Классный час на тему "Настроение".
классный час по теме

Бычкова Ольга Владимировна

Работа с классом по программе "Твоё здоровье" (Бычкова О.В.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Настроение и его роль в жизни школьника».

Класс: 2-Б

Учитель: Бычкова Ольга Владимировна (автор)

Дата поведения: 23 ноября 2011 года.

Место проведения: МОУ СОШ № 16 г. Королёва Московской области.

Сценарий разработала и апробировала Бычкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов.

Цель: познакомить детей с понятием «Настроение» и тем, как оно влияет на жизнь школьника, человека.

Задачи:  научить различать плохое и хорошее настроение, изменять настроение, влиять на него.

  1. Вступительное слово учителя: мы с вами говорили о том, какие эмоции и чувства могут возникать у человека в разные моменты жизни, сегодня поговорим о настроении и его роли в жизни школьника. Обращение к наглядному материалу:

оформление доски.

  1. Пословицы и высказывания великих людей о настроении:
  1. Красота меняет настроение. Виктория Токарева
  2. Хорошее настроение - лучший друг. 
  3. Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Бенедикт Спиноза (Барух)

  1. Фотография семьи
  2. Рисунки детей на тему : «Осеннее настроение», «Цвета осени».
  3. Блинчики с рожицами, подходящими к заданной теме.

  1. Фраза,  которую часто слышим и говорим

( получается из последнего высказывания): Всё начинается с настроения.

  1. Раздаточный материал для детей: три карточки белой бумаги (две – 1\8 от А-4, одна – 1\4 от А-4).

  1. Обращение к личному опыту детей. Ответы на вопросы:
  1. Что такое настроение и как вы его понимаете?
  2. Как проявляется настроение? (фотография семьи Сони Волкодавовой: подведение к акценту на лица, губы, глаза - мимику)
  3. Какие настроения вы знаете? (веселое, радостное, грустное и т.д.)
  4. Может ли человек сам повлиять на свое настроение и сделать его плохим или хорошим?

  1. Работа с понятием с помощью «Толкового» и «Психологического» словарей.

Знакомство с новым источником информации – психологическим словарём ( в котором собраны слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, состояния и настроения человека, сопровождающие любой жизненный процесс).

Слово учителя: вы уже взрослые дети, сами умеете находить нужную информацию. Какими источниками будем пользоваться для поиска значения слова «Настроение»? (Словарём).

  1. Толковый словарь (демонстрация книги):
  1. дух, расположение (духа), самочувствие, жизнеощущение, душевное состояние, состояние духа
  2. Внутреннее психическое душевное состояние, расположение (у человека или группы лиц, массы). Веселое настроение. Хорошее настроение. Мрачное настроение. Бодрое настроение. Грустное настроение.
  3. Склонность делать что-нибудь. Нет настроения играть. Есть настроение бегать.

  1. Психологический словарь (демонстрация книги):
  1. Настроение (англ. mood ) – одна из форм эмоциональной жизни человека. Это более или менее устойчивое, продолжительное эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. Настроение влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект, Настроение часто вызывается определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера. Настроение характеризуется эмоциональным тоном положительным – веселое, жизнерадостное, повышенное или отрицательным  – грустное, подавленное, пониженное, а также различной динамикой. Относительно устойчивое Настроение возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека.

  1. Осознание новой информации. Первичное закрепление понятия.

  1. Слово учителя: подведём итог: что же такое настроение и как оно влияет на нашу жизнь?

Под настроением понимают:

  1. достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности (силы проявления), образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от чувств и эмоций.
  2. эмоциональное состояние, которое вызывает какой-либо объект (например картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии).
  3. систему ожиданий и стремлений, установок, желаний кого-либо (социальной группы, как политического ресурса; человека, как рабочей единицы, и тому подобного). Синонимом этого значения является слово «настрой».

Вывод (дети высказывают свои мысли, учитель корректирует): под настроением понимают эмоциональный процесс, выражающий отношение человека к его жизненной ситуации в целом. Обычно настроение отличается устойчивостью и продолжительностью во времени, а также невысокой интенсивностью. 

  1. Следующие вопросы, на которые нам надо ответить:
  1. можем мы повлиять на своё настроение и изменить его? ( Да).
  2. сохраняется ли ваше настроение в течение дня или меняется? (Нет).
  1. Снова обращаемся к тем ребятам, которые проснулись  в хорошем и плохом настроении (отвечали в начале занятия) с вопросами:
  1. Изменилось ли ваше настроение в течение дня?
  2. Что повлияло на его изменение? (Ответы детей: ребята, учитель, помирилась с подругой, не поссорилась ни с кем  и т.п.)
  3. Почему поменялось ваше настроение в течение дня в школе? (ответы детей: потому что было весело, играли, занимались, общались друг с другом, пожалели друг друга и т.п.)

Владимир Леви (психолог) говорил:                                                                                

«настроение, освобожденное от зависимостей, само делается хорошим: если не радостным, то ровным; если не приподнятым, то спокойным».

