Методическая разработка часа общения в первом классе «Как вас зовут?»
классный час (1 класс) по теме

Коровина Ирина Васильевна

Цели:

  • Стимулировать процессы самопознания и самовоспитания учащихся;
  • Способствовать включению всех учащихся в совместную деятельность;
  • Содействовать сплочению классного коллектива;
  • Развивать инициативу, самостоятельность и творчество детей.

Форма: час общения.

Методы: рассказ,  групповая беседа, развивающие упражнения и их обсуждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия г. Навашино

Методическая разработка

часа общения в первом классе

«Как вас зовут?»

                               Разработала:

                                                         учитель начальных классов

                                   Коровина И.В.

2012-2013 учебный год

Цели:

  1. Стимулировать процессы самопознания и самовоспитания учащихся;
  2. Способствовать включению всех учащихся в совместную деятельность;
  3. Содействовать сплочению классного коллектива;
  4. Развивать инициативу, самостоятельность и творчество детей.

Форма: час общения.

Методы: рассказ,  групповая беседа, развивающие упражнения и их обсуждение.

Подготовительная работа: изучить литературу, подобрать наглядный материал, подготовить задания.

Оборудование: доска, мел, картинки, задание для детей.

Литературный ряд:

     З.Н. Александрова «Восемь Тань», загадки, дразнилки-шутилки и др.

   

Ход часа общения:

В первом классе восемь Тань.

Это прямо наказание!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

 - Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках:

 Эта - маленького роста,

 Та - высокая в очках.

Таня - темные реснички,

 Таня - русые косички,

Чёлка чёрная у той,

У другой - как у лисички,

Хвостик ярко-золотой;

Есть румяная Танюшка

. Как снегирь в лесу зимой,

И, как звездочки, веснушки

У последней, у восьмой.

По фамилии в журнале

Их сегодня вызывали,

И фамилии подруг

Услыхали все вокруг.

Ведущий: И в нашем классе имена повторяются, но есть и много разных. И сегодня мы  узнаем кое-что об именах. Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его нужно было выделить из семьи родственников. Давались числовые имена: родился первый ребенок - Перва или Первой второй - Второй "Вторак третий - Третьяк и т. д.

По внешнему виду: Черный, Чернавка, Мал. По характеру: Добр, Храбр, Смеян, Умник. В какое время года рожден: Зим, Вешняк, Мороз.

А вы, ребята, отгадаете, почему так зовут этих героев:

1.    В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка.   Она   была   маленькая-маленькая,   всего  на   один дюйм. Ее так и прозвали... (Дюймовочка.) А почему?

2.    Девочка,  беленькая как снежок,  и кругленькая,  как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка) А почему?

3.    Как  зовут  доброго  доктора,   который  лечит  зверей, птиц и насекомых в сказке К. И. Чуковского (Айболит) Почему?

4.    Как   зовут   малышек-коротышек   из   романа-сказки «Приключения   Незнайки   и   его   друзей»   (Незнайка. Знайка, Тюбик, Пулька...) Почему?

    Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю:                  

     Коль ты рожден в день Ефима, то назван именем таким. (М. Владимиров).

Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребенка. Поэтому справлялся не день рождения , а именины в день своего Святого.

  Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает.

   Когда дети маленькие, их часто называют сокращенными именами, а вырастают полными. Давайте поиграем. Я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Ефим, Петя, Виктор, Вадик, Татьяна, Лена, Ирина, Вова. Ребята, а как ласково вас родители называют?

     

     Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка побежали в лавочку и купили прянички. Сколько девочек купили прянички?

      Посмотрите к себе на листки задание для вас. Назови их по-разному, пример дан.

  1. А ты умеешь называть своих друзей по-разному. Листочки на столах.

Антонина                   Василий                       Ирина                         Павел

Тоня                            Вася

Тося                            Васяша

Тонечка                      Васянька

Тонюся                       Васятка

Тонюха                       Васятушка

Тонюшка                    Васяйка

Тонек                          Васечка

Тоша                            Василёк

3. Кто это или что это?

Василек - имя мальчика                           василек - цветок

Сережка -                                                   сережка -

Лев -                                                           лев -

Поля -                                                         поля -

Роман -                                                       роман -

Зорька -                                                      зорька –

     А на уроках мы проходили правило про наши имена? Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей, и Сережа, и Андрей.

