"Моя малая родина"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Крутова Надежда Николаевна

Примерная программа "Моя малая родина" по внеурочной деятельности для 1-4 классов с последующей корректировкой и адаптацией в условиях школы, исходя из социального заказа родителей обучающихся в начальной школе. Выявление фактов из частной жизни семьи каждого ученика, позволит расширить и углубить творческую активность. Воспитывать уважение к наследию семьи, к людям предыдущего поколения и своим близким. Формировать уважительное и бережное отношение к наследию села, к его культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.odt36.62 КБ
Файл moya_malaya_rodina.odt36.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Муниципальное общеобразовательное учреждение

                 Анненская  средняя общеобразовательная школа

Образовательная программа

1–4 классы

     Моя малая Родина

                                                   Возраст: 7 -10 лет

Руководитель: учитель начальных классов

Первой  категории

МОУ Анненская СОШ

Крутова НН.

Анненское 2011г

                                         

                                      Пояснительная записка

                             Программа «Моя малая родина» составлена  на основе:

  1. общих принципов и целевых установок основной образовательной программы НОО  МОУ Анненская СОШ;
  2. методических   рекомендаций  кафедры воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО;
  3. опыта работы учителя  школы  № 3 г Карталы Подовалова И.В, учителей начальной школы МОУ Анненской СОШ: Анискиной ИС, Крутовой Н.Н., Бабушкиной Г.А., Луговской Т.Т., Пановой И.А.
  4. примерной программы внеурочной деятельности

с последующей корректировкой и адаптацией в  условиях МОУ Анненская СОШ,

исходя из социального заказа родителей обучающихся начальной школы.

            Актуальность выбора данной программы

Изучение краеведения даст  возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, города, края. Будет способствовать усилению познавательного интереса к предмету, так как есть возможность четко проследить связь теории с практикой и реальным воплощением в жизнь.

Выявление фактов из частной жизни семьи каждого ученика (курс предусматривает опору на фото архивы), позволит расширить и углубить творческую активность. Воспитывать уважение к наследию семьи, к людям  предыдущего поколения и своим близким. Формировать  уважительное и бережное отношение к наследию села, к его культуре. Стремиться к познанию прошлого каждого объекта культурного  наследия села, города, края. Работа кружка должна способствовать возникновению у детей стремления к поиску экспонатов, несущих на себе информацию о культуре и быте прежнего поколения. Это даст возможность пополнить  школьный музей.

Раскрываются  широкие возможности  для формирования у учеников приемов интеллектуального труда:

  1. работа с историческими источниками;
  2. умение сопоставлять факты, сравнивать и делать выводы;
  3. составление рефератов, архивов, фотовыставок.

В процессе работы ученики становятся соратниками общего дела;  обсуждают, сравнивают, участвуют в отборе подходящих решений; выражают свое отношение к происходящему: поощряют интересные идеи, радуются находкам, спорят, думают. Все это не только развивает интеллектуальную сферу, но и воспитывает личность, способную к самореализации и умеющую отстаивать свои интересы. Что даст достаточную опору для формирования жизнестойких позиций у учащихся.

Кроме этого ребята учатся общаться, уступать друг другу, быть более внимательными, ценить качества других.

Необходимо проводить как можно больше экскурсий, которые учат не только наблюдать. Совершая прогулки по родному селу, ребенок раскрывает его сам, находит удивительное и стремиться подарить эту «находку» окружающим. Именно свое видение делает прежние улочки и тропинки неповторимыми, родными и близкими. Возможно, в будущем это поможет вернуть выпускника вуза в родное село, которое он будет стремиться обустроить, облагородить, улучшить. Даже если это будет только родительский дом, приусадебный участок или клумба у дома. Очень важно научить детей видеть прекрасное рядом и в себе, а не только стремиться в неизведанные дали. 

Опираясь на опыт прежних поколений, человек может более продуктивно двигаться вперед, ставить реальные цели самосовершенствования. Есть возможность более полно и глубоко проникнуть в предметы окружающей  жизни, оценить их своеобразие, неповторимость, ценность для поколений.   

Программа обусловлена обеспечением среды социального комфорта и благополучия жителям Челябинской области: так как жители территории Анненского сельского поселения – это истинные патриоты своего края, как правило, хранители старинных казачьих традиций и представители разных национальностей и концессий, исторически обосновавшихся в нашем крае;

Целью творческого объединения является работа по изучению истории своей семьи, воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру.

         Задачи:

  1. Формирование уважительного отношения к жизни.
  2. Воспитание  патриотизма к своей Малой Родине, к родному дому; уважительного отношения к людям жившим и живущим на этой земле. 
  3. Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  4. Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
  5. Изучения краеведения

         В программе уделяется внимание ознакомлению с компьютером, работе по формированию у детей началу компьютерной грамотности, работе на персональных компьютерах с учетом возрастных особенностей.  (ИКТ)

ИКТ

  1.  Поиск информации;
  2. Фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  1. Структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
  2. Создание простых гипермедиа сообщений;
  1. Построение простейших моделей объектов и процессов
  2. Направления данной программы соответствуют ФГОС: обще-интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное
  3. Уровни:
  4. Программа рассчитана на 4 года. Последовательность реализации программы строится в пошаговом динамическом развитии при условии мониторинга результативности.

