Самоуправление в начальной школе
статья (2 класс) по теме

Кузнецова Ольга Егоровна

Самоуправление во втором классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie_v_klasse.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Самоуправление в классе»

    Важно заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

    Начальные   классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
       Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра – веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.

     Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.

Функции органов самоуправления по видам деятельности:

Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.

Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.

Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.

Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.

Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

Хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека.

Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю  детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.

Во втором классе делим класс на  микрогруппы. Это могут быть домики, звёздочки, лучики и просто группы. Даём нашему коллективу общее название – Солнечная страна.   И живут в этой Стране дружные Сказочные герои.

Сначала мы выбираем голосованием Знайку, т.е. командира.

- Затем мы разделимся на лучики.
   - Обсуждаем, каким должен быть  командир лучика.
   - Добрым! Справедливым! Должен уметь дружить! Весёлым! Умным!
Решаем сформировать 5-8 лучиков. А названные ребята - наши командиры лучиков.
    Затем каждый командир выбирает друга. И вот в лучике уже по два человека. Теперь каждого нового будут выбирать вместе, совещаясь.
Лучики сформированы. Все садятся по своим  микрогруппам.
  - А теперь посмотрите на наш класс. Какой он чистый, красивый. Что нужно делать, чтобы он всегда был таким?
- Убирать, подметать, вытирать пыль.

Решаем, что удобнее это делать всей микрогруппой. Я рассказываю, какие могут быть поручения, а ребята выбирают, что подходит для нашего класса. Потом предлагаю названия поручений на листочках, а командиры выбирают. Напоминаю, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая  микрогруппа ,через неделю будет выполнять новое поручение.
На уроках можно также давать задания по микрогруппам. Например, инсценирование эпизода, выполнение проекта или другое творческое задание.
    Командиры выбираются на триместр.
Все стараются выполнять распоряжения актива, актив в классе уважают.

Задачи дальнейшего развития коллектива:
- продолжить работу по сплочению классного коллектива, приучать обучающихся к самостоятельности, приучать терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на переменах, при выполнении различных дел).
- содействовать воспитанию осознанной дисциплины, повышению уровня  самопознания, самореализации, самовыражения.
Пути дальнейшего развития коллектива: через актив класса, через работу классного коллектива.
В течение триместра проводятся несколько мероприятий, к которым готовится каждая микрогруппа. Больше всего интерес дети проявляют к спортивным делам и классным часам, которые проходят в виде игр.
Подведение итогов на каждом мероприятии проводится по микрогруппам.
В конце триместра проводится рейтинг, как индивидуальный, так и каждой.
микрогруппе.

На протяжении обучения в начальной школе  вырабатываются традиции жизни в классе. 

В  зависимости от выполняемого поручения даются названия микрогруппам: «Друзья Золушки», «Друзья Дюймовочки», «Друзья Самоделкина», «Друзья Чипполино», «Друзья Буратино», «Друзья Веселого карандаша», «Друзья Петрушкина», «Друзья Айболита».

У каждой группы свои задачи:

«Знайка» - ответственный за учебу, первый помощник учителя на всех уроках;

«Друзья Чипполино» -борцы за справедливость, должны быть среди нас и разбирать наши споры и ссоры, пусть они нас примеряют, не дают нам драться;

«Друзья Буратино» - пусть живут на наших партах или в наших портфелях и следят , что бы мы не забывали достать учебники, ручки …

«Друзья Дюймовочки» - пусть они живут на цветах и ухаживают за ними;

«Друзья Веселого Карандаша» - первые помощники на уроках рисования;

«Друзья Самоделкина» - первые помощники на уроках труда;

«Друзья Петрушки» - первые помощники на уроках музыки;

«Друзья Золушки» - ответственные за порядок в классе, за дежурство;

«Друзья Айболита» - ответственные за соблюдение личной гигиены

В конце каждой недели подводятся итоги. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и дисциплина. Команда, которая по итогам недели вышла на первое место на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем они будут заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни.

Источники:
http://pedsovet.su/load/196-1-0-7695
http://lady-lyavina.narod2.ru/portfolio/samoupravlenie/
http://festival.1september.ru/articles/505401/
http://festival.1september.ru/articles/517587/


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

Самоуправление в начальной школе.

Один из способов организации самоуправления в начальной школе....

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах....

Организация самоуправления в начальной школе

Дети учатся управлять своей жизнью...

Особенности самоуправления в начальной школе

   Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. При наличии определенных организационн...

Самоуправление в начальной школе

Презентация для организации классного самоуправления...