Внеурочная деятельность
статья на тему
Из опыта работы по ведению внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Агафонова Елена Виуторовна,
Учитель начальных классов
АМОУ «ООШ №8», д. Ручьи,
Крестецкий р-н, новгородская обл.
Клуб «Юный краевед» (внеурочная деятельность)
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности уделено особое внимание, определено пространство и время.
Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и т.д. Содержание занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.
Вот и в нашей школе по запросам родителей и по возможностям образовательного учреждения в рамках внеурочной деятельности ведутся кружки «Детская риторика», «Информатика в играх и задачах», «Физическая культура с элементами туризма и спортивного ориентирования» и клуб «Юный краевед».
Я хочу более подробно остановиться на последнем. Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, села, даёт возможность пробудить интерес ребёнка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл клуба «Юный краевед». Ещё одной из причин, почему взяли именно такое направление, это то, что наш край, и наша деревня Ручьи в частности, богаты природными, археологическими, историческими и культурными памятниками.
Программа клуба рассчитана на 4 года и разделена на три направления: «Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России», «Мой край родной», «Памятные места нашего края».
Работая по первому направлению, ученики знакомятся с происхождением своих имён и фамилий, узнают у родителей, почему их назвали именно так. Затем они составляют генеалогическое древо своей семьи. Эти исследования увлекли не только детей, но и родителей. Все активно включились в исследования. Некоторые работы получись настоящим шедевром. Так, например, генеалогическое древо Сергеева Саши не уместилось на одном куске ватмана.
Следующий этап – это поиски свидетельств о вкладе семьи в жизнь родного села и даже государства. На одном из заседаний клуба заслушивались рассказы о прадедушках и прабабушках, участниках Великой отечественной войны. С интересом ученики слушали Николаеву Олю, которая прочитала воспоминания своей прабабушки. Оказывается, они с сестрой пережили блокаду Ленинграда, потом попали на фронт. А одна из них была в отряде СМЕРШ. У Насти Ульяновой прабабушка прошла всю войну и вернулась, имея на груди много наград. Сергеев Саша принёс материалы о своём прадедушке (фотографии, медали и даже орден). Ребята узнали, что его прадед служил на корабле, охранял границу и принял участие в войне с японцами. Нельзя без слёз было слушать рассказ Петровой Марины, которая рассказала, что её прадедушка попал в плен и как страшно его там пытали.
Никто из детей не остался равнодушным к рассказам одноклассников.
На одном из занятий отправились в гости к Петровой Вере Петровне, прабабушке одной из учениц. Она рассказала, как их семья жила во время Великой отечественной войны. Её отец был признан врагом народа только за то, что у него была польская фамилия, его арестовали, а остальные члены семьи были сосланы за Урал. Много испытаний им пришлось пережить, но Вера Петровна не переставала удивляться, что в такое трудное время люди не ожесточились, а оставались добрыми и чуткими. Именно благодаря таким людям, их семья выжила и смогла вернуться домой. Ребята внимательно слушали, задавали вопросы.
Второе направление, по которому работает клуб – это «Мой край родной». Здесь ученики знакомятся с историей возникновения своей деревни, узнают о старейших жителях, об их хозяйственном и семейном быте, духовной культуре. Знакомятся с обрядами и традициями. Работая в этом направлении, ребята пригласили на одно из занятий своих бабушек. На этой встрече они узнали, в какие игры играли их бабушки, когда были маленькими, разучили эти игры и даже поиграли все вместе. Затем было посещение местного краеведческого музея, в частности, комнаты быта. Не обошли вниманием учащиеся и школьный музей. Они с интересом рассматривали экспонаты этого музея. Было интересно узнать о детских организациях того времени, примерить красный галстук, осудить школьную форму, ну и конечно же узнать историю образования и развития нашей школы.
А недавно в рамках куба ребята ездили в краеведческий музей посёлка Крестцы. С большим интересом слушали рассказ экскурсовода, обошли все залы, осмотрели выставку часов.
Учащиеся только заканчивают второй класс, впереди ещё два года. Значит, есть время, чтобы собрать информацию и узнать о памятных местах родной деревни, посёлка. Им предстоят походы, поездки, экскурсии.
Программа клуба предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных пособий, тимуровскую работу, посещение библиотеки, работу с различными источниками.
Хочется верить, что эти занятия не пройдут даром, а заложат в детских душах крупинку патриотизма, из которой впоследствии вырастет большое чувство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....