Роль внеурочной деятельности в начальной школе
материал (1 класс) на тему

Данный материал посвящён анализу внеурочной деятельности на начальной ступени обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bachkaloispravleno.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

                           Роль внеурочной деятельности в начальной школе.

Школьное образование сегодня представляет собой один из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

      Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

      Решение задач социализации школьников в контексте воспитания их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

  Внеурочная деятельность школьников организуется в I классе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с 1 сентября 2011года.

    Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

     Содержание внеурочной деятельности определялось на основе анкетирования родителей и с учетом имеющихся ресурсов Образовательным учреждениям была разработана модель организации внеурочной деятельности по направлениям:  спортивно – оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

     Из предложенного ФГОС НОО мы выбрали духовно- нравственное и общеинтеллектуальное направления. Поскольку остальные реализуются в нашем образовательном учреждении за счёт дополнительного образования.

      По первому направлению мы вели учебный курс  «Истоки».  Целью, которого было – введение младшего школьника в курс основных социокультурных ценностей.  В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия. Данный курс состоял из 4-х разделов: Мир, Слово, Образ, Книга.

В организации образовательном процессе использовались следующие методы и приёмы: живой диалог учителя и ученика, организация самостоятельной работы, организация занятия по правилу смены деятельности, тематическая связь с другими предметами, использование эмоционально-положительных значимых образов, опора на непроизвольное запоминание.

     Самостоятельная работа в парах и группах позволяла ребенку видеть и формулировать проблему, анализировать и обобщать. Ученик мог не только решать задачу без готового «примера», но и сопоставить полученный результат с накопленными знаниями. При этом «неправильный» ответ позволял оценить развитие таких функций, как самоконтроль, способность к переключению.

    При проведении занятий мы использовали различные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, эколого-познавательную, трудовую, физкультурно-оздоровительную деятельность, практическую работу в тетрадях. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств — патриотизма, гуманизма, интернационализма[1].

      В мае 2011 года с целью изучения результативности внедрения курса «Истоки» в образовательный процесс нами было проведено  методом опроса мониторинговое исследование учащихся и их родителей.

       Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы:

- в процессе изучение курса «Истоки» у большинства учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к изучаемому предмету, создаются условия для непрерывного развития личности;

 - курс способствует целенаправленному формированию положительных ценностных установок, моделей поведения;

 - большинство родителей удовлетворены результатами работы в этом направлении и считают необходимым дальнейшее изучение этого курса;

 - данный предмет создает предпосылки для устойчивой преемственности поколений;

 - курс восстанавливает престиж традиционных национальных идеалов, формирует духовно-нравственные ценности.

       Одна из актуальных проблем сегодня – это активизация познавательной деятельности учащихся. Решить на практике эту проблему позволяют современные педагогические технологии. Научно-исследовательская деятельность учащихся совместно с учителем развивает активный интерес к учебному предмету, более того, поднимает этот интерес на более высокий уровень. Исходя из вышесказанного, мы выбрали общеинтелектуальное направление, реализуя его через следующие курсы: «Что? Где? Когда?», «Развитие творческого мышления».

       Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «поставляют» нам сведения о предмете. Всем известно значение чувственного познания — от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.)[2, с.39].

       Учащийся в процессе такой деятельности самостоятельно ставит себе задачу, продумывает цель деятельности, предполагает конечный результат. Методики исследования обсуждаются с учителем, а далее, на каждом этапе работы, от теоретического до практического, школьник работает самостоятельно, обращаясь с вопросами к учителю. Со своими работами учащиеся выступали на классных часах в лицее. Важно не требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка [3, с.278].

       С учетом возрастных особенностей детей мы использовали следующие формы и приемы работы: игры,  работа в библиотеке с каталогами, интеллектуальные головоломки,  практические занятия,  работа в компьютерном классе,  дискуссии,  беседы.

 Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика должна достичь следующих результатов: умение работать с информацией, опыт целеполагания, ребёнок приобрёл опыт планирования, расширение кругозора, развитие мышления, развитие эмоциональной сферы, опыт публичного выступления.

     Подводя итоги сказанному отметим на сегодняшний день « плюсы» и «минусы» нашей работы.

К положительными результатами внеурочной деятельности на ступени начального образования мы считаем:

    1. Широкий выбор кружков

    2.Бесплатные образовательные услуги

    3. Удобное расписание

    4. Развитие индивидуальных способностей, кругозора

    5. Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях.

А к отрицательным моментам внеурочной деятельности на сегодняшний день можно отнести следующее:

    1.Большая нагрузка на ребенка

    2. Недостаток оборудования для проведения занятий

    3. Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования

   4.Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей)

    Нам хочется, чтобы наши коллеги, которые уже в этом году работают  по этим направлениям, не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь, поскольку «высший пилотаж»  учительской работы, это интерес и радость в глаза их учеников.                              

                                       «Преподавание – есть искусство,

поэтому совершенство недостижимо,

а совершенствование – бесконечно». (Л.Н. Толстой)

Библиография

1. Бондаренко,В. Д. Культура общения с природой. /В. Д. Бондаренко - М.: Агропромиздат.-1987.- 172 с.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 класс. Методика обучения. М. 2005. 240 с.

3. Разагатова, Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень[Текст]/ Н.Разагатова. - Самара: изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

Особая роль внеурочной деятельности в начальной школе

Какую роль играет внеурочная деятельность в начальной школе...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

Статья "Особая роль внеурочной деятельности в начальной школе"

Какую роль играет внеурочная деятельность в начальной школе...

Роль урочной и внеурочной деятельности в начальной школе при работе по выявлению и развитию одаренных

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации развития учащихся. Особое место среди всех детей занимают одаренные дети. Зад...