ШКОЛА ЗДОРОВЯЧКОВ
методическая разработка (2 класс) по теме

Чалукян Анжелика Григорьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_zdorovyachkov.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

в « ШКОЛЕ

ЗДОРОВЯЧКОВ»

Методическая разработка, тренинги безопасного поведения

Из опыта работы Чалукян А.Г., учителя начальных классов

МБОУСОШ №2 г. Апшеронска Краснодарского края

Программа курса "Школа для Здоровячков" для младших школьников

Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему можно решить на занятиях «Школы Здоровячков».

Цель программы – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Важно, чтобы учащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни, сформировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя). Ведь обучение здоровому образу жизни особенно важно для детей младшего школьного возраста.

Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит младших школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение, преодолевать стресс и тревогу.

Установлению положительной психологической атмосферы способствует отсутствие оценок на занятиях.  В самом деле, нужно ли оценивать в баллах открытость и честность в дискуссии или степень включения ученика в общую работу класса? Важным элементом подобного обучения является оценка уроков учениками. Она отражает, вовлечены ли эмоционально ученики в происходящее на уроке, а также то, что они усвоили.

Дети должны знать:

полезные и вредные для здоровья поступки;

полезные для здоровья занятия;

привычки, укрепляющие здоровье;

знать самого себя и свои возможности;

черты характера людей;

причины неуверенности в себе;

интересные и безопасные способы времяпрепровождения;

качества, достойные уважения;

важные для дружбы качества;

о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и последствия их употребления.

Дети должны уметь:

принимать решения в опасных ситуациях;

избегать неприятных чувств;

оценивать себя;

неагрессивно отстаивать свои позиции;

проявлять дружбу;

говорить «нет» в опасных ситуациях;

критически относится к употреблению табака, алкоголя.

Пояснительная записка

Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

1.1. Цели и задачи курса.

Основные цели курса – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.

Задачи курса

Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

1.2. Принципы построения курса.

Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе «Об образовании».

Курс «Школа  Здоровячков» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Содержание программы

2кл. (34 ч)

Введение.

Друзья Вода и Мыло.

Забота об органах чувств (6 ч)

Глаза – главные помощники человека.

Чтобы уши слышали.

Почему болят зубы.

Как сохранить улыбку красивой.

Зачем человеку кожа.

«Рабочие инструменты» человека (руки, ноги).

Болезни (7 ч)

Причина и признаки болезней.

Как здоровье?

Как организм помогает себе сам.

Здоровый образ жизни.

Какие врачи нас лечат.

Инфекционные болезни.

Прививки от болезней.

Какие лекарства мы выбираем.

Домашняя аптечка.

Пища (3 ч)

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи.

Отравления (пищевые и лекарственные).

Правила безопасного поведения (5 ч)

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Правила безопасного поведения на воде.

Правила обращения с огнём.

Чем опасен электрический ток.

Травмы.

Первая помощь (9 ч)

Отравление ядовитыми веществами.

Отравление угарным газом.

Как помочь себе при тепловом ударе.

Как уберечься от мороза.

Растяжение связок и вывих костей.

Переломы.

Если ты ушибся или порезался.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Сегодняшние заботы медицины (3 ч)

Расти здоровым.

Воспитай себя.

Я выбираю движение.

3 кл. (34 ч)

Чего надо бояться (1 ч)

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (2 ч)

Учимся думать.

Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду (2 ч)

Поможет ли нам обман?

«Неправда–ложь» - в пословицах и поговорках.

Почему мы не слушаем родителей? (2 ч)

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Надо ли сдерживать себя (2 ч)

Все ли желания выполнимы?

Как воспитывать в себе сдержанность.

Вредные привычки (2 ч)

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек.

Как относиться к подаркам (2 ч)

Я принимаю подарки.

Я дарю подарки.

Как следует относиться к наказаниям (1 ч)

Наказание.

Как нужно одеваться (1 ч)

Одежда.

Как вести себя с незнакомыми людьми (1 ч)

Ответственное поведение.

