Социальный проект-программа "Я - гражданин"
рабочая программа (2 класс) по теме

Попова  Марина Сергеевна

Материал представлен на международный интернет-конкурс "Здравствуйте, дети!"

и является  социальным проектом - программой воспитательной работы с детьми.

Целью проекта являеется:

обеспечение  индивидуальной траектории воспитания и 

развития личности, дифференциация  и индивидуализация

учебно-воспитательного процесса в гражданском воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialnyy_proekt_ya_-_grazhdanin.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект-программа  «Я – гражданин»

Автор: Зырянова Марина Сергеевна, учитель начальных классов

Цель проекта

«Я – гражданин»:

Обеспечение  индивидуальной траектории воспитания и  развития личности, дифференциация  и индивидуализация учебно-воспитательного процесса в гражданском воспитании.

Постановка проблемы:

Недостаточное использование в работе классных руководителей и педагогов воспитательных методов, направленных на гражданское воспитание личности каждого ребенка

Задачи проекта:

1. Разработка программы воспитания и развития «Я - гражданин»;

2. Создание  условий  для реализации проекта;

3. Разработка  рабочих программ  по внеурочной деятельности школьников;

4. Участие детей во Всероссийских конкурсах  декоративно-прикладного творчества и  на патриотическую тематику;

5.Публикации детских работ на интернет-сайтах

5. Популяризация гражданской позиции участников проекта через школьный сайт.

6. Организация классных и общешкольных  героико-патриотических мероприятий.

Краткое описание проекта:

Проект направлен на  гражданское воспитание личности (патриотизм, гражданственность, государственность), активной жизненной позиции, ответственного отношения к своей учебе и стране.

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение образовательных потребностей учащихся и педагогов, реализуемых посредством использования информационных технологий и воспитательной программы «Я – гражданин»;

2. Повышение учебной и познавательной активности и позиции учащихся посредством внедрения в образовательный процесс мультимедийных технологий;

3. Работа с Интернет-сайтом -  развитие  навыков работы с ИКТ, позиционирование  своей  деятельности, расширение  круга  общения.

4. Адаптация  коллектива к работе в условиях индивидуализации и информатизации системы образования.

Аннотация проекта

С внедрением ФГОС в начальной школе акцент в воспитании и обучении стоит на гражданском  воспитании. Главной целью  общего образования на его начальном этапе является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и  комплексное решение следующих задач:

– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок,

– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;

– укрепление физического и духовного здоровья  учащихся

        Проект «Я – гражданин»  очень актуален, так как  направлен на повышение мотивации  гражданского   образования, которое  в нашей  стране  в настоящее время  стало приоритетным.          

Рабочая программа «Я – гражданин»

Данная программа рассчитана на детей начальных классов на срок обучения – 4 года.

        Цель программы: Воспитание личности, имеющую активную гражданскую позицию, обладающую духовной культурой, умеющую определиться и адаптироваться в современных условиях. Обеспечение  индивидуального развития личности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, путем  решения следующих задач:

  1. развитие познавательной активности учащихся;
  2. формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;
  1. содействие  развитию творческих способностей;
  2. сплочение коллектива, создание  содружества детей, педагогов и родителей;
  1. воспитание самостоятельности, самодисциплины;
  1. воспитание желания учиться и не мешать товарищам в усвоении знаний;
  1. воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре;
  1. воспитание любви и бережного отношения к своим родным и близким;  взрослым, окружающим детям;
  1. воспитание чистоты нравственных отношений человека к человеку;
  1. реализация программы «Школьный спортивный сертификат»;
  1. воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Программа воспитания и развития «Я - гражданин» отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях.    Воспитательная модель предусматривает организацию воспитательной работы с классным коллективом по модулям, соответствующим приоритетным направлениям: гражданско-патриотическое, интеллектуальное развитие учащихся, эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительное, социальное партнерство.

Модель воспитательной программы «Я – гражданин»  состоит из 5 модулей:

1.Модуль  «Я – гражданин России»

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое

ЦЕЛИ

  1.  Воспитание и развитие у детей гражданского долга, патриотизма – важнейшей         духовно-нравственной и социальной ценности.
  2.  Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, школе, классу.

ЗАДАЧИ

  1.  Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.
  2.  Изучение истории России, Пермского края, г. Кунгура, школы №15.
  3.  Развитие чувства единения, коммуникативности.

ФОРМЫ

  1.  Классные часы «Символы России», «Символы г.Кунгура и Пермского края», «Кунгуру – 350», «Дружба – чудесное слово»

2) Классные часы, посвященные годовщинам главных сражений и Победе в Великой Отечественной войне.

3) Встреча с ветеранами ВОВ, горячих точек.

4) Участие в акциях «Милосердие», «Подари игрушку», «Чистый город»

5)  Создание  общего альбома «История моего города» (уч-ся 1-4 классов)

6) Экскурсии по родному городу, краю.

