Уголок России - отчий дом
методическая разработка (3 класс) на тему

Максименко Ольга Вячеславовна

Исследовательская работа  3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_rossii-otchiy_dom.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                                         «Уголок России - отчий дом»

Цель: познакомить учащихся с понятиями: «Конституция», «государственные символы – герб, флаг, гимн»; развивать интерес к истории России, прививать любовь к Родине; расширять представление детей о стране, в которой они живут, о родном селе, родном крае; совершенствовать умение работать в группах, парах, коллективе; воспитывать чувство гордости за страну, в которой мы живем. 

Оборудование: карты: Физическая, Саратовской области, фотопанорамы городов: Саратова, Москвы; с. Перелюб, с.Кучумбетово; плакат «Государственные символы России», для индивидуальной и групповой работы: конверты №1 «флаг России», конверты №2 « мозаика Саратов», карточки с датами для «Календаря дат», сочинение и рисунки на тему: «Село мое родное».

Музыкальный ряд: « С чего начинается Родина?», « Москва. Звонят колокола», «Гимн России», «Широка страна моя родная».

                                       Ход мероприятия.

(Звучит 1 куплет и припев песни «С чего начинается Родина»)

Мальчик лежит на поляне, глядит в звездное небо и размышляет

                Родина……..

                Что значит это слово?....

                 Что мы подразумеваем под этим словом?.....

 Ученица. Россия…….

                 Как из песни слово,

                 Березок юная листва

                 Кругом леса, поля и горы,

                 Раздолье, русская душа-

                 Люблю тебя, моя Россия

                 За ясный свет твоих очей,

                 За голос яркий, как ручей

                 Люблю, глубоко понимаю

                 Степей задумчивую грусть,

                 Люблю все то, что называют

                 Одним широким словом Русь.

Ученик.  Да, действительно, наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда   не заходит солнце. Если у нас день, то на Камчатке ночь.( Обращается к Физической карте России). Если сесть на самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки. И гордость нашего государства, его зеленый наряд-леса.

Учитель. Отношение народа к Родине выражено в пословицах. (Работа в парах ) Задание: «Собери пословицу из слов, написанных на карточках».

(Дети читают пословицы)

                Вот какая наша Россия-Русь широкая и величавая

Игра- физминутка. «Покажи жестами». Как велика наша Родина?

                                                                   Как высоки деревья в наших лесах?

                                                                   Как широки реки?

                                                                   Как высоки горы?

                                                                   Как широки поля?

                                                                   Как колышется от ветра пшеница?

Учитель. А какой город является сердцем России?(Ученик показывает на карте столицу).

                Конечно, каждый хотел бы побывать в Москве. Мы это сделаем. Совершим заочное путешествие по столице.  

                                                                     

Ученица. В 1158г. владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий для охраны своего княжества построил на вершине холма деревянную     крепость и назвал ее Москвой.

               Заводи и ручейки,

               Реки и речушки

               Разливалися окрест

               Тихой деревушки.

               Поднялася над рекой

               Гордой головою

               И сказала: «Как река, назовусь Москвою».

Прошли годы, и Москва сделалась первым городом на Руси. Из деревянной крепости она превратилась в каменную и стала называться Кремлем.

Обходя Кремль, мы любуемся стенами и башням, златоглавыми соборами. Всего башен 20, а главных -5: Спасская, Боровицская, Троицкая, Никольская, Константиново-Еленинская. Через ворота этих башен можно пройти в Кремль. У каждой башни своя история.

Самая высокая башня- Троицкая, ее высота- 80 метров!

А на Спасской башне находятся Куранты, которые каждые 15 минут отбивают сигналы точного времени.

Москва богата памятниками. На красной площади находится памятник Минину и Пожарскому. В Москве можно увидеть памятник Пушкину скульптора Опекушина. А так же Москва гордится памятниками архитектуры.

             (Звучит фонограмма песни Газманова «Москва, звонят колокола»)

Учитель. Мы простились с Москвой и идем дальше.

-А как вы думаете, ребята, много ли народностей населяют такую огромную страну, как наша Россия? Приведите примеры.

-Велика численность населения России. Жизнь в нашем большом и многонациональном государстве регулируется Конституцией Р.Ф.-основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан.

-А вы, как граждане России, какие имеете права?

