Классный час "Мой ум"
классный час (2 класс) по теме

Козлитина Ирина Владимировна
Классный час для 2 класса. Загадки, игры-тренировки способствуют развитию у детей желания развивать свой ум с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyi_chas.docx873.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода

        

Классный час на тему:

«Мой ум»

                                                                    Подготовила:

                                                                    Козлитина И.В.,

                                                                    классный руководитель 2 «Б» класса

Белгород, 2013

Цели: показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желания развивать свой ум с раннего детства.

Оборудование: портреты ученых для зрительных точек, пословицы, энциклопедии, мяч; карточки с ребусами, карточки к играм.

Ход классного часа:

  1. Вводная беседа.

Учитель читает небольшой рассказ.

Сережа отправился с бабушкой и папой в цирк. Дул сильный ветер.

- Пап! А кто качает деревья?

- А почему идет дождь?

- А можно его остановить?

- А почему дует ветер?

И на все вопросы Сережи папа терпеливо отвечал. На что бабушка сказала: «Видишь, Сережа, какой у тебя умный папа».

- Иногда учитель вам говорит: «Умник, умница». Правда, приятно слышать эти слова? От какого слова они происходят? (Они происходят от слова «ум».)

- А что же такое ум? Прочитайте пословицу на доске. (Ум – всему голова.)

- Как вы ее понимаете? Что значит ум для человека? (Человек может думать, все решать, читать, давать правильный ответ, лечить людей, учить, летать в космос и т.д.)

- Послушайте смешную историю.

        Один мальчик пришел в аптеку и попросил дать ему таблетки. «Какие?» - спросил у него фармацевт. «Я хочу быть самым умным. Да побольше, побольше!»

- Как вы думаете, ему дали таблетки? Почему? (Нет, ему не дали таблеток, потому что ум зависит не от таблеток, а от человека. Он сам развивает свой ум.)

- А как нужно развивать ум? Что поможет вам развить ум? (Нужно много читать, заниматься, пытаться все понять, а что непонятно, спрашивать у учителя, родителей, старших братьев. Искать ответ в словарях, книгах.)

2. Знакомство с энциклопедиями.

- Есть прекрасная книга, которую можно назвать «Всезнайка». Это детская энциклопедия. Давайте хором прочитаем это слово. (Эн-цик-ло-пе-ди-я.)

Учитель демонстрирует разные энциклопедии.

- В них столько интересного! В них можно найти ответ почти на любой вопрос. В них можно прочитать о многих умных людях, которые сделали великие открытия и прославились на весь мир.

- Посмотрите на эти портреты. Дмитрий Иванович Менделеев – это известный русский химик, он разработал Периодическую систему химических элементов, благодаря которой мы знаем много об окружающих нас веществах, например, знаем структуру воды. Им же написаны первые учебники по химии. Константин Эдуардович Циолковский сконструировал космическую ракету. Первый человек, полетевший в космос, - русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский естествоиспытатель. Он занимался физикой, химией, благодаря его деятельности в Москве был открыт первый университет. Когда вы вырастете и станете учеными, вы непременно захотите там учиться.

        Учитель показывает портреты всех названных людей.

- Скажите, на что же направлен ум этих ученых? На добрые или злые дела? (На добрые дела.)

3. Беседа.

- Где живет у нас ум? (В голове, в мозге.)

- Мозг человека – это командный пункт всего организма. Мозг состоит из мельчайших клеток. Клетки мозга – настоящие работяги, поэтому им нужно много пищи. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.)

- Клетки мозга питаются кислородом. Поэтому, чтобы мозг хорошо работал, следует больше гулять и дышать свежим воздухом.

4. Зарядка для ума.

- Скажите, а что может развивать ваш ум? (Выслушиваются высказывания детей.)

- Приготовьтесь отвечать на вопросы.

* Сам алый, сахарный – кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

* Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

* Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

* Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

* Ни лает, ни кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

* Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)

* Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

* Синий мундир, теплая подкладка, а в середине сладко. (Слива.)

5. Игры – тренировки.

- Ребята, давайте поиграем в игры. Первая игра называется «Я знаю…»

1) «Я знаю…»

        Я знаю пять имен мальчиков: Саша – раз, Миша – два, Сережа – три, Алеша – четыре, Денис – пять.

        Я знаю пять названий деревьев: …

        Я знаю пять названий рек: …

Я знаю пять имен девочек: …

Я знаю пять названий фруктов: …

Я знаю пять видов одежды: …

Я знаю пять названий цветов:

Я знаю пять названий растений: …

Я знаю пять названий животных: …

2) «Фантазёр»

Игра направлена на обучение умению читать и составлять схемы различных понятий. Игра проходит в группах. Нужно продиктовать следующие слова и словосочетания:

  1. школа;                                                   6) дружба;
  2. цирк;                                                     7) ссора, конфликт;
  3. библиотека;                                          8) помощь;
  4. железнодорожный вокзал;                  9) обида;
  5. место для отдыха;                                10) радость, хорошее настроение.