                                 

Образовательные формы:  ролевая и деловая игра, викторины, познавательные игры, познавательные беседы, общественный смотр знаний, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны),  культпоходы  в музеи, концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, этические беседы.

            Виды деятельности применяемые на занятиях различны: индивидуальные, групповые, коллективные.

Режим работы:  занятие в течение  60 минут  в форме предусмотренной   календарно – тематическим  планированием.

Контингент обучающихся:

  1. группы одного возраста (15-20  человек);
  2. разновозрастные группы (10-15  человек)

   В контингенте учащихся школы 26% обучающихся является воспитанниками детского дома №1 г Карталы и имеются воспитанники  семей – опекунов..

Тематическое планирование 1класс

п/п

Название темы

Кол-во

часов

1

              Моя родословная. Вводное занятие. Тематическая беседа «Символы моей родины»

2

2

«Кто я? Где живу?» . Устный журнал «Путешествие по родному краю», «История в символах и знаках». Экскурсия по памятным местам родного края.

2

3-4

«Дорожите именем своим!» Тайны наших имён. Проект «Что в имени моем?»

2

5

        Моя фамилия.

3

6

        «Лента времени» моей жизни.

3

7

        Мой папа, моё отчество.

2

8

        Моя мама.

2

9

        Профессии моих родителей.

2

11

        Мои братья и сёстры.

3

12

       Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие              

       родственники. Встреча с долгожителями села.

2

13

Профессии моих бабушек и дедушек. Заслуженные жители села.

2

14-15

       Зимние праздники. Зимние забавы.

2

16

      Что мы знаем о традициях?

3

17

      Мир семейных увлечений.

2

18

      15 мая- День семьи.

2

19

      Кто, кому в семье доводится.

2

20

      Мои прабабушка и прадедушка.

2

21

      Профессии моих предков.

2

22

      След войны в моей семье. Посещение выставочного зала воинской славы городского музея г Карталы.

2

23

      Семейные обязанности.

2

24

      Семейные традиции.

2

25-26

       Праздничные традиции.

2

27

     Моя родословная.

2

28

    Свободная информация обо всех родственниках. Составление таблицы.

3

29-30

     Генеалогическое древо.

2

31

      Фамильный герб.

3

32

     Фамильный девиз.

3

33

«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи». Итоговое занятие.

1

34

       Конференция « Моя родословная». Защита дневников.

2

Содержание

1 класс

Вводное занятие. Моя родословная. Тематическая беседа «Символы моей Родины».

Знакомство школьников с понятиями «родословная», «генеалогия», доказать детям необходимость в изучении истории своей семьи. Развитие речи учащихся.

«Кто я? Где живу?» Устный журнал «Путешествие по родному краю». История в символах и знаках. Экскурсия по памятным местам села.

Знакомство с историей нашего села Анненское. Его адрес на карте Челябинской области.

    «Дорожите именем своим! Тайна наших имён».

 Знакомство с историей возникновения имён. Развивать интерес к истории своего имени и именам своих родственников. Более 50% мужских имён – Иваны. Проект «Что в имени моем?»

  «Моя фамилия»                                                                                             История возникновения и значение фамилии для каждого человека. Учимся работать со словарём Самые распространённые имена нашего села- Ивановы. Петровы, Пановы, Образцовы ….

 «Лента времени моей семьи».

 Составление ленты времени для каждого ребёнка, состоящую из отдельных эпизодов его жизни.

 «Мой папа. Моё отчество».

Знакомство с возникновением отчества. Выяснить, что дети знают о своих папах. Создание в музее сменной экспозиции «Профессии наших пап».

«Моя мама».

Знания детей о своих мамах (профессии, интересы). Создание сменной экспозиции «Профессии наших мам».

«Профессии моих родителей».

Знакомство с профессиями родителей. Интерес к различным профессиям.

«Мои братья и сёстры».

Способствовать более близкому общению членов семьи. Заполнение странички о своих братьях и сёстрах.

«Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники». Встреча с долгожителями села.

Выяснить знания детей о своих бабушках и дедушках.

 «Профессии моих бабушек и дедушек». Заслуженные жители села.

«Зимние праздники нашего села». Зимние забавы.

 Зимние праздники, история их возникновения в нашем селе.

 «Что мы знаем о традициях».

Традиции нашего села.Знакомство с оздоровительными традициями. Эстафета, посвящённая Дню Победы и т д.

«Мир семейных увлечений».

Чем увлекается ваша семья? Развитие эстетического вкуса. Создание сменной экспозиции в «Русской избе»-  «Увлечения моей семьи».

15мая - День семьи.

Посещение школьного музея. Знакомство с экспозициями.

«Мои прабабушка и прадедушка».

«След войны в моей семье». Посещение выставочного зала воинской славы городского музея г. Карталы

Подготовка выставки в школе по данной теме. Встреча с участником войны.

«Семейные обязанности».

Ваши поручения в семье. Анкетирование родителей.

«Семейные традиции».

Знакомство с познавательными традициями в семьях детей.

«Праздничные традиции».

Культура поведения в проведении дней рождения, семейных праздников.

«Моя родословная».                                                                                                Составление генеалогического древа.

«Свободная информация обо всех родственниках. Составление таблицы».

Запись сведений обо всех родственника в сводную таблицу.

