КТП Добрый мир
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Губанова Татьяна Николаевна

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_dobryy_mir.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе  методического пособия Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе». Методическое пособие. М.Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.120 с., в котором представлены материалы для организации внеучебной работы по духовно- нравственному воспитанию школьников начальных классов в общеобразовательных учреждениях всех типов.

Концептуальное обоснование. Содержательный модуль «Духовно-

нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе

традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребёнка на основе ценностей отечественной культуры. В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности школьника.

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются

в настоящее время наиболее актуальной задачей системы школьного

образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры». Задачи духовно-нравственного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомления с основными нормами светской и религиозной морали и понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирования первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становления внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .

 Целью данной программы является дополнение основных общеобразовательных программ школьного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в стандарте нового поколения. Так как базовые источники понятия «духовно-нравственная культура» имеют теологическое содержание (применительно к культурно-историческому наследию России -это православная культура), была разработана программа содержательного модуля «духовно-нравственная культура (православная культура)» . Она опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую базовую программу воспитания и обучения.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

Задачи нравственного воспитания

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и эле,

правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания(совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность).

Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; прививать навыки доброделания,  благотворительности.

Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.

Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия,

Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.

Задачи умственного воспитания.

Сенсорное воспитание:

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

Ознакомление с окружающим миром

Предметное окружение

Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

Формировать познавательную активность в установлении причинно-

следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения.

Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы «почему, для чего, как? откуда?» на основе христианской картины мира.

Явления общественной жизни

Отношения в мире людей.

Семья. Знать о родословии своей семьи. Знать об обязанностях детей

по отношению к родителям, о послушании старшим как Божественном

установлении. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг к другу как проявление любви. Воспитывать уважение к традициям жизни предков.

Родина. Расширять представления о родной стране как стране православной культурной традиции, православных праздниках. Рассказывать о ее культуре, традициях, святых, героях. Воспитывать уважение к людям иных религиозных традиций как определённого человеку правила жизни - любить, заботиться о человеке.

Труд в жизни человека. Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда- прежде всего, бережное отношение к хлебу.

Православный храм в жизни христиан. Знакомить с православны-

ми традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказывать о

храме как доме Божьем.

Формирование экологических представлений

Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как наших друзьях меньших.

Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Знакомить детей с многообразием родного края: с растениями, животными, птицами, обитателями рек и морей.

Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Рассказывать о значении природы в жизни человека.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего

мира, их свойствах, как премудрого Божественного действия в жизни

мира, природы, человека.

Развитие речи

Развивающая речевая среда

Развивать речь как средство общения.

Расширять представления детей о многообразии, целесообразности и

взаимосвязанности творений окружающего мира.

Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам

рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций,

смысле стихотворных текстов.

Формировать речевой этикет в соответствии с нормами христианского благочестия.

Формирование словаря

Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной

культуры (добро, зло, грех, благочестивый, послушание, стыд, совесть,

милосердие, трудолюбие, честность, честь, святость, христиане, храм).

Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель.

Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро.

Христиане.

Помогать детям соотносить базовые понятия духовно-нравственной

культуры с их отражением в повседневной жизни детей.

Задачи художественно-эстетического воспитания

Эстетическая культура в целом и творчество является источником

развития эмоциональной сферы детей. Ребёнок не ищет знания прежде всего, на которое его ориентируют современные программы раннего

развития, но старается выразить свою внутреннюю жизнь. Творческая

деятельность для этого является наиболее присущей дошкольникам

формой. Рисование, сочинение сказок, лепка, музицирование и т.п. —

являются наиболее привычными детям формами творчества.

Знакомство с искусством

Эстетически развивающая среда

Развитие умений познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни (на прогулке в парке, лужайке, на озере-речке-море, наулице города).

Ознакомление с православными праздниками как свидетельством

красоты добродетельной жизни христиан.

Изобразительная деятельность

(Конструирование. Рисование. Лепка. Аппликация).

Знакомство с искусством (в том числе, религиозным) как свидетельством о красоте Божественного мироздания.

Развитие эстетического восприятия, наблюдательности, внимания.

Развитие способности всматриваться, вслушиваться в явления и

объекты окружающего мира, замечать их изменения (например, цвета облаков, солнца, цветов).

Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности. Развивать задатки, таланты детей как Божественный дар, требующий совершенствования в меру каждому определенную.

Формировать умения работы с материалами творчества, как средствами отображения предметного мира творений, чувств и отношений

В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.

Развивать умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности и произведениях искусства на ту же тему.

Музыкальное воспитание

Развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.

Развивать способность слышать и воспроизводить в элементарных музыкальных формах красоту звуковой картины мира.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, церковной, народной музыки.

Игровая деятельность.

(Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Театрализованные игры).

Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Учить детей совместной творческой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность

Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях как установлениях православного календаря. Приучать участвовать в их подготовке. Посещение православного храма в праздничные дни при согласовании с родителями. Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками, поделиться радостью праздника в соответствии с православными традициями жизни (милосердия, подготовки праздничного выступления для родителей, детей детского дома).

Перечень основных праздников. Рождество Христово. Воскресение Христово. Новый год. День Ангела.

В рамках внеурочной деятельности занятия проводятся один раз в неделю. Всего 34 часа.

Формами организации внеурочной деятельности являются: музыкальная деятельность, творческая деятельность, ролевые игры, сюжетные игры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

     Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

    любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

     овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том »что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

№ п/п

Название темы

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение в курс «Добрый мир»

Как устроены отношения в нашей жизни 

2

Моя семья. Наш род

3

Чем я могу порадовать.

4

Какая твоя мама?

5

Отец и сыновья

6

Любовь к родителям

7

Бабушкины руки

8

Мой дом, моя семья

Моя Родина

9

Родина

10

Святая Русь

11

Наш край

Православный храм

12

Мать и дети

13

Храм

14

Кого, что мы видим в церкви?

15

Православный храм

16

Наши добрые дела. Дела милосердия.

Наши меньшие друзья

17

Как человек давал имена животным

18

Дружба святых людей и диких зверей

19

Язык зверей

20

Пожалей меня!

21

Помощь, забота.

22

Доброе дело

23

Любовь к детенышу

24

На прогулке в лесу

Православные праздники

25

Рождество Христово

26

Готовимся к празднику

27

Праздник Воскресение Христово. Пасха  

28

Путешествие в мир православного храма.

29

Лепка из пластилина макета храма

30

День ангела. Небесные покровители.

31

День ангела. Рисуем поющего ангела.

Благодарение. Спасибо

32

Что означает слово «Спасибо»?

33

Рисуем добрый мир.

34

Заключительное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...