Как вести себя, когда что-то болит (1 ч)

Боль.

Как вести себя за столом (2 ч)

Сервировка стола.

Правила поведения за столом.

Правила поведения (3 ч)

Ты идёшь в гости.

Как вести себя в транспорте и на улице.

Как вести себя в театре, кино, школе.

«Нехорошие слова». Недобрые слова (2 ч)

Умеем ли мы вежливо общаться.

Умеем ли мы разговаривать по телефону?

Что делать, если не хочется в школу (1 ч)

Помоги себе сам.

Чем заняться после школы (1 ч)

Умей организовать свой досуг.

Как выбрать друзей (2 ч)

Что такое дружба.

Кто может считаться настоящим другом.

Как помочь родителям (1 ч)

Как доставить родителям радость?

Как помочь больным и беспомощным (2 ч)

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

Спешите делать добро.

Повторение (3 ч)

Огонёк здоровья.

Путешествие в страну здоровья.

Культура здорового образа жизни (урок-соревнование).

4 кл. (34 ч)

Наше здоровье (4 ч)

Что такое здоровье?

Что такое эмоции?

Чувства и поступки.

Стресс.

Как помочь сохранить здоровье (3 ч)

Учимся думать и действовать.

Учимся находить причину и последствия событий.

Умей выбирать.

Что зависит от моего решения? (2 ч)

Принимаю решение.

Я отвечаю за своё решение.

Злой волшебник – табак (1 ч)

Что мы знаем о курении.

Вредные привычки (6 ч)

Зависимость.

Умей сказать НЕТ.

Как сказать НЕТ.

Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ.

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Волевое поведение.

Злой волшебник – алкоголь (3 ч)

Алкоголь.

Алкоголь – ошибка.

Алкоголь – сделай выбор.

Злой волшебник – наркотик (2 ч)

Наркотик.

Наркотик – тренинг безопасного поведения.

Мы – одна семья (2 ч)

Мальчишки и девчонки.

Моя семья.

Повторение (нестандартные уроки и уроки-праздники) (11 ч)

Дружба.

День здоровья.

Умеем ли мы правильно питаться.

Я выбираю кашу.

Чистота и здоровье.

Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие)

Чистота и порядок.

Будем делать хорошо и не будем плохо.

КВН «Наше здоровье».

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Будьте здоровы.

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Практический материал  по внеклассной

оздоровительной  работе

- подробные сценарии занятий;

- оздоровительные минутки;

- игровые формы занятий;

- тренинги  безопасного поведения;

- материал для занятий с младшими

школьниками по культуре здоровья

Уроки здоровья

Внеклассное мероприятие  на тему "Злой волшебник - табак"

Цели:

Учить выбирать нужную информацию.

Расширять кругозор детей о курении и его вреде.

Воспитывать у детей ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение к курению.

Форма: Беседа с элементами моделирования.

Оборудование: книги, пословицы и журналы о курении, плакаты, рисунки детей, факты из газеты «Медицинские новости», заготовки слов для моделирования

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

- Все к занятию готовы. Начинаем.

ΙΙ. Определение темы. Постановка цели занятия.

– О чём сегодня будем говорить? Какие цели поставим?

– Узнать как можно больше о курении и сделать правильные выводы.

ΙΙΙ. Игра «Волшебный стул»

Каждый, кто сядет на этот стул, обладает только хорошими качествами, привычками и поведением. Сегодня на него присядут Анжела и Дима, а мы поочерёдно скажем о них что-нибудь хорошее и доброе. Хором проговариваем: «Мы хорошие, добрые ребята. Мы заботимся о своём здоровье»

ΙV. Беседа по теме.

Одна русская пословица гласит: «Живи разумом, так и лекаря не надо» Как вы понимаете эти слова? Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях?

Послушайте сказку:

В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Они изучили много волшебных книг, выучили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, постигая тайны волшебного мастерства и оказывая помощь нуждающимся.

