Социально значимая тема "Виртуальная зависимость школьников "
материал по теме

Летунова Екатерина Николаевна

        Перед нами встает такой вопрос, виртуальная зависимость школьников – это польза или вред?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виртуальная зависимость школьников

        Перед нами встает такой вопрос, виртуальная зависимость школьников – это польза или вред?

Объектом зависимости может стать не только алкоголь или наркотики. Человек попадает в зависимость от еды, работы, отношений, от своих увлечений.

Сегодня тема моей социально – значимой проблемы  - компьютерная и Интернет-зависимость.

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером.

Каждый раз, когда наши дети дома, мы думаем, в безопасности они или нет. С тех пор как телевидение и интернет перестал быть роскошью и пришел буквально в каждый дом, он стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.

Известно, что информационная среда оказывает огромное влияние на

мировоззрение, ценности, приоритеты детей и молодежи. Кроме того современные медиа- ресурсы оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников.

В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности подрастающего поколения.

Цитаты подрастающего поколения:

  • У нас нет имен, у нас только ники...нам не нужны лица, есть аватары...неважно какие мы на самом деле, главное, что ты написал в информации... У нас нет реальности, мы живем в виртуальности...
  • Мы не находим слов и ставим смайлики.
  • Мы боимся сказать… и ставим виртуальные сердца.
  • На статус «он-лайн» мы реагируем, как будто человек рядом с нами.
  • Мы не задумываемся, нажимая ctrl+enter, потому что пальцы сами помнят эту комбинацию.
  • Вместо слов мы посылаем ссылки, где все это уже сказано.
  • Мы узнаем человека по статусу ICQ и по цитатам дневника.
  • Мы думаем, что знаем людей, забывая что это лишь виртуальный мир.
  • Мир, где улыбки уже ничего не значат, мир, где можно сказать «все хорошо»… и тебе поверят.
  • Мы живем, учимся, работаем, ездим в метро… чтобы когда наступит ночь, возвратиться в этот мир.
  • Мир, который строим сами.
  • Мир, где друзья формируются «лентой друзей», в котором можно удалить человека из жизни простым нажатием Detele.

Это так банально… и так просто.

У мальчиков-подростков развивается клиническая депрессия (девочек это минует, девочки больше страдают анорексией), пропадает радость жизни, нарастает агрессия к родителям. И впустую проходят такие важные для образования, для будущей профессии годы. Все что нужно подростку — это работающий компьютер с выходом в Интернет. Уже есть ужасающие примеры. Вот лишь малая их часть:

1) Рассказывает со слезами мать-одиночка, интеллигентная женщина из Ленинграда, как её сын проиграл на компьютере аттестат зрелости, образование, сейчас ему 21 год. Компьютер поломался, а он его и не чинит, работает охранником в супермаркете.

2) У моей сокурсницы, сын 25 лет полдня спит, а полдня играет на компьютере, не работает и не учится, то есть отучился полгода, естественно выгнали, папа с мамой кормят, пока им хватает сил, работая на трех работах.

3) Старший менеджер мебельной сети отключил своему сыну компьютер, так сын объявил голодовку и голодал два дня, пока ему не вернули компьютер.

4) Я сама, хоть как-то, по принципу «котлеты отдельно, а мухи отдельно» вызвав механика, закрыла интернет в комнате сына, перенесла интернет и компьютер в салон, то есть уроки делаются без игры на компьютере. Но все равно привязанность моего сына к компьютеру очень напоминает наркотическую. А ситуация наша безвыходная, отключить интернет нельзя, так как через него идут изменения в школьном расписании, часть заданий нельзя сделать без помощи интернета.

Продолжать можно без конца.

Китай собирается приравнять интернет-зависимость к алкоголизму.

В Китае спохватились раньше всех. Там открыли частные клиники по борьбе с компьютерной зависимостью. Курс стоит очень больших, по китайским меркам, денег — 400$. Подростка запирают в железной клетке на две-три недели. Пока не отвыкнет.

К примеру, компьютерные игры, обладающие большой притягательной силой для молодежи, во многом созвучны с жанрами, сюжетами и мотивами телевизионной продукции. Здесь можно встретить криминальные, спортивные приключенческие, фантастические и мультипликационные игрушки для самого разного возраста.

Рост популярности медиаигр ведет к значительным изменениям досуга современных школьников. С распространением видеотехники и ростом количества персональных компьютеров стали значительно возрастать возможности школьников удовлетворять свои культурные и игровые потребности в домашних условиях. Во время игры у ребенка создается впечатление некой всесильности: находясь в собственноручно созданном виртуальном мире, он является его хозяином, который в состоянии вершить и изменять судьбы героев, а то и целых империй.

