Конспект открытого занятия по опытнической деятельности на тему: «Полезные ископаемые: каменный уголь и мел».
план-конспект занятия по теме

Заруцкая Марина Сергеевна

Конспект открытого занятия по опытнической деятельности на тему:

Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Познакомить детей с крупнейшими месторождениями каменного угля и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_otkrytoe_zanyatie.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил и провёл:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Заруцкая М.С.,

МДОУ детский сад

комбинированного вида №1

города Фрязино Московской области

Конспект открытого занятия

по опытнической деятельности

на тему:

«Полезные ископаемые:

каменный уголь и мел».

Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Познакомить детей с крупнейшими месторождениями каменного угля и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Материалы к занятию:

  1. Посылка с каменным углем и мелом, загадками про мел и уголь;
  2. Диктофон с записью звукового письма;
  3. Подносы с каменным углем и мелом, лупы, банки с водой и палочки (по количеству детей), молоток;
  4. Карта, квадратики белые и черные – символы угля и мела, салфетки, листы для рисования, мел, уголь.

Предварительная работа:

  1. Работа с картой России.
  2. Проведение занятия по ознакомлению детей с янтарем, как полезным ископаемым.
  3. Чтение стихотворения о янтаре.  

Ход занятия.

Дети стоят в музее.

Воспитатель. Хочу загадать вам загадку:

«Затвердевшая смола украшеньем стать смогла.

Как красивые украшения дарят их на день рождения.

Солнце луч играет в них – легких, теплых, золотых.

Угадайте дошколята, чем Прибалтика богата?

Что за камни ищут там на Балтийских берегах?». (Янтарь).

Дети отвечают.

Воспитатель. Скажите красивые, хорошие слова о янтаре.

Дети перечисляют: красивый, элегантный, причудливый, прозрачный, изумительный, золотистый, лучезарный, солнечный.

Воспитатель. Янтарь – камень рожденный деревом. Здесь мы видим кольца, браслеты, бусы, кулоны, серьги, картины.

Дети садятся за столы. Раздается стук.

Воспитатель. Дети, к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом. Давайте посмотрим.

«Здравствуйте дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю Удачи!

                                                                                        Хозяйка Медной горы».

Воспитатель. Ребята, в письме говорится о конверте. Давайте его откроем и прочтем.

«С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,

Что б наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землею огоньки – это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень».    (Уголь).

Воспитатель достает из посылки каменный уголь.

Воспитатель. Что это? Каменный уголь – полезное ископаемое. Дети, посмотрите, у вас на столах стоят подносы – найдите на них каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его и расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящи или матовый?

Ребята, а вы узнали, что он тверды? (Надо надавить на него пальцем или сжать в руке).

– Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.

Ударяет по куску каменного угля молотком: каменный уголь рассыпается на несколько мелких кусочков.

– Да, ребята, каменный уголь тверды. От удара он рассыпается на мелкие куски. Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? (Он пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть блестящим или матовым. Возьмите лупу и рассмотрите каменный уголь. Что вы там видите? (Он бугристый, как дерево…).

– Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растении, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

– Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим камены уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?

Дети. Пошли круги, пузырьки, вода мутнеет. В каждом предмете есть воздух, в пористых – больше.

Воспитатель. И при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

– Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь – тяжелый).

– Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой). – Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).

– Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.

– Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии.

– У нас есть места, где находится много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское угольное месторождение.

– Ребята подойдите к нашей карте и покажите город, в котором мы живем. Какой это город? (Москва).

– Посмотрите, сколько уже интересного мы отметили на нашей карте. Давайте отметим на карте и то место, где добывают большое количество каменного угля.

Дети работаю с картой – наклеивают значки каменного угля.

Воспитатель. Ребята, а в конверте еще одна загадка.

«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку – утечет как молоко». (Мел).

Воспитатель. Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета?

Дети. Белый.

Воспитатель. Мел такой же блестящий, как и каменный уголь? (Нет, он матовый).

– Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый).

– Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит он – хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что вы видите? Что сделал мел? (Мел оставил след).

– Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.

– Так чем же похожи мел и уголь? (Оба хрупкие, оба пачкают руки).

– А теперь попробуйте провести полоску углем. Такой ли след он оставляет? (Нет, он царапает, не пишет так, как мел).  

– Дети, давайте посмотрим, как будет себя вести мел в воде? Осторожно опустите мел в воду.

– Какая была вода? (Чиста и прозрачная).

– Что произошло с водой? (Она помутнела).

– Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел).

– Да, мел растворяется. Мел – это известняк.

– Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки…).

– А как вы думаете, как мел используется человеком? (Для того чтобы рисовать на доске, на асфальте, на ткани).

Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве, в промышленности. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел – составная часть зубных паст. Очень большие залежи мела в Брянской области. Давайте отметим эти места на карте. (Дети наклеивают значки мела).

Сегодня мы узнали много нового, интересного про каменный уголь и мел. А сейчас я предлагаю вам нарисовать котенка теми материалами, с которыми вы сегодня познакомились: это – либо мел, либо уголь.

Лучшие работы поместим на выставку.

Дети под музыку начинают рисовать.    

Анализ занятия воспитателем с детьми.                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Конспект по окружающему миру на тему"Полезные ископаемые"

В данной технологической карте используются разные методы и средства работы на уроке....