Воспитание как деятельность
материал (4 класс) по теме

Анна Константиновна Иванова

Важно понимать сущность воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  универсальных учебных действий по средствам проблемного обучения  в начальной школе

Целью современного образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В основе лежит системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход – это интегральная система, т.е. такой подход к образованию, где происходит взаимосвязь между всеми учебными дисциплинами. Деятельность ученика теперь рассматривается учителями как самый важный аспект в обучении. Ученик учиться получать информацию из различных источников. Окружающий мир – это главный объект познания ученика. На уроке, при данном подходе, учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, которые должны делиться имеющейся информацией, что и является совместной деятельностью. Должен работать принцип «Я учусь!».

Моя задача, как  учителя начальных классов, научить ребенка находить ответы на основные вопросы образования в начальной школе уже с первого класса:

  • Личностные  - «Зачем мне это нужно?»
  • Регулятивные – «Что я должен для этого сделать?»
  • Познавательные «Как я буду учиться «учиться»?»
  • Коммуникативные – «Смогу ли я помочь себе и окружающим в процессе учебы?»

Содержание своих уроков я направляю на формирование у детей способности принимать решения, работать с информацией, сотрудничать с другими участниками образовательного процесса. Вопрос, задаваемый мною, как учителем, на уроке, должен использоваться как инструмент исследовательского метода: вопрос задает тот, кто знает, тому, кто не знает и, следовательно, надо найти ответ на этот вопрос ответ используя различные источники. И именно это является главным отличием от старого стандарта, где основной опорой обучения был учебник и конспект. Для меня важен   демократический стиль работы на уроке, т.е. сотрудничество с учениками.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
1. Учитель привлекает обучающихся к открытию новых знаний.
2. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
3. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
4. Учитель показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями детей в открытие новых знаний.
5. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.
6. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
7. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям обучающиеся учатся оценивать и свою работу.
7. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
8. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
9. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
10. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности.
11. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
12. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Еще в древнее время было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности учащихся лежат определённые философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же приём был известен в пифагорейской школе, сложные (и трудные) вопросы ставили софисты.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

   Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

    Для того, чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.

Повысить познавательный интерес младших школьников помогает использование учителем следующих способов создания проблемных ситуаций:

  • познавательные потребности младших школьников, их интересы;
  • содержание материала и уровень его сложности;
  • время и возможности учителя.

Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения.

  • Первый вид («научное» творчество) — это теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие учеником нового правила, закона, теоремы и т. д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
  • Второй вид (практическое творчество) — поиск практического решения, т. е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
  • Третий вид (художественное творчество) — это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса.

Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем.

Второй — на лабораторных, практических занятиях на уроке, предметном кружке, факультативе, на производстве.

Третий вид — на уроке и внеурочных занятиях. Последние два вида проблемного обучения характеризуются решением главным образом индивидуальных или групповых учебных проблем.

   Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

    Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

    Приемы создания проблемных ситуаций:

- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- определить проблемные теоретические и практические задания; 

- ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам.

Структура проблемного урока 

1.Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

    Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

Начальная школа – значительный этап  в жизни ребенка, который связан с существенной перестройкой всей логики психологического развития, с формированием нового вида ведущей деятельности (от игры к учению), с приобретением нового статуса ученик. Адольф Дистерверг            (немецкий педагог) говорил, что главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек в будущем может стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни.

Учитель начальной школы Иванова А.К.



Предварительный просмотр:

Иванова Анна Константиновна

г. Санкт-Петербург

учитель начальных классов

Воспитание как деятельность

В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Еще К.Д.Ушинский         замечал, что в этой области все считают себя специалистами, и  если не воспитывали своих детей, то помнят, как воспитывали их самих в детстве. По мнению Н.Ф Головановой [Общая педагогика :Учебное пособие для вузов. СПб: Речь 2005. Стр. 73] такое житейское представление о воспитании содержит устойчивые стереотипы: воспитание – это воздействие, влияние взрослого на ребенка, воспитание – это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни.

