Главные вкладки

    Физкультминутки для развития речи младших школьников
    методическая разработка по теме

    Мельникова Ольга Сергеевна

    Данный материал может быть использован как для развития речи во время физкультминуток у младших школьников, как и детей дошкольного возраста. Материал могут использовать учителя начальных классов и воспитатели.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Физкультминутки230.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопедическая ритмика для развития речи младших школьников

            Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

            И. М. Сеченов писал, что «... всякое ощущение по природе смешанное... К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

            Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

            Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

            Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

            Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

            Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

            Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.

            Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.

            Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:

            У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ

            О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ...
            Или шагает на месте, скандируя:

            НЕТ.-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ
            ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ...
            Или плавно дирижирует одной или двумя руками:

            И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ
            ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ...
            Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.

    Занятия и упражнения

            РОБОТ

    Стоит робот на дороге,
    У него не гнутся ноги,
    Может он махать руками,
    Может он моргать глазами,
    Может головой кивать,
    Раз, два, три, четыре, пять.
     
            Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

            УТРО
    Утром встанет солнышко,
    Возьму в руки ведрышко,
    Побегу я в огород,
    Там морковочка растет,
    Соберу я ловко сочную морковку.
    Угощу Маринку – кушай витаминки!
     

            Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

            ОБЛАКА

    По небу облака плывут,
    Вот козочка, вот с щупальцами спрут,
    А вот кудрявая овечка...
    Все отразились в быстрой речке.
    И тишину не нарушая,
    Плывут вперед, забот не зная,
    Спрут, козочка, овечка, слон,
    Похожие на летний сон.
     

            Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

            ШОССЕ
    По шоссе бегут машины,
    В темноте шуршат их шш
    Огоньки и там и тут,
    В дальний путь они зовут.
     

            Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

            ИГРУШКИ
    Подарили мне игрушки,
    Мишку, зайку и Петрушку,
    Посажу друзей я в холле
    И начну готовить к школе.
    Дам мозаику я зайке,
    А Петрушке – балалайку,
    Почитаю мишке книжку.
    В первый класс идут детишки!
     

            Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

            ЩЕНОК
    Папа мне купил щенка,
    Как смешон малыш пока!
    Очень мил щенок и весел,
    Ушки длинные развесил,
    Брюшко – шарик, мокрый нос,
    Он игрушка, а не пес.
    Назову его Трезор,
    Будем с ним ходить в дозор.
     

            Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

            К БАБУШКЕ
    Стучат колеса – тук-тук-тук
    И под веселый этот стук
    Мы едем к бабушке своей,
    Везем подарочки мы ей.
    Бабуля выйдет на порог
    И вкусный вынесет пирог,
    Расскажет сказку про зверей
    Мы едем к бабушке своей!
     

            Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

            НА МОРЕ
    На море штиль и тишина,
    Одна лишь лодочка видна,
    Вдруг появляется волна,
    Волна прозрачна, зелена,
    Качает лодочку она.
     

            Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

            МАРТЫШКИ
    Две бесстрашные мартышки
    Забрались на пальму ловко,
    По лиане вниз скользят
    Словно в цирке по веревке.
    Кувыркаться им не лень,
    Даже в самый жаркий день.
     

          Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.

            ЗАЯЦ
    Сидит заяц под кустом,
    Здесь его семья и дом,
    И верхушки длинных ушек
    Все трепещут на макушке.
    В его доме нет дверей,
    Как спастись от злых зверей?
     

          Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

            СНЕЖИНКИ
    Кружатся, кружатся снежинки,
    Как белые перья ложатся в перинки,
    Перинки, подушки лежат на опушке
    И зайца следы – как петельки,
    Украсили эти постельки.
           Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

     
            
    МОРОЗ
    На дворе мороз трескучий,
    Вышла Оля на крыльцо.
    Под ногами снег скрипучий,
    Ветер бьет в лицо колючий,
    Рвет с петель входную дверь
    Ведьма злющая – метель.
    Заходи скорее в дом!
    Печка дышит тут теплом,
    Ласково мурлычет кошка
    И узоры на окошке.

          Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

          НА ДАЧУ
    Мы едем в электричке:
    «Ура, ура, ура!»
    Стучат, стучат колеса:
    «Та-та! Та-та! Та-та!»
    Мелькают мимо сосны,
    И ели, и дома.
    Стучат, стучат колеса
    «Да-да! Да-да! Да-да!»
    На даче ждет нас Мурка,
    Дружище верный Рекс,
    Приедем мы на дачу -
    Пойдем все вместе в лес.
     

          Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

          ПИНГВИНЫ
    Идут себе вразвалочку,
    Ступают вперевалочку
    Пингвин-папа,
    Пингвин-мама
    И сынишка пингвинишка
    В черном фраке и манишке.
     

          Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Архипова Е. Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста. –

    М., 2006.
    2.
    Волкова Г. А.Логопедическая ритмика. – М., 1985.
    3.
    Визель Т. Г.Основы нейропсихологии. – М., 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

    В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

    Методическая статья" Инновационная технология формирования грамотности и развития речи младшего школьника"

    Методическая статья "Инновационная технология формирования грамотности и развития речи младшего школьника".В статье преставлен  опыт работы учителя начальных классов Улитиной Ольги Ивановны по фо...

    Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

    Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

    Развитие речи младших школьников

    Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

    "Развитие речи младших школьников"

    Отчёт по теме самообразования....

    "Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

    Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

    Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

    Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....