Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально – значимых компетенций современного школьника
учебно-методический материал на тему

Ермакова Светлана Ивановна

Материал содержит доклад  для выступления на педсовете по теме "Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально-значимых компетенций современного школьника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально – значимых компетенций современного школьника

(СЛАЙД 1) Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Образовательное учреждение должно “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимо начинать развивать определенные навыки, способствовать вырабатыванию универсальных учебных действий уже с начальной школы. То, что можно сформировать у младшего школьника , используя преемственность, продолжают развивать дальше и формировать новые действия учителя с средней и старшей школе. (СЛАЙД 2)

В начальной школе формируются основные ключевые компетенции:

-Ценностно-смысловые компетенции.

- Учебно-познавательные компетенции.    

- Социокультурные компетенции.    

- Коммуникативные компетенции.  

- Информационные компетенции.

Все эти компетенции являются социально – значимыми. Потому что для того, чтобы ученик начальной школы стал полноправным и компетентным гражданином, надо научить его общению, пониманию ценности и необходимости общения. Это происходит при формировании коммуникативной компетенции. Младший школьник должен уметь извлекать необходимую информацию из разных источников, работать с ней. Здесь мы говорим о формировании информационной компетенции, социокультурная компетенция помогает осознать место ребёнка в обществе, ознакомиться с ролями других людей. Формирование учебно-познавательной компетенции обогащает необходимыми знаниями для его деятельности. А формирование ценностно-смысловой компетенции помогает ребёнку ответить на вопрос, зачем ему учиться всему выше перечисленному.

Я в своей работе формирую ключевые компетенции не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Осуществить формирование всех этих компетенций мне помогает исследовательская и проектная деятельность детей.

При составлении и работе над проектом идёт всестороннее и совокупное развитие ребёнка. Ведь прежде, чем начать работать над проектом, ребёнку надо поставить цель, понять, для чего он это делает. Перед работой над проектами мы с детьми отвечаем на вопросы небольшой анкеты (СЛАЙД 3), чтобы выяснить, какие темы наиболее интересны детям. (СЛАЙД 4). При работе над проектами дети не получают знания в готовом виде, а сами добывают информацию. Мы с ребятами за 3 года работали над разными проектами. Но наиболее удачными и интересными для детей стали проекты «Моя семья», «Мои увлечения», «Мой родной город».

После постановки цели идёт работа над формированием информационной компетенции. Дети сначала затруднялись ответить, что интересного и значимого для них они могут рассказать о своей семье. Но потом, собирая и обрабатывая информацию, ребята пришли к выводу, что многое из собранных сведений было для них сначала даже неизвестно. Это были различные факты о бабушках, дедушках, о своих ближайших родственниках. И вот такие яркие и красочные проекты у нас получились. (ПОКАЗАТЬ)

При работе над этими проектами осуществлялось и развитие коммуникативной компетенции, потому что дети общались не только со взрослыми, но и между собой, обсуждая результаты своей работы.

Очень интересна для детей и исследовательская деятельность. Психологические особенности младшего школьника таковы, что он любит не только задавать вопросы, но и искать ответы на них. В роли исследователей мы выступали, когда составляли проект о лекарственных травах. (СЛАЙД 5, 6, 7). Здесь каждый ребёнок сначала искал информацию, потом мы вместе в классе обрабатывали результаты и самое интересное записывали и зарисовывали. При работе над данным проектом происходило формирование и информационной компетенции, и учебно – познавательной компетенции, и коммуникативной компетенции, и социокультурной, потому что мы знакомились с профессией фармацевта, говорили о значении работы учёных в этой области для здоровья человека. (СЛАЙД 8). В такой беседе происходит также формирование природоведческих и здоровьесберегающих компетенций. Всю свою работу мы оформили в папку, вложили рисунки, доклады. (ПОКАЗАТЬ ПАПКУ)

Похожая работа у нас проходила по теме «Грибы» (ПОКАЗАТЬ), в этот проект мы добавили не только научную информацию по грибам, но и сочиняли свои собственные стихи, сказки, писали книжки – малышки, искали рецепты грибных блюд: (СЛАЙД 9,10,11)

С удовольствием ребята работали над проектами «Мой родной город», «Моё увлечение».(ПОКАЗАТЬ)

Но самый увлекательный проект, по мнению ребят, была работа «Мы в ответе за тех, кого приручили».  (СЛАЙД 12) У некоторых ребят возникло желание сделать  проект в электронном виде. Самый удачный получился у Пискунова Яна (ССЫЛКА картинка сочинение).

О животных ребята писали сочинения, рисовали рисунки, приносили фотографии.

Я считаю, что формирование ключевых компетенций младшего школьника даёт возможность ему осваивать новые знания более результативно, повышают мотивацию к учебной деятельности. В начале 3 класса я провела небольшой психологический тест на выявление уровня мотивации к учению, и такой же тест был проведён в конце первого полугодия. Результаты получились следующими (СЛАЙД 13). На диаграмме наглядно видно, что уровень мотивации к учению повысился.

(СЛАЙД 14) Проектно – исследовательская деятельность младших школьников помогает сформировать ключевые социально – значимые компетенции, повышает уровень мотивации, а, следовательно, и познавательной активности. Таким образом, можно быть уверенной в том, что, продолжив обучение в среднем и старшем звене, ребёнок закончит школу и сможет стать компетентным специалистом в выбранной им профессии, т. к. у него будет весомый багаж сформированных ключевых компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.

Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в это...

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...

Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А.

Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...