Воспитание является одним из основных понятий в  педагогическом процессе. Оно в широком смысле рассматривается как общественное явление, характеризирующее воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как особая деятельность преподавателей для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Какова же определяющая роль деятельности в воспитании?  Процесс воспитания – объективная реальность, [Общая педагогика :Учебное пособие для вузов. СПб: Речь 2005. Стр. 85] его изучение открывает объективные, существенные и достаточно устойчивые связи в протекании самого процесса, в его организации, в повторяемости результатов.

Закономерности процесса воспитания нельзя понимать как собрание неких аксиом, отражающие неизбежно объективные результаты. закономерности фиксируют достаточно устойчивые тенденции процесса воспитания, поэтому на их основе можно объяснить существенные причинно-следственные связи в воспитании, можно прогнозировать последствия тех или иных педагогических действий воспитателя, их результат.

Определяющая роль деятельности в воспитании указывает на то, что ребенок воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть воспитан, [Общая педагогика :Учебное пособие для вузов. СПб: Речь 2005. Стр. 87] поэтому воспитание – это не что иное, как педагогическая организация деятельности воспитанников.

Цель должна быть понятна ребенку. воспитательное значение деятельности определяется тем, как мотивирована, как принята цель , поставленная перед воспитанником.

В наибольшей мере воспитывает та деятельность, которая соответствует проявившимся способностям и социальному опыту воспитуемого, которая направлена на формирование потребности быть лучше, на самоопределение личности.

Важно также правильно организовать деятельность ребенка, после постановки цели и определения сферы деятельности. Даже очень интересная деятельность, если для нее плохо выбрано время и форма организации поручений участникам, не оставит после себя ничего, кроме ссоры.

Воспитание состоится лишь тогда, когда воспитанники сами осознают значимость совершенной деятельности, предпосылки своих достижений в ней и причины неудач.

Отношения в процессе деятельности каждый ребенок выстраивает сам. Эти отношения имеют избирательный и носят ценностный характер. Именно отношения аккумулируют в себе воспитательную значимость деятельности

 В воспитании всегда присутствует соблазн авторитарности со стороны воспитателя – стремление подчинить ребенка своей власти, «переделать» его по своим представлениям  об образце. Важно помнить, что любое  воспитательное усилие должно быть обращено не на ребенка, а на его отношение, на отношение к нему, на обращение с ним. Воспитание возможно только « в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, в единстве их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний», утверждал В.А.Сухомлинский.

В своей работе, я как практикующий педагог,  стараюсь открыто провозглашать право учеников – воспитанников на свободу выбора – деятельности, ее форм и способов, товарищей и участников. Воспитание должно осуществляться совместными усилиями семьи, школы, государства.    

      В  материалах Федерального государственного образовательного стандарта сказано, что вся воспитательная работа должна быть направлена на формирование и развитие ориентаций и установок учащихся, обеспечивающих успешное усвоение ими начальных навыков самоорганизации, самообразования, самовоспитания. Еще А.С.Макаренко утверждал: « Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается» [Макаренко А.С. избранные педагогические сочинения В 2 т. Т.1 М., 1977. с.249] Эту «сумму влияний» и должно выстраивать воспитание как единство многих важных составляющих:

  • единство педагогических позиций самих воспитателей

( например, учителей и родителей, разных поколений взрослых в семье ит.д.);

  • единства воспитательного взаимодействия с ребенком в деятельности – учебной, досуговой;
  • единства общего и индивидуального развития в разнообразной деятельности;
  • единства основных направлений базовой культуры личности (нравственного, физического, трудового, интеллектуального, эстетического, политического, экономического).

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для воспитания является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе. Суть воспитания как деятельности заключается в том, что в центре внимания не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации выработанных целей и задач. Педагог не просто передает готовые образцы нравственной, духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...