В один чудесный летний день они приземлились в очень странном задымлённом городе: их встретили маленькие жёлтые человечки с жёлтыми зубами и ногтями, дурным запахом изо рта, к тому же они не выпускали изо рта дымящие трубки, то есть все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым, они рано умирали и выглядели, как маленькие старички.

Через две минуты пребывания в этом городе волшебники почувствовали, что задыхаются, от дыма появились кашель, насморк и слёзы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из города с твёрдым намерением узнать всё о курении и табачном дыме и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки.

Давайте поможем волшебникам и расскажем им всё, что знаем о табаке и табачном дыме.

V. Оздоровительная минутка.

Нужно встать и сделать массаж лица, чтобы хорошо думать и всё запоминать:

Начинаем с ушей. Сначала оттягиваем впёред, затем назад, считая медленно до десяти, причём начинаем с открытыми глазами, потом с закрытыми. Всё это повторяем шесть раз.

Затем в течение одной минуты массируем щёки круговыми движениями пальцев, далее двумя пальцами как бы рисуем круги на подбородке и лбу, считая до тридцати.

Потом массируем в течение одной минуты верхние и нижние веки, не закрывая глаз, а позже переходим к массажу носа подушечками указательных пальцев, нажимая ими на кожу от основания носа до ноздрей. И так двадцать раз.

Последнее упражнение – движения челюстями: открываем рот и нижней челюстью делаем резкие движения, сначала слева направо, потом наоборот. Всего десять раз. Молодцы!!!

VΙ. Это интересно!

Давайте узнаем, что же вы нашли о курении.

Выступления учащихся класса:

Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин.

Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 году, были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба. Они втянулись в это занятие, а траву для курения называли «сигаро» В Англии, в эпоху Елизаветы Ι, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. В России, во времена царствования Михаила Фёдоровича Романова, уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, а во второй – обрезанием носа или ушей. Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра Ι, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.

Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это – никотин, угарный газ, табачные смолы и многие другие.

Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашиваетсяУгарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.

Учёные установили, что извлечённый из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из ста – лошадь.

Вывод: Курение опасно для здоровья человека, особенно для растущего организма.

Вот факты, взятые из газеты «Медицинские новости»:

Из каждых ста человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили;

Из каждых ста человек, умерших от болезни сердца, 25 курили;

Из каждых ста человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;

Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшается более, чем на 8 лет;

Каждый седьмой длительно курящий человек страдает тяжёлым заболеванием кровеносных сосудов;

Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязнённость которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;

4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение ещё опаснее.

VΙΙ. Викторина «В объятиях табачного дыма»

Родина табака?

- Южная Африка;

- Южная Америка;

- Южный полюс.

Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с травой в руках, которую они употребляли для курения и называли…

- сигаро;

- папирус;

- самакруто.

В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?

- Испания;

- Италия;

- Бразилия.

Книга, написанная английским королём Яковом Ι в 1604 году, называется…

- «О вреде табака»;

- «О пользе курения»;

- «Об истории трубки».

Для чего чистят курительные трубки?

- Чтобы собрать остатки табака;

- Чтобы удалить табачный дёготь;

- От нечего делать.

Кого называют «курильщиками поневоле»?

- Тех, кто находится в обществе курящих;

- Тех, кого заставляют курить принудительно;

- Тех, кто курит в тюрьме.

Молодцы!!! Давайте подумаем: почему подростки начинают курить?

За компанию;

Из любопытства;

Слабая воля;

Не занимаются спортом;

Влияние рекламы, кино, телевизора;

Наличие карманных денег и т.д.

VΙΙΙ. Игра «Убеди друга»

Составьте рассказ из нескольких предложений о том, что курение вредно.

Вывод учащихся и родителей класса: Кто страдает от курения?

– И те, кто курит и те, кто находится рядом, – значит, курение наносит вред обществу!

ΙX. Моделирование схемы.

X. Вывод для волшебников и для ребят:

Теперь волшебники из сказки, да и вы, ребята, многое знаете о табачном дыме и табаке. Волшебники смогут помочь людям из задымлённой страны, ведь они умеют делать добрые дела.

