"Письма, опалённые войной".
классный час (4 класс) на тему

Прыткова Елена Валентиновна

Сценарий классного часа для 1-7 классов, посвященный Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya_scenariy.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с. Ахтуба

Калининского района Саратовской области »

« ПИСЬМА, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ»

(сценарий классного часа для 1-7 классов, посвящённый Дню Победы)

                                                             

                                                                     Прыткова Елена Валентиновна, учитель начальных классов

          Шамаева Надежда Владимировна,

классный руководитель 7 класса

2013 год

Цели: воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Задачи:

  1. привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;
  2. воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
  3. расширение знаний об исторических событиях ВОВ;
  4. обогащение словарного запаса;
  5. развитие умения самостоятельной работы при подборе материала для мероприятия;
  6. учатся общению и мастерству публичного выступления.

Оборудование: аудиозаписи; мультимедийная установка с экраном;

справочный материал, стенгазеты, детские рисунки, выставка книг.

Предварительная подготовка.

Разучивание с детьми песни «Землянка», изготовление треугольников-конвертов, в которые записываются письма фронтовиков.

1-й ведущий. Всё дальше от нас годы, опалённые войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живыми!

2-й ведущий. Это голоса, которыми никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время.

1-й ведущий. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

2-й ведущий. Это написанная кровью храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие её в том, что проходит она через сердце человека.

1-й ведущий. Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая даёт конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо ещё добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа это уже прочитывается в сердце героя, в его твердости  и непобедимости.

2-й ведущий. В каждом письме с фронта нет не только печати обречённости, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой смерти, душевного состояния.

Звучит в записи песня «Священная война», слова В. Лебедева-Кумача,

музыка А. Александрова.

1-й чтец. Письмо А. Голикова жене (разворачивает самодельный бумажный треугольник, читает).

«Милая Тонечка!

Я не знаю, прочтёшь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твёрдо знаю, что это моё последнее письмо. Сейчас идёт бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского вся усеяна трупами в зелёных мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц…

Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулемётным огнём, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись…

Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе…

Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие.

У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придёшь, да и будет ли она – могила-то? («Красная звезда», 1964 год).

1-й ведущий. Письмо А. Голикова опубликовал в «Красной звезде» подполковник в отставке Т. Васин, много сделавший для розыска материалов о герое-танкисте. Александр Голиков и Павел Абрамов погибли в этом бою 28 июня 1941 года. Их похоронили местные жители. На могиле героев установлен обелиск.

2-й чтец.

Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва,

Их было только 28,

Но за спиной у них – Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг…

«Так защитим Москву, родные!» –

Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты,

Последний бой всегда суров.

«Бей за Москву, за нас, ребята!» –

В последний раз кричал Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей,

В сырой земле лежат останки,

Лежат тела богатырей.

И славу ветры им разносят,

И слышит Родина слова:

«Их было только 28,

Но за спиной была Москва!»

                                          А. Сафронов

2-й ведущий. Письмо капитана И. Гундиловича жене В. Г. Клочкова: «Василий Георгиевич был любимцем всей части. Весть о смерти его с быстротой молнии облетела ряды бойцов. Месть за любимого политрука была ответом на эту тяжёлую утрату… Родина никогда не забудет героических подвигов солдата. Его имя войдёт в историю». («Комсомольская правда», 1942).

1-й ведущий. Их было только 28 на разъезде Дубосеково, но враг не прошёл. Он был остановлен ценою жизни славных героев-панфиловцев во главе с политруком 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии Василием Клочковым. 21 июля В.Г. Клочкову и всем остальным панфиловцем, погибшим у разъезда Дубосекова, было присвоено звание Героя Советского Союза.

2-й ведущий. «Пропал без вести…», «Пал смертью храбрых..», «ваш сын…», «ваш муж..», «ваш отец…». Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.

3-й чтец.

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Не помню я его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманутый уют…

Он мертв уже. Ему не больно,

А их ещё письмом убьют

1-й ведущий. А некоторые матери получили за годы войны не по одной похоронке. В 1976 году «Комсомольская правда» рассказала о судьбе семьи Степановых. Письма с фронтов Великой Отечественной войны в станицу Днепропетровскую на Кубанщине приходили часто: семеро сыновей Епистимии Федоровны Степановой ушли в разное время на фронт. Вот одно из писем Героя Советского Союза Александра Степанова матери.

2-й ведущий. Ноябрь, 1942 г.

«Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам гордиться тем, что у Вас столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину.

Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле».

1-й ведущий. Александр Степанов героически погиб при форсировании Днепра. Посмертно он удостоен звания Героя Советского Союза. Вот что изложено в наградном листе А. Степанова: «Патроны кончились. Товарищ Степанов продолжает в упор расстреливать наседающего врага из личного оружия, уже свыше 15 солдат и офицеров убиты, враг наседает. Тогда Степанов погибает от взрыва собственной гранаты. Вместе с ним гибнет группа фашистских мерзавцев…».