Затем детям предложить придумать и нарисовать схематические (не художественные) изображения объектов и абстрактных понятий, которые этими словами и словосочетаниями обозначаются. Для первых пяти слов придумать схемы намного проще, чем для последних. Но в обоих случаях важно сначала проанализировать понятие, выделить в нем наиболее существенные признаки, а потом попытаться придумать, как эти признаки можно схематически отобразить. Рисунки должны быть такими, чтобы по ним можно было догадаться, что они обозначают.

Когда схемы будут готовы, участники должны ими обменяться. Теперь задача каждого – «прочитать» схемы, угадать, что они обозначают. Выиграл тот, чьи схемы окажутся самыми понятными. В конце игры проанализировать, почему одни схемы «читаются» легче, другие – труднее, какие были допущены ошибки.

3) «Страна Наоборотия»

- Есть такая сказочная страна Наоборотия. В ней живут люди, которые разговаривают на иностранном языке, немного похожем на наш, только все слова читают наоборот. Например, слово «сад» они произносят «дас». Я сейчас взмахну волшебной палочкой, произнесу волшебное заклинание «чумбрики-мумбрики-кекс-брекекс», и все вы превратитесь в наоборотов – жителей страны Наоборотия, которые могут говорить слова только наоборот. Итак, приготовились!

        Учитель взмахивает волшебной палочкой и произносит заклинание. После этого можно начинать игру. Учитель называет слово, состоящее из трех букв. Игрок, поймавший мяч, должен назвать его наоборот по буквам. Сложность игры зависит от длины слов: чем больше букв они имеют, тем труднее задание.

Сок – кос,                                   бита - атиб                              вагон - ногав

кот – ток,                                    вата – атав                             сироп - порис

мир – Рим,                                  дама – амад                           лавка - аквал

тир – рит,                                    сито – отис                            парта - атрап

пол – лоп,                                    база – азаб                             слива - авилс

лоб – бол,                                     река – арек                            палка - аклап

сор – рос,                                     мост - стом                            банка - акнаб        

лес – сел                                      ваза – азав                              доска – аксод

4) Ребусы

Решение различных ребусов – это хорошая тренировка логического мышления и способности действовать в уме. Прежде чем предложить детям ребусы для самостоятельного решения, необходимо ознакомить их с основными правилами. Основная задача состоит в том, чтобы разгадать зашифрованное слово. Шифруется оно с помощью букв, цифр и картинок. Буквы используются сами по себе, с ними ничего делать не надо. Если в ребусе стоит цифра или картинка, значит, нужно использовать слово, обозначающее данную цифру или предмет, изображенный на данной картинке. Это слово следует соединить с имеющимися буквами (в том порядке, как они изображены в ребусе), после чего должно получиться зашифрованное слово. Наконец, последнее правило: если возле картинки или цифры стоит апостроф, значит, в слове-названии, которое к ней относится, должна быть отброшена одна буква: если апостроф стоит перед цифрой или картинкой, то отбрасывается первая буква, а если после этой цифры или картинки, то последняя. Наиболее легкими являются ребусы, в которых ответ состоит из трех букв, а задание – из одной буквы и одной картинки. Именно с таких ребусов и желательно начать. Затем можно постепенно усложнять задания путем увеличения количества букв и картинок, а также путем включения в ребус цифр.

100лб (столб)         40а (сорока)        ви3на (витрина)          7я (семья)

                      

               

              

- Составление ребусов (в группе).

6. Подведение итогов.

- Какие вы молодцы! Как много знаете! Но, наверное, хотите знать еще больше. Какой вы сделали вывод для себя? (Высказывания детей.)

- Развивайте свой ум и старайтесь больше читать, узнавать, ведь «Ум – всему голова».


Использованная литература:

1. Классные часы. 2 кл. /Авт. – сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011.

2. http://i040.radikal.ru/1104/5b/120defe31d47.jpg - портрет Ю.А. Гагарина

3. http://fameschool.ru/uploads/images/00/00/31/2012/12/04/9600fd.jpg - портрет М.В. Ломоносова

4. http://ruvr.ru/files/Image/Editiors/Italia/foto/Viaggiando_per_la_Russia/DIMendeleevCab.jpg - портрет Д.И. Менделеева

5. http://arhiv.moy.su/images3/146.jpg - портрет К.Э. Циолковского

6. http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2010/02/labirint002.jpg - ребусы

7. http://sschool8.narod.ru/Rebusi/Reb88.jpg - ребусы

8. http://d1.endata.cx/data/games/27364/зжх.jpg - ребусы

9. http://slovesnik.3dn.ru/999/Reb82.jpg - ребусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...