XΙ. Инсценирование сказки.

Сейчас группа ребят покажет нам сказку о вреде курения.

Сказка о вреде курения и о том, как инопланетяне не смогли дышать загрязнённым воздухом Земли.

Звучит «космическая музыка», под звуки которой на сцене появляются инопланетяне.

Инопланетянин Ι: (Обращаясь в зал)

Планета ваша далеко,

к вам миллионы лет пути,

Добраться было нелегко,

не просто вас, землян, найти.

Инопланетянка: (Осматриваясь)

…Планета, словно вся в дыму,

откуда эти гарь и пыль?

У нас в Галактике давно

летает воздухомобиль.

Звучит «земная» музыка, на сцене появляются земляне.

Землянин Ι: (Обращаясь к инопланетянам)

Мы очень рады видеть вас.

Проделали вы трудный путь,

И всё же посетили нас,

мы приглашаем отдохнуть.

Землянин ΙΙ:Ваш образ жизни нам неведом    

                            :

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

что можно вам, а что нельзя…

Но вас встречает вкусным хлебом

гостеприимная Земля.

Земляне подносят инопланетянам каравай хлеба.

Инопланетянка:

О, как воздушен он и вкусен!

Нас научите печь его.

Инопланетянин:

Как видно, пекарь ваш искусен.

А мы вам дарим молоко.

Наш Млечный путь в молочных реках,

взбиваем масло мы из рек.

И по Галактике в тарелках

развозим это…(показывает молоко и масло) Человек!

Инопланетянка:

Земле красивой, как светлица,

наш скромный дар.

(протягивает масло землянину)

Пусть хлеб Земли

со звёздным маслом единится

Попробуй-ка, намажь, возьми.

Земляне мажут хлеб маслом, разливают молоко по кружкам. По сцене пускается пар.

Инопланетянин ΙΙ:

Запьём мы молоком чудесным

безалкогольный звёздный пир.

Землянин ΙΙ:

Пусть это отзовётся повсеместно,

И весь прекрасный звёздный мир

Поднимет чашу с молоком полезным!

Пьют молоко, Инопланетянка падает без сознания.

Инопланетянка Ι:

Я чувствую, слабее стала,

Вдруг закружилась голова,

Глазами видеть перестала.

Инопланетянин ΙΙ:

Дым…Началась у вас война?

По сцене пускают пар. Звучит тяжёлая музыка.

Землянин Ι:

Вы сигареты не видали?

Тогда мы вам её представим:

Вулкан, чадящий изо рта!

И привлекательна она едва ли.

Инопланетянин ΙΙ:

Друзья! Вы, кажется, пропали,

в дыму несчастная Земля!

Инопланетянка:

Как можно видеть, слышать, думать,

когда вокруг туман и смрад?

Страшнее вещи не придумать

для ваших взрослых и ребят.

Инопланетянин ΙΙ:

В тарелку! Мигом улетаем!

Не сможем долго мы дышать.

Слух, зренье, мозг – всё погибает!

Прощайте! Вас пора спасать!

Инопланетянка уходит, опираясь на плечо инопланетянина. Звучит музыка улетающей тарелки. Земляне, помахав руками, опускаются на землю, поникнув головами.

Землянин Ι:

Как хорошо всё начиналось:

хлеб, масло, чудо-молоко…

Землянин ΙΙ:

И так внезапно оборвалось,

они теперь уж далеко.

Землянин ΙΙΙ:

Спасенье в нас самих, Земляне!

Мы скажем никотину «Нет»!

Вернитесь, инопланетяне,

мы станем лучшей из планет.

Землянин ΙV:

Пусть будут родники искриться,

и воздух чист, прозрачен, свеж.

Землянин V:

Пусть люди будут все стремиться,

чтоб наступил такой рубеж,

Когда большие тёти, дяди

наклеят на рекламный щит,

То, что не денег только ради,

то, что здоровье защитит.