Например в Екатеринбурге после 12 часов, проведенных за компьютерной игрой в одном из местных клубов, 12-летний школьник был в бессознательном состоянии доставлен в больницу, где умер от инсульта. Врачи убеждены, что причиной трагедии стало чрезмерное увлечение мальчика виртуальными сражениями с монстрами. Российские психологи предупреждают: страну захлестнула настоящая "компьютерная эпидемия", пишет газета "Новые известия".

В последние дни своей жизни 12-летний Сергей (имя мальчика по этическим соображениям изменено), после начала школьных каникул буквально переселился в компьютерный клуб. С конца мая он "уходил" в виртуальный мир на 10–12 часов в сутки. Домой Сергей возвращался разве что перекусить и выспаться, а утром вновь спешил вернуться за компьютер. Родители не запрещали ему играть, полагая, что мальчик после окончания учебного года имеет право на отдых, пишет газета. «У нас бывает очень много детей среднего школьного возраста», - рассказал один из сотрудников екатеринбургского компьютерного клуба, пожелавший остаться неизвестным. - Большой популярностью у них пользуются так называемые «стрелялки». То есть игры, в которых надо уничтожать монстров, попадающихся на пути. Дети зачастую платят за несколько часов вперед или остаются играть на всю ночь. Этот мальчик посещал клуб часто, но не больше, чем другие ребята... 31 мая, он чувствовал себя относительно хорошо и долго, почти 12 часов, играл. Внезапно его начало трясти, паренек свалился на пол и задергался в конвульсиях, изо рта пошла пена. Мы тут же вызвали «скорую». Врачи приехали достаточно быстро и отвезли мальчика в больницу.

С диагнозом «эпилептический припадок» Сергей был доставлен в городскую детскую больницу N 9. По словам врачей, он потерял ориентацию в пространстве, перестал узнавать родителей, вел себя неадекватно. 5 июня ребенка перевели на искусственную вентиляцию легких, а уже через 3 дня он скончался. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате обширного инсульта.

«Мы были шокированы степенью поражения мозга ребенка», – рассказал заведующий наркологическим отделением детской больницы Екатеринбурга Алексей Сулимов. – В результате продолжительного эмоционального стресса у мальчика нарушилось кровоснабжение головного мозга. Ему стало плохо, закружилась голова. Но тяга к компьютерным играм была настолько сильна, что он продолжал играть. Подросток умирал, но не мог оторваться от игры. Эмоциональное напряжение все возрастало, и произошла закупорка сосудов. Грубо говоря, мозг был лишен кровоснабжения.

Просто поразительно, но мальчик и в этот момент продолжал играть. Вскрытие показало, что обширная часть его головного мозга погибла от недостатка кислорода. Ребенок оторвался от компьютера, лишь когда его скрутил «сильнейший припадок».

         …Опять … И вновь… Мы посещаем сайты,

вливаясь в монитор-окно.

Считает браузер,  закачек, мегабайты,

здесь нету пробок, не грозит затор …

Зависнет иногда, конечно,

на нервы действуя предельно

горячо, зато вкусить здесь можно

бесконечность …

Здесь забываешь, про

разбитое плечо…

Сюда бежишь, когда тоскливо,

одиноко, когда из жизни некуда

бежать, когда она с тобою

однобока …

на Exit ты неторопись

нажать …

Здесь можно рассказать свою

проблему, другому,

Неизвестному лицу,

и радости со смайликом

эмблему, в ответ на грубость

напечатать подлецу …

Конечно, тут тебе

не скрыться, а лишь на время убежать…

Так…

На часок уединиться, отвлечься.

Эти строки написаны подростком.

Выходя в пространство Интернета современные школьники погружаются в особый виртуальный мир. На эту тему существует множество юмористисеских историй

***

 Мам, а мам, а можно я сегодня початюсь?
   - Ладно, сынок, только недолго. Далеко не ходи, только на местные узлы, с      

    незнакомыми не pазговаpивай.

***

Программер с маленьким сынишкой гуляют по Красной площади. Сын, глядя на мавзолей:
- Пап, а что такое "Ленин"?
- Ленин... это, кажется, ник одного ламера, который когда-то хакнул Россию.

***

Муж безвылазно сидит у компьютера. Жена стоит у окна:
- Дорогой, дождь идет...
Муж:
- Скажи, что меня нету!

***

Спpашивает дочка у мамы:
- Мам, а кто этот волосатый дядя с кpасными глазками?
- Это твой папа, доченька. 
- А он что, заболел?
- Да нет, он к интеpнету подключился.

