Нравственное воспитание младших школьников в реализации развивающих идей ФГОС НОО
методическая разработка (1 класс) по теме

Кирпичникова Галина Николаевна

 

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много. Материальные ценности явно преобладают  над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.  В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?

Уже в начальной школе надо успеть заложить в души детей добрые начала, потому что именно период   младшего школьного возраста является самым благодатным для пробуждения у них добрых чувств, ведь заложенное в детстве прочно и устойчиво. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.

Предлагаемый материал может быть использован учителем  на родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество с родителями  - одно из сложных направлений в работе каждого классного руководителя. Оно требует прежде всего от нас практического опыта работы с  учениками и их родителями,  а также педагогической, психологической  и методической начитанности учителя.

Нам легко работается с благополучными   семьями и хорошо воспитанными учениками.

Работа с  учениками  и родителями  других категорий вызывает трудности : проблемные семьи, ученики группы риска.  И вот тут нужна грамотно спланированная  воспитательная работа с учащимися, которая должна осуществляться через  тесное взаимодействие   с  их родителями. Воспитательная работа с родителями должна предшествовать работе с детьми.

Принимая новый набор обучающихся, важно как можно глубже изучить семьи.

А) На первом родительском собрании я провожу обязательное анкетирование, мне   важно знать образование родителей (хотя это не всегда показатель ума в вопросах воспитания, обучения и развития детей);

Родители указывают состав семьи, жилищные условия (учитель должен знать, в семье своё жильё или съёмное.

Б) обязательное посещение семей, в первую очередь тех, какие вызывают сомнение, тревогу. Почему я говорю об этом? Потому что учитель не имеет права работать вслепую.

В) составляю для себя график посещения семей. Я считаю, что деликатным со стороны учителя будет заблаговременное предупреждение родителей о дне посещения семьи.

Самое благополучное время для первого посещения в первом классе является сентябрь, когда родители в отпуске,  у них есть возможность встретить  детей  и пригласить учителя  посетить их семью.

 Желательно, чтобы во время посещения  был весь состав семьи, потому что  складывается более реальное представление для последующей работы с  семьёй.

Чтобы разговор был искренним и доверительным,  здесь очень важно, чтобы учитель был без посторонних представителей (я имею в виду членов родительского комитета, социального педагога), что как правило  их присутствие сковывает беседу.

Но если учитель считает, что ему необходима помощь их, следует родителей об этом также предупредить.

Г) для  меня очень важна материальная сторона семьи (я имею в виду,  получает ли ученик в семье правильное питание,  есть ли у него  всё необходимое для нормальной учёбы).

Д) имеет ли ребёнок отдельное спальное место,  в каком состоянии рабочий уголок, интересуюсь наличием детской библиотечки.

Е)  о многом говорит санитарное состояние жилища и  общий порядок в квартире.

И когда уже сделаны первые выводы из того, что увидела  своими глазами,  начинаешь строить деликатную беседу. Родители ждут от учителя квалифицированных советов, а не упрёков и нареканий. И там, где требуется  наша помощь,  мало давать советы, нужна совместная работа.

Классный руководитель обязан чётко знать, с кого из родителей нужно  строго спросить  за результаты семейного воспитания, а кому нужна помощь его, социального педагога, а может быть даже и врачебная. Процесс формирования нравственных ценностей длительный, и быстрого результата быть не может.

Совместная работа классного руководителя, родителей и обучающихся будет успешной, если ими вовремя  и правильно будут выбраны педагогические приемы взаимодействия, которые необходимо осуществлять не от случая к случаю, а целенаправленно и систематически. 

Психолого-педагогическое просвещение родителей мы осуществляем по двум направлениям: общешкольное и классное. Как правило, в каждом классе есть группа родителей, которые как-то не желают присутствовать на общешкольных родительских собраниях в силу  ряда причин.

Я всегда внушаю  родителям то,  что каждая встреча с новыми людьми,    специалистами оказывает познавательное влияние  на них: будь то директор, учитель, врач, представитель из органов. Указываю на пользу посещения общешкольных родительских собраний, особенно это касается  родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей.

Объясняю им, школой разработан цикл тем и алгоритм встреч с родителями по вопросам учебно-воспитательной направленности.  Проводить всеобуч родителей необходимо.

Кроме того, современные родители умеют различать уровень проведения и классных родительских собраний: высокий он или примитивный. Родительское собрание  для меня - это как открытый урок, даже больше.

Родители вникают не только в содержание повестки собрания, но и в то, как оно преподнесено, обращая внимание на речь учителя, его манеры, мимику, жесты, умеет ли учитель уважительно и деликатно общаться с  ними.

Эффективны в вопросах воспитания индивидуальные консультации и групповые встречи с родителями.

Настоящий учитель для родителей – это тот,  после  беседы с которым родителям, имеющим проблемы с воспитанием,  становится легче. Важно помнить о том, что личная встреча с родителями гораздо эффективнее, чем разговор по телефону. По телефону не видишь их глаз.

Мы все понимаем, что нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на развитие нравственных ценностей школьников. Надо внушать родителям, что главная цель семейной жизни – это воспитание детей. Именно здесь дети  получают первые уроки нравственной культуры.

Нравственный стержень закладывается не только в семье. В школе ученики  проводят половину рабочего дня, а то и больше.  И если воспитательной работой мы будем заниматься раз в неделю только на классных часах, то это не только неправильно,  но и далеко не достаточно.

Воспитательной  направленностью должны быть пронизаны каждая беседа, каждый урок (точнее каждый его этап) и  в целом весь учебный процесс.

 Именно глубоко продуманный урок   является той формой, на которой ученик не только  добывает знания в сотрудничестве с учителем, другими учениками,  но и становится  изо дня в день более воспитанным. Так должно быть.

Задача учителя заключается в том, чтобы полученные на уроке знания способствовали повышению  общей культуры учащихся.

У современных родителей несколько утрачено нравственное представление об учителе, и любое не совсем верное решение педагога способствует этому.

Вот почему важно учить родителей воспитанию детей на общешкольных родительских лекториях, классных собраниях,  проводить для них открытые уроки, внеклассные мероприятия и привлекать их к участию в школьных и классных делах. Не надо закрываться от  них. Нашу работу родители должны видеть.

Чтобы  к учителю прислушивались, откликались на его приглашения,  просьбы, необходимо завоевать у родителей уважение, доверие, желание обращаться за полезными и нужными советами к учителю, как специалисту, которого обучали всем вопросам педагогики, психологии и методики.

Мне  часто вспоминаются удивительные слова поэта М. Светлова : «Настоящий учитель – это не тот, кто    тебя постоянно наставляет, а тот, кто помогает тебе стать лучше».

И что всегда надо помнить: именно учитель должен вести за собой родителей, а не наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС....

Методический сборник рекомендаций родителям младших школьников в реализации развивающих идей ФГОС.

Предлагаемый материал включает методические советы для родителей в помощь по воспитанию детей. Тесты, анкеты, алгоритмы, памятки помогут родителям объективно оценить уровень требований к детям и сдела...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на  ФГОС....

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС

Размышляя о духовно-нравственном воспитании, понимаешь, что ценности  в нашем современном мире сменились новыми духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию...