Лес – наш друг!
учебно-методическое пособие (1 класс) по теме

Говырина Наталья Дмитриевна

Проведение экскурсии в лес с учениками начального звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                Проведение экскурсии в лес.

Говырина Наталья Дмитриевна

воспитатель

первой категории

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная(коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья с.Ковалевского Краснодарского края

Тема: «Лес – наш друг!»

Проведение экскурсии в лес.

    Характерной особенностью природоведческих экскурсий является непосредственное соприкосновение детей с природой. При планировании экскурсий, необходимо учитывать возрастные особенности детей, а так же природное окружение школы, экономическое и культурное развитие района, города, села.                                                                              Каждая экскурсия складывается з трёх основных этапов: подготовка, проведение и закрепление. Как известно, успех любой экскурсии в значительной мере зависит от организационной подготовки воспитателя и детей. Заранее необходимо сделать следующее:1. наметить тему. Желательно, чтобы название звучало эмоционально и проблемно, что позволит сразу заинтересовать учащихся. Например, «Что в лесу растёт и кто в лесу живёт?», «Аптека в лесу», «Дары леса», «Осенний лес полон чудес» и др. 2. Определить цель, задачи и составить предварительный план. 3. Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть место для подвижных игр, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности детей. 4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, отобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины. 5. Продумать методику проведения экскурсионного материала. 6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся.7. Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести детей.

   Тема: «Лес – наш друг!»

  Цель: Расширять представления о лесе; воспитывать бережное отношение к     природе; организовать отдых учащихся.

  Предварительная работа:

     Вступительная беседа воспитателя начинается сообщением темы экскурсии.

Воспитатель: Мы живём с вами в лесной зоне. Наш долг – хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его. Кто из вас бывал в лесу? Чем он вам нравиться? Где легче дышится: в лесу или в городе? Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам? Почему в лесу нельзя сорить? Как мы поступим, если нам в лесу встретиться маленький зайчонок? Сегодня мы с вами узнаем много нового о лесе.

 Подойдя к опушке леса, воспитатель читает  стихотворение С. Погореловского «Лес»:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шуршишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на лес и скажите, как он выглядит в своём осеннем наряде. ( Он очень нарядный, пёстрый, напоминает расписной терем). Русские писатели любовно и ласково называли лес «лесными хоромами». Что же представляет собой лес? Он напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Так, например, под землёй находится много корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибницы, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землёй находятся дома  мышей и барсуков, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья так же относятся земляные черви. Они рыхлят почву, перемещают перегной, делают её более плодородной.                                                                                                               На поверхности земли растёт мох и травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнёзда соловьи, строят свои домишки муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери и насекомые.                                                                                                                                                        На следующем этаже растут кустарники. Здесь вьют свои гнёзда птицы. Ещё выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В стволах деревьев делают дупла белки, дятлы, синички, а ещё выше – совы. На самых верхних этажах размещены гнёзда хищных птиц. В летний период все этажи леса сильно заселены.

           Подвижные игры.

Дети встают в круг, воспитатель в центр круга. Когда воспитатель назовёт какое-нибудь дерево (например, берёза), дети должны бежать по кругу с распростёртыми руками. Когда назовёт кустарник, дети должны приседать, назовёт травянистое растение, дети встают на носочки и хлопают в ладоши.

   Во время прогулки по тропинкам леса следует фронтальное наблюдение за деревьями, кустарниками, травами, насекомыми.

             Разгадывание загадок.

Его весной и летом мы видели одетым,                                                                                                                                                           А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.  (Лиственное дерево)

Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Хвойное дерево).

-Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

 Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки.  (Лиственница).

- Стоит Алёна, платок зелёный

  Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза).

- Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит.  (Осина).

- Я на розу так похож, разве что не так хорош,

  Но зато мои плоды всем пригодны для еды.  (Шиповник).

- Весной веселит, летом холодит,

  Осенью питает, зимой согревает.  (Лес).

Воспитатель: Кто может объяснить последнюю загадку? ( Весной лес радует нас своим нарядом, свежей листвой деревьев, трав, цветов, весёлым пением птиц. Летом в жаркую погоду человек найдёт в лесу тень, прохладу. Осенью лес дарит людям грибы, орехи, ягоды. Зимой на открытой местности очень холодно, а в лесу, за деревьями значительно теплее. Кроме того раньше человек в сельской местности отапливал свой дом дровами.) Какое ещё значение имеет лес?

Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей.

  Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому санатории, дома отдыха строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А ещё лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля от засухи. Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги, мебель и множество других предметов. На них расходуется очень много древесины, а лес растёт медленно. Требуется не менее 100 лет для его роста. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес. Какую посильную работу мы можем осуществить по охране леса.

  Ответы детей обобщает воспитатель:                                                                                                                                            -учиться культурно вести себя в природе;                                                                                                                                        -принимать посильное участие в уборке мусора;                                                                                                                            -организовывать сбор семян деревьев и кустарников, чтобы засевать пустыри, склоны и дно оврагов;                                                                                                                                                                                 Итог экскурсии. В каком лесу мы сегодня были? Какие растения встретили? Почему лес называют нашим зелёным другом? Завершая экскурсию, воспитатель оценивает поведение детей в природе, благодарит их за помощь в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...

Как мы обращаемся друг к другу

Данное внеклассное мероприятие обогатит опыт детей в ведении диалога, расширит знания о правилах хорошего тона. Подобранный материал даст возможность применить теоретический материал на практике....

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

День Семьи. Праздник "Поймем друг друга!"

Ежегодно отмечаем праздник "День Семьи". Придумываем много интересных поздравлений, конкурсов. Читаем стихи, поем песни....

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."

1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали?   (Ответы детей) Га...