Внеурочная деятельность
статья на тему

Агафонова Елена Викторовна

Из опыта работы по ведению внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_yunyy_kraeved1.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Агафонова Елена Виуторовна,

Учитель начальных классов

АМОУ «ООШ №8», д. Ручьи,

Крестецкий р-н, новгородская обл.

Клуб «Юный краевед» (внеурочная деятельность)

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

        В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности уделено особое внимание, определено пространство и время.

        Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и т.д. Содержание занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.

        Вот и в нашей школе по запросам родителей и по возможностям образовательного учреждения в рамках внеурочной деятельности ведутся кружки «Детская риторика», «Информатика в играх и задачах», «Физическая культура с элементами туризма и спортивного ориентирования» и клуб «Юный краевед».

        Я хочу более подробно остановиться на последнем. Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, села, даёт возможность пробудить интерес ребёнка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории.

        Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл клуба «Юный краевед». Ещё одной из причин, почему взяли именно такое направление, это то, что наш край, и наша деревня Ручьи в частности, богаты природными, археологическими, историческими и культурными памятниками.

        Программа клуба рассчитана на 4 года и разделена на три направления: «Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России», «Мой край родной», «Памятные места нашего края».

        Работая по первому направлению, ученики знакомятся с происхождением своих имён и фамилий, узнают у родителей, почему их назвали именно так. Затем они составляют генеалогическое древо своей семьи. Эти исследования увлекли не только детей, но и родителей. Все активно включились в исследования. Некоторые работы получись настоящим шедевром. Так, например, генеалогическое древо Сергеева Саши не уместилось на одном куске ватмана.

        Следующий этап – это поиски свидетельств о вкладе семьи в жизнь родного села и даже государства. На одном из заседаний клуба заслушивались рассказы о прадедушках и прабабушках, участниках Великой отечественной войны. С интересом ученики слушали Николаеву Олю, которая прочитала воспоминания своей прабабушки. Оказывается, они с сестрой пережили блокаду Ленинграда, потом попали на фронт. А одна из них была в отряде СМЕРШ. У Насти Ульяновой прабабушка прошла всю войну и вернулась, имея на груди много наград. Сергеев Саша принёс материалы о своём прадедушке (фотографии, медали и даже орден). Ребята узнали, что его прадед служил на корабле, охранял границу и принял участие в войне с японцами. Нельзя без слёз было слушать рассказ Петровой Марины, которая рассказала, что её прадедушка попал в плен и как страшно его там пытали.

Никто из детей не остался равнодушным к рассказам одноклассников.

        На одном из занятий отправились в гости к Петровой Вере Петровне, прабабушке одной из учениц. Она рассказала, как их семья жила во время Великой отечественной войны. Её отец был признан врагом народа только за то, что у него была польская фамилия, его арестовали, а остальные члены семьи были сосланы за Урал. Много испытаний им пришлось пережить, но Вера Петровна не переставала удивляться, что в такое трудное время люди не ожесточились, а оставались добрыми и чуткими. Именно благодаря таким людям, их семья выжила и смогла вернуться домой. Ребята внимательно слушали, задавали вопросы.

        Второе направление, по которому работает клуб – это «Мой край родной». Здесь ученики знакомятся с историей возникновения своей деревни, узнают о старейших жителях, об их хозяйственном и семейном быте, духовной культуре. Знакомятся с обрядами и традициями. Работая в этом направлении, ребята пригласили на одно из занятий своих бабушек. На этой встрече они узнали, в какие игры играли их бабушки, когда были маленькими, разучили эти игры и даже поиграли все вместе. Затем было посещение местного краеведческого музея, в частности, комнаты быта. Не обошли вниманием учащиеся и школьный музей. Они с интересом рассматривали экспонаты этого музея. Было интересно узнать о детских организациях того времени, примерить красный галстук, осудить школьную форму, ну и конечно же узнать историю образования и развития нашей школы.

        А недавно в рамках куба ребята ездили в краеведческий музей посёлка Крестцы. С большим интересом слушали рассказ экскурсовода, обошли все залы, осмотрели выставку часов.

        Учащиеся только заканчивают второй класс, впереди ещё два года. Значит, есть время, чтобы собрать информацию и узнать о памятных местах родной деревни, посёлка. Им предстоят походы, поездки, экскурсии.

        Программа клуба предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных пособий, тимуровскую работу, посещение библиотеки, работу с различными источниками.

        Хочется верить, что эти занятия не пройдут даром, а заложат в детских душах крупинку патриотизма, из которой впоследствии вырастет большое чувство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....