2-й ведущий. Но ещё в конце 1941 года перестали приходить весточки от старшего сына Епистимии Федоровны, Ивана. Он был партизаном. Похоронен в братской могиле в деревне Драчково Минской области. Подобная судьба сложилась у Василия. Он тоже оказался в партизанах. Был взят карателями и 1 декабря 1941 года расстрелян. Похоронен в братской могиле в селе Михайловка на Днепропетровщине.

1-й ведущий. Одним из первых добровольцем на фронт ушёл Илья. Был тяжело ранен. Писал домой из госпиталя.

2-й ведущий.

«Живу я хорошо. Не беспокойтесь обо мне, мама. Нитки попались крепкие, и живот держится крепко. Правда, внутренний шов разошелся, но это не имеет большого значения. Да, скоро будем давать фрицам перцу».

1-й ведущий. Он геройски погиб в июле 1943 года на Курской дуге, захоронен в братской могиле в селе Афонасове Калужской области.

Пал в бою за Родину Павел. Похоронен в Литве. Филипп в 1943 году раненным попал в плен и замучен в лагере Форелькруз, под Падерборном.

2-й ведущий. С войны вернулся только один сын – Николай, да и тот весть израненный. И вскоре умер. Все братья мечтали вернуться к родному очагу. Но дорога к нему пролегла через жестокую, кровавую войну. И они неустрашимо шли этой дорогой.

Звучит запись песни Б. Окуджавы «Постарела мать за тридцать лет».

Музыка приглушается.

4-й чтец.

Знаю, в сердце у тебя тревога –

Нелегко быть матерью солдата.

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи…

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

До сих пор грохочет канонада,

Снова в бой, на линию огня!

Если не вернусь, не плачь, не надо,

Втихомолку вспоминай меня.

Говори, за честь родного края

Мой любимый сын погиб в бою.

Он погиб, Отечество спасая,

Ради жизни жизнь отдал свою.

                                   Н. Грибачёв

1-й ведущий. А письма на фронт? Их с нетерпеньем ждали солдаты. Письма из далёкого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жён, любимых… Строки, взятые из личного письма поэта-фронтовика  А.Суркова к жене, стали впоследствии текстом песни «Землянка». Давайте вспомним и споём эту песню.

Исполняется песня «Землянка».

5-й чтец.

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь.

                              И. Уткин

2-й ведущий. «Сынок, будь осторожнее!...», «Береги себя…», «Дорогой папа! Я очень по тебе скучаю. Когда ты вернёшься домой?», «Любимый жду…», «Сынок, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись…». Наверное, каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его ждут и любят. В ответ фронтовик писал о вере в победу, писал о любви…

6-й чтец.

На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю.

… И вот слова сожрало время,

И лишь одно сквозит: «люблю»

Одно осталось… Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

…Что любит он? …Отчизну? Маму?

Иль ту, которую… Бог весть…

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

Во сне, сейчас.

                   Г. Горбовский

1-й ведущий. Закончилась война. Враг доживал последние дни. Танковая часть

1-го Белорусского фронта, в состав которой входила танковая рота гвардии старшего лейтенанта Александра Долгова, гнала врага к Берлину. 1 мая 1945 года Александр написал своей матери письмо.

7-й чтец.

«Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!..

Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское – воюем. Стараемся поскорее добить фашистов…

- Ты всё пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

(«Чапаевский рабочий», 1960, 8 мая).

2-й ведущий. Бесстрашному командиру А. Долгову было дано ответственное задание – на одном из участков прорвать оборону гитлеровцев. И, как всегда, своим умением и бесстрашием он увлёк бойцов. Боевая задача была выполнена. Но немцы продолжали отстреливаться. Александр Долгов геройски погиб в тот же день, 1 мая 1945 года. Его письмо матери было предсмертным. А. Долгов посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза.

Звучит запись песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».

1-й ведущий. Как будто от имени всех погибших звучат эти стихи А.Твардовского, обращенные к нам:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

И она – спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам – всё это, живые,

Нам – отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать,

Пусть не слышен наш голос –

Вы должны это знать.

2-й ведущий. Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в своё время сделали всё, что смогли, для защиты и процветания России.

Закончим наш сегодняшний воспитательный час памяти песней.

Звучит запись песни «Нам мир завещано беречь», слова

М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Праздник хорошего настроения. Сценарии для начальной школы / В.М. Пашнина; худож. Е.А. Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Песни, опалённые войной"

Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-1945 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь и по сей день.  Слова этих песен конечно, же всец...

Детство, опалённое войной

Классный час для учащихся начальной школы о детях военного  времени...

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию  патриотического духа подрастающего поколения,знакомит учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны; подвигими пион...

Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне

Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В     преддверии     77-летия...