«Фамильный герб».

Знакомство с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов. Создание герба своей семьи.

« Фамильный девиз».

Знакомство с понятием «девиз» .Учить подобрать девиз для своей семьи.

«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи». Итог работы над альбомом «Моя родословная».

Конференция «Моя родословная». Защита дневников.

Отчёт и обобщение итогов работы.

 2-4 классы

I. Археологические источники по истории родного края:

 1.   Виды археологических источников (беседа, выставка книг)

 2.   Экскурсия в музей.

 3.   Итоговое занятие (рисунок «Удивительное рядом», мини-сочинение «Вещи говорят»)

   

.

 

 

II. Этнографический материал:

1.   Традиции, обрядовые праздники (подготовка)

2.   Праздник Урожая

3.   Национальный костюм: (беседа и рисование элементов одежды)

-         русский, башкирский;

-         украинский, татарский.

 4.   Предметы быта (выставка книг, рассматривание и обсуждение)

 5.   Предметы быта, посуда (лепка из пластилина, из теста)

 

.

 

III. Памятники архитектуры

 

1.   Вводное занятие (беседа, рассматривание книг)

 

2.   Экскурсия по улицам села.

 

3.   Творческий проект по реставрации (возможно групповой)

 

4.   Жилища народов, проживающих на территории края (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)

 

5.   Экскурсия по улицам города Карталы.

 

6.   Проект «Наш дом» (рисование и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)

 

7.   Знаменитые памятники  области  – «экскурсия» – возможно как устный журнал.

IV. Памятники изобразительного искусства.

 

1.   Рисунки в пещерах (рассматривание, обсуждение)

 

2.   Икона, роспись, фреска (обмен литературой, рассматривание, )

 

3.   Резьба по дереву. Деревянные кружева (экскурсия по городу)

 

4.   Итоговое занятие. Конкурс рисунков «Мы художники»

 

5.   Встреча с художниками – земляками .

V. Письменные источники

 

1.   Виды древнейших источников  

 

2.   Периодическая печать города, села , края («Листаем газеты» -  обсуждение)

 

3.   Экскурсия с библиотеку

 

4.   Конкурс стенгазет.

 

5.     Писатели, поэты – наши земляки (возможно конкурс стихов или встреча)

VI. Устное народное творчество

 

1.   В.И. Даль Толковый словарь (Великие люди России – биография)

 

2.   Пословицы, поговорки, загадки – КВН

 

3.   Обрядовый праздник (зимний, возможно Рождество) (подготовка и проведение)

 

4.   Сказки народов края (Конкурсно - игровая игра)

 

5.   П. Бажов «Серебряное копытце», «Каменный цветок» (просмотр, обсуждение)

 

6.   Инсценировка сказок и показ учащимся  класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 VII. Архивы и их фонды

 

1.   Что такое архив и его значение

 

2.   Прошлое моей страны, моей семьи (создание домашнего архива – схема, фотовыставка)

VIII. Школьный музей

 

1.   Моя школа (история школы)

 

2.   Учителя родной школы (встречи, интервью)

 

3.   Выпускники школы ( приглашение родителей и организация круглого стола)

 

4.   Герои – односельчане (устный журнал и  показ учащимся класса)

 

5.   Школьный музей (пополнение : сочинение, фотоматериалы)

IX. Природа  родного края

 

1.   Красота и богатство родного края (беседа, просмотр книг, фотографий)

 

2.   Экскурсия на природу

 

3.   Растения родного края (реферат и сборка альбома)

 

4.        Животные родного края (реферат и сборка альбома)

 

5.   Праздник Весны: подготовка, проведение.

 

6.   Игры на свежем воздухе «Во что играли наши предки»

 

7.   Создание фотоальбома «Природа родного края»  (практическая работа)

Х. Заключение и обобщение

 

1.   Игра – викторина «Это было интересно»

 

2.   Село будущего (КТД – класс на 3 группы; каждая группа– 1 проект)

 

3.   Организация выставки и защита проекта (пригласить  родителей, учителей школы)

 

4.   Экскурсия на предприятия села.

 

5.   Ярмарка профессий (конкурс – викторина)

 

6.   Совместная экскурсия с родителями на природу.

 

7.   Устный журнал «Люби и изучай родной край» (подготовка и проведение)

 

8.   Экскурсия в краеведческий музей.

 

9.   Сборка и систематизация накопленного материала (портфолио каждого кружковца – оформление обложки, сборка материала)

Особенности организации образовательного  процесса

Для школьников младшего школьного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождение в образы, поэтому на занятиях широко используются игровые технологии.

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности в системе дополнительного образования.

Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, прогулки, экскурсии, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление социального и духовно-нравственного  воспитания

                                            Планируемые результаты:
Предметные

                система краеведческих знаний,
·                    устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
·                    уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
·                    любовь и бережное отношение к родной природе;
·                    посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
·                    честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Метапредметные:

регулятивные действия

  1. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  3. Адекватно воспринимать оценку учителя;
  4. Различать способ и результат действия;
  5. Вносить необходимые коррективы.

            познавательные

  1. Осуществлять расширенный поиск информации;
  2. Создавать и преобразовывать модели и схемы;
  3. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  4. Устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Устанавливать аналогии;
  6. Сравнивать, классифицировать и обобщать

          коммуникативные

  1. Учитывать и координировать различные позиции;
  2. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  3. Продуктивно разрешать конфликты, учитывая интересы всех участников;
  4. Задавать вопросы;
  5. Контролировать действия партнера;
  6. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Личностные

  1. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

  1. Признавать собственные ошибки.
  2. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

                                       Условия  эффективной  реализации  программы

  1. Материально – техническое  обеспечение (парты, доска, шкаф, стулья, учительский стол, АРМ)
  2. Дидактическое и методическое сопровождение (пособия для занятий, карточки, таблицы, архив, фотографии,  пособия для учителя) ;
  3. В школе имеется накопленный опыт и традиции сотрудничества с учреждениями и предприятиями различных отраслей в рамках региона : МОУ СОШ №17 г Карталы, Детский дом №1 г Карталы, Анненский детский санаторий для лечения всех форм туберкулеза, Краеведческий музей г Карталы, Детский сад «Сказка», художественная школа искусств, учреждение культуры, школа с Родники.
  4. Информационные ресурсы (выход на сайт школы «Annensk2007@jandex/ry)
  5. Виды (стартовый, промежуточный, итоговый)  и формы (анкеты, тесты, диагностика)  мониторинга.

На занятиях необходима организация активной и интересной  деятельности, для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей. Нетрадиционные: урок-путешествие,урок-игра,урок-лекция,урок-творчество помогают в этом.

На занятиях содержание познавательного материала, который соответствует  возрастным особенностям детей, должно сочетаться с практическими заданиями (тренинг,  оздоровительные  минутки-упражнения), необходимыми для развития навыков ребенка, а также рассматриваться должны не только вопросы творческого, но и духовного здоровья.

Чтобы занятия запоминались детям, к уроку готовиться можно заранее . Хорошо рисующие дети могут мастерить своими руками наглядные пособия, хорошо читающие – готовят сообщения по дополнительной литературе.

Для мотивации важно обеспечить успех первого занятия.

Это приносит детям радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям.

Методическое обеспечение программы «Моя родословная»1класс

Тема

Форма занятий

Планируемые результаты

Приборы и

материалы

Форма контроля

Моя родословная.

Кто я ? Где живу?

Игра

Развивать речь, мышление

Альбомы карандаши

Фронтальный

Тайны наших имён

Практикум

Развивать речь, мышление

Альбомы карандаши

Индивидуальный

Моя фамилия.

Беседа

Умение работать со словарём

Словари, альбомы

Индивидуальный

Лента времени моей жизни

Игра

Умение выделять главные события в своей жизни

Лента времени,

Индивидуальный

Мой папа. Моя мама.

Комбинированное

Умение осознать роль родителей

Альбомы, карандаши, фотографии родителей

Фронтальный

Профессии моих родителей

Конкурс

Развитие речи

рисунки

Индивидуальный

Мои братья и сёстры.

Беседа

Развитие речи

Альбомы, карандаши

Фронтальный

Мои дедушки и бабушки. Профессии бабушек и дедушек.

Беседа

Развитие речи

Альбомы, карандаши

Фронтальный

Зимние праздники. Что мы знаем о традициях.

Практикум

Развитие творческих способностей, художественного вкуса, умение вести здоровый образ жизни

Альбомы, карандаши

Групповой

Мир семейных увлечений

15 мая – День семьи

Оформление выставки.

Экскурсия.

Развивать интерес к семейным увлечениям. Эстетический вкус

поделки

Индивидуальный

Мои прабабушка и прадедушка

Беседа

Развивать речь

Альбомы ,карандаши

Индивидуальный

След войны в моей семье.

Конкурс стихов, выступление ветерана.

Развивать патриотические чувства

Альбомы, карандаши, поздравительные открытки.

Фронтальный

Семейные обязанности.

Семейные традиции. Праздничные традиции.

Ролевая игра

Развивать положительную мотивацию к самообслуживанию, уважение к семейным традициям, культура поведения

на праздниках.

Альбомы, карандаши.

Групповой

Моя родословная.

Составление генеалогического древа.

Развитие умения систематизировать собранные сведения.

Альбомы, карандаши.

Групповой.

Фамильный герб. Фамильный девиз.

Практикум

Развивать речь

Альбомы. Карандаши, краски.

Индивидуальный

Конференция  «Моя родословная»

Конференция

Развитие творческих способностей

Экспозиция « Русская изба».

Литература

 

1.Василевская В.С.Моя родословная.М.,1999

2.ВолинаВ В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. М.,1996

3.МартышкинВ.Твоя родословная// Воспитание школьников. 1999.№6.

4.Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3 класс. : Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. М.,1997.

5. Алентьев Ю. М., Дегтярёв.А. Г. Анненское: история и современность. Магнитогорск- Анненское,1994.

   6.Журналы «Начальная школа».

7.А.Левит. Южный Урал: География, экология, природопользование. Учебное пособие Южный Урал.2005

8.Н.В.Булучевский. Из истории родного края (Карталы начинались с Полтавки) Челябинск. 2000

9.Е.В.Григорьева. Природа Южного Урала  Челябинск. 2001

10.Н.И.Шувалов. От Парижа до Берлина. Челябинск: Юж.- Урал 1989

11. Челябинская область. Энциклопедия .Челябинск « Каменный пояс» 2008

12.Карталы. Энциклопедия  Магнитогорский дом печати 2004

13. Н.Б.Виноградов  М.С.Гитис  Историческое краеведение Челябинская область. Челябинск АБРИС 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  .

