Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

 

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

    Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» представляет научно – познавательное направление.

Новизна дополнительной образовательной программы в том, что во время занятий  у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Такое становление актуально при переходе на новые Стандарты обучения.

Педагогическая целесообразность  дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»  заключается в том, курс  ориентирован на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля и направлен на развитие пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки глазомера и мелких мышц кисти руки, отработки ловкости во владении карандашом и ручкой. А также способствует более эффективному усвоению учебного материала и развитию устойчивого познавательного интереса к предмету математика.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску, вызывающего чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Занятия проходят  1 час в неделю, всего – 34 часа, предназначены  для  детей  младшего школьного возраста (8 – 9 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

    Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Дополнительная образовательная программа «Умники и умницы» представляет научно – познавательное направление.

Новизна дополнительной образовательной программы в том, что во время занятий  у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Такое становление актуально при переходе на новые Стандарты обучения.

Педагогическая целесообразность  дополнительной образовательной программы «Умники и умницы»  заключается в том, курс  ориентирован на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля и направлен на развитие пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки глазомера и мелких мышц кисти руки, отработки ловкости во владении карандашом и ручкой. А также способствует более эффективному усвоению учебного материала и развитию устойчивого познавательного интереса к предмету математика.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску, вызывающего чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Занятия проходят  1 час в неделю, всего – 34 часа, предназначены  для  детей  младшего школьного возраста (8 – 9 лет).

     

 Материал представлен следующими разделами:

  1. Разноплановые геометрические задания: составление заданных фигур из определённого числа одинаковых палочек; изменение заданной фигуры; нахождение фигур и их количества. Работа с геометрическим материалом учитывает психолого -  возрастные особенности развития познавательных психических процессов младших школьников и основана на конструкторско – моделированном принципе.
  2. Нестандартные задачи, включающие задачи на смекалку, задания на сообразительность.
  3. Занимательные рифмованные задачи в стихах, способствующие развитию познавательного интереса к предмету, развитию устойчивого внимания, совершенствованию навыков устных вычислений.
  4. Пословицы и поговорки с математическим содержанием.
  5. Задачи экологического содержания с математическим наполнением.
  6. Графические диктанты. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Цели и задачи: развитие познавательных психических процессов младших школьников, пространственного воображения, устойчивого внимания, логического мышления посредством выполнения задач проблемно – поискового характера; формирование каллиграфически правильного письма, тренировка глазомера и мелких мышц кисти руки; совершенствовать устные вычислительные навыки чисел в пределах сотни при помощи использования занимательных рифмованных задач в стихах, умение решать простые задачи в составе сложных,  умения видеть, распознавать плоскостные геометрические фигуры, практические умения в построении  плоскостных геометрических фигур в рамках решения нестандартных заданий.

Учебно – тематический план.

№ п\п

             

            Тема занятия

                                Количество часов

Дата

всего

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

2

3

Занимательная геометрия.

Введение. Инструктаж.

Занимательная геометрия.

Геометрия вокруг нас.

3

1

1

1

1

2

3

Занимательные рифмованные задачи.

Весёлый счёт.

Задачи в стихах.

Весёлые задачи.

3

1

1

1

1

2

3

4

5

6

Логически-поисковые задания.

Беседа «Поиск закономерностей»

Задачи на сообразительность.

Задачи на сообразительность.

Поисковые задачи.

Поисковые задачи.

Лабиринты.

6

1

1

1

1

1

1

1

2

3

Задачи на смекалку.

Необычные задачи.

Нахождение одинаковых рисунков.

Счёт в пределах 100.

3

1

1

1

1

2

Составные задачи.

Простые задачи в составе сложных.

Задачи в картинках.

2

1

1

1

2

Устный счёт с использованием материала по экологии.

Составление задач со сведениями краеведения.

Весёлый счёт.

2

1

1

1

2

3

Творческие работы учащихся.

Составление фразеологизмов.

Кроссворды.

Отгадывание зашифрованных слов.

3

1

1

1

1

2

3

4

Задания на развитие внимания.

Повтори фигуру.

Путаница.

Магический квадрат.

Ребусы.

4

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

Графические диктанты.

Вспомним, что такое графический диктант?

Лиса.

Морковь.

Автомобиль.

Лебедь.

Робот.

    6    

1

1

1

1

1

1

1

2

Математические игры.

Лабиринт.

Лесная школа.

2

1

1

Итого:

34

4

30

                   

Содержание дополнительной образовательной программы.

1.Занимательная геометрия. Задания для организации фронтальной работы. Задания для распознавания плоскостных геометрических фигур. Задания на составление заданных фигур из определённого числа одинаковых палочек. Задания на изменение построенной фигуры.

Практическая работа. Распознавание и счёт фигур. Штриховка фигур. Моделирование плоскостных геометрических фигур в рамках решения нестандартных задач.

2.Занимательные рифмованные задачи. Задания для организации устного счёта. Рифмованные задачи по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Практическая работа. Совершенствование устных вычислительных навыков в пределах сотни. Определение соответствия числа и количества предметов.

3.Логические задачи. Задачи на развитие логического мышления. Математические лабиринты.  Изображение предметов различными геометрическими фигурами. Задачи на сравнение.

Практическая работа. Выполнение задач проблемно – поискового характера. Найти по описанию сказочного героя или преступника. Расшифровка секретных писем. Выполнение заданий по образцу.

