Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»
статья по теме

Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.81 КБ
Файл vystuplenie.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»

   

Учитель: Сёмочкина Оксана Юрьевна

         Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие   принятым в обществе правовым или нравственным нормам (слайд). Несмотря   на   намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы  понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и    именно  молодое  поколение находится    в   очень   трудной   социально-психологической   ситуации. Нет нужды доказывать, что дети – это наше будущее, и сейчас это будущее оказалось под угрозой,    находится на   грани   как   физического, так и духовного    выживания.  Особую   остроту    в    настоящее     время     приобрела       проблема    детей асоциального, отклоняющегося поведения.
       Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с некоторых пор  общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение младших школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также без духовности и низкого культурного уровня семьи.

      К асоциальным отклонениям  в поведении детей относятся:

  • нечестность,
  •  лень,
  • сквернословие,
  •  неуважение к старшим,
  • воровство
  • хулиганство,
  • бродяжничество,
  • курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д. (слайд )

      Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов.
      Вовремя    замеченные    отклонения     в    поведении     детей       и    правильно    организованная   педагогическая      работа   могут сыграть      важную    роль    в     предотвращении    деформации     личности     растущего    человека, которая приводит к правонарушениям.
      Начинается эта работа с анализа социального паспорта (
слайд). 
В классе, где я работала 10 детей  было из неполных семей, 2 детей, состоящих на учете в ОДН, 3 – на внутришкольном учете, 1 опекаемый ребёнок.
Проведенный анализ показывает, что в классе есть  категории  семей и учащихся, требующих особого внимания, целенаправленной профилактической работы с ними.

       Основные направления работы: работа с обучающимися, работа с семьей, взаимодействия с другими организациями (слайд ).

      Анализ контингента обучающихся, состоящих на ВШК и в ОДН и проявляющих признаки асоциального поведения, выявил определенные проблемы:

  • низкая успеваемость и усвоение программного материала,
  • пропуски занятий без уважительной причины,
  •  неорганизованное внеучебное время,
  • отсутствие или  нарушение  установок на ЗОЖ,
  • совершение противоправных действий различного характера ( слайд ).

Таким образом,    выявленные      проблемы         определили     дальнейшую    стратегию моей   деятельности   по профилактике      асоциального поведения и приоритетные направления  работы (слайд).
            1.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости  позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися. Для ликвидации пробелов у учащихся проводятся групповые коррекционно-развивающие  занятия по формированию положительной мотивации к обучению. 

            2. Борьба с пропусками занятий    без  уважительной     причины является вторым  важным   звеном       в    воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не    принять к    нему   своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика.

Мною установлен ежедневный контроль посещаемости уроков.
        3.
Организация внеучебной деятельности.

 Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Мои ученики имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе, в эстетическом центре. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки работают в различных направлениях. Совместно с психологом проводим работу по вовлечению в работу кружков и секций учащихся из неблагополучных семей, а также учеников асоциального типа поведения.  Охват обучающихся кружковой работой составляет 100%.

Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей  не только   в    качестве участников, но и болельщиков, зрителей,   организаторов, помогает  удовлетворить потребность ребят в общении, организует   их   активность в   школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

Одно из направлений организации внеучебной деятельности – организация и проведение классных часов, в том числе профилактической направленности.
       Большое внимание уделяю формирование здорового образа жизни.
        В целях     укрепления   здоровья   учащихся   и приобщения   их  к    физической культуре и    спорту,   формирование     потребности    в   здоровом     образе  жизни  были проведены следующие мероприятия:
Проводились    игровые    программы «Веселые старты», «Путешествие на остров сокровищ», «Один дома», викторина «Формула здоровья».
Беседы на темы: «Мое здоровье в моих руках», «Лакомств тысяча, а здоровье одно», «Спорт в моей жизни», «В гостях у Мойдодыра».
Для проведения мероприятий широко использую презентации: «Вредные привычки», « Здоровое питание», «Кто хорошо жуёт, тот долго живет», « Режим дня школьника», «Надо ли беречь зубы».
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаю не только специалистов (медиков, психологов), но и широко использую детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья .

5. Правовое воспитание. 

Гражданско-правовое просвещение также занимает важное место в работе по профилактике асоциального поведения обучающихся. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Знание своих прав и обязанностей формирует у ребят ответственность за своё поведение. В рамках этого направления традиционными стали занятия: права и обязанности школьника, Символы Российского государства. Проводила цикл занятий «Что такое хорошо и что такое плохо?», целью которых является сформировать у учащихся навыки  поведения в школе, в общественных местах, дома, на дороге (слайд).

