ПРИРОДА - НАШ ДОМ
классный час (3 класс) по теме

Флюх Ирина Михайловна

Беседа "ПРИРОДА - НАШ ДОМ"

Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе и ее обитателям; развивать творческие способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДА - НАШ ДОМ

Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе и ее обитателям; развивать творческие способности.

Учитель:

Ребята, давайте внимательно посмотрим в окно. Что мы там видим?

Дети: Деревья, дома, солнышко, на небе облака, летают птицы, ходят люди, едут машины.

Учитель: А если мы пойдем летом в лес, что мы там увидим?

Дети: Много разных деревьев, зверей, птиц. В лесу растут малина и другие ягоды. Летают бабочки. По траве ползают насекомые.

 Учитель: Скажите, вам нравится гулять по лесу? Почему?

Дети: В лесу летом прохладно, поют птицы. Можно собирать грибы, ягоды, отдыхать или просто гулять.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в летний лес, на берег реки. При этом включает запись аудиокассет «Голоса птиц», «Журчанье воды». Затем обсудить ощущения детей.

 Учитель: Всем и всему на Земле есть место. Природа - наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе?

Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно всё время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача - хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.

Я предлагаю прослушать стихотворение «Не губи живое», которое написал 13-летний мальчик Ваня Мазур. Он, как и многие российские ребята, очень любит нашу прекрасную природу со всеми ее обитателями. Уже с самых малых лет Ваня проявлял глубокую любознательность к окружающему нас миру, в котором ему интересно буквально всё.

По мнению Вани, сохранение природы - задача первоочередная, и приступать к ее решению могут только дети. А потом и родители подключатся. Вместе возможно всё. У Вани изданы несколько книжек, а еще он ведет детскую экологическую рубрику в новом журнале «Экология России».

Не губи живое!

Деревцо малыш сажал,

Он старался очень.

Озорник его сломал,

Так вот, между прочим.

                 Дивные цветы в саду

                 Машенька взрастила,

                 Всем на радость. До чего

                Сердцу было мило!

                 Что же здесь произошло?

                 Все цветы помяты,

                 Всюду битое стекло.

                 Вот ведь супостаты!

                Федя бабочку поймал

                И божию коровку,

               Отпускать он их не стал

              И посадил в коробку.

              Пришел домой, про них забыл.

              У Феди игр тыщи

              Попробовал бы сам пожить

             Год без воды и пищи!

Вот из гнезда упал птенец -

В гнездо родное хочет.

Уже над ним его отец

       Кружится и хлопочет.

      А мимо Петя проходил,

     Домой спешил на ужин.

     Птенца увидел и решил:

    «Мне птенчик больше нужен»

Тоскливо воробью-отцу,

И плачет мама дни и ночи.

В неволе гибнуть их птенцу,

Сник в клетке бедный их сыночек.

Откуда взрослые на свете?

Они растут из малышей.

Скорее исправляйтесь, дети, -

Остаться злым всего страшней.

Это чей автомобиль

Мчится по лужайке?

Смаху дерево свалил,

Убегают зайки.

 Вот таким-то дядей стал

Озорник и лодырь,

Всё, что мог сломать, - сломал,

Не в ладах с природой.

Слышишь выстрелы в лесу?

Целый день стреляет.

Из ружья убил лису,

А зачем - не знает.

 И палит во всех подряд

Федя тот же самый.

 А у маленьких лисят

Нету больше мамы.

Бродит грустно старый пес,

Воет у окраин.

Кто ж тебя сюда занес?

- Петя, мой хозяин.

Он, который отобрал

Птенчика у мамы,

Добрым дяденькой не стал

Петя тот же самый.

Есть, увы, среди детей

И плохие тоже,

Им совсем не жаль зверей.

Будем с ними строже!

Так запомни навсегда:

Живо всё на свете:

 И деревья, и трава,

 И букашки эти.

Все хотят на воле жить:

Рыба, зверь и птица.

Будем их всегда любить

И для них трудиться!

Сделай домик для скворца,

Подлечи котенка,

А зимой в большой мороз

Накорми бельчонка.

Пусть друзьями станут нам

Птицы, звери, дети,

И тогда увидишь сам -

Хорошо на свете!

Обсуждение стихотворения «Не губи живое».

  1. Чему учит стихотворение?
  2. Как человек должен относиться к животным, птицам?
  3. Какой вклад можешь внести лично ты в дело охраны природы?

Паразит (отрывок) После обеда Коля пришел на мостки, к которым лодки причаливают. На этих мостках мальчишка и две девчонки во что-то играли. Смотрели в воду и хохотали. Впрочем, хохотал только мальчишка. Девчонки, похоже, всхлипывали, и глаза у них были невеселые.

-        ... А что вы делаете? - спросил Коля.

  1. Ершиный бой, подводный, - ответил ему Ленька (мальчик, который был на мостках. - С. Ш.). - Веселье. Смехота!
  2. Ершиный бой, - повторили за ними девчонки и снова не то засмеялись, не то всхлипнули, не то икнули и посмотрели на Леньку пугливо.
  3. Хочешь, покажем? Смотри! - Ленька наклонился с мостков. Коля тоже за ним наклонился. Стал глядеть. В этом месте была тень. В неглубокой воде у песчаного дна крутились ерши. Их было несколько. Плавали они медленно. Натыкались друг на друга. Расплывались и снова сталкивались. Некоторые ерши на боку плавали, едва шевелили хвостами. Некоторые стояли вверх брюхом.

