Программа "Четыре ступени"
рабочая программа по теме

Программа воспитательной работы с классом "Четыре ступени" разработана на 4 года. В ней отражены цели, задачи, направления воспитательной работы. Раскрыто содержание программы.Основной идеей программы является развитие ребёнка через самопознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vr_chetyre_stupeni.docx51.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4

УТВЕРЖДАЮ:

Директор лицея  ____________          

Степанов Г.В.

«_____» _______________20___ г.        

        М.П.

Программа «Четыре ступени»

Составитель:

Кустова Ольга Владимировна

учитель начальных классов

первой категории

2012 г

       Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей. И, именно,  сегодня особое внимание обращено на развитие личности. Поиск новых путей организации школьного обучения связан с необходимостью формирования творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей. Познание бытия невозможно без глубокого понимания себя. Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а её реализация обеспечит готовность учащихся  к образованию через всю жизнь. Самопознание это процесс получения знаний о самом себе путём выделения себя среди других, идентификации и обособлении себя от других на основе  сравнивания себя с ними  и с самим собой в прошлом, настоящем и будущем. Самопознание становится отправной точкой для создания программы «Четыре ступени». Разработанная  модель развития самопознания  детей младшего школьного возраста включает три основные компонента:                                                                                                    

 1. Интеграция образа мира и образа себя самого через многообразие социальных связей, позволяющих осознать себя как частицу окружающего мира.                                                

 2. Актуализация имеющихся у ребёнка знание о себе и опыта взаимодействия с другими людьми в процессе усвоения знаний о предметном мире как способа персонификации и индивидуализации.                                                                                                                      

  3. Рефлексия собственной деятельности, взаимодействий и отношений, направленных на создание образа своего Я.      

      Первая часть программы развития самопознания младших школьников направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире. Вторая часть программы предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой  деятельности. На занятиях используются методы активного социального обучения: драматизация и анализ жизненных ситуаций, игровые ситуации, элементы аутотренинга и мышечной релаксации, психогимнастика, знакомятся с особенностями и возможностями невербального и вербального общения. На занятиях используются методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональной состояние. Дети познают своё физическое Я, своё духовное Я, своё социальное Я.  «Уроки общения»» направлены на развитие коммуникативных умений: слушать и слышать другого, участвовать в свободной беседе, быть внимательным к самому себе и окружающим, понимать чувства и настроение другого, осмысливать свои поступки и поступки другого человека. Закреплению социально-поведенческих норм способствуют и секреты общения, которые сами  дети составляют на занятиях: называй другого человека по имени, и он к тебе будет обращаться так же; умей поставить себя на место другого человека, и ты сможешь понять его; помогай людям, и люди будут помогать тебе; поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и т.д. Принятие детьми этих правил способствует предупреждению многих конфликтов. Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребёнку дают возможность раскрыться его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с Вами своими проблемами, а Вам лучше узнать его. Воспитатель создает условия для развития ребенка, включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей самосовершенствования.  

Программой «Четыре ступени» определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива класса.

 Данная программа реализуется через план воспитательной работы в классе с первого по четвёртый  год обучения. Разработана программа по циклическому принципу для учащихся.

 1 класс 

  1. успешная адаптация к школьной жизни;
  2. эмоциональная устойчивость обучающихся;
  3. создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  4. активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс 

  1. устойчивые положительные результаты обучения;
  2. активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
  3. негативное отношение к вредным привычкам;
  4. создание органов классного самоуправления.

3 класс 

  1. проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
  2. знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
  3. умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  4. ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс 

  1. овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  2. проявление самостоятельной творческой активности;
  3. умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  4. готовность к самоопределению в социуме.
  5. обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

         Цель данной программы:

  1.  Состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию здоровой личности, в создании основы для  развития интеллектуальных и культурно-эстетических способностей с  учётом возрастных изменений.
  2.  Оказать помощь учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм  деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

             Задачи воспитания:

  1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру  в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  2. Оказать помощь детям в познании своих индивидуальных особенностей, содействовать их развитию в соответствии с возрастом.
  3. Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
  4. Развивать навыки эффективного общения и способности чувствовать и понимать друг друга.
  5. Содействовать формированию дружного классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды.
  6. Формировать навыки здорового образа жизни.

Предполагаемыми результатами данной воспитательной программы  являются:    

  1. проявление познавательной активности ребёнком, направленной не только на окружающий мир, но и на себя самого;
  2. начальный уровень развития понятийного мышления и его направленность на самого себя;
  3. готовность и способность участвовать в совместном решении учебно-познавательных продуктивных и творческих задач;
  4. инициатива в совершении и контроле своих действий и поступков, активность действия и поведения в различных ситуациях;
  5. проявление внутренней рефлексии в умении давать адекватную оценку самому себе;
  6. освоение и понимание групповых норм общения.

      Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, разработанными детьми, а также обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы. Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой. В общении педагога с детьми должны реализовываются следующие правила:

  1. умение выслушивать его до конца;
  2. не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  3. открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Участники программы: ученики класса, учителя, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

Формы проведения мероприятий:

  1. беседа
  2. классный час
  3. тренинги
  4. викторины
  5. праздники
  6. конкурсы рисунков, стихов, сочинений
  7. экскурсии
  8. спортивные праздники
  9. конкурсы для всей семьи
  10. театрализованные представления
  11. исследовательская деятельность

Содержание программы

1 класс.  (1 ступень) - "Кто Я?"

НАПРАВЛЕ

НИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Я - человек

- познание окружающего предметного и природного  мира;

- приобретение знаний о социальном мире.

1. Человек в окружающем мире              (3 занятия.)

2. Что я о себе знаю            (3 занятия.)

3. Я и моё имя

4. Я и моя семья             (2 занятия)

5. Я и мои друзья                   (3 занятия)

6. Борьба добра и зла

уроки самопознания

тренинги

психологические игры

кл. час

Труд и порядок

- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

Любимая школа - чистая школа

Содержи в порядке книжки и тетрадки

Все работы хороши…

Трудовые рейды в классе

Мастерская новогодней игрушки

экскурсия

беседа

выставка рисунков

экскурсия

Патриот

- формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

Ветеран живёт рядом

Достопримечательности нашего города

Символика родного края

Посвящение в лицеисты

Моя семья

изготовление поздравительной открытки

посещение музея памяти

беседа

театрализованное представление

диагностическая работа

Интеллект

- формировать любознательность, интерес к знаниям;

- выявление потенциальных возможностей школьников.

Мои любимые уроки

Лучший математик

 

Праздник Букваря

Считай, смекай, отгадывай (мир ребусов, кроссвордов)

Создание проектов по окружающему миру

викторина - игра

математический ринг

театрализованное представление

исследовательская деятельность

исследовательская деятельность

Мир прекрасного

- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности;

- создавать условия для творческой самореализации учеников;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

День именинника

Мамы всякие важны, мамы всякие нужны

Мир твоих увлечений

Мастерская Деда Мороза

Посещение театральной постановки

Праздник окончания 1 класса

праздник

концерт для мам и бабушек

конкурсы чтецов, рисунков

изготовление новогодних поделок

театрализованное представление

Здоровый образ жизни

- формировать понимание значимости здорового образа жизни;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

Азбука безопасного пешехода

День здоровья

Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки

Зимние забавы

конкурс рисунков, беседа

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

игры на спортивной площадке.

2 класс (2 ступень) "Какой Я?"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Я - человек

- приобретение знаний о социальном мире;

- познание своего внутреннего мира;            - накопление опыта нравственного поведения.

1. Я и мои чувства    (3 занятия)

2. Я и мой темперамент.             (2 занятия)

3. Я и мой характер.

4. Я и моё мышление.

5. Я и моя речь.

6. Я и мои способности.

7. Я и моё внимание.

8.Я и моя память.

9. Что я узнал о себе.

уроки самопознания

тренинги

психологические игры

Труд и порядок

- приобщать к общественно - полезной деятельности

Книжкина больница

Мастерская Деда Мороза. Встречаем Рождество.

Операция «Мойдодыр»

Помоги птицам зимой

операция

выставка - конкурс

трудовой десант

акция по изготовлению кормушек

Патриот

- приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям;

- знакомить с общественно - политической жизнью страны.

Герои города в названиях улиц

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.

Возложение цветов к Вечному огню.    

Моя семья

С любовью к родным людям

исследовательская деятельность

поисковая работа

изготовление сувениров для членов семьи

Интеллект

- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

Умники и умницы

Лингвистический кросс

Математический кросс

Участие в международных конкурсах.

Конкурсная программа

интеллектуальный конкурс в олимпиадной неделе викторина

Кенгуру

Русский медвежонок

Мир прекрасного

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

Вежливый разговор по телефону

А, ну-ка, мальчики

День именинника

О бабушках и дедушках

Тропинка школьная моя

Аукцион народной мудрости

Посещение театра

Мир твоих увлечений

кл. час

игра -путешествие

праздник

устный журнал

творческие работы

исследование

конкурсы чтецов, рисунков

Здоровый образ жизни

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

Полезные привычки

День Здоровья.

Подвижная игра «Автоинспектор водители».

 

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Лыжные гонки

Спортивные игры на свежем воздухе

викторина

соревнование в параллели классов

игра

конкурс семейных плакатов

совместно с родителями

  3 класс (3 ступень) - «Учусь дружить»

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Я - человек

- развитие коммуникативных умений;

- закрепление социально-поведенческих норм.

1. Называй другого человека по имени

2. Будь внимателен к окружающим тебя людям

3. Умей слушать и слышать другого человека

4. Умей поставить себя на место другого человека

5. Будь вежливым

6. Как разрешить конфликт?

7. Дорогу осилит идущий

уроки общения

ролевые игры

психологические упражнения

тренинг социальных навыков

кл. час

Труд и порядок

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

Поддержание порядка в кабинете

Я - лицеист

Мои поручения в классе и дома

Дары природы

Операция "Новый год» Украшаем кабинет

Мир профессий

субботник

конкурс

отчёт

выставка

Конкурс новогодних игрушек               кл. час

Патриот

- формировать у учащихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

Герои – земляки- «Солдаты из нашей семьи»

Дети - герои

У тебя есть право на защиту

Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир

посещение музея памяти

 поисковая деятельность

кл. час

кл. час

кл. час

Интеллект

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

Я – исследователь

Участие в международных конкурсах.