Землянин Ι:

Пусть не страдают больше люди

в дыму чадящих сигарет.

Науку эту не забудем.

Все: (Хором)И никотину скажем «Нет»!

Звучит вступление к песне В. Шаинского «Улыбка». Поют все участники спектакля.

Ι куплет:

Нас рекламой с толку сбить нельзя,

Рекламируют, что нужно и не нужно.

Что же выбрать, милые друзья?

– Только лучшее, – ответим мы вам дружно.

Припев:

И тогда, наверняка, скажем вредному: «Пока»!

Мы здоровыми хотим служить Отчизне.

И на целый белый свет никотину скажем: «Нет»!

Голосуем за здоровый образ жизни.

ΙΙ куплет:

Быть рекламе только для добра,

Что полезно, мы должны узнать из школы!

И поймёт, конечно, детвора,

Что здоровье наше надо охранять!

Припев

Голос за сценой: А кто пойдёт за «Клинским»?

Все: (Хором) А никто! Здоровым хочешь быть – пей молоко!

Ведущий:

Мы сказкой никого не осуждаем,

Ты волен сделать выбор, ЧЕЛОВЕК!

Удачи мы, любя, тебе желаем,

Войди здоровым в XXI век.

XΙΙ. Итог:

– Какой же вывод сделаете каждый для себя?

Высказывания учащихся:

Вы сделали правильный вывод. Внеклассное занятие окончено. Всем спасибо за работу.

ТРЕНИНГИ

Цель:

Воспитание здоровой и физически развитой личности.

Задачи:

Сформировать у ребенка позицию признания ценности здоровья.

Сформировать у ребёнка чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Расширить знания и навыки по гигиенической культуре.

Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Предполагаемый результат:

Должна сформироваться личность, с твердым осознанием того, что алкоголь, курение, наркотики приносят непоправимый вред здоровью человека.

Ребенок должен знать и применять в жизни первоначальные навыки личной гигиены.

Должна сформироваться личность, стремящаяся быть здоровой душой и телом.

Ребенок должен знать и уметь оказать первую помощь себе и пострадавшему.

Тренинг безопасного поведения «  Я умею выбирать»

  1. Анализ ситуации

                       У бабули юбилей:

                       Полон дом у нас  гостей.

                        Гости много говорили,

                       Ели , пили и курили,

                        Тяжело мне потому,

                        Задыхаюсь я в дыму.

                        Дым вокруг от сигарет,

                       Мне в дыму том места нет!

- Чем опасен для здоровья  табачный дым?

2. Игра « Выбери правильный ответ»

Если рядом курят, то нужно:

  1. Отойти в сторону;
  2. Попросить не курить;
  3. Подойти к курящим как можно ближе.
  1. Оздоровительная минутка

                      Я здоровье  берегу,

                     Сам себе я помогу!

- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой , как солнце. Оно несет всем тепло, всем- всем.( Руки в стороны перед собой.)

3. Игра « Дерево решений»

  1. Я решаю курить ( желтые зубы , запах изо рта , замедление роста и развития , ссоры с родителями и т. д. )
  2. Я решаю не курить ( не надо обманывать родителей, брать без разрешения сигареты и деньги, у меня будут красивые белые зубы и т. д. )

После обсуждения все дети хором произносят: « Мы говорим КУРЕНИЮ – НЕТ!»

4.Подведение итога тренинга

Я УМЕЮ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ!

Всем желающим предлагается нарисовать плакат « Мы живем без табачного дыма»

Тренинг  безопасного поведения «Злой волшебник – НАРКОТИК»

1.ИГРА « Пирамида»

    Учитель выбирает двух человек , каждый  выбирает двух следующих и т. д. Игра закончится , когда за столами не останется ни одного ученика .

 - Чтобы поднять вас всех, понадобилось очень мало времени. Вот так же табак , алкоголь и наркотики разрушают человека .

2 .Повторение пройденного

      Учитель делит доску на две части. Слева перечислены причины , из-за которых начинают курить, употреблять наркотики и алкоголь , а справа то , что может заменить эти вредные привычки.

