Из опыта реализации программы «Дорога к доброму здоровью» для учащихся начальных классов
статья по зож на тему

Меретукова Саниет Юрьевна

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В  последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedchteniya_ot_meretukovoy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Меретукова Саият Юрьевна

учитель начальных классов

                                                          МБОУ СОШ №9

                                                                        Кошехабльского района

Из опыта реализации программы «Дорога к доброму здоровью» для учащихся начальных классов

 

«Здоровому все здорово»

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
        Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В  последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.

Качество образования во многом зависит от состояния здоровья учащихся. Ухудшение зрения, осанки, заболевание органов пищеварения и расстройства центральной нервной системы, наблюдающиеся у школьников, не способствуют хорошему восприятию учебного материала.

Одна из главных задач школы – сохранить и укрепить здоровье учащихся, т.е. создать механизм формирования здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда школы состоит из следующих аспектов:

1. условия, которые обеспечивают равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой;

2. педагогической системой, психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;

3. активной образовательной средой, в которой обучение ребёнка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. В основу учебно-воспитательного процесса МБОУ СОШ №9 села Вольного Кошехабльского района  положены три принципа: «Здоровье - развитие – обучение», поэтому педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни. Разработана и успешно внедряется комплексная образовательная программа «Школа здоровья», которая представляет собой общеметодологическую модель, успешно взаимодействующую  со всеми программами школы. Данная программа «Дорога к здоровью» является составной частью программы «Школа здоровья». Составлена для учащихся начальных классов. В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, игре, подражании. Так как физиологические особенности школьников 1 – 4 классов требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, к организации здоровьесберегающей структуры урока, необходимо построить процесс обучения так, чтобы он не превратился в фактор негативного воздействия на здоровье.

Программа «Дорога к здоровью» реализуется по  двум направлениям:

  • учебно-педагогическое;
  • оздоровительно-воспитательное.

Цель программы: воспитание культуры здоровья, профилактика заболеваний и улучшения качества жизни младшего школьника.

Основные задачи:  

1.      Учебно-педагогического блока:

  • Создать условия для комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья;
  • Нормировать учебную нагрузку, объем домашних заданий и режима дня;
  • Увеличить двигательную активность учащихся на уроке с целью предупреждения утомляемости (проведение оздоровительных пауз во время уроков, организация динамических перемен);
  • Организовать полноценное сбалансированное питание учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья.

2.      Оздоровительно-воспитательного блока: 

  • Воспитывать у  детей нормы здорового образа жизни, пропагандировать правила гигиены;
  • Привлекать учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
  • Сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;
  • Привлекать системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

Направления работы по программе "Дорога к здоровью":
Первое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках, применение здоровьесберегающих технологий, привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни и воспитанию культуры поведения.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы  – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности в нашей школе  применяются  образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы личность ребёнка, которая  превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений мы  выделяем:

  • педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
  • технологии  развивающего обучения, которые  строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Это позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды . Это  является важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
  • технологии уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строим  с  учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы.  Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

Оздоровительные минутки  во время урока:

Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание, говорение.

  • Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.
  • Учитель ведет урок не только стоя у доски классной комнаты, а может находиться в любой части класса. Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой
  • Использование  элементов методики офтальмолога Базарного “Зрительные тренажеры”. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.
  • Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить  физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Второе направление включает в себя комплекс оздоровительно-воспитательной работы с учащимися. С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотрены динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех классах, прогулки на свежем воздухе после окончания уроков, спортивные часы. Дети посещают спортивные секции. В школе проводятся общеоздоровительные мероприятия. Ведется строгий контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы. Большое внимание обеспечению рационального и полноценного питания учащихся.

Пути реализации программы «Дорога к здоровью»

Учебно-педагогический блок:

1.      Основы здорового образа жизни;

2.      Окружающий мир;

3.      Литературное чтение;

4.      Технология;

5.      Система работы учителей-логопедов;

6.      Работа психолого-педагогической службы (анкетирование учащихся, оказание психологической и социальной поддержки).

Оздоровительно-воспитательный блок:

1.      Система классных часов, разработанных на параллель по темам;

2.      Система внеклассных мероприятий;

3.      Проведение тематических родительских собраний;

4.      Работа школьной столовой (организация горячего питания, витаминизация пищи, употребление кислородного коктейля).

5.      Работа медицинской службы (плановые проф. осмотры, профилактические прививки, просветительская работа).

Знания и умения. 

Учащиеся должны знать:

  • Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
  • Как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний;
  • Как правильно питаться;
  • Для чего нужна физкультура;
  • Что такое правильная осанка и как ее поддерживать;
  • Что такое закаливание. Способы закаливания;
  • Что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены;
  • Что такое режим дня;         
  • Полезные привычки. Как их создать;
  • Вредные привычки. Как от них избавиться;
  • Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоема, железной дороги и в общественном транспорте;
  • Лечебные свойства растений, уметь их использовать для профилактики.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно строить режим дня, выполнять его;
  • Применять на практике основные нормы гигиены.
  • Принимать активное участие в реализации проектов направленных на укрепление здоровья;
  • Оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
  • Удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
  • Распознавать и анализировать опасные ситуации.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения;
  2. Формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;
  3. Улучшение показателей здоровья;
  4. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся лицея;
  5. Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников;
  6. Решение проблемы: «Человек – образ жизни – образование – здоровье».

Важно то, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призываем мы учителя или же ребенок испытывает недомогание. Дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь свое здоровье и почему это так важно.

         Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе начального  образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя начальных классов  МБОУ СОШ№9 села Вольное стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Твоё здоровье" (для учащихся начальных классов).

Программа "Твоё здоровье" разработана в рамках ведения воспитательной работы с учащимися начальных классов с целью развития внутреннего, чувственно-эмоционального аспекта личн...

Классный час "Слагаемые здоровья" для учащихся начальных классов

Классный час посвящен здоровой пище, закаливанию, движению и т.д....

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Объектом изучения факультатива является  язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан  на развитии у младших школьников способности к анализу языковых  фактов с учетом единства фор...

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

Мастер-класс: Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов

Мастер-класс на тему "Реализация компетентностно-деятельностного подхода к обучению математике учащихся начальных классов"...