Безопасность в помещении. Опасность пожара
классный час на тему

Шундулиди Анна Александровна

 Учить младших школьников предвидеть и избегать опасности при обращении с предметами в быту, научить ребёнка, как правильно действовать в таких ситуациях;

 познакомить с правилами пожарной безопасности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost_v_pomeshchenii._opasnost_pozhara_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Безопасность в помещении. Опасность пожара».

Задачи:        

- рассмотреть опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, учить детей предвидеть опасности при обращении с предметами в быту, научить ребёнка, как правильно действовать в таких ситуациях;

- довести до сознания детей невозможность легкомысленного обращения с огнём, познакомить с правилами пожарной безопасности;

- развивать речь, внимание, память, мышление;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: рисунки с изображением бытовых приборов, предметы бытовой химии, плакаты по противопожарной безопасности, аудиозапись со сказкой С.Я. Маршака «Кошкин дом».

1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим об опасностях, которые могут подстерегать нас дома, о том, как возникает пожар, как не допустить его возникновения, что нужно делать, если пожар всё-таки случился.

2. Дом и человек.

«Дом» - машина для жилья», так назвал дом один из архитекторов. Почему?

Дом – это не просто стены и крыша. На самом деле дом очень сложно устроен. В нём проходят трубы с горячей и холодной водой, с газом. Ещё в каждом доме есть много проводов – для электрического тока, телефона, телевизора. Шумят и гудят разные приборы: холодильник, стиральная машина, магнитофон, телевизор.

Все эти вещи человек создал для своего удобства. Разве же они могут принести беду?

Сама вещь – не живая, и своего отношения к человеку у неё нет. «Оживляет» вещи человек. И, если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

2. Разбор конкретных ситуаций.

Отгадайте загадку, о каком предмете идёт речь? Какую опасность представляет? Как действовать при необходимости?

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра «солнца» не нужны.   (Газовая плита)

Если на плите погас огонь, о газ из конфорок всё идёт – это очень опасно!

Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

Во-вторых, им можно отравиться.

Чтобы этого не произошло, к газовой плите на кухне лучше не подходить, не прикасаться, если рядом нет взрослых.

Но если ты почувствовал запах газа, тогда:

- срочно скажи об этом взрослым;

- открой форточку;

- проверь, закрыты ли краны на плите;

- ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

Газовой службы телефон – 04.

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник)

В полотняной стране

По реке – простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.  (Утюг)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.  (Пылесос)

Не радио, а говорит,

Не театр, а кино показывает. (Телевизор)

На голове пуговка, в носу решето,

Одна рука, да и та на спине.  (Чайник)

Все эти приборы работают от электричества. Они могут ударить током или стать причиной пожара. Чтобы этого не произошло:

- уходя из дома и даже из комнаты, не забудь выключить телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы;

- никогда не тяни за электропровод руками;

- не дотрагивайся до оголённых проводов;

- помни, электричество не любит воды.

Что в дни болезни

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?  (Лекарства)

Лекарства, всякие таблетки не стоит трогать. Они нужны больным людям, если их выписал врач. А здоровому они могут сильно навредить. Даже от сладких витаминов может появиться сыпь, если их съесть сразу много. А может быть и хуже – отравление

Помни доктора совет –

Безопасных лекарств нет!

Ни в коем случае не пробуй никаких лекарств.

Также в каждом доме есть предметы бытовой химии: стиральный порошок, средства для мытья посуды, средства от тараканов и другое.

Химикаты – это яд,

И не только для ребят,

Аккуратней надо быть.

Чтоб себя не отравить!

Птичка - невеличка:

Носик стальной,

Хвостик льняной.   (Иголка с ниткой)

Железный жучок,

На хвостике червячок.  (Булавка)

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик.  (Ножницы)

Все острые, колющие и режущие предметы – не игрушки, их обязательно надо класть на свои места.

3. Основные правила пожарной безопасности.

Из истории возникновения огня.

С давних пор огонь ста другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу.

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек, зажигалок. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острыми предметами, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилии и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.

Без огня мы уже не представляем жизнь, он нужен повсюду: в домах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.

Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

Огонь – враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.

Причины возникновения пожара.

- Чаще всего пожар возникает по вине человека. Часто пожары возникают по вине школьников.

- При помощи чего разводят огонь?

Спичка, такая маленькая, но от неё может случиться пожар.

Не играй дружок со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички невелички

Может дом сгореть дотла.

 - От чего ещё может возникнуть пожар?

(показ рисунков, ответы детей)

 Очень опасна игра с легковоспламеняющими и горючими жидкостями. Такими как бензин, керосин, лак, различные баллончики. Может произойти взрыв, а это значит, что вы получите серьёзные ожоги.

А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажете, от чего мог произойти пожар.

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минутки

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг. Не забывайте выключать утюг и другие электроприборы.

- Давайте подумаем, как избежать пожара.

Лучшая защита от  пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

  1. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками.
  2. Не включайте электроприборы, если не знаете, как ими пользоваться.
  3. Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы.
  4. Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте только в присутствии взрослых, подальше от ёлки.

Знакомство с правилами поведения во время пожара.

- Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему нужно быть подготовленным. Вы должны знать правила поведения при пожаре.

- Если мы находимся в школе, и возник пожар, что мы должны делать? (3 коротких звонка, один длинный…)

- А если мы находимся дома?

Если пожар возник и огонь небольшой, необходимо попробовать его потушить, набросив одеяло, вылив кастрюлю воды. Если этого сделать не удалось нужно немедленно уйти, закрыть дверь и вызвать пожарную команду.

-Как позвонить в пожарную охрану?

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин.

При пожаре, при пожаре

Набирают 01.

А если нету телефона,

Позови людей с балкона.

И вот машины красные

Спешат в места опасные.

Но чтобы пожарные приехали, вы должны точно сказать свой адрес и свою фамилию.

- Многие думают, что самое опасное при пожаре – огонь. Это заблуждение. Дым при  пожаре значительно опаснее пламени. И большинство людей погибает не от огня, а от удушья. Иногда достаточно нескольких вдохов дыма, чтобы потерять сознание.

Поэтому запомните:

1. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой тряпкой и выходить, пригнувшись.

2. При сильном дыме дышите через намоченную ткань.

3. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь ползком к выходу – внизу меньше дыма.

4. Обязательно закрывай дверь в комнату, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но и иногда и погасить огонь. Если, конечно, окна в комнате закрыты.

5. Закрыв дверь нужно заткнуть щели под ней мокрой тряпкой.

6. Ни в коем случае нельзя прятаться под кровать или шкаф.

-Давайте повторим еще раз правила поведения при пожаре.

4. Прослушивание и обсуждение отрывка стихотворения «Кошкин дом».

- Внимательно послушайте и скажите, из-за чего произошёл пожар?

- Огонь прожёг ковёр…

- Почему это произошло?

- Как разгорался огонь? ( с треском, щёлканьем, громом, машет красным рукавом)

- Как вели себя звери?

(курица с ведром, петух с помелом, козёл с фонарём)

-Кто действовал правильно?

-Кто вызвал пожарную бригаду?

-Кто был пожарными? (бобры)

- Чем заливали? (вода в бочках)

- Как вела себя кошка, что она просила сделать? ( вынести вещи)

- Что ответили бобры? (не спасёте вы добра…)

- Что произошло с домом? (рухнул дом со всем добром)

- Самое главное, что надо спасать при пожаре, ваша жизнь и жизнь ваших близких. Человеческая жизнь дороже любых денег и ценностей.

5. Итог.

- Как может возникнуть пожар?

- Чем опасны пожары?

- Что нужно делать, если пожар возник?

- Как вы поступите, если в квартире много дыма?

- Какой номер телефона пожарной охраны?

Соблюдение правил пожарной безопасности поможет нам избежать пожара и сохранить своё здоровье.

Вместо физкультминутки на уроке можно провести игру «Запрещается - разрешается»

У каждого ученика сигнальный «светофор». Одна сторона зелёного цвета – «разрешающая», другая красного цвета – «запрещающая». Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

Запрещается:

Бросать горящие спички, окурки в помещении.

Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

Использовать неисправные аппаратуру и приборы.

Пользоваться электрическим утюгом, чайником без специальных подставок.

Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

Разрешается:

Защищать дом от пожара.

В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

Использовать все имеющиеся средства во время тушения пожара.

Подавать сигналы тревоги.

Встречать пожарных и сообщить им об очаге пожара.

Кричать и звать на помощь взрослых.

Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

Вывести из горящего помещения людей, детей.

Набросить покрывало на пострадавшего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс "Домашние опасности. Пожар"

Урок окружающего мира "Домашние опасности. Пожар" 2 класс, "Школа России", А.А.ПлешаковРабота в группах. Знакомство с профессией пожарного....

Урок окружающего мира по теме "Домашние опасности. Пожар!"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Закрепление знаний об опасностях, которые могут подстерегать дома. Знакомство с основными правилами противопожарной безопасности.Обучение осторож...

Конспект урока "Домашние опасности. Пожар." 2 класс. Окружающий мир. А. А. Плешаков. Презентация.

Конспект урока "Домашние опасности. Пожар." 2 класс. Окружающий мир. А. А. Плешаков. Презентация....

Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»

Урок  окружающего мира 2 классТема урока:  «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые ну...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опасности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности. Пожар" для 2 класса УМК "Школа России"

Данный план-конспект содержит материал, который поможет учителю эффективно организовать работу на уроке....