Программа "Твоё здоровье" (для учащихся начальных классов).
методическая разработка по теме

Бычкова Ольга Владимировна

     Программа "Твоё здоровье" разработана в рамках ведения воспитательной работы с учащимися начальных классов с целью развития внутреннего, чувственно-эмоционального аспекта личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  


« ТВОЁ  ЗДОРОВЬЕ»


для детей младшего


школьного возраста (7 -11 лет)



Автор: Бычкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, классный руководитель 1-Б класса  МОУСОШ № 16 г. Королёва Московской области.


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность программы.

      Функция воспитания имеет непосредственное отношение к охране физического и психического здоровья ребенка, основой которого является здоровый образ жизни и положительный эмоциональный контакт с окружающим миром.  

     Актуальность проблемы здоровья детей в настоящее время объясняется тем, что современные дети подвержены влиянию телевидения, компьютеризации, что не всегда положительно сказывается на становлении и формировании личности ребенка. Также в последнее время участились случаи родительского невнимания к проблемам детей, несоблюдение ими возрастных норм и режимных моментов (длительность сна, труда и отдыха, количество и характер получаемой информации и т.д.), их невозможность оказать поддержку и своевременную помощь ребенку в силу многих причин. Все это может привести к возникновению различных отклонений в личностном развитии ребенка и появлению ярко выраженных эмоциональных реакций в его поведении, что не всегда благоприятно сказывается на формирование положительной «Я-концепции», на обучение и общее развитие личности в целом. В целях развития и укрепления психологического здоровья детей важным моментом является своевременное снятие напряжения и умственного утомления, создание необходимых условий для эмоциональной разрядки повышения положительного эмоционального тонуса.

     Методологическим основанием для разработки программы «Твое здоровье» стала тенденция к гуманизации современного образования, принцип валеологического образования  как непрерывного процесса  обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Исходя из важнейших новообразований младшего школьного возраста (становление системы произвольной регуляции, развитие самоконтроля, самооценки, социальное соподчинение, потребность в познании и самостоятельности как внутренней позиции, опирающейся на «образ Я», самопонимание и групповые ценностные ориентации) в программе был сделан акцент на развитие эмоциональной сферы ребенка, на обогащение ее опытом позитивных эмоциональных ощущений и переживаний. Кроме элементов эмоционального развития, программа включает в себя знания человека о самом себе, о других людях, а также элементы психотерапии и психокоррекции.          

Цели программы:

  1. развивающие: расширение понимания детьми младшего школьного возраста понятия «ЗДОРОВЬЕ», представление о физическом и психологическом здоровье человека, расширение представлений учащихся об эмоциях и чувствах, обогащение эмоциональной сферы положительными эмоциями и чувствами, развитие творческого потенциала личности;
  2. обучающие: научить детей самосознанию, самооценке, самоконтролю и саморегуляции, т.е. на уровне эмоциональной культуры научить детей овладевать своим самосознанием чувствами, контролировать и регулировать свои эмоциональные реакции в рамках возрастного развития;
  3. воспитательные: воспитание эмоционально адекватной личности ребенка на уровне развития чувств взаимопомощи,  взаимоподдержки,  ответственности за общее дело, волевых и когнитивных качеств личности;
  4. коммуникативные: развитие навыков общения, обучение этикету, взаимодействию  друг с другом,  возможность общения с коллективом в свободной форме.

Задачи программы:

  1. разработка серии занятий, направленных на развитие самосознания, обогащение эмоциональной сферы опытом положительных самоощущений, обучающих навыкам самоисследования и саморегуляции психологических состояний ребенка в процессе обучения.
  2. оказание индивидуальной психологической помощи коррегирующего характера детям «с проблемами» в психоэмоциональном развитии (агрессивным, вспыльчивым, расторможенным, замкнутым, заторможенным).
  3. обучить детей комплексам физических упражнений для использования на уроках и дома, направленных на расслабление и снятие напряжения, на концентрацию внимания, активизацию умственной работоспособности, укрепляющих мышц руки, глаза, шеи, позвоночника, стимулирующих мозговую активность и эмоциональное развитие.

          Работа по программе «ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ» осуществляется  на когнитивном (познавательном)  и аффективном (эмоциональном) уровнях. Она включает в себя элементы психотренинга  и саморегуляции,  направлена на познание детьми самих себя, своих возможностей, чувств и переживаний, формирует  у них положительную самооценку  и самоощущение. В программе широко представлены возможности групповой дискуссии, различные виды творческих заданий, методы психорегуляции, такие как аутогенная тренировка, внушение, самовнушение как элементы нейро-лингвистического программирования, предусмотренные в работе с детьми младшего школьного возраста.

     Программа рассчитана на четыре года и состоит из серии занятий (16), проводимых во внеурочное время в виде классных часов в течение 16-20 учебных недель в течение учебного года.

Участники программы:

  1. учащиеся 1-Б класса;
  2. классный руководитель, он же учитель;
  3. учителя-предметники;
  4. родители учащихся, члены их семей.

Виды деятельности по реализации программы.

  1. Ценностно-ориентированная.
  2. Интеллектуально-познавательная
  3. Творческая.
  4. Игровая.
  5. Коммуникативная.

Прогнозируемая модель личности ученика:

  1. здоровая - физически крепкая, психологически устойчивая, эмоционально образованная и адекватно реагирующая на происходящее, духовно и нравственно подкованная личность;
  2. умение дружить, ссориться и прощать, способность общаться;
  3. способность к взаимопомощи и взаимовыручке;
  4. жизнь под девизом «Один за всех и все за одного»;
  5. стремление к новым знаниям и желание достичь высот, преодолеть трудности, справиться с задачей, показать высокий результат;
  6. ведение активного здорового образа жизни;
  7. умение отказаться от негативного, вредного влияния окружающей среды; способность выбрать полезное и правильное направление своей жизнедеятельности;
  8.  положительная во всех возможных  проявлениях жизнедеятельности личность.

ПРИМЕРНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ».

Занятие 1 (вводное). Страна здоровья.

Занятие 2. Что такое любовь?

Занятие 3. Счастье.

Занятие 4. Настроение.

Занятие 5. Когда тебе плохо.

Занятие 6. Добро.

Занятие 7. Зло.

Занятие 8. Страх.

Занятие 9. Кто я? Какой я?

Занятие 10. Чувство сопереживания.

Занятие 11. Гармония души и тела.

Занятие 12. Что такое здоровье?

Занятие 13. Узнай себя.

Занятие 14. Я и мои чувства.

Занятие 15. Каким я хочу быть?

Занятие 16 (обобщающее). Мое здоровье – это…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...

Классный час "Слагаемые здоровья" для учащихся начальных классов

Классный час посвящен здоровой пище, закаливанию, движению и т.д....

Из опыта реализации программы «Дорога к доброму здоровью» для учащихся начальных классов

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В  последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малопод...

"Дневник здоровья" для учащихся начальных классов

"Дневник здоровья" для учащихся начальных классов...

Конференция на тему: ЗОЖ для учащихся начальных классов Конференция «Мы за здоровый образ жизни» Автор: Захарина Н.Л.- учитель начальных классов

Сценарий исследовательской конференции  по привитию навыков здорового образа жизни. Включает в себя прграмму и концертные омера. Можно применять в работе учителям начальных классов...

" День здоровья" Квест-игра для учащихся начальных классов " Быть здоровым -ЗДОРОВО!"

Материал содержит разработку спортивно-развлекательного мероприятия " День здоровья", маршрутные листы по станциям, загадки , эстафеты и т.д....