(учится в школе, получать образование, мед. лечение)

Учитель. И быть достойным гражданином своей Родины.

Конституция была принята 12 декабря1993г. Этот день является государственным праздником. В знак уважения к основному закону страны слово Конституция пишется с заглавной буквы. А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.

-Перечислите, какие символы вы знаете.

(герб, флаг, гимн)

-Каково значение цветов российского флага?

Ученик. Во все времена цвету придавалось особое значение: белый означает, мир и чистоту совести, синий- небо, верность и правду; красный-огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300лет. Днем рождения флага нужно считать20 января1705г, время правления Петра I . В наши дни флаг утвержден, как государственный, 21 августа 1991г.

Учитель. Выполним задание. Из полосок собрать бело-сине-красный флаг. Все необходимое для работы вы найдете в конверте№1.

(Под фонограмму «Москва, звонят колокола» промаршировать).

Учитель. Герб-это такой государственный символ, которым можно любоваться, как произведением искусства, можно его читать, разгадывать символы.

Ученик. Фон герба красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита- золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица- на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетр. В левой лапе- держава. В древние времена- корона, скипетр и держава служили символом власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец, который своим копьем пронзает змея и побеждает его. Черный змей- это символ зла. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет. Мало где найдешь таких долговечных гербов.

Учитель. У каждого государства есть свой государственный гимн- торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях.

-Когда исполняется гимн?

 (Ответы детей).

При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

(Звучит 1 куплет и припев гимна). Все встают.

Учитель. Чтобы уважать Родину, надо ее знать. А что вы знаете о России? В какой области вы живете? Давайте обратимся к карте Саратовской области.

Задание. Показать на карте границы нашей области.

Ученица. На берегу реки Волги раскинулся город Саратов- наш областной центр.

Учитель. Чем же знаменит наш Саратов? Прежде чем ответить на этот вопрос, выполним задание.

Задание. (Работа в парах). Вам нужно собрать мозаику с видом Саратова и рассказать об изображенной на ней достопримечательности. Все необходимое вы найдете в конверте №2.

(Дети выполнили задание)

Ученица. Официальной датой основания города считается 2 июля 1590 г. Именно в этот день на волжский берег прибыли отцы основатели г. Саратова- князь Засекин и боярин Туров по одной из версий название города происходит от слияния монголо-татарских слов «Сары»-желтый, «тау»-гора. Так могли назвать Соколову гору- желтую по окраске.

Выступление пар.

Мозаика №1. В наши дни жители Саратова могут гордиться красотой улицы Московской, которая до революции считалась самой длинной и прямой в Европе.

Мозаика №2. В 60-е годы была построена одна из красивейших набережных- набережная космонавтов. Названа она так не случайно. Имена первооткрывателей космоса Ю. А. Гагарина, космонавтов Сафронова, Макарова и др. связаны с Саратовской землей.

Мозаика №3. Фонтан у здания цирка имени братьев Никитиных.

Мозаика №4. Город знаменит памятниками архитектуры XVII- XX в. Бывший особняк Никитиных, построенный в 1890г. архитектором Садько,- заказ основателей цирка братьев Никитиных для своей матери.

Мозаика №5. Бальнеологическая здравница.

Мозаика №6. Монумент в память о воинах-саратовцах, павших в В.О.В., установлен в 1982 г.на Соколовой горе.

Мозаика №7. А в 2002 г. был установлен памятник Столыпину, бывшему с 1903-1906 годы Саратовским губернатором, а затем премьер- министром правительства России.

Учитель. У нашей Саратовской области есть свои символы- герб, флаг, и гимн Саратовскому краю.

Ученик. Так как наш Саратов стоит на великой реке Волге, а река многоводна. Главным промыслом издревле являлось рыболовство. Это отражено и на гербе города: на синем фоне 3 рыбы- стерляди.

Учитель. В состав Саратовской области входят 36 районов. Среди которых и наш Перелюбский район, образованный в 1928 году как районный центр.

Ученица. (Работа по карте). Перелюбский район образован в восточной части Саратовской области. По конфигурации Перелюбский район напоминает Саратовскую область.

Ученица. А сам Перелюб был образован гораздо раньше. К1889 г. относится первое упоминание о селе.

Учитель. А в какой зоне находится наш Перелюбский край? (ответы ребят).