 

 

   

 

   

   

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

                                       Муниципальное общеобразовательное учреждение

                 Анненская  средняя общеобразовательная школа

Образовательная программа

1–4 классы

     Моя малая Родина

                                                   Возраст: 7 -10 лет

Руководитель: учитель начальных классов

Первой  категории

МОУ Анненская СОШ

Крутова НН.

Анненское 2011г

                                         

                                      Пояснительная записка

                             Программа «Моя малая родина» составлена  на основе:

  1. общих принципов и целевых установок основной образовательной программы НОО  МОУ Анненская СОШ;
  2. методических   рекомендаций  кафедры воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО;
  3. опыта работы учителя  школы  № 3 г Карталы Подовалова И.В, учителей начальной школы МОУ Анненской СОШ: Анискиной ИС, Крутовой Н.Н., Бабушкиной Г.А., Луговской Т.Т., Пановой И.А.
  4. примерной программы внеурочной деятельности

с последующей корректировкой и адаптацией в  условиях МОУ Анненская СОШ,

исходя из социального заказа родителей обучающихся начальной школы.

            Актуальность выбора данной программы

Изучение краеведения даст  возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, города, края. Будет способствовать усилению познавательного интереса к предмету, так как есть возможность четко проследить связь теории с практикой и реальным воплощением в жизнь.

Выявление фактов из частной жизни семьи каждого ученика (курс предусматривает опору на фото архивы), позволит расширить и углубить творческую активность. Воспитывать уважение к наследию семьи, к людям  предыдущего поколения и своим близким. Формировать  уважительное и бережное отношение к наследию села, к его культуре. Стремиться к познанию прошлого каждого объекта культурного  наследия села, города, края. Работа кружка должна способствовать возникновению у детей стремления к поиску экспонатов, несущих на себе информацию о культуре и быте прежнего поколения. Это даст возможность пополнить  школьный музей.

Раскрываются  широкие возможности  для формирования у учеников приемов интеллектуального труда:

  1. работа с историческими источниками;
  2. умение сопоставлять факты, сравнивать и делать выводы;
  3. составление рефератов, архивов, фотовыставок.

В процессе работы ученики становятся соратниками общего дела;  обсуждают, сравнивают, участвуют в отборе подходящих решений; выражают свое отношение к происходящему: поощряют интересные идеи, радуются находкам, спорят, думают. Все это не только развивает интеллектуальную сферу, но и воспитывает личность, способную к самореализации и умеющую отстаивать свои интересы. Что даст достаточную опору для формирования жизнестойких позиций у учащихся.

Кроме этого ребята учатся общаться, уступать друг другу, быть более внимательными, ценить качества других.

Необходимо проводить как можно больше экскурсий, которые учат не только наблюдать. Совершая прогулки по родному селу, ребенок раскрывает его сам, находит удивительное и стремиться подарить эту «находку» окружающим. Именно свое видение делает прежние улочки и тропинки неповторимыми, родными и близкими. Возможно, в будущем это поможет вернуть выпускника вуза в родное село, которое он будет стремиться обустроить, облагородить, улучшить. Даже если это будет только родительский дом, приусадебный участок или клумба у дома. Очень важно научить детей видеть прекрасное рядом и в себе, а не только стремиться в неизведанные дали. 

Опираясь на опыт прежних поколений, человек может более продуктивно двигаться вперед, ставить реальные цели самосовершенствования. Есть возможность более полно и глубоко проникнуть в предметы окружающей  жизни, оценить их своеобразие, неповторимость, ценность для поколений.   

Программа обусловлена обеспечением среды социального комфорта и благополучия жителям Челябинской области: так как жители территории Анненского сельского поселения – это истинные патриоты своего края, как правило, хранители старинных казачьих традиций и представители разных национальностей и концессий, исторически обосновавшихся в нашем крае;

Целью творческого объединения является работа по изучению истории своей семьи, воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру.

         Задачи:

  1. Формирование уважительного отношения к жизни.
  2. Воспитание  патриотизма к своей Малой Родине, к родному дому; уважительного отношения к людям жившим и живущим на этой земле. 
  3. Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  4. Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
  5. Изучения краеведения

         В программе уделяется внимание ознакомлению с компьютером, работе по формированию у детей началу компьютерной грамотности, работе на персональных компьютерах с учетом возрастных особенностей.  (ИКТ)

ИКТ

  1.  Поиск информации;
  2. Фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  1. Структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
  2. Создание простых гипермедиа сообщений;
  1. Построение простейших моделей объектов и процессов
  2. Направления данной программы соответствуют ФГОС: обще-интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное
  3. Уровни:
  4. Программа рассчитана на 4 года. Последовательность реализации программы строится в пошаговом динамическом развитии при условии мониторинга результативности.

                                 

Образовательные формы:  ролевая и деловая игра, викторины, познавательные игры, познавательные беседы, общественный смотр знаний, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны),  культпоходы  в музеи, концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, этические беседы.

            Виды деятельности применяемые на занятиях различны: индивидуальные, групповые, коллективные.