Коля пригляделся внимательнее, к самой воде лицо приблизил. И сам себе не поверил - у каждого ерша глаза были насквозь проткнуты спичкой.

  1. Они же слепые, - прошептал Коля.
  2. Ага, - сказал Ленька. - Я им спичками глаза проткнул.
  3. Зачем? - спросил Коля.

-        А для смеху. Миноноски. Подлодки. Бей! Бомбежка! Стыкайся! Торпеды! - заорал Ленька и ударил кулаком по доске.

-        Они ведь подохнут.

-        А-ааа... - Ленька плюнул. - Живучие, твари. Второй день крутятся. У меня от смеха живот болит.

Девчонки всхлипнули. Теперь Коля отчетливо расслышал, что они всхлипнули. Коля повернулся к Леньке и сказал:

-Живодер ты. Паразит. Вот ты кто.        Р. Погодин

Вопросы к тексту:

  1. За что Коля так грубо обозвал Леньку?
  2. Как ты думаешь, заслужил ли Ленька такие слова?
  3. По твоему мнению, во все ли игры можно играть? В какие игры нельзя играть?
  4. Как бы ты себя вел, окажись ты рядом с Ленькой на мостках?

Учитель:

Наша задача - хранить природу, жизнь, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас. Это паша первая задача.

Коллективная работа

По количеству детей нарезать карточки разного размера. На одной из сторон карточек написать загадки. На другой стороне дети рисуют ответ к загадке.

Как на свет родился - В шляпу нарядился.

Загадки

Пестрые скоромушки –

Крашеные головушки,

 Полевые, садовые,

Всегда веселые.

(Цветы).

К нам забрел под выходной

Длинноухий гость лесной

И теперь хрустит украдкой

Под кустом морковкой сладкой

Набивает рот капустой –

До чего всё это вкусно!

Ах, как жаль, что на лужайке

Огорода нет у...

(зайки)

Хор лягушек звонко тут

 Прославляет чистый...

(пруд)

Птицы с ярким опереньем,

Белки скачут по деревьям,

Рядом заяц пробежал,

Под кустом - нора ежа.

Ягоды - как самоцветы,

Сочной зеленью одеты.

Воздух чистый, словно мятный.

Дух цветочный, ароматный.

Сколько всяких здесь чудес!

Как прекрасен летом...!  (лес)

На болоте, чуть дыша,

Притаилась в камышах.

Ей не квакается что-то,

 Нелегка была охота.

Пучеглазая...

(лягушка)

Пacryxy нужна двустволка,

            Напугать чтоб злого...

(волка)

Будет сильно тот реветь,

Кому встретится...

(медведь)

Мне от зависти не спится:

 Шубу мне б, как у ...

(лисицы)

«Вы хоть час могли бы

Помолчать, как...?»

(рыбы)

Как на стежке, на дорожке

Вижу алые сережки.

За одною наклонилась,

Л на десять набрела!

Я клонилась - не ленилась

Кружку с верхом набрала.

(Земляника)

Спать пора - уже темно.

Жарко - я открыл окно,

Только начал засыпать,

Он над ухом стал летать.

Надоел он мне - кошмар!

Вот назойливый...!

(комар)

 Он по делам всегда спешит,

Сопит и листьями шуршит.

А если хищник подкрадется,

 Он тут же шариком свернется.

 Когда показывают зубы,

Надежней нет на свете шубы.

На кактус с ножками похож

Лесной зверек — колючий...

(еж)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке!

(Гриб)

Тыщи сосен до небес

 Образуют хвойный...

(лес)

Что случилось? Что стряслось?

На опушку вышел...

(лось)

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький...

                                   (еж)

Не забудет никогда

Птица первого...

(гнезда)

Мёд душистый принесла

С луга вешнего...

(пчела)

Море трав, цветов вокруг,

Как ковер, пестреет...

(луг)

 «Больше всех мои глаза!» —

Любит хвастать...

(стрекоза

Согнувшись под пошей тяжелой своей,

Тащит травинку в дом...

(муравей)

Бежит по ладошке быстро и ловко,

И точечках черных вся...

(божья коровка)

Вяжет сети он без рук,

Мошек в ГОСТИ ждет...

(паук)

Утром смотрит к нам в оконце

И лучом щекочет...

(солнце)

В небе белые барашки –

Белоснежные бока,

Ветер гонит их куда-то,

 Звать барашек...

(облака)

После того, как дети закончат работу, проверить правильность ответов и вырезать рисунки. Затем под руководством учителя дети приклеивают своп вырезанные рисунки на лист ватмана с цветным фоном. Фоновую окраску сделать голубого цвета, как цвет неба, и зеленого - под цвет травы.

Учитель зачитывает стихотворения.

Родное

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка,

И лесок,

В поле каждый колосок,

Речка,

Небо надо мною –

Это всё моё, родное!

                                                                 Владимир Орлов

Живой букварь

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок - терпению,

Пчелы в поле и в саду

 Обучают нас труду,

И к тому же, в их труде

Все по справедливости;

Отражение в воде

Учить нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Солнце учит доброте,

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом

И взамен ни у кого

 Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.  

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Владимир Орлов

Есть очень хорошее

Слово - забота,

 Не верю, что в том

Сомневается кто-то.

Забота о маме,

Забота о друге,

О старых скворечниках

В нашей округе,

Забота о каждой

Зеленой березке,

Что возрастом малым

Годится в подростки.

Ей нужен, поверь мне,

Помощник и друг.

     Ей будет опорой

Тепло твоих рук

Итог мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...