7) Участие во Всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества и сочинений «Защитникам Отечества посвящается», краевых конкурсах «Всем краеведам – краевед», «Будущие законодатели Пермского края»

8)  Участие школьных и городских  в конкурсах военно-патриотической песни и рисунка «Наши деды и отцы»

9) Публикации детских работ в интернете на сайте «Алые паруса»

10)  Парламентский урок «Человек и закон»

11)  Тематические линейки «День Победы», «День Знаний»

2.Модуль «Школа Почемучки»

Направление деятельности

    Интеллектуальное   развитие    учащихся

ЦЕЛИ

   Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказать влияние на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечить развитие познавательной активности учащихся.

ЗАДАЧИ

  1. 1) Создание ситуации успеха.
  2. 2) Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
  3. 3)  Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
  4. 4) Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования.

ФОРМЫ

  1. Система классных часов «Учись учиться», «Мои достижения»
  2. Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
  3. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах.
  4. Организация познавательных экскурсий.
  5. Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
  6. Ролевые игры «Все работы хороши» по профориентации; экскурсия на кондитерскую фабрику г.Пермь
  7. Проектная деятельность: 1)Участие в Международном фестивале творческих проектов «Novus Libro» - малый энциклопедический словарь школьных терминов; 2) Участие в школьном  педагогическом проекте «Создадим книги сами» и «открытом» уроке по защите данного проекта;
  8. Участие в школьном и городском НОУ

3.Модуль «Школа искусства и этикета»

Направление деятельности

Эстетическое воспитание

ЦЕЛИ

Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня подростка

ЗАДАЧИ

  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность.
  2. Формирование навыков группового взаимодействия.
  3. Сохранение традиций и обычаев Пермского края.
  4. Формирование толерантности.

ФОРМЫ

  1. Посещение  краеведческих и художественных музеев г.Кунгура
  2. Знакомство с художественными и историческими ценностями Пермского края, г.Кунгура,  России.
  3. «Посиделки» - разговор о традициях народов России.
  4. Посещение планетария в г.Перми
  5. Посещение зоопарка в г.Перми

4. Модуль «Школа здоровья»

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное

ЦЕЛИ

  1. Научить ориентироваться в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье учащихся.
  2. Привитие ребятам здорового образа жизни

ЗАДАЧИ

  1. Организация жизнедеятельности детского коллектива в нестандартных экстремальных условиях.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Профилактика асоциального поведения учащихся.
  4. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. Теракты.

ФОРМЫ

  1. Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».
  2. Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток» с приглашением специалистов.
  3. Посещение бассейна.
  4. Соревнования, эстафеты

5. Модуль «Семья»

Направление деятельности

Социальное партнерство

ЦЕЛИ

Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.

ЗАДАЧИ

  1.  Информирование родителей о результатах учебы ребят.
  2.  Психолого-педагогический всеобуч родителей. (ПВР).
  3.  Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.
  4.  Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка.

ФОРМЫ

  1.  Тем.родительские собрания с привлечением психологов, мед.работников.
  2.  Индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников.
  3.  Организация работы родительского комитета.
  4.  Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
  5. Кл.час с привлечением родителей «Планета «Семья»

6) Праздники «Вот и стали мы на год взрослее» (семейные традиции и праздники), «Мама, папа и я дружная семья », «Защитникам Отечества»

7) Дополнительная информация через классную  газету «Весточка»

8)Организация совместных досуговых мероприятий.

9) Проектная деятельность «Семейное древо»

 

   Данная воспитательная модель  предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.

К концу обучения детей в начальной школе данная программа предполагает:

I .  Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:

а) знание истории и культурных традиций города, края, страны;

б) уважительное отношение к  традициям  России, её символам;

                  в) понимание  необходимость бережного отношения к природе; участие в экологических программах;

     г) умение  жить и учиться в коллективе;

     д) овладение  навыками самообслуживания и самодисциплины;

в) ощущение себя равноправным членом коллектива.

II.        Повышение мотивации учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков:

        а) интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

III.                Раскрытие собственной индивидуальности через:

        а) навыки группового взаимодействия;

        б) работу КТД.

IV.        Принятие культуры здорового образа жизни:

      а) умение следить за состоянием своего здоровья;

      б) умение действовать в нестандартных ситуациях.

V.        Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам:

а) понимание  важности бережного отношения к родным, близким;

б) проявление  уважения к  взрослым людям, педагогам, окружающим детям.

Критериями  эффективности воспитательной системы класса являются:

  1. сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  2. развитость креативных способностей учащихся;
  3. проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  4. сформированность классного коллектива.

   Содержание программы  корректировалось в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни детей.

Список используемой  литературы:

  1. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2003.
  2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Программа внеурочной деятельности Школа социального проекта "Я - гражданин"

Программа предназначена для организации гражданско-патриотического направления внеурочной деятельности младших школьников через проектную деятельность....

Проект программы гражданского и духовного воспитания на основе народной педагогики «Я – гражданин своей Республики»

Основной принцип проекта  заключается в следующем: вечные ценности  народной педагогики, её опыт и идеи необходимо переосмы...

Внеурочная деятельность: Социальное направление «Юный гражданин»1-4 классы

       Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе....

Проект программы внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"

Проект программы внеурочной деятельности составлен с учетом требований ФГОС, направлен на  формирование универсальных учебных действий,  овладение спосoбами работы c информацией, достижение ...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...