4.Задачи на смекалку. Решение задач на смекалку. Упражнения, формирующие нестандартное мышление. Сюжетные логические задачи.

Практическая работа. Выполнять задания творческого характера. Помощь сказочным героям в поисках своего домика или дороги домой. Раскрашивание по заданию. Разгадывание загадок.

5.Составные задачи.  Задания для организации устного счёта. Решение простых задач в составе сложных. Рифмованные задачи по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Практическая работа. Совершенствование устных вычислительных навыков в пределах сотни. Решать задачи в пределах 100. Решать задачи с помощью рисунка, составлять рисунок к задаче.

6.Пословицы и поговорки математического содержания. Знакомство с пословицами и поговорками математического содержания. Игра «Ум хорошо, а два лучше».

Практическая работа. Умение  разгадать и объяснить мысль, которая заложена в пословице или поговорке. Работать в группе, допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою.

7.Устный счёт с использованием материала по экологии. Задания и упражнения экологического содержания. Блицтурнир по задачам. Работа с иллюстрациями. Составление задач по рисункам, схемам. Беседы на экологическую тему.

Практическая работа. Решение составленных задач. Работа в парах. Умение слушать и использовать полученную информацию. Отгадывание загадок. Рисование природных объектов, раскрашивание.

8.Творческие работы учащихся. Задания творческого и поискового характера: построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера; задания с продолжением узоров; цепочки.

Практическая работа. Задачи – расчёты, работа на вычислительной машине, логические задачи. Определение и описание закономерности в отобранных узорах. Распределять работу в группах. Решение задач комбинаторного характера.

9.Задания на развитие внимания. Задания на распознавание  цифр, букв. Работа с геометрическими фигурами. Нахождение лишнего предмета в ряду. Восстановление числового ряда. Выполнение заданий по образцу на время.

Практическая работа. Раскрашивание фигур или рисунков по образцу. Лабиринты. Блицопросы.  Запоминание увиденного изображения и воспроизведение его по памяти. Соединение слов для рифмы. Дорисовать картинки из овалов, треугольников и т. п. Нарисовать предметы или действия. Решение задач, используя предметы окружающего мира. Магические квадраты.

10.Графические диктанты. Задания для развития глазомера ребёнка, зрительной памяти, аккуратности, фантазии, образного мышления. Выработка самоконтроля. Задания на развитие мелких мышц руки ребёнка. Задания на развитие волевых интеллектуальных качеств, воспитание эстетических вкусов.

Практическая работа. Рисование фигур под диктовку учителя. Штриховка рисунка прямыми,  косыми линиями, крестиком или раскрашивание фигур. Зрительный диктант. Заучивание стихотворений наизусть. Беседа по картинке. Составление небольших рассказов. Сочинение загадок.

11.Игры. Развитие быстроты мысли и сообразительности. Умение считать в определённом порядке. Задания для организации устного счёта.

Практическая работа. Игры: «Лабиринт»,  «Лесная школа».

             

                 Планируемые результаты.

Дополнительная образовательная программа  «Умники и умницы» способствует эффективному усвоению учебного материала по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Первый уровень:

В результате второклассник научится использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений.

Проверочная работа № 1.

Второй уровень:

 Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки, научатся устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность рисунков или фигур, группировать их по заданному или самостоятельно установленному признаку; распознавать, называть и изображать геометрические фигуры: точка, треугольник, прямоугольник, окружность, соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур; работать в паре или группе, умение отстаивать своё мнение и слушать мнение товарищей.

Проверочная работа № 2.

Третий уровень:

Учащиеся овладеют основами алгоритмического мышления и математической речи, основами счёта, научатся составлять и решать задачи, связанные с окружающим миром; описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений.

Проверочная работа № 3. Конкурсные работы.

            Методическое обеспечение.

- Формы занятий:

1.Беседа.

2.Экскурсия.

3.Математический лабиринт.

4.Путешествие в сказку.

5.Конкурс.

6.Игры.

7.Блицтурнир.

8.Поиск.

9.Блицопрос.

10.Сочинение загадок.

11.Игры.

- Методы и приёмы:

1.Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

2.Наглядные – наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

3.Практические – устные и письменные упражнения, графические работы, творческие работы.

4.Поисковый.

5.Проектный.

6.Использование ИД и ИКТ.

- Форма подведения итога: конкурсные работы, творческие работы, проект, тест.

www.edu.ru

www.openklass.ru

Список использованной литературы.

                 

                     Литература в адрес педагогов.

1.Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. Книга для учителей и родителей/ М.: Знание, 1993. – 336 с.

2.Голубь В. Т. Графические диктанты. – Москва. «ВАКО», 2010.

3. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы: комплекс упражнений и задач / сост. Мельникова Т. А. и др. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 131с.

4.Митрофанова В. В. Загадки. М., 1968.

5.Холодова  О. А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради в 2-х частях. М., РОСТ, 2012. – 56с.

6. Холодова  О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие для 2 класса. РОСТ, 2012.

7.ФГОСТ Планируемые результаты начального общего образования. / под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М., «Просвещение» 2011.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. Книга для учителей и родителей/ М.: Знание, 1993. – 336 с.

Митрофанова В. В. Загадки. М., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....