 При проведении мероприятий использую презентации: «Дорожная академия», «Права ребенка», «Уроки вежливости», беседы: «Дорога добра и открытий», «Давайте жить дружно», «Чем я богат», «Культура речи», «Энциклопедия хороших манер», «Честность - прежде всего». Проводила практические занятия: «Дорожный марафон», «В стране дорожных знаков», «Вредные привычки»,

«Умей сказать нет», «Школа светофорных наук».  Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, понятий об административной,     гражданско-правовой, уголовной ответственности   несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
6.
Проведение индивидуальной воспитательной работы.

      Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками   должна следовать как групповая и индивидуальная (слайд).

       Методы        групповой      коррекционной     работы,       которые   использую в работе представлены на слайде (слайд).
 Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы с целью реабилитации.
Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости “хорошо себя вести”. Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие спортом, и т.д.

          Прежде всего, необходима организация системы деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль.    

       Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с отклоняющимся  поведением, т.е. проявляющим признаки асоциального поведения.

Данные перспективные направления деятельности являются основой для организации первичной и специальной профилактики асоциального поведения.

Закончить выступление хочется стихотворением:

Кто-то на свете должен ответить,
Высветить правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос. И больной, как нарыв...
Вот он сидит перед нами. Взгляните,-
Сжался пружиной, отчаялся он...
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они - главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли...
Нет, не рождаются трудными дети.-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения учитель: Сёмочкина О.Ю.

Слайд 2

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам .

Слайд 3

К асоциальным отклонениям в поведении детей относятся: нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя и т.д.

Слайд 4

Анализ социального паспорта

Слайд 5

Проблемы: низкая успеваемость и усвоение программного материала; пропуски занятий без уважительной причины; неорганизованное внеучебное время; отсутствие или нарушение установок на ЗОЖ; совершение противоправных действий.

Слайд 6

Направления работы Работа с обучающимися Взаимодействие с другими организациями Работа с семьёй

Слайд 7

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся Приоритетные направления Пропаганда здорового образа жизни Проведение индивидуальной воспитательной работы Борьба с пропусками занятий Организация внеучебной деятельности Правовое воспитание

Слайд 8

Контроль посещаемости Работа с воспитанниками Организация досуга Правовое просвещение учащихся Групповая коррекционная работа Вовлечение детей в дополнительное образование Пропаганда здорового образа жизни

Слайд 9

Занятие 1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цикл занятий «Что такое хорошо и что такое плохо» ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся навыки поведения в школе, в общественных местах, дома, на дороге Занятие 2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ Занятие 3. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДОМА Занятие 4 . ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

Слайд 10

МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ рассказ объяснение беседа положительный пример убеждение приучение поощрение и наказание внушение перспектива игра организация успеха СЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ иллюстрация демонстрация ИКТ упражнения дидактические игры творческие задания проблемные ситуации

Слайд 11

Кто-то на свете должен ответить, Высветить правду, истину вскрыв Что же такое - трудные дети? Вечный вопрос. И больной, как нарыв... Вот он сидит перед нами. Взгляните,- Сжался пружиной, отчаялся он... С миром оборваны тонкие нити, Словно стена без дверей и окон. Вот они - главные истины эти: Поздно заметили, поздно учли... Нет, не рождаются трудными дети.- Просто им вовремя не помогли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися начальной школы на основе компетентностного подхода"

Охрана здоровья детей это приорететное направление ФГОС, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания....

Работа с семьей как основа профилактики асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся   поведение, которое включает    в   себя  систему   поступков или отдельные пост...

Работа с семьей как основа профилактики асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся   поведение, которое включает    в   себя  систему   поступков или отдельные пост...

Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися начальных классов в ходе подготовки к ВПР

Виды приемов, применяемых в ходе обучения, направленных на качественное написвние ВПР в начальной школе....

Программа коррекционной работы с учащимися начальных классов с нарушениями речи.

Программа коррекционной работы предназначена для учителей - логопедов с детьми с задержкой психического развития, расчитанная на 4 года обучения....

«Профилактика психологического насилия. Работа с обучающимися начальных классов»

В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении, и прежде всего — со сверстниками. Здесь, в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники)...

«Сигарета не конфета, ты ребенок помни это!» видеолекторий для обучающихся начальных классов, направленный на профилактику табакокурения и курительных смесей

Цель: продемонстрировать ученикам начальной школы насколько пагубно пристрастие к табаку.Задачи:  Расширение знаний младших школьников о вреде курения, последствий употребления табака.Предоставит...