет успех и эффективность воспитательной работы, продвижения к своей главной цели.

    При организации воспитательного процесса учитываю возможности окружающего социума.

    Дела классного коллектива

     на I-ое  2011 – 2012 учебного года.

    Нравственно-правовое

    воспитание

    Военно-патриотическое

    воспитание

    Познавательная деятельность

    Трудовое воспитание

    Художественная деятельность

    и эстетическое воспитание

    Спортивная деятельность

    (здоровье)

    Сентябрь

    01.09

    Общешкольный праздник «День знаний»

    Участие в поздравлении первоклассников.

    02 - 09

    Орг. классный час

    Ежедневное дежурство по классу.

    12 - 16

    Кл.чтения

    по ПДД. Сказка «Колобок на новый лад»

    Конкурс стихотворений

    на тему ПДД

    собст.сочинения

    19 - 23

    Общешк. кросс

    26 - 30

    Краевед. музей. «Жизнь известных людей края»

    Октябрь

    Общешкольный праздник «День учителя»

    03 - 07

    Детская библиотека. Игровая программа «Праздники русского народа

    Изготовление поздравительных открыток ко дню именинника.

    Организация игр на переменах с первоклассниками.

    Медосмотр.

    10 - 14

    Познават. игровая программа «100 весёлых вопросов»

    17 - 21

    17.10 Кл.час по пожар.безопас.

    «Пожарный –

    древнейшая

    профессия»

    Общешкольный праздник «День школьных шахмат»

    Участие в игре (Васильева Света, Юпатов Артём-запасной)

    24 - 28

    КВН «Волшебный мир»

    Участие во всех конкурсах

    Ноябрь

    31 - 03

    Орг. классный час

    14 - 18

    Неделя здоровья в классе

    14.09 Беседа медработника

    «Мы – за здоровый образ жизни»

    15.09 Генеральная уборка класса

    16,17.09

    Инсцени-

    рование сказки

    «Мойдодыр»

    для 1-классников

     

    18.09

    Весёлые старты

    21 - 25

    Школьная

    библиотека.

    Познавательная

    программа

    «Экспресс-информация»

    День Осени.

    Конкурс рисунков «Осенний пейзаж»

    28 - 02

    Общешкольный праздник «День матери»

    Участие в концертной программе.

    Декабрь

    05 - 09

    Общешкольный праздник «День школы»

    Участие в игре по станциям «Детективная история»

    12 - 16

    Беседа  «Конституция РФ»

    19 - 23

    Подготовка к Новогоднему утреннику.

    26 - 30

    26.09

    Орг.кл. час

    27.09

    Просмотр новогод.

    театр.представл.

    в г.Пскове

    Изготовление ёлочных украшений

    Новогодний утренник

    6. Определение специфики работы с родителями

    На каких основах строятся отношения учителя и семьи в моей работе, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

    В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Более того, её влияние на ребёнка настолько велико, что способно свести на нет любые педагогические усилия. Поэтому, я считаю, что очень важно достичь взаимопонимания с родителями.   

    Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями можно достичь, на мой взгляд, путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности.

    В своей работе я выделяю следующие основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

    1. - Собеседование с детьми и родителями при поступлении в школу.
    2. - Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе во время  подготовительных занятий.
    3. - Анкетирование родителей.
    4. - Посещение детей на дому.
    5. - Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.
    6. - Организация родительского самоуправления.
    7. - Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.
    8. - Обобщение опыта работы.

    Изучение семей учащихся является одной из первостепенных задач. С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. Во время подготовительных занятий родители заполняют анкеты:

    ФИО  ребёнка

    Дата рождения ребёнка

    ФИО родителей

    Образование родителей

    Место работы, телефон

    Адрес проживания семьи, телефон

    Братья и сёстры

    Соц. статус семьи

    1.

     С первых дней учёбы  идёт знакомство с жизнью семьи, её интересами. Составляю социальный паспорт класса. 

    1. Многодетные семьи.
    2. Малообеспеченные семьи.
    3. Неполные семьи.
    4. Семьи социального риска.
    5. Семьи, в которых воспитывается приёмный ребёнок.