  1. Практическая работа с понятием (этап осознания и первичного закрепления):

Знакомство с книгой «Приключения Рикики и Рудуду» (перевод с фр. Л.В.Кашинской, Е.А.Цоны. – М.: ТКО «АСТ», 1994. – 304 с.) В этой книге собраны рассказы о любимых героях французских детей: медвежатах Рикики, Нунурсе и Аглаи, козлёнке Рудуду, ослике Мартэне и их друзьях. Здесь представлена удивительная страна, в которой дружно и весело живут дикие и домашние животные, так сильно похожие на вас, ребята. Также, как и вы, они ходят в школу, играют, придумывают разные истории, проказничают. Я вам прочитаю одну историю из их жизни, которая называется  

«Мыльные пузыри».

     Рудуду очень хотелось пить. Мама дала ему бутылочку с соком, который пьют через соломинку. Рудуду с шумом тянул сок. Получалось так слышно, что даже котёнок Мине прибежал на эти звуки. (Правила поведения и этики: нельзя пить с шумом) А Рудуду, пока пил сок, уже придумал новую игру:

- Я знаю, что можно делать с соломинкой!

     Он пошёл на кухню, взял жёлтый пластмассовый стаканчик (цвет настроения, безопасное поведение – чтобы стаканчик не разбился), налил в него воду и положил туда немного мыла.

     Вот теперь можно пускать мыльные пузыри. Это очень интересное занятие: смотреть на пузыри, в которых отражается радуга (настроение). И вот лёгкие пузыри заполнили весь дом, они летали по всем комнатам и даже вокруг мамы козы, которая в это время гладила бельё. Пузыри лопались над чистым бельём и оставляли на нём пятна.

     Пришлось Рудуду пойти во двор, пускать там свои мыльные шарики… но настало время идти в школу.оставил во дворе на скамеечке стаканчик с мыльной пеной и соломинкой. А через некоторое время за рудуду зашёл ослик Мартэн. Его он уже не застал, но увидел стакан с водой и подумал, что это лимонад.

     Пока его никто не увидел, он быстро стал пить воду из жёлтого стаканчика. «Фу! Какая гадость этот лимонад!»

     Но самое странное произошло в школе, когда настала очередь читать. Каждый раз, когда ослик открывал рот, из него вылетали мыльные пузыри, к удивлению учителя и всех учеников!

     В следующий раз Мартэну стоило быть повнимательнее и не пить то, что не ему предназначено. Так ведь можно и заболеть. (Правила безопасного поведения, охраны своего здоровья: не пей  то что не тебе предназначено, ты не знаешь, что налито в стаканчик, значит пить нельзя).

  1. Творческое задание.

У вас на столе есть карточки белого цвета. Возьмите одну карточку и раскрасьте её в тот цвет, который передает настроение Козлёнка в момент придуманной им новой игры с мыльными пузырями. Покажите мне получившиеся цветные карточки. Покажите друг другу: соседу, вокруг себя повернитесь, всем покажите свои карточки. Сделайте вывод: какого цвета больше получилось на ваших карточках? (яркие тёплые цвета: жёлтый (в основном), красный). А теперь подумайте, какого цвета будет настроение у ослика Мартэна, когда у него на уроке изо рта появились мыльные пузыри? Раскрасьте вторую карточку в этот цвет. Покажите мне и друг другу получившиеся цветные карточки. Сделайте вывод: какого цвета больше? (синий (в основном), фиолетовый (мало), черный (мало), тёмно-жёлтый, коричневый). Почему выбрали такие цвета?

  1. Вопрос: что может повлиять на смену настроения?
  1. У кого из вас было плохое настроение? Что его изменило на хорошее и бодрое?
  2. Обсуждение рисунков на доске: какое настроение передает первый рисунок?  (Грустное. Подавленное. Одинокий черный лебедь на пруду). Второй? (Веселое и радостное. Два лебедя на пруду, смотрят друг на друга,  над ними радуга и сердечко).
  3. Что изменило настроение на втором рисунке в сравнении с первым? (Лебедь был один, черный и некрасивый. Стало двое, черный превратился в серого и красивого).
  4. Учитель показывает губную гармошку и играет на ней. Что вы услышали? (Звук). Может ли звук, музыка передавать настроение? (Да). А менять его? (Да). Какое настроение у этого звука? (грустное, подавленное). А какое у этого? (Веселое, игривое, скачущее, прыгающее).
  1. Творческая работа.

Изобразите на третьих карточках своё настроение в данный момент времени: можете нарисовать что-то можете просто закрасить карточку каким – либо цветом. Рефлексия. Обсуждение полученных результатов. Объяснения детей о выборе того или иного рисунка, цвета.                               ПОДАРИТЕ ДРУГ ДРУГУ (СОСЕДУ ПО ПАРТЕ) СВОЁ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!  

  1. Итог: ответы детей на вопросы:
  1. С каким понятием познакомились?
  2. Что оно означает?
  3. Как проявляется в жизни?
  4. Как влияет на жизненные процессы школьника, человека?
  5. КАК человек может повлиять на своё настроение?

  1. Завершение работы. Начинайте день с хорошего бодрого настроения, дарите его всем вокруг вас, тогда жизнь вам улыбнется и все у вас будет получаться  на «отлично». (Обращение к последней фразе на доске). С приподнятым веселым  настроением мы заканчиваем наш классный час и отправляемся домой. Счастливого пути, будьте осторожны и внимательны на дороге.

Список используемой литературы:

  1. «Приключения Рикики и Рудуду» (перевод с фр. Л.В.Кашинской, Е.А.Цоны. – М.: ТКО «АСТ», 1994. – 304 с.)
  2. Толковый словарь Ушакова, Ожегова, Даля
  3. Словарь психологических терминов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...