Никогда не забывайте - Имя буквой выделяйте.

Сейчас мы  проверим, внимательны вы или нет. Наше следующее задание – «Где нужна большая буква?»

4. Найдите одинаковые слова. Где нужна большая буква? Ненужное зачеркнуть.

Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе.

 Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,

Потеряла (С/с)ерёжку (П/п)оля.

 Ту (С/с)ерёжку нашел (С/с)ерёжка,

 Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (С/с)ерёжка!

На виду честного (Л/л)юда,

Трусит с горки ехать (Л/л)юда.

А у (С/с)ани, а у (С/с)ани

С горки сами мчатся (С/с)ани

                          (Я. Козловский)

      Как красивы наши имена вы убедились, но, к сожалению нередко мы в нашей жизни используем не имена а «клички», они не всегда приятны и унижают человека.

Весёлые дразнилки-шутилки

Катя, Катя, Катерина,                 Андрей-воробей,

Нарисована картина,                   Не гоняй голубей,  

А с картины на портрет,             Голуби бояться,

Лучше нашей Кати нет.              На крышу не садятся.  

Коля, Коля, Николай,                  Вова, Вова-карапуз,

Сиди дома, не гуляй,                   Съел у бабушки арбуз.

В окошко не гляди,                     Бабушка ругается,

Девчонок не дразни.                   Вова отпирается!

                                                       Это - бабушка, не я!

                                                       Это – кошечка твоя.

Мишка - еловая шишка,            

 Сергей - воробей.

Лев, Лёвка, Умная головка.

А задумывались ли вы над тем, откуда пришли ваши имена и что они значат. Сейчас вы это узнаете:

Мария (евр.) - 1 версия - горькая; 2  версия - любимая; 3  версия - упрямая.

Анна (евр.)- благодать, милость.

Алина(герм.) – благородная, неродная, чужая.

Анастасия(греч.) – воскресение, возвращение к жизни.

Алена(греч.) – избранная, светлая.

Софья(греч.) – мудрость.

Людмила( рус.) – милая людям.

Виктория(лат.) – победа.

Дарья(перс.) – сильная, побеждающая.

Юлия(лат.) – из рода Юлиев.

Илья (евр.) - сила Божья.

 Максим (лат.) – величайший, самый большой.

 Егор (рус.) - земледелец.

 Андрей (греч.) – мужчина, мужественный, храбрый.

Алексей (греч.)-защитник.

Никита (греч.) – победитель.

Владимир (слав.) – славный владыка, владеющий миром.

Петр (евр.) – камень, скала.

Григорий (греч.) – бодрствующий, неспящий.

5. Упражнение «Имена»

-  Кто дал имя?

-  Почему это имя?

-  Нравится ли оно тебе?

6. Рефлексия

  1. Что вы узнали нового для себя?
  2.  Что у вас получилось сегодня лучше всего?
  3.  Что у вас не получилось сегодня?
  4.  А сейчас я предлагаю вам, как обычно нарисовать ваше настроение на начало занятия и на конец.

7.Поменяйтесь местами: А сейчас я вам предлагаю поменяться местами

  1. У кого сегодня хорошее настроение
  2. Кому понравилось его новое имя
  3. Те, кто любит сладкое
  4. Кому понравилось наше занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника "Прощание с первым классом!"

Методическая разработка праздника "Прощание с первым классом!"...

Методическая разработка родительского собрания в первом классе по теме "Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"

Данная методическая разработка в полном объёме раскрывает значение соблюдения режима дня первоклассника....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для первого класса "Игра по сказкам К.И.Чуковского"

Игра призвана формировать у учащихся интерес к чтению, к творчеству К.И.Чуковского. Проведение игры требует предварительной подготовки....

Методическая разработка часа общения для начальных классов "Доброта спасёт мир"

Данная методическая разработка может быть полезна классным руководителям и педагогам дополнительного образования, работающим в начальных классах...

Методическая разработка утренника "Прощание с первым классом"

Методическая разработка утренника "Прощание с 1 классом"....

Разработка внеклассного мероприятия (часа общения) в 1 классе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Воспитательное мероприятие направлено на формирование у ребёнка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в современном о...

Методическая разработка: обучение письму в первом классе

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ 1 КЛАСС...


 

Комментарии