Ученица. Это отражено и на гербе Перелюба. На зеленом фоне ковыль- растение степи и змея вокруг него.

Учитель. А чем знаменит наш Перелюбский район?

(Ответы ребят.)

Ученик. На фотопанораме Мы видим Перелюб осенью. А на самом деле это красивый утопающий в зелени поселок, с красивыми зданиями, магазинами. С раскинувшимися вокруг полями. Среди таких полей и находится наше село.

Учитель. Вот так шаг за шагом мы добрались до своего укромного уголочка необъятной России- своей малой родины, где мы родились, учимся и радуемся жизни.

( Звучит фонограмма « С чего начинается Родина?»)

Ученик. Существует очень красивая легенда о возникновении нашего села.

Около 200 лет тому назад, земля, на которой сейчас расположено село Кучумбетово представляла собой заросли кустарником и обрамленное озерами место. В этих местах очень много было птиц и рыбы. Поэтому издалека приезжали сюда охотники и рыболовы. Они всегда уезжали с большой удачей.

    И вот однажды из оренбургских земель приехали  два брата Кучум и Бек. Сначала они охотились, ловили рыбу. Природа им понравилась, и они решили переселиться на постоянное место жительства. Потом постепенно стали переселяться и другие семьи башкир, которым понравились эти просторы земли.

    Поселок расселился по берегу реки Камелик. Постепенно население росло, поселок вырос до120 дворов и стал называться по имени первых переселенцев Кучума и Бека – Кучумбеков, а потом перешел в название «Кучумбетово».

Ученица. Село наше большое, многонациональное. В нем живут башкиры и татары, украинцы и русские. Все живут дружно и уважают традиции друг друга. Село не стоит на одном месте, а продолжает расти и развиваться. Строятся частные магазины, дома, кафе, а самое главное - построена мечеть.

  Мы любим свою Родину, бережем ее, гордимся ею, посвящаем ей свой труд, свои достижения в культуре и искусстве. Примером тому служит наша выставка рисунков: «Село мое родное». Хочется поблагодарить ребят, которые приняли в ней участие.

    У нас в классе проводился конкурс на лучшее сочинение на тему: « Люблю тебя, мой край родной».

( Лучшие сочинения ребята зачитывают)

Учитель. Вы обратили внимание, что у села Кучумбетово нет своего герба. Ребята и родители приняли активное участие в конкурсе: « Герб моего села». Мы выбрали из всех гербов 3, и настало время подвести результат конкурса, из 3 гербов выбрать один. Это право мы предоставляем нашим гостям.

Презентация. Дети представляют свои гербы. Затем герб, который был выбран в результате голосования, помещают на панораму с. Кучумбетово.

( Звучит песня «Широка страна моя родная».)

Учитель. Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости - это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою страну, свою землю, свою историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

 Наш  сегодняшний разговор подходит к концу. И хочется закончить его на поэтической ноте.

                          Нет на свете Родины дороже.

                          Надо все нам делать для нее.

                          Чтобы день, который нами прожит

                           Каждым часом радовал ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в ГПД "Уголок России"

Мероприятие в ГПД "Уголок России". Речь идёт не только о Родине - России, но и о малой Родине - любимом уголке России, который есть у каждого. Перед детьми ставится задача, что можно сделать в подтвер...

Групповой исследовательский проект «Мы – часть страны, мы – уголок России»

Младший школьный возраст является начальным этапом в проектной деятельности. Дети, работающие над проектом, приобретают опыт проектной деятельности и личной ответственности. В основе данного занятия л...

Коррекционно – развивающее занятие: «Уголок России».

Цели занятия:Обучающая: расширение круга знаний учащихся. Коррекционно – развивающая:  коррекция памяти, мышления, формирование ценностных ориентаций учащихся.Воспитательная: прививать чувст...

Интеллектуально-познавательная игра "Любимый сердцу уголок России"

Закрепление знаний детей о Московской области....

Внеклассное мероприятие "Уголок России-отчий дом"

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!   Пр...

Квест – игра « Уголок России- Отчий дом» для учеников 1-4 классов

Квест – игра « Уголок России- Отчий дом» для учеников1-4 классовДистанциооный квест....

"Уголок России - отчий дом" (январь 2024)

Конспект внеклассного мероприятия разработан для обучающихся начальной школы в рамках недели по патриотическому воспитанию на тему :"Моя малая Родина"...