Исследовательская работа "Мы здоровью скажем ДА!"
презентация к уроку (4 класс) по теме

Коростелева Елена Александровна

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.                         В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:

Ø Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?

Ø Сколько должен весить ранец?   

Ø Как правильно выбрать ранец?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_zdorovyu.doc195 КБ
Office presentation icon skolko_vesit_zdorove.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черемшанская средняя общеобразовательная школа                                           имени Сергея Павлова                                                                                           Тюменцевского района Алтайского края

Исследовательская работа

Номинация: «Медицина»

Тема: «Сколько весит здоровье ученика?»

                                                               Выполнили: учащиеся 5 класса

                                                                    Адышева Светлана

                                                               Логиновская Мария

                                                               Руководитель:

                                            учитель начальных классов

                                                                    Коростелева  Елена Александровна                                                            

                                                                                                                                                                                                                           

Село Черемшанка

2012 год

Оглавление

Введение                                                                                                                    3

Основная часть:                                                                                                                Глава 1. «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»                                                           4

  1. Что вредит здоровью школьника                                                            4
  2. Выбираем ранец                                                                                             4                                                                              

Глава 2. . Все хорошо, что в меру                                                                           5

  1. На все есть свои нормы                                                                           5
  2. Угроза за спиной                                                                                      5
  3. Наш эксперимент                                                                                     5
  4. План эксперимента                                                                                    6
  5. Практическая работа                                                                               7
  6. Рекомендации ученикам                                                                          9
  7. Рекомендации родителям                                                                              9

  1. Рекомендации читателям и работникам школ                                       9

Заключение                                                                                                            11

Список литературы                                                                                              12

Введение

1.1. Выбор темы

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.                         В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:

  • Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?
  • Сколько должен весить ранец?    
  • Как правильно выбрать ранец?

  1. Цель

Активизировать познавательную деятельность  при изучении темы «Человек»;                                                                                                                  обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем                                                 ежедневного контроля тяжестей за спиной.

  1. Задачи

  • Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
  • Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствием это приводит.
  • Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
  • Предложить свои способы решения проблемы.

  1.  Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: учащиеся 3 класса Черемшанской средней школы Тюменцевского района Алтайского края

  1. Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

  1.  Методы исследования
  • Анализ;
  • Опрос;
  • Наблюдение;
  • Сбор информации из книг, журналов, газет;
  • Эксперимент.                                                                                           3

Основная часть

Глава 1. «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»

  1. Что вредит здоровью школьника

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

На формирование неправильной осанки оказывают:

  • хронические заболевания,
  • недостаточной по времени отдых и пассивные формы его проведения,
  • неправильное положение тела во время занятий,
  • несоответствующая росту мебель,
  • неудобная обувь и одежда.

В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

  1. Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и  срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

                                                                                                                                                                           

4

Глава 2. Все хорошо, что в меру

  1. На все есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде, всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

  • 1 – 4 классов – 300 г;
  • 5 – 6 классов – 400 г;
  • 7 – 8 классов – 500 г;
  • 10 – 11 классов – 600 г.
  1. Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт.ст., а на правое  - 110 мм рт.ст. Это в 2 – 3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.  

  1. Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в третьем классе. В эксперименте участвовало 8 человек.

5

  1. План эксперимента
  1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
  2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
  3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
  4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
  5. Подвести итоги по позициям:
  • Самый правильный ранец (до 0,5 кг);
  • Самый легкий ранец;
  • Самый тяжелый ранец с принадлежностями;
  • Самый легкий ранец с принадлежностями;
  • Самый тяжелый учебник»
  • Самый «тяжелый» учебный день;
  • Самый «легкий» учебный день.
  1. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
  1. Практическая работа

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой в классе стоит остро:

1 человек с нарушением осанки;

2 человека со сколиозом;

5 человек здоровых.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в таблице 1                                                                                     6

Таблица 1.


п/п

Ф.И.О.   ученика

Год рожде   ния

Вес тела (кг)

Диагноз

Правиль ный вес ранца   (кг)

Реаль   ный вес ранца   (кг)

Соответст вие/ несоо тветствие

1.

