Развитие интеллектуальной деятельности младшего школьника, как ресурс образования в начальной школе.
статья (4 класс) по теме
Пути и методы повышения успешности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 454.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальной деятельности младшего школьника,
как ресурс образования в начальной школе.
Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет. Отечественная и мировая практика показывает, что эффективно влиять на рост интеллекта так же могут и различные технологии развития мышления. В окружающей нас действительности мы, как ни странно, не так уж часто сталкиваемся с необходимостью решать новые творческие задачи. Для того чтобы способность к мышлению развивалась. Мозгу надо постоянно подбрасывать новые оригинальные проблемы и задания. В процессе их решения мыслительные способности улучшаются.
В современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей обучающихся начальной школы.
Тем не менее, нет разработок программ факультативных занятий в условиях школы, способствующих целенаправленному и систематическому развитию интеллектуальных способностей.
Мною подобрана система упражнений, направленных на обучение детей логическим операциям, совершенствование процессов восприятия формирование произвольного внимания, повышение эффективности запоминания, формирование интереса к учебе.
Циклы занятий включают в себя задания:
- Связанные с развитием логических структур мышления.
- Развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления.
- Развитие умений выражать свои чувства, представления о мире различными способами.
- Развитие цветоощущения и пространственного мышления.
- Развитие восприятия, концентрации, распределения, переключении, объем произвольного внимания.
- Развитие произвольной зрительной, слуховой, тактильной двигательной памяти.
- Избавление от стереотипа мышления психологической инерции.
- Формирование творческого отношения к труду и к жизни
Цели:
- с помощью заданий научить ребёнка находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей.
- с помощью заданий, которые подбираются от простого к сложному, сформировать и развить основные операции мышления.
- научить выдвигать идеи и проверять их истинность на практике.
- научить, не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их.
Каждая серия заданий направлена на развитие одной из сторон мышления и построена по принципу «от простого - к сложному». Задания направлены развивать как традиционное мышление, так и творческое, большое внимание уделяется:
- беглости мышления – способность выдвигать множество идей, возможных решений, использовать стандартные объекта в нестандартных целях и т.д.;
- гибкости – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с различных точек зрения.
- оригинальности – способности создавать глубоко продуманные, и необычные идеи и решения;
В результате занятий наблюдается повышение творческой активности мышления детей, умения анализировать, синтезировать и классифицировать предложенный материал, видеть в каждом предмете разные его стороны, строить образ.
Формируется пространственное воображение, цветоощущение, аккуратность, умение аргументировано и последовательно, представлять свою идею, решение.
Опыт работаты самостоятельно и в коллективе.
Принимаясь за работу, полезно знать, что рождению творческих идей мешает критика со стороны окружающих. Люди обычно опасаются критики и неодобрения. Поэтому, следует поощрять все идеи, которые выдвигает ребёнок.
Примеры заданий 4 года обучения.
Кто из этих литературных персонажей Человек и кто остальные?
Салтан- человек Мальвина – кукла Щелкунчик – кукла
Мирамис - ___________ Иа-Иа- ____________ Буратино- _____________
Папа Карло- _________ Суок- _____________ Артемон- ______________
Каштанка- ___________ Кристофер Робин- _______ Сивка Бурка- ____________
Тутта Карлсон- _______ Акка Кнебекайзе- _________ Винни Пух- _____________
Персей- ____________ Чучундра- _______________ Базилио- ___________
Нагайна- ___________ Геракл- ______________ Герда- _____________ Матроскин- ___________ Рикки Тики Тави- ___________ Мазай- _____________
Багира- _____________ Гвидон- __________________ Гамаюн- _______________
Джельсомино- ______ Балу-____________________ Серая шейка- ____________ Каа- ___________ Емеля- __________________ Шушара- _______________
Серебряное копытце-_____________________________ Чичи-_________________ Гадкий утёнок -___________
Зоя,Вера, Нина купили разное мороженое. У кого-то оно розовое, у кого-то жёлтое, а у кого-то белое. Одна девочка купила эским. Другая – рожок, а Нина решила: «Эскимо маленькое, рожок ещё меньше» и взяла брикет.
Известно:
- Мороженое в рожке – жёлтое.
- Нина ест белое мороженое.
- У Веры порция больше, чем у девочки, которая ест желтое мороженое.
Определите, кто какое мороженое ест.
Роман, Федя, Лиза, Катя и Андрей пришли на занятия кружка.
Роман пришёл позже Лизы.
Федя раньше Романа и сразу за Катей.
Катя пришла раньше Лизы, но не была первой. Кто из ребят пришёл на занятие 3-им?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"
Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянног...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/28/picture-88573.png)
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-672760-1443024343.jpg)
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальныхспособностей младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-952114-1506346902.jpg)
Из опыта работы по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности ФГОС "
Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-952114-1506346902.jpg)
Доклад «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.»
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен восприн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-16372-1673765216.jpg)
Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)
Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-1194210-1575094974.jpg)
Система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для успешного и эффективного осуществления проектно-исследовательской деятельности
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников...