классный час
классный час по теме

Залужная Елена Ивановна

Тема: "Семья, как много в этом слове"

Тема: "Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_znaniy_konspekt.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_rodine.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«День Знаний» 1.09.2010 г

Классный час на тему:  «Семья, как много в этом слове»

Задачи: - формировать уважение к членам семьи;

- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Здравствуйте ребята! Я рада Вас сегодня приветствовать на нашем первом уроке – на нашем  классном часе. Я долго думала, каким он будет, этот  первый урок. Хотелось, чтобы он вам запомнился и чтобы вы не остались равнодушными к той теме, которую я для вас выбрала. Наиболее актуальной я посчитала тему «Школа, дом -  одна семья». Семья – эта наверное главное связующее слово, которому в этом году очень многое посвящено.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

 В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

- А как Вы понимаете это слово «семья»?

- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?(говорят дети класса)Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.

Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях.

Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)

      - Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 – Я?

А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение.

                       Как появилось слово «семья»

                       Когда- то о нем не слыхала земля.

        Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

        Сейчас я тебе семь вопросов задам:

        Кто деток родит мне богиня моя?

        И Ева тихонько ответила «Я».

        Кто платье сошьет, постирает белье.

        Меня приласкает, украсит жилье?

        Ответь на вопрос подруга моя..?

        - «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

        Сказала она знаменитых семь «Я».

        И так на земле появилась семья.

Оказывается история идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии и если ты так будешь жить, у тебя  появятся замечательные и нежные плоды – это дети. Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.  Я  хочу, чтобы эти слова заставила вас задуматься о своей семье, о своих родителях.

У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Чувства к родителям - сына к матери, сына к отцу и дочери также - все это довольно разные чувства. Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.

-Какие они прививают вам чувства?( дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)(для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры).

Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность - это слова- синонимы.

Гегель утверждал: «Обязанности человека делятся на четыре рода:

1) на обязанности перед самим собой;

2) перед семьей;

3) перед государством;

4) перед другими людьми вообще.»

-А выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям?(отвечают дети)

Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.

-Нужно ли разрешать конфликты?

Ситуация №1 Дочь (сын) очень плохо учатся. Маму вызвали в школу. После посещения состоялся её разговор с дочерью (сыном).

Ситуация №2Дочь (сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. (Каждая группа предлагает свой вариант ответа)

Я  вам расскажу одну историю:

В давние времена жила одна семья и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи:

«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»

Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял бумагу и написал на ней что-то.

Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано всего одно слово «Понимание».

Правитель удивился  и спросил: «Всего одно слово?»

Да, действительно, ребята, понимание. И именно это одно слово поможет сохранить и в вашей семье, и в многонациональной семье мир, покой и согласие!

Именно этими словами и пожеланиями мира, любви и понимания я хотела бы закончить наш урок.

        Я желаю Вам мирного неба над головой,  чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!



Предварительный просмотр:

                                     Классный час  на тему:

               «Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд».

.    

Цель: содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей  Родине; подчеркнуть, что для добросовестного труда необходимы знания; воспитывать любовь к месту, где  ты родился и вырос; воспитывать уважение и благодарность к ветеранам В.О. войны.

Наглядность:

на доске репродукции: «Март» И. Шишкин, « Март» И. Левитан; плакаты с пословицами: « Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»; аудиозапись песни В.Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина».

                                                    Ход классного часа.

- Ребята, сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас.

Послушайте песню, и скажите, о чём мы сегодня будем говорить.

( звучит песня В.Баснера на стихи М..Матусовского «С чего начинается Родина»)

      ( Высказывания детей)

- Как часто мы слышим громкое, звучное слово  - Родина.

- Какую картинку вы бы нарисовали, если бы её нужно было подписать словом « Родина»?

                          (Высказывания детей)

- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами,  аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь и имя.