Режим работы:  занятие в течение  60 минут  в форме предусмотренной   календарно – тематическим  планированием.

Контингент обучающихся:

  1. группы одного возраста (15-20  человек);
  2. разновозрастные группы (10-15  человек)

   В контингенте учащихся школы 26% обучающихся является воспитанниками детского дома №1 г Карталы и имеются воспитанники  семей – опекунов..

Тематическое планирование 1класс

п/п

Название темы

Кол-во

часов

1

              Моя родословная. Вводное занятие. Тематическая беседа «Символы моей родины»

2

2

«Кто я? Где живу?» . Устный журнал «Путешествие по родному краю», «История в символах и знаках». Экскурсия по памятным местам родного края.

2

3-4

«Дорожите именем своим!» Тайны наших имён. Проект «Что в имени моем?»

2

5

        Моя фамилия.

3

6

        «Лента времени» моей жизни.

3

7

        Мой папа, моё отчество.

2

8

        Моя мама.

2

9

        Профессии моих родителей.

2

11

        Мои братья и сёстры.

3

12

       Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие              

       родственники. Встреча с долгожителями села.

2

13

Профессии моих бабушек и дедушек. Заслуженные жители села.

2

14-15

       Зимние праздники. Зимние забавы.

2

16

      Что мы знаем о традициях?

3

17

      Мир семейных увлечений.

2

18

      15 мая- День семьи.

2

19

      Кто, кому в семье доводится.

2

20

      Мои прабабушка и прадедушка.

2

21

      Профессии моих предков.

2

22

      След войны в моей семье. Посещение выставочного зала воинской славы городского музея г Карталы.

2

23

      Семейные обязанности.

2

24

      Семейные традиции.

2

25-26

       Праздничные традиции.

2

27

     Моя родословная.

2

28

    Свободная информация обо всех родственниках. Составление таблицы.

3

29-30

     Генеалогическое древо.

2

31

      Фамильный герб.

3

32

     Фамильный девиз.

3

33

«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи». Итоговое занятие.

1

34

       Конференция « Моя родословная». Защита дневников.

2

Содержание

1 класс

Вводное занятие. Моя родословная. Тематическая беседа «Символы моей Родины».

Знакомство школьников с понятиями «родословная», «генеалогия», доказать детям необходимость в изучении истории своей семьи. Развитие речи учащихся.

«Кто я? Где живу?» Устный журнал «Путешествие по родному краю». История в символах и знаках. Экскурсия по памятным местам села.

Знакомство с историей нашего села Анненское. Его адрес на карте Челябинской области.

    «Дорожите именем своим! Тайна наших имён».

 Знакомство с историей возникновения имён. Развивать интерес к истории своего имени и именам своих родственников. Более 50% мужских имён – Иваны. Проект «Что в имени моем?»

  «Моя фамилия»                                                                                             История возникновения и значение фамилии для каждого человека. Учимся работать со словарём Самые распространённые имена нашего села- Ивановы. Петровы, Пановы, Образцовы ….

 «Лента времени моей семьи».

 Составление ленты времени для каждого ребёнка, состоящую из отдельных эпизодов его жизни.

 «Мой папа. Моё отчество».

Знакомство с возникновением отчества. Выяснить, что дети знают о своих папах. Создание в музее сменной экспозиции «Профессии наших пап».

«Моя мама».

Знания детей о своих мамах (профессии, интересы). Создание сменной экспозиции «Профессии наших мам».

«Профессии моих родителей».

Знакомство с профессиями родителей. Интерес к различным профессиям.

«Мои братья и сёстры».

Способствовать более близкому общению членов семьи. Заполнение странички о своих братьях и сёстрах.

«Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники». Встреча с долгожителями села.

Выяснить знания детей о своих бабушках и дедушках.

 «Профессии моих бабушек и дедушек». Заслуженные жители села.

«Зимние праздники нашего села». Зимние забавы.

 Зимние праздники, история их возникновения в нашем селе.

 «Что мы знаем о традициях».

Традиции нашего села.Знакомство с оздоровительными традициями. Эстафета, посвящённая Дню Победы и т д.

«Мир семейных увлечений».

Чем увлекается ваша семья? Развитие эстетического вкуса. Создание сменной экспозиции в «Русской избе»-  «Увлечения моей семьи».

15мая - День семьи.

Посещение школьного музея. Знакомство с экспозициями.

«Мои прабабушка и прадедушка».

«След войны в моей семье». Посещение выставочного зала воинской славы городского музея г. Карталы

Подготовка выставки в школе по данной теме. Встреча с участником войны.

«Семейные обязанности».

Ваши поручения в семье. Анкетирование родителей.

«Семейные традиции».

Знакомство с познавательными традициями в семьях детей.

«Праздничные традиции».

Культура поведения в проведении дней рождения, семейных праздников.

«Моя родословная».                                                                                                Составление генеалогического древа.

«Свободная информация обо всех родственниках. Составление таблицы».

Запись сведений обо всех родственника в сводную таблицу.

«Фамильный герб».

Знакомство с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов. Создание герба своей семьи.

« Фамильный девиз».

Знакомство с понятием «девиз» .Учить подобрать девиз для своей семьи.

«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи». Итог работы над альбомом «Моя родословная».

Конференция «Моя родословная». Защита дневников.