***

Встречаются два друга. Один спрашивает другого:
- Ты, я вижу, к Интернету подключился!
- Как ты узнал?
- По глазам.
- Стали умнее?
- Нет, краснее...

***

У него было тяжелое детство... Восьмибитные игрушки...
                                                                 

                                                                  ***

За необходимой информацией учащиеся, начиная с младшего школьного возраста, обращаются к виртуальным источникам.  Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности.

Во-первых, он является важным источником информации: ребенок может найти и прочитать практически любую интересующую его книгу на любом языке или найти по ключевым словам сообщение на волнующую его тему.

Во-вторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют дефицит общения, в том числе – и с взрослыми. Они активно знакомятся в Интернете, переписываются с виртуальными друзьями при помощи электронной почты. Здесь в виртуальном общении есть важная особенность, которая привлекает к себе юных пользователей – возможность высказывать свое мнение, общаться, не раскрывая при этом собственного имени, адреса и т.д. Такое общение становится очень привлекательным для ребенка, ведь можно открыто рассказать о своих проблемах, поделиться переживаниями, не боясь, что тебя узнают.

В-третьих, компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения.

Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д. – все это вполне доступно для любого школьника

В-четвертых, компьютерная техника может быть использована как средство обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных, справочников, географических карт, и такое знакомое практически

каждому обучающемуся  «скачивание» рефератов.

Но, в то же время, у современных компьютерных технологий есть и обратная сторона. Драки, перестрелки, убийства, которые входят в сюжеты многих игр (да и на телевизионном экране они не редкость), вызывают негативные эмоции, отрицательно влияют на развитие ребенка.

Наиболее агрессивными признаны «стрелялки» и игры военной тематики. Если учесть, что 9 из 10 детей играют в жестокие игры, а наибольшая игровая активность приходится на возраст от 4 до 18 лет, нам будет интересно посмотреть, в какие компьютерные игрушки играют наши дети.

Однажды моя приятельница пожаловалась мне, что нашла в телефоне у сына, которому 9 лет, видеоклип порнографического содержания. Ее мальчик, вполне благовоспитанный и вежливый, учится в музыкальной школе, занимается плаваньем. Откуда же у него это безобразие? После проведения  профилактической беседы, без которой, как известно, не обходится процесс воспитания, было выяснено, что злополучный ролик ребенок «перекачал» на перемене. Когда мама поинтересовалась, зачем он это сделал, оказалось, что в происходящем ребенок так ничего и не понял, а видео «скачал» только потому, что «все другие скачивали». К счастью, мама ребенка с пониманием отнеслась к поступку сына. Она не стала кричать, наказывать или запрещать носить мобильный телефон с собой. Объяснив ему, что не вся информация, которую можно получить путем «скачивания» – полезна и хороша, она  убедила сына в том, что подобные «шедевры» – отнюдь не украшение в его медиаколлекции.

Так как же нам обезопасить наших детей,?

          Мой план по безопасности виртуального мира обучающихся:

·  Использование Интернета дома разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации.

·  Ребенок младше 6-лет еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации.

·  Для предотвращения доступа к неуместным сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы родители по-прежнему активно участвовали в использовании Интернета ребенком.

Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации. Если ребенок уже заинтересовался общением в чатах или IRC  вам  следует обсудить с детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных обсуждениях.

       · Запретить детям сообщать другим пользователям Интернета адрес, номер телефона и другую личную информацию, в том числе номер школы и любимые места для игр

       ·  Убедить детей в том, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Скажите, что интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают.

И последнее:  говоря о безопасности детей в Интернете, акцент следует  сделать на то, что главное – это доверие между родителями и ребенком, готовность взрослых к диалогу, обсуждению непростых вопросов, да и просто разговорам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - значимый проект "Здоровье младших школьников в руках взрослых".

Инновационность проекта заключается в создании единого образовательного пространства, включающего учебно - воспитательную, лечебно - оздоровительную и коррекционную деятельность, способствующую успешн...

Социально-значимый проект «Зона игр и отдыха для младших школьников на переменах»

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.Задачи:подготовить зоны для активного отдыха детей;создать банк игр для де...

Социально-значимая деятельность как содержание воспитания младших школьников.

На основе анализа рекомендованной литературы провести сравнение  особенностей воспитания в традиционной и инновационной системах....

Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально – значимых компетенций современного школьника

Материал содержит доклад  для выступления на педсовете по теме "Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально-значимых компетенций современного школьника"...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...