Адышева Светлана Витальевна

2000

30,700

здорова

3,700

3,660

Соотве тствует

2.

Гамова     Наталья Сергеевна

2000

34,0

сколиоз

3,400

3,458

Немного выше нормы

3.

Гугенберг Елена Сергеевна

2000

22,0

нарушение осанки

2,200

3,788

Превышает норму

4.

Забиякина Юлия Сергеевна

2000

37,200

здорова

3,700

4,484

Превышает норму

5.

Киселева Анастасия Владимировна

2000

35,700

здорова

3,570

4,216

Превышает норму

6.

Кулаев             Денис Юрьевич

2000

31,400

сколиоз

3,140

3,546

Превышает норму

7.

Логиновская Мария Дмитриевна

2000

47,900

здорова

4,700

2,928

Соотве тствует

8.

Романов  Павел Алексеевич

2000

36,300

здоров

3,630

4,020

Превышает норму

                                                                                                                                                                           

                                7

Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует  его реальному весу.

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице 2.

Вес ранцев без школьных принадлежностей

Таблица 2.


п/п

Ф.И.О.   ученика

Вес ранца (кг)

Выводы

1.

Адышева Светлана Витальевна

0,564

Выше нормы

2.

Гамова     Наталья Сергеевна

0,536

Выше нормы

3.

Гугенберг Елена Сергеевна

0,636

Слишком тяжелый

4.

Забиякина Юлия Сергеевна

0,718

Слишком тяжелый

5.

Киселева Анастасия Владимировна

0,412

Норма

6.

Кулаев  Денис Юрьевич

0,550

Выше нормы

7.

Логиновская Мария Дмитриевна

0,290

Норма

8.

Романов  Павел Алексеевич

0,674

Слишком тяжелый

Вывод:

Мы увидели, что у 2 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам. То есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом – 0,290 кг. Однако у 6 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего здоровья, в частности осанки.

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуются ребята 3 класса, и взвесили их.                                                                                    8


Учебник. Русский язык – 0,364 кг                                                                                                                  Учебник. Математика – 0,228 кг                                                                                                                       Учебник. Литературное чтение – 0,296 кг                                                                                                                                                               Учебник. Окружающий мир с тетрадью – 0,420 кг                                                                                                                                                                    Учебник. Немецкий язык с тетрадью и словарем – 0,300 +  0,110 + 0,080 = 0,490 кг                                                                                                                Дневник – 0,100 кг                                                                                                                    Тетрадь  по математике – 0,160 кг                                                                                                                                                Тетрадь по русскому языку – 0,080

Вывод: почти все учебники соответствовали гигиеническим нормам – 0,300 кг для учеников начальной школы, потому что все учебники представлены в двух частях. Нашелся и «нарушитель» - учебник русского языка массой 0,364 кг.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев,  мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник и вторник.  Самым легким ранец оказался в среду и четверг.  Вес тяжеловеса в эти дни достигал 4 кг 484 г, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги, принадлежностей по изобразительному искусству и труду, спортивной одежды. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

  1. Рекомендации ученикам
  • Не носите лишнего в ранцах
  • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники
  1. Рекомендации родителям

Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.

  • Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!
  • У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
  • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
  • Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
  1. Рекомендации читателям и работникам школ

Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:                                                         9


  • Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
  • Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);
  • При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
  • Организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;
  • Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

10

Заключение

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

В дальнейшем мы собираемся  продолжить эту работу  с учащимися 1  класса, выступить с материалами перед их родителями и работниками школы. Способствовать применению данных рекомендаций в жизни школьника.

11

Список литературы

  1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие. М.: ООО Издательство «Астрель», 2004. С. 163
  2. Бабенкова Е.А.Здоров ли Ваш ребенок? М.: Вентана-Графф,2002.С. 16
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли Вы своего ученика? М., 1991. С. 37
  4. Дереклеева Н.И. Двигательные тренинги и уроки здоровья. М.: ВАКО, 2004. С.10
  5. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986. С.161
  6. Первое сентября: Приложение. Начальная школа. 2008 № 5. С. 21

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ ЧЕРЕМШАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ СЕРГЕЯ ПАВЛОВА ТЮМЕНЦЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОНО КРАЯ Исследовательская работа Номинация: «Медицина» Тема: «Сколько весит здоровье ученика?» Выполнили: Учащиеся 5 класса Адышева Светлана Логиновская Мария. Руководитель: учитель начальных классов Коростелева Елена Александровна

Слайд 2

ВЫБОР ТЕМЫ Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

Слайд 3

ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Активизировать познавательную деятельность при изучении темы «Человек»; обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствием это приводит. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью. Предложить свои способы решения проблемы.

