Конспект занятия "Хохлома. Декоративное рисование"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Богданова Светлана Ивановна

Декоративное рисование. Исполнение растительного узора на тарелочке. Хохломская роспись

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_no_3.doc811.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 401

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

"Хохлома. Декоративное рисование"

        

Воспитатель: Богданова С. И.

2012-2013г. г.

Тема: Декоративное рисование. Исполнение растительного узора на тарелочке. Хохломская роспись

Цель: Развивать и способствовать формированию художественного вкуса.

Материалы к уроку: Изделия и репродукции произведений мастеров Хохломы; круглые заготовки, затонированные в желтый цвет; акварель; гуашь.

Ход урока

Организационный момент

 Здороваюсь. Проверяю готовность учащихся к уроку.

Объяснение нового материала.

 Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.

Демонстрация хохломских изделий

 Чтение литературного отрывка

 Мир волшебной хохломы

 Удивляя,

 Прорастая,

 Как-то празднично жива

 Молодая,

 Непростая,

 Черно-красная трава.

 Листья рдеют,

 Не редея

 От дыхания зимы:

 Входим в царство Берендея -

 В мир волшебной Хохломы.

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». И действительно, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала-дерева. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

 Возвращаясь к истории развития хохломской росписи можно сказать, что -хохлома так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сел и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за ее пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с именем торгового села.

 Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи -край насыщенной истории и самобытной культуры.

 Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XYП века. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров и т. д.

 В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь точили исстари местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью сплетенной из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только  жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто ее  расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупрежденный живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи.

Технология промысла.

Оказывается, прежде чем стать золотой, «хохлома» бывает и серебряной и глиняной. Обо всех этих превращениях мы сейчас и поговорим. Посмотрите на первую из кружек. Это - «бельё». Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже она попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт, и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками. Итак, серебристая луженая кружка расписана. Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

Инструменты и материалы. Виды изделий.

 Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.

 Хохломская роспись выполняется масляными красками.

 Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.

 Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.

Демонстрация изделий хохломы.

Вопросы к классу. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?

Орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Какие виды орнамента вы знаете? Ответы учеников.

Геометрический - узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т. д.). Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Орнитоморфный – узор, где основным мотивом является изображение образа птицы. Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.

 Молодцы.

Вопрос. А теперь подумайте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?

 В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.

Учитель. Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи.

 В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-приписок.

Самостоятельная работа.

 При необходимости можете наметить  изображение сначала карандашом.

 Во время выполнения практической работы хожу по рядам, провожу индивидуальную работу. На часто повторяющиеся ошибки, обращаю внимание всего класса.

Итог урока.

Небольшой просмотр выполненных работ.

Композиционное размещение на листе бумаги

Правильность выполнения

Умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль

Аккуратность исполнения

Выбираем наиболее удачно выполненные работы.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"

Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....

Конспект ООД по декоративному рисованию на тему «Вестники весны» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» старшая группа

Дымковская роспись барельефа из соленого теста "Жаворонок" (нетрадиционная техника рисования - роспись птичьим пером)...

Конспект занятия по ИЗО "Рисование ветки яблони"

выполнение работы с натуры. Развитие графических навыков. Воспитание эстетического вкуса....

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Городецкая роспись"

Знакомство учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений данного промысла....

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в младшей группе на тему "Цветные ладошки"

Конспект занятия в младшей группе по нетрадиционному рисованию на тему:" Цветные ладошки"...