        - Талантливые люди: поэты и художники – сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

- А теперь посмотрим на репродукции (на доске  репродукции «Рожь» И.Шишкина, «Март» И. Левитана и др.).

- Можно ли их подписать словом Родина?

-  Послушайте стихотворение «Наша Родина» (читает подготовленный ученик)

Для нас сады весною зацветают,

И нашим нивам не видать конца,

И шумным говором наш слух ласкают

Кудрявые зелёные леса.

В колодцах наших, реках и озёрах

Прозрачна и живительна вода.

По сочным травам в луговых просторах

Пасутся наши тучные стада.

Поля бескрайние, как море,

И горы в шапках снеговых,

Разливы рек в степном просторе,

Листва берёзок молодых…

Здесь людям радостно живётся,

Здесь славен мирный труд людей.

Всё это Родиной зовётся:

Великой Родиной моей.

- Ребята, а как называется страна, в которой вы живёте?   (Россия)

-Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.

- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог  Константин Дмитриевич Ушинский.

                                                         НАШЕ ОТЕЧЕСТВО.

        Наше  отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России,  всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

- Любовь человека к Родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках:  Прочитайте и скажите, как вы их понимаете ( на доске рус. нар. пословицы):

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.                   (Высказывания детей)

- А какие пословицы о Родине вы знаете?

( Дети заранее готовили пословицы о Родине)

  1. Жить – Родине служить.
  2. Нет в мире краше Родины нашей.
  3. За Родину – мать не страшно умирать.
  4. Родина – мать, умей за неё постоять.
  5. Родной куст и зайцу дорог.
  6. С родной земли – умри, не сходи.
  7. Своя земля и в горсти мила.
  8. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

-  Есть ещё другое  не менее важное слово. Чтобы его вспомнить, мы должны ответить на вопросы или отгадать загадки и по первым звукам отгадать его.

  1. Столица нашей Родины?    (Москва)
  2. Они обычно для шитья

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне, на ёлке

И называются...          (иголки)

  1. Дерево, плоды которого очень любят снегири.                    (рябина)

- Какое же важное слово для каждого человека на земле у вас получилось?      (МИР)

-Правильно, это слово -  МИР.

- Послушайте стихотворение М.Родиной «Слово очень нужное»  (читает подготовленный ученик)

Есть на свете слово –

Нужное и важное

Словно солнце греет

Это слово каждого.

Написать без кляксы

Очень хочет Света

Это слово важное,

Тёплое, как лето.

Мир для всех народов,

Мир на всей планете!

Он нам очень нужен –

Мне, тебе и Свете.

- Каждый год  9 мая  гремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

        Этот праздник встречают в каждой семье, в каждом доме. В этот день мы с благодарностью кланяемся героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины. Советский народ, разгромив фашистских захватчиков, отстоял мир на  Земле. Наша страна всегда стремится к миру со всеми государствами. Мы крепим силу нашей армии, чтобы в любой момент она могла защитить нашу Родину, защитить мир.

Июнь... Клонится к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь... Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м мая.

        - Послушайте рассказ Л.Обуховой «Старый пулемёт»

        Лесная застава не всегда была такой мирной, как сейчас. На нашей земле тоже не всегда был мир. Если начинается война, пограничники первыми принимают удар. Они стоят у границы Родины и защищают её до последней капли крови. Пограничники не сдаются и не отступают.

        Так было в первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, когда на нас напали фашисты.

        Вечер накануне прошёл тихим и спокойным. Летние ночи коротки, в четыре часа утра стало совсем светло, но солнце ещё не всходило. В этот момент прозвучали первые выстрелы. Стреляли с той, чужой стороны.

        На лесной заставе тотчас раздалась команда: «В ружьё!», и пограничники приготовились к обороне.

        Они спрятались за кусты, залегли вдоль оврага. Враги подумали, что на заставе сопротивляться некому. Фашистские разведчики прошли по лесу и не заметили никого. Пограничники были совсем рядом, но ничем не выдали себя. Их  было слишком мало, они берегли свои силы для решающего боя.