Отчёт и обобщение итогов работы.

 2-4 классы

I. Археологические источники по истории родного края:

 1.   Виды археологических источников (беседа, выставка книг)

 2.   Экскурсия в музей.

 3.   Итоговое занятие (рисунок «Удивительное рядом», мини-сочинение «Вещи говорят»)

   

.

 

 

II. Этнографический материал:

1.   Традиции, обрядовые праздники (подготовка)

2.   Праздник Урожая

3.   Национальный костюм: (беседа и рисование элементов одежды)

-         русский, башкирский;

-         украинский, татарский.

 4.   Предметы быта (выставка книг, рассматривание и обсуждение)

 5.   Предметы быта, посуда (лепка из пластилина, из теста)

 

.

 

III. Памятники архитектуры

 

1.   Вводное занятие (беседа, рассматривание книг)

 

2.   Экскурсия по улицам села.

 

3.   Творческий проект по реставрации (возможно групповой)

 

4.   Жилища народов, проживающих на территории края (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)

 

5.   Экскурсия по улицам города Карталы.

 

6.   Проект «Наш дом» (рисование и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)

 

7.   Знаменитые памятники  области  – «экскурсия» – возможно как устный журнал.

IV. Памятники изобразительного искусства.

 

1.   Рисунки в пещерах (рассматривание, обсуждение)

 

2.   Икона, роспись, фреска (обмен литературой, рассматривание, )

 

3.   Резьба по дереву. Деревянные кружева (экскурсия по городу)

 

4.   Итоговое занятие. Конкурс рисунков «Мы художники»

 

5.   Встреча с художниками – земляками .

V. Письменные источники

 

1.   Виды древнейших источников  

 

2.   Периодическая печать города, села , края («Листаем газеты» -  обсуждение)

 

3.   Экскурсия с библиотеку

 

4.   Конкурс стенгазет.

 

5.     Писатели, поэты – наши земляки (возможно конкурс стихов или встреча)

VI. Устное народное творчество

 

1.   В.И. Даль Толковый словарь (Великие люди России – биография)

 

2.   Пословицы, поговорки, загадки – КВН

 

3.   Обрядовый праздник (зимний, возможно Рождество) (подготовка и проведение)

 

4.   Сказки народов края (Конкурсно - игровая игра)

 

5.   П. Бажов «Серебряное копытце», «Каменный цветок» (просмотр, обсуждение)

 

6.   Инсценировка сказок и показ учащимся  класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 VII. Архивы и их фонды

 

1.   Что такое архив и его значение

 

2.   Прошлое моей страны, моей семьи (создание домашнего архива – схема, фотовыставка)

VIII. Школьный музей

 

1.   Моя школа (история школы)

 

2.   Учителя родной школы (встречи, интервью)

 

3.   Выпускники школы ( приглашение родителей и организация круглого стола)

 

4.   Герои – односельчане (устный журнал и  показ учащимся класса)

 

5.   Школьный музей (пополнение : сочинение, фотоматериалы)

IX. Природа  родного края

 

1.   Красота и богатство родного края (беседа, просмотр книг, фотографий)

 

2.   Экскурсия на природу

 

3.   Растения родного края (реферат и сборка альбома)

 

4.        Животные родного края (реферат и сборка альбома)

 

5.   Праздник Весны: подготовка, проведение.

 

6.   Игры на свежем воздухе «Во что играли наши предки»

 

7.   Создание фотоальбома «Природа родного края»  (практическая работа)

Х. Заключение и обобщение

 

1.   Игра – викторина «Это было интересно»

 

2.   Село будущего (КТД – класс на 3 группы; каждая группа– 1 проект)

 

3.   Организация выставки и защита проекта (пригласить  родителей, учителей школы)

 

4.   Экскурсия на предприятия села.

 

5.   Ярмарка профессий (конкурс – викторина)

 

6.   Совместная экскурсия с родителями на природу.

 

7.   Устный журнал «Люби и изучай родной край» (подготовка и проведение)

 

8.   Экскурсия в краеведческий музей.

 

9.   Сборка и систематизация накопленного материала (портфолио каждого кружковца – оформление обложки, сборка материала)

Особенности организации образовательного  процесса

Для школьников младшего школьного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождение в образы, поэтому на занятиях широко используются игровые технологии.

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности в системе дополнительного образования.

Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, прогулки, экскурсии, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление социального и духовно-нравственного  воспитания

                                            Планируемые результаты:
Предметные

                система краеведческих знаний,
·                    устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
·                    уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
·                    любовь и бережное отношение к родной природе;
·                    посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
·                    честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Метапредметные:

регулятивные действия

  1. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  3. Адекватно воспринимать оценку учителя;
  4. Различать способ и результат действия;
  5. Вносить необходимые коррективы.