Из любопытства.

Заняться любым интересным  и посильным делом: спортом , танцами, рукоделием, чтением, - в котором вы сможете самореализоваться.

От скуки.

Для поднятия авторитета среди друзей.

За компанию.

Чтобы почувствовать себя взрослым.

  1. Оздоровительная минутка

Нежный маленький бутон

Туго, туго свернут он.

Солнца луч его коснется,

И бутон наш развернется..

4. Практическая работа.

- Откройте тетрадь и допишите предложения:

  1. Мне хорошо…
  2. Я чувствую себя смелым…
  3. Я горжусь собой…
  1. Игра « Давай поговорим»

- Я полагаю, что каждый из вас может гордиться собой , если научится самостоятельно мыслить, если научится говорить НЕТ любым вредным привычкам. А как думаете вы?

6. Итог занятия

Наркотики опасны для нашего здоровья и поэтому

«Я УМЕЮ СКАЗАТЬ НЕТ ЛЮБОЙ  ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКЕ»

« СПОРТУ -  ДА !»

             

             

Список литературы.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва:Вако 2007.

Обухова Л.А. 135уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А.Обухова Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко – Москва: Вако 2005.

Безопасность и сохранение жизни младших школьников

Внеклассное занятие в школе Здоровья

«ВРЕДНЫЕ

привычки»

                                2 класс

   

                                                                                                Из опыта работы

                                                                                                учителя начальных

                                                                                                классов  Чалукян

                                                                                                    Анжелики

                                                                                                  Григорьевны

        Тема занятия: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ .

1.Организационный момент .Оздоровительная минутка .

 Перед  каждой командой  ведущий  выкладывает по коробочке с зеркалом .

Задание: откройте коробочку, посмотрите, что в ней, и передайте соседу по парте ( ряду). Вы увидите хороших, веселых, умных и очень любимых ребят. Кого вы увидели, открыв коробочку? Себя. Давайте скажем хором: « Мы самые хорошие и самые любимые» .

2. Беседа по теме .

                   В отряде  однажды заспорили дети:

                     Что красивее всего на свете?

                       Ответы посыпались разные –

                         Простые , сложные и несуразные…

                           Чтоб в ответах утвердится –

                              Решили к книгам обратится…

ПРЕКРАСНЫМ СЛАВИТСЯ ЗЕМЛЯ,

                                               А КРАСОТА У КАЖДОГО СВОЯ !

- А что для вас самое красивое? ( Свободные высказывания детей)

- Вы знаете , что тело станет красивым , если его тренировать. Но достаточно ли этого для того , чтобы люди говорили: « Это красивый человек»? Как вы думаете?

- Что нужно делать , чтобы быть здоровым и красивым?

3. Игра « Да – нет».

    На доске прикреплены рисунки: мальчик занимается спортом; девочка ест; мальчик курит; дети в позднее время сидят у телеэкрана; мальчик чистит зубы; девочка причесывается и др.

     Задание: 1. Возле рисунка , который по вашему мнению, показывает правильные действия, чтобы быть красивым и здоровым, напишите «да» и нарисуйте цветочек . Возле рисунка, который показывает, чего делать не нужно, напишите «нет» и нарисуйте колючку.

                     2. Поясните каждый рисунок . Скажите, в какое время дня нужно выполнять правильные действия , сколько раз в день?

4. Оздоровительная минутка « Солнышко».

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка. Идет тепло по всей руке. Руки успокоились. Отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Дыхание ровное, плавное , равномерное. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

5. Анализ ситуации.

- Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.

   « У меня есть два друга: Коля и Толя . Коля очень самостоятельный . Он в последнее время стал курить и теперь выглядит . как взрослый . Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал . что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм . Курящие  люди чаще болеют и чаще умирают.

      А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда  бодрый , веселый и сильный. Он занимается спортом.

      А я все думаю, что мне делать: закурить, как Коля , или спортом заняться, как Толя?»

 - Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с Толей или с Колей? Какое место выбираете вы?

6. Слово учителя.

- Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.

Курильщик сначала и не замечает, как отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд – НИКОТИН. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, поташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм дает сигнал тревоги.

     Многие школьники курят не потому , что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курильщиками, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже  ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма., туберкулез, рак.

      Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

      Наркотики часто называют « белой смертью» .Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает . Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают  из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться , значит, у него действительно есть смелость и воля.

7. Закрепление по теме

  - Что происходит, если кто-то курит, а вы  находитесь рядом?  (Вдыхаем часть дыма)

  - Что можно сделать в таком случае  ?  (Отойти в другое место)

                   ДЫМ ВОКРУГ ОТ СИГАРЕТ,

                   МНЕ В ТОМ ДОМЕ МЕСТА НЕТ .

  -Везде ли можно курить ?

  - Какой знак запрещает курение?  Нарисуйте его .

  - Если есть  знак , а кто-то продолжает курить , как вы поступите?

( Можно сказать : « Извините, но здесь курить запрещено . Можно попросить вас погасить сигарету?» )

  - Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма? ( Зубы, язык, легкие, сердце, мозг.)

8. ЭТО НУЖНО ЗАПОМНИТЬ!

  1. КУРЕНИЕ ЗАГРЯЗНЯЕТ ЛЕГКИЕ;
  2. КУРЕНИЕ ЗАТРУДНЯЕТ ПРОНИКНОВЕНИЕ ВОЗДУХА В ОРГАНИЗМ;
  3. КУРЕНИЕ ЗАТРУДНЯЕТ НОРМАЛЬНУЮ РАБОТУ СЕРДЦА;
  4. ОТ КУРЕНИЯ ЖЕЛТЕЮТ ЗУБЫ, И ПОЯВЛЯЕТСЯ ДУРНОЙ ЗАПАХ ВО РТУ.

9. Оздоровительная минутка « Гимнастика для глаз»

  1. Зажмурьте глаза, а потом широко откройте их. Повторить  5 раз .
  2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз . Повторите 10 раз .
  3. Вытяните вперед руку.  Следите взглядом за ногтем пальца. Медленно приближая его к носу . а затем медленно отодвиньте обратно. Повторите  5 раз.

10 . Подведение итогов . Работа в парах.

  -Давайте попробуем разыграть такую ситуацию. Как вы поступите?

Вы едете в поезде . Там есть знак « Не курить» , но мужчина курит , дым попадает вам в лицо.

  1. Вежливо попросите прекратить курить;
  2. Человек незнаком вам , возможно, вам не захочется просить его погасить сигарету.  В вагоне достаточно места, можно отойти в сторону.

  - Какие слова помогут? ( Повторение слов, которые заучивали наизусть)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛЫ № 2

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Практический материал  по внеклассной

оздоровительной  работе

- подробные сценарии занятий;

- оздоровительные минутки;

- игровые формы занятий;

- тренинги  безопасного поведения;

- материал для занятий с младшими

школьниками по культуре здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровячки"

Здоровье детей - это будущее страны. Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Данная программа "Здоровячки" направлена на сохранение и укрепление физического, психичес...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по оздоровительному направлению "Здоровячек"

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие ...

Рабочая программа "Здоровячок" по внеурочной деятельности 1-4 класс в соответствии с ФГОС

Рабочая программа (спортивно-оздоровительное направление) по внеурочной деятельности для 1-4 класса в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование1-4 класс. Технологическая карта урока....

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Клуб здоровячков» На 1-4 классы.

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Клуб здоровячков» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения о...

План мероприятий в школе здоровячков.

Планирование работы по здоровьесбережению, тестирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Здоровячок"

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирвание, содержание рабочей программы, список литературы....

Уроки здоровья в начальной школе. Лаборатория юных здоровячков.

Много лет я работаю над проблемой: «Повышение качества знаний обучаемых в процессе внедрения ИКТ и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе». Вижу цель св...