        Вскоре показалась фашистская пехота. Вокруг стояла по-прежнему тишина. Пограничники только поглядывали на командира, держа оружие наготове. Когда до цепи вражеских солдат оставалось шагов сто, начальник заставы громко скомандовал:

- За  Родину! Огонь!

        И в тот же миг раздались дружные залпы, застрочил пулемёт...

        Четыре года шла война. И лишь когда враг был изгнан из нашей страны и полностью разбит, отыскали в лесу могилу пограничников. За голубой деревянной оградой воздвигнут теперь небольшой обелиск со звездой, а у подножия обелиска старый пулемёт.

        Школьники приносят сюда по праздникам цветы

         Маленькая дочка капитана Непогодьева, когда отец привёл её к голубой ограде, спросила:

- В этой могиле лежит солдат? Как его зовут?

        Отец вздохнул.

- Не знаю, дочка. Может быть, это даже твой дедушка, мамин папа. Он тоже погиб в самые первые дни войны.

- Послушайте стихотворение С.Маршака «Урок родного языка».  

( Рассказывают несколько подготовленных учеников)

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты  школьники делом –

Пишут  по белому чёрным,-

Пишут по чёрному белым

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна война!"

Стройка идёт в Ленинграде,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

Чёткая в утреннем свете,

Каждая буква видна

Пишут  советские дети:

« Мир всем народам на свете!

Нам не нужна война!»

Мир всем народам на свете!

Всем есть простор на планете –

Свет и богат и велик.

Наши советские дети

Так изучают язык.

- Вы – школьники, ученики. А чем  вы помогаете своей Родине?  В чём заключается ваш основной труд?         (Ответы детей)

        - Ваш долг перед Родиной – учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учишься для Родины.  Как сможете вы трудиться на её блага, не овладев знаниями? Как защитите её в трудный час?

        -Поэтому учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.

На свете есть страна одна, где труд всегда в почёте.

И эта умная страна – страна, где вы живёте.

Участвуя в общественно полезном труде в образовательном учреждении, вы учитесь жить в коллективе, приобретаете навыки коллективного труда, постоянно чему-то учитесь друг у друга.

        О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Какие пословицы о труде вы знаете?

  1. В труде рождаются герои.
  2. Кто не работает, тот не ест.
  3. Труд кормит, а лень портит.
  4. Землю красит солнце, а человека труд.
  5. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.                    И др.

-А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине.

Ученик:  Надо одиннадцать лет учиться,

                Не лениться, а трудиться.

                Год за годом промелькнут,

                И от школьного порога в жизнь откроется дорога.

        - Хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Расти всесторонне развитыми! Вы должны расти такими, ибо именно от вас – в большом и в малом – зависит завтрашний день страны. Будущее любимой Родины.

        - О каких важных и дорогих словах мы сегодня поговорили?      (Родина, мир, труд)

- И в заключение споём с вами песню «Встало солнце», сл. Кондрашенко  (3-й куплет).

Мы ребята смелые, смелые.

Всё для мира сделаем, сделаем.

Всю планету нашу

Будем украшать.

Мирными делами

Счастье добывать.

Припев:

Что для жизни нужно? (1уч.)

Солнце! Солнце!  (хором)

Что для дружбы нужно?  (1уч.)

Сердце! Сердце!  (хором)

Что для сердца нужно?  (1уч.)

Счастье! Счастье!   (хором)

Что для счастья нужно?   (1уч.)

Мир! Мир!   (хором)

Список литературы:

1. О.С.Богданова, О.Д.Калинина  «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», М. «Просвещение» 1985 г. – 31 с., 34 с.

2. Н.И.Стешкова,  журнал «Педсовет», №3 1998 г. – 2-3 с.

3. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко и др  Внеклассные мероприятия. 4-й класс, М. Вако, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...