Слайд 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Выбираем ранец На все есть свои нормы От 1998 г. «Гигиенические требования к изданиям учебников» 1-4 классов – 300г; 5-6 классов – 400г; 7-8 классов – 500г; 9-11 классов – 600г.

Слайд 5

НАШ ЭКСПЕРИМЕНТ Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками. Подвести итоги по позициям: Самый правильный ранец (до 0,5 кг); Самый легкий ранец; Самый тяжелый ранец с принадлежностями; Самый легкий ранец с принадлежностями; Самый тяжелый учебник» Самый «тяжелый» учебный день; Самый «легкий» учебный день. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Вес тела (кг) Правиль- ный вес ранца (кг) Реальный вес ранца (кг) Разница м/у реаль-ным и пра -вильным ранцем Света 30 кг 3,0 кг 3,660 кг + 0,660 Наталья 34 кг 3,4 кг 3,458 кг + 0,058 Елена 22 кг 2,2 кг 3,788 кг + 1,588 Юлия 37 кг 3,7 кг 4,484 кг + 0,784 Анастас. 35,7 кг 3,57 кг 4,216 кг + 0,646 Денис 31 кг 3,1 кг 3,546 кг + 0,446 Мария 47 кг 4,7 кг 2,928 кг - 1,872 Павел 36,3 кг 3,63 кг 4,020 кг +0, 390

Слайд 7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Слайд 8

ЧТО У НАС В РАНЦАХ Учебник. Русский язык – 0,364 кг Учебник. Математика – 0,228 кг Учебник. Литературное чтение – 0,296 кг Учебник. Окружающий мир с тетрадью – 0,420 кг Учебник. Немецкий язык с тетрадью и словарем – 0,300 + 0,110 + 0,080 = 0,490 кг Дневник – 0,100 кг Тетрадь по математике – 0,160 кг Тетрадь по русскому языку – 0,080

Слайд 9

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКАМ 1. Не носите лишнего в ранцах 2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники

Слайд 10

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка. Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы. Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Слайд 11

РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТНИКАМ ШКОЛ Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу; Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома); При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов; Организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы; Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Слайд 12

ДОБРОГО ВАМ ЗДОРОВЬЯ! В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека . И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я. Л. Обухов: Скажи мне, как ты ругаешься, и я скажу, кто ты

В ситуациях эмоционального напряжения или срыва - при ссоре, оплошности - многие люди часто нуждаются в адекватном словесном выражении этого состояния. Мат - это не столько стремление нагрубить,...

Мы здоровью скажем - ДА!

Здоровый образ жизниРежим дняПравила здорового питанияДвигательная активностьСлагаемые здоровьяВитаминыГигиенаНародная мудрость...

Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме!

Праздник 8 марта для учащихся 4 классов подготовленный совместно с учениками....

Проектно-исследовательская работа "Здоровое питание"

Проектная работа является формой пропаганды правильного питания, которая позволит приобщить детей к позитивному решению этой проблемы, поможет детям и взрослым сделать выбор в пользу старинных кулинар...

Конспект классного часа на тему "Мы здоровью скажем: Да" 2 класс

Цель: воспитывать серьезное отношение к своему здоровью; расширять кругозор учащихся.Задачи: обучающая: познакомить детей с правилами сохранения здоровья; Развивающая: развивать коммуникативные с...

Проектно-исследовательская деятельность "Здоровье за спиной"

Проектно-исследовательская деятельнось учеников 3 класса о влиянии веса школьного ранца на здоровье школьников....

Исследовательский проект "Здоровье не в таблетках, а в ягодках на ветках"

Знакомство с полезными и лечебными свойствами ягод....