    Вопросы для беседы с родителями учащихся 1-го класса 

    1. Ф.И.О._____________________________________________________ 
    2. Как и где Вы готовили детей к школе? _________________________ 
    3. Каковы характерные особенности Ваших детей, на которые учителю надо обратить внимание? _____________________________________________ 
    4. Увлечения детей, какие кружки, клубы посещают?___________________ 
    5. Какие трудности Вы испытываете в воспитании вашего ребёнка? _______________________________________________________________ 
    6. Какую помощь Вы хотите получить от школы?_______________________ 
    7. Что Вы можете дать школе, чем помочь учителю?____________________ 
    8. Будете ли Вы участвовать в оборудовании, ремонте и оформлении класса, в проведении праздников, экскурсий?______________________________ 
    9. Когда желаете поработать в родительском комитете?_________________ 
    10. Ваши пожелания школе, классу, учителю.__________________________

    Анкета «Родители о своем ребенке» 

    Ответьте, пожалуйста, на вопросы. 
    1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен? 
    2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание? 
    3. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже? 
    4. Как ваш ребенок реагирует на порицание? 
    5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие? 
    6. С кем дружит ваш ребенок? 
    7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка? 
    8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время. 
    9. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет склонности, интересы? 
    10. Что хотели бы вы сообщить о своем ребенке?

    2-й вариант. (Для родителей, чьи дети прибыли из другой школы или класса)

     Допишите, пожалуйста, фразы: 
    1. Когда родился ваш ребенок, то… 
    2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было… 
    3. О его здоровье мы можем сказать следующее… 
    4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы… 
    5. Его отношение к школе было… 
    6. Первые годы он учился в основном… 
    7. Ему больше нравились такие предметы, как… .

    8. Отношения с учителями …..
    9. Общаясь с одноклассниками… 
    10. Трудности в его воспитании сейчас связаны с … 
    11. Мы бы хотели, чтобы педагог обратил внимание на …

    В моём понимании осознанное родительство – это осознание себя родителями,  это вопрос воспитания будущих и уже настоящих мам и пап, воспитания семейных отношений,  осознанное родительство –  это основа здоровой семьи.

    А счастливая семья – это, прежде всего, здоровая семья. Причем, здоровая и физически, и психологически. Это семья, в которой родители умеют грамотно общаться с ребенком, поддерживая и направляя его развитие, а не навязывая свои желания и модели поведения. Главный метод воспитания – это личный позитивный пример. Он особенно важен, поскольку практический опыт говорит о том, что счастливые и здоровые дети растут в счастливых и здоровых семьях!

           Нередко родители считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании.

    Вся моя работа с родителями построена по принципу: изучи семью, прислушайся к мнению родителей, помоги и научи, сотрудничай.

    Для коллективной работы с родителями я использую тематические лекции:

    1-ый класс

    «Режим первоклассника в школе и дома», «Развитие техники чтения», «Детская агрессивность», «Дорогие родители! Счастье детей – это мир в вашей семье», «Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника»

    2-ой класс

     «Развитие самостоятельности школьников во время выполнения домашних заданий», «Мир увлечений вашего ребёнка», «Поговорите со мной, родители!», «Одарённые дети»

    3-ий класс

    «Задачи развития третьеклассников. Самооценка наших детей», «Вредные привычки в детском возрасте», «10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали»,

    4-ый класс

    «Что такое мониторинг и нужно ли к нему готовиться», «Работа с книгой. Техника чтения в 4-ом классе», «Давайте начнём с себя».

    В каждом классе в конце года отчётное собрание, на котором учитель и председатель родительского комитета  обобщают проведённую работу.

    Индивидуальные собеседования.

    Тщательно готовлюсь к собеседованию: результаты тестов, анкет, контрольных работ и т.д. В собеседовании может участвовать родитель с ребёнком или  один родитель. Главную роль отвожу родителю. Я же фиксирую его предложения, замечания, отвечаю на вопросы.

    Пресс-конференция с родителями

    Эту форму работы провожу в конце или в начале учебного года. На конференцию обычно приглашаю учителей-предметников («Мы вместе с детьми изучаем немецкий язык», «Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника»),  завуча (а в первом классе психолога и логопеда), чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы.

            В прошлом учебном году удачно прошло заседание «Круглого стола». Тема заседания: «Успешный день в школе». Решили и в четвёртом классе использовать эту форму работы.

    Родительское самоуправление строю таким образом.

    На первом родительском собрании выбирается родительский комитет,  и создаются группы: «Творчество», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса. Одного родителя выбираем для работы в общешкольном родительском собрании. В классе только 15 семей. Поэтому каждая семья задействована в работе.

    «Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

     «Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе и т.д.

    «Услуги» - фото и  видеосъемки,  другие услуги.

    В классе работает «телефон доверия». Каждый родитель в любое время может позвонить мне и задать интересующий его вопрос.

    Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, энтузиасты всегда находятся. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект. Совместно с родителями и их участием за 3 года были проведены праздники: «Прощание с Азбукой»,  «День именинника», «День матери», «Новогодний утренник»; заседание «Круглого стола» (родительское собрание),  экскурсия на летних каникулах  в Пушкиногорский питомник, просмотр театрализованного  новогоднего представления в городе Пскове, экскурсии по родному городу. Очень важно на родительском собрании поблагодарить родителей за помощь.

    В моём 4-Б классе много родителей-умельцев. Они  помогают детям в изготовлении поделок, рисунков и других конкурсных работ, что позволило нашему классному коллективу с честью представлять родную школу в различных районных и областных конкурсах.

    Такая организация работы с семьёй в течение несколько лет помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.

    План работы с родителями

     в I-ом полугодии 2011-2012 учебном году.

    Тема родительского собрания

    Форма проведения

    Задачи

    Сроки

    1.

    Организационное собрание.

    Беседа коллективная

    и индивидуальная.

    Анкетирование родителей Блинова М., Алексеева Д. (прибывшие)

    1. Уточнить данные социального паспорта.

    2. Выборы, планирование.

    3. Методические рекомендации.

    4. Ответить на вопросы родителей.

    вторая неделя сентября

    2.

    «Давайте начнём с себя»

    Занятие-тренинг

    1. Донести до родителей смысл слов Л.Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя».

    2. Методические рекомендации.

    октябрь

    3.

    «Что такое мониторинг и нужно ли к нему готовиться»

    Тематическая лекция

    1. Рассказать, как и когда будет проходить мониторинг по математике.

    2. Методические рекомендации.

    3. Решение текущих вопросов.

    Декабрь

    Посещение семей на дому

    Цель посещения

    Сроки

    Фамилия и имя ребёнка

    1.

    Алексеев Данила

    знакомство

    сентябрь

    2.

    Блинов Михаил

    знакомство

    сентябрь

    3.  

    Яковлева Виктория (патронатная семья)

    беседа

    1 раз в четверть

    4.

    Многодетная семья Гасанова Джавида

    беседа

    1 раз в четверть

    Остальные семьи

    По мере необходимости

    7. Определение способов изучения эффективности воспитательной работы в классе.

    В своей практике использую и различные формы изучения эффективности воспитательной работы в классе:

    1. Тест «Рисунок школы» - определение отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.
    2. Анкета – изучение направленности на получение знаний или оценки, а в первом классе предметом изучения был адаптационный период.
    3. Методика «Лесенка» - изучение самооценки обучающихся.
    4. Методика А.Р.Лурли – оценка объёма слуховой памяти (индивидуальная работа).
    5. Опрос:  «Какой у нас коллектив?»
    6. Сочинение-рассуждение:  «Каким я стал за этот год и почему?»
    7. Методика «Несуществующие животные» - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и проявления агрессии.
    8. Методика Н.П.Капустиной (анкетирование) - оценка уровня воспитанности.

    Изучение эффективности

    воспитательной работы в классе на I-ое полугодие 2011-2012 уч.г.

             

    Предмет изучения

    Приёмы и методы

    Сроки

    1.

    Изучение направленности на получение знаний и оценки.

    Анкета.

    сентябрь

    2.

    Изучение самооценки обучающихся.

    Методика «Лесенка»

    Опрос: «Какой у нас коллектив?»

    ноябрь

    Несмотря на разнообразие способов, самым эффективным, с моей точки зрения, способом оценки является метод наблюдения во времени. Наблюдая детей в общении, в определённой деятельности, безусловно, я вижу индивидуальный рост каждого ребёнка, приобретение им новых, жизненно важных навыков, совершенствование черт характера, а это и есть наивысший результат моей воспитательной деятельности. Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.

    Дом детского творчества

    4 - Б

    Детский

    сад

    Центр социальной защиты

    ОП

    по Новоржевскому району

    Районный

    культурный

    комплекс

    Детская школа

    искусств

    ЦРБ

    Соц.-психологическая

    служба школы

    учитель

    родители


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование воспитательной работы в классе на год

    Планирование воспитательной работы представлено в форме плана- сетки по месяцам....

    Календарно-тематическое планирование воспитательной работы 2 класс

    В данном документе представлен материал для составления плана воспитательной работы в начальной школе: характеристика класса, цель и задачи, тематическое планирование по триместрам....

    Календарно-тематическое планирование воспитательной работы 3 класс

    План воспитательной работы по триместрам за 3 класс....

    Календарно-тематическое планирование воспитательной работы 4 класс 2014-2015

    КТП 4 "А" класс  учитель начальной школы Хохлова и.В....

    Планирование воспитательной работы в класс-группе для детей с ОВЗ

    Данную методическую разработку может использовать любой педагог и воспитатель, как пример или основу для создания своего собственного планирования....

    Планирование воспитательной работы 4 класс

    Планирование воспитательной работы 4 класс...


     

    Комментарии

    Гаврилова Марина Николаевна

    Надеюсь, что данный материал кому-то поможет в работе.