            познавательные

  1. Осуществлять расширенный поиск информации;
  2. Создавать и преобразовывать модели и схемы;
  3. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  4. Устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Устанавливать аналогии;
  6. Сравнивать, классифицировать и обобщать

          коммуникативные

  1. Учитывать и координировать различные позиции;
  2. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  3. Продуктивно разрешать конфликты, учитывая интересы всех участников;
  4. Задавать вопросы;
  5. Контролировать действия партнера;
  6. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Личностные

  1. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

  1. Признавать собственные ошибки.
  2. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

                                       Условия  эффективной  реализации  программы

  1. Материально – техническое  обеспечение (парты, доска, шкаф, стулья, учительский стол, АРМ)
  2. Дидактическое и методическое сопровождение (пособия для занятий, карточки, таблицы, архив, фотографии,  пособия для учителя) ;
  3. В школе имеется накопленный опыт и традиции сотрудничества с учреждениями и предприятиями различных отраслей в рамках региона : МОУ СОШ №17 г Карталы, Детский дом №1 г Карталы, Анненский детский санаторий для лечения всех форм туберкулеза, Краеведческий музей г Карталы, Детский сад «Сказка», художественная школа искусств, учреждение культуры, школа с Родники.
  4. Информационные ресурсы (выход на сайт школы «Annensk2007@jandex/ry)
  5. Виды (стартовый, промежуточный, итоговый)  и формы (анкеты, тесты, диагностика)  мониторинга.

На занятиях необходима организация активной и интересной  деятельности, для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей. Нетрадиционные: урок-путешествие,урок-игра,урок-лекция,урок-творчество помогают в этом.

На занятиях содержание познавательного материала, который соответствует  возрастным особенностям детей, должно сочетаться с практическими заданиями (тренинг,  оздоровительные  минутки-упражнения), необходимыми для развития навыков ребенка, а также рассматриваться должны не только вопросы творческого, но и духовного здоровья.

Чтобы занятия запоминались детям, к уроку готовиться можно заранее . Хорошо рисующие дети могут мастерить своими руками наглядные пособия, хорошо читающие – готовят сообщения по дополнительной литературе.

Для мотивации важно обеспечить успех первого занятия.

Это приносит детям радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям.

Методическое обеспечение программы «Моя родословная»1класс

Тема

Форма занятий

Планируемые результаты

Приборы и

материалы

Форма контроля

Моя родословная.

Кто я ? Где живу?

Игра

Развивать речь, мышление

Альбомы карандаши

Фронтальный

Тайны наших имён

Практикум

Развивать речь, мышление

Альбомы карандаши

Индивидуальный

Моя фамилия.

Беседа

Умение работать со словарём

Словари, альбомы

Индивидуальный

Лента времени моей жизни

Игра

Умение выделять главные события в своей жизни

Лента времени,

Индивидуальный

Мой папа. Моя мама.

Комбинированное

Умение осознать роль родителей

Альбомы, карандаши, фотографии родителей

Фронтальный

Профессии моих родителей

Конкурс

Развитие речи

рисунки

Индивидуальный

Мои братья и сёстры.

Беседа

Развитие речи

Альбомы, карандаши

Фронтальный

Мои дедушки и бабушки. Профессии бабушек и дедушек.

Беседа

Развитие речи

Альбомы, карандаши

Фронтальный

Зимние праздники. Что мы знаем о традициях.

Практикум

Развитие творческих способностей, художественного вкуса, умение вести здоровый образ жизни

Альбомы, карандаши

Групповой

Мир семейных увлечений

15 мая – День семьи

Оформление выставки.

Экскурсия.

Развивать интерес к семейным увлечениям. Эстетический вкус

поделки

Индивидуальный

Мои прабабушка и прадедушка

Беседа

Развивать речь

Альбомы ,карандаши

Индивидуальный

След войны в моей семье.

Конкурс стихов, выступление ветерана.

Развивать патриотические чувства

Альбомы, карандаши, поздравительные открытки.

Фронтальный

Семейные обязанности.

Семейные традиции. Праздничные традиции.

Ролевая игра

Развивать положительную мотивацию к самообслуживанию, уважение к семейным традициям, культура поведения

на праздниках.

Альбомы, карандаши.

Групповой

Моя родословная.

Составление генеалогического древа.

Развитие умения систематизировать собранные сведения.

Альбомы, карандаши.

Групповой.

Фамильный герб. Фамильный девиз.

Практикум

Развивать речь

Альбомы. Карандаши, краски.

Индивидуальный

Конференция  «Моя родословная»

Конференция

Развитие творческих способностей

Экспозиция « Русская изба».

Литература

 

1.Василевская В.С.Моя родословная.М.,1999

2.ВолинаВ В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. М.,1996

3.МартышкинВ.Твоя родословная// Воспитание школьников. 1999.№6.

4.Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3 класс. : Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. М.,1997.

5. Алентьев Ю. М., Дегтярёв.А. Г. Анненское: история и современность. Магнитогорск- Анненское,1994.

   6.Журналы «Начальная школа».

7.А.Левит. Южный Урал: География, экология, природопользование. Учебное пособие Южный Урал.2005

8.Н.В.Булучевский. Из истории родного края (Карталы начинались с Полтавки) Челябинск. 2000

9.Е.В.Григорьева. Природа Южного Урала  Челябинск. 2001

10.Н.И.Шувалов. От Парижа до Берлина. Челябинск: Юж.- Урал 1989

11. Челябинская область. Энциклопедия .Челябинск « Каменный пояс» 2008

12.Карталы. Энциклопедия  Магнитогорский дом печати 2004

13. Н.Б.Виноградов  М.С.Гитис  Историческое краеведение Челябинская область. Челябинск АБРИС 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  .

 

 

   

 

   

   

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса....

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...