интеллектуальный конкурс в рамках олимпиадной недели

конкурс исследовательских работ

кенгуру

русский медвежонок

Мир прекрасного

- формировать желание проявлять творческую инициативу;

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

Сотвори солнце в себе

Рыцарский турнир

Новогодний карнавал»

День именинника

Самым любимым и родным

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"

Мир твоих увлечений

акция добра

праздник

праздник

праздник

праздник

коллаж

учебная игра

практическая игра

акция

конкурсы чтецов, рисунков

Здоровый образ жизни

- формировать способности управлять своим здоровьем.

Скажем: «НЕТ!» вредным привычкам

Мои спортивные успехи и достижения

 В здоровом теле здоровый дух

Дорога без опасности

Игровые программы на свежем воздухе

театрализация

круглый стол

КВН

кл. час

4 класс (4 ступень) - «Азбука коллективной жизни»

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Я - человек.

- развитие коммуникативных умений;

- закрепление социально-поведенческих норм.

1. Помогай людям

2. Приноси радость людям

3. Умей видеть в другом хорошее

4.Защити слабого

5. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой

6. Школа добрых дел

7. Доброта  и улыбка

уроки общения

ролевые игры

психологические упражнения

кл. час

кл. час

Труд и порядок

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

Порядок в труде - порядок в знаниях

Школьный двор - лучший двор

Мир редких профессий

Умелые ручки

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома                 трудовая акция

поисковая деятельность

конкурс поделок

Патриот

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

Природа родного края

У войны не женское лицо                 Юный патриот

Тепло родного очага

посещение музея

исследовательская деятельность

викторина

семейная гостиная

Интеллект

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

Умники и умницы

Считай, смекай, отгадывай

Юный исследователь

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы

игра

Мир прекрасного

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления;

- формировать желание активно преобразовывать действительность.

Школьные годы чудесные

Разные народы – разные культуры

 Новогодние чудеса

День именинника

Мир твоих увлечений

выпускной вечер

экскурсия

новогодний карнавал

конкурсы чтецов, рисунков

Здоровый образ жизни

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

Азбука здоровья

Найди клад

Спартакиада

Знай правила дорожного движения

День здоровья

викторина

поисковая игра

игра

викторина

 Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  1. психолого - педагогическое просвещение родителей;
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  3. участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Калейдоскоп родительских собраний

Тема собрания

Ответственные

Подготовительный период

Условия приёма детей в 1 класс.

администрация школы, психолог, учитель

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.

администрация школы, психолог, учитель

1 класс

Первые дни ребёнка в школе.

учитель, психолог

Первые школьные трудности.

учитель, психолог

Как помочь детям стать внимательнее.

учитель

Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?

учитель, психолог

Итоги адаптации первоклассников.

учитель

2 класс

Первые уроки школьной отметки.

учитель

Поощрение и наказание детей в семье.

учитель

Причины и последствия детской агрессии.

учитель, психолог

Как вырастить ребёнка нравственным.

учитель, родительский актив

3 класс

Интеллектуальное развитие ребёнка.

учитель

О родных и близких с любовью.

учитель

Эффективное общение - залог успеха.

учитель

Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.

врач, учитель

4 класс

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

учитель

Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

учитель

Тренинг эффективного поведения родителей учащихся начальной школы.

учитель

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

учитель

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 - М.: ВАКО, 2008
  4. Коба Е.А.,Енгблюд Н.Ф. Авторская программа «Дорога добра»
  5. Кострюкова Е.А. Нравственное образование в начальной школе.- М.: Чистые пруды, 2010.
  6. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: Сфера, 2004.
  7. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания. –М.:АРКТИ,2007.
  8. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. –М.:АРКТИ,2008.
  9. Щуркова Н.Е.Программа воспитания школьника. -  М.: Педагогическое общество России, 1998.

«Согласовано»                                                                        «Согласовано»: 

на заседании ШМО                                                         Зам. директора по организации

классных руководителей                                                внеклассной и внешкольной

протокол № ______                                                        воспитательной работы с детьми                            

от «___» _______  20___ г.                                      

Председатель ШМО

классных руководителей                                                                                

_______________________                                            ____________________                                        

          (подпись)                                                                            (подпись)

 _______________________                                           ___________________                                                                                    

           (Ф.И.О.)                                                                             (Ф.И.О.)                  

                                                                                          «____»_________20___г      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нит - новая ступень в логопедической работе

Каждый логопед- практик хотел бы от своих учеников проявления живого интереса к предмету, концентрации внимания, заинтересованности в результате. Этого можно достичь, по-разному организуя занятия, ис...

Проект исследовательской работы "Психолого-педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения"

Проект исследовательской работы учителя начальных классов Носовой О.М. по теме: "Психолого педагогические основы адаптации учащихся начальной школы на 2 ступени....

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени

Здоровьесбережение  школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования  второго поколения...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...