программа ДОО "Новые люди"
методическая разработка на тему

Фленова Светлана Анатольевна

Программа действия детской организации, приводится планирование по всем направлениям работы организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_doo_novye_lyudi.doc470.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    1.1.   Пояснительная записка

   Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях.   Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, предоставляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

   Создать условия для развития личности ребёнка в тесной взаимосвязи с обществом поможет деятельность детского объединения. Заложенная в системе деятельности общественного объединения возможность использования различных социальных ролей (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель) позволяет подросткам развивать способности, находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, делать адекватный выбор.

   Особенностью нашей программы стало то, что наша детская организация в силу ряда причин взяла на себя некоторые функции школьного самоуправления.

   Работая по данной программе, члены детской организации получают:

интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия; опыт взаимодействия с различными социальными институтами.

   Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.

                                     

                                    Актуальность программы

   Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МОУ СОШ №35, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности. Проведённый нами анализ воспитательной работы за прошедший учебный год  и опрос ребят, проведённый в школе, показал, что дети не безразличны к окружающему миру, хотят быть причастными к событиям, происходящим в обществе. Им интересны различные виды деятельности, и они хотят быть не только активными участниками различных мероприятий, но и их организаторами и инициаторами.  

   Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний, но вместе с тем невысок уровень включенности учащихся в самоуправление. Это подтвердили и данные диагностики «Определение уровня развития коллектива» по методике А.Н. Лутошкина (5–10 класс) и исследования  уровня самоуправления по 6 направлениям с использованием пакета стандартизированных методик М.И.Рожкова.  

   Полученные результаты диагностик и наблюдения позволили выявить  затруднения  в организации воспитательного процесса.

   Таким образом, мы выделили следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:

- неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;

- формирование единого дружного коллектива, его сплочение;

- недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;

- необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;

- дефицит социально-значимых дел, однообразие  школьных дел.

Для решения этих  проблем разработана данная программа.

   Программа ориентирована на детей в возрасте 12–17лет. В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.

   

                            1.2.   Основные направления деятельности

Ориентиром в создании данной программы послужили направления программы ФПДО

 «Игра – дело серьёзное»

«Наследники»

«Команда»

«Детский орден милосердия»

«От культуры и спорта к здоровому образу жизни»

«Зелёный Щит»

   При планировании использовались воспитательные программы, по которым работает школа: «Одарённые дети», «Патриотическое воспитание», «Формирование здорового образа жизни».

Цель программы:

Самоопределение детей, подростков и юношества в открытом социуме посредством включения в конкретную социально-значимую деятельность.

Задачи программы:

  • Создание условий для самореализации, позитивной самоактуализации детей, подростков, юношества и педагогов посредством участия в разноуровневых тематических и социально-значимых программах и проектах.
  • Создание условий для воспитания духовно-нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, способной к активной и общественно полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, самореализации и саморазвитию.
  • Обучение взаимодействию с социальными структурами: изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности.
  • Обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основам общения и взаимоотношений в группе, самоуправления и самоорганизации.
  • Обучение проектированию и организации деятельности через: выявление проблемы, целеполагание, планирование, организацию деятельности, анализ достигнутых результатов.
  • Формирование положительного имиджа детских общественных объединений в обществе.
  • Развитие коммуникативных навыков.

                               1.3. Содержание деятельности

Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;
  • добровольное привлечение к процессу деятельности;
  • чередование коллективной и индивидуальной работы;
  • свободный выбор вида деятельности;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

   Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. С.Я.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».

   Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих  и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

   При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К  13-14 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к  тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

   Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.

   По инициативе ребят в школе была создана ДОО, которую мы назвали «Новые люди». Организация была зарегистрирована в ДОО ЮАО «Наш мир» и стала коллективным членом городской ассоциации «Радуга» и ФПДО. Был проведён конкурс на символику ДОО, лидерами организации была создана группа в социальной сети «В контакте», которая так и называется «Новые люди»

                             

                                   

                                  1.4. Реализация программы

   В процессе реализации программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д.

   Программа предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации.

   

   Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:

- принцип личностного подхода - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;

- принцип деятельного подхода - находясь в детском объединении, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью - общественно- полезной, самодеятельно-творческой. Участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека

- принцип вариативности - разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);

- принцип средового подхода - включает различные варианты взаимодействия детского объединения со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования);

                               

                                  Этапы реализации  программы

Программа деятельности детского  общественного объединения Новые люди» реализуется в три этапа:

I этап – подготовительный, создание нормативно-правовой базы, диагностико-аналитическая деятельность. Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Педагог-организатор организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.

2009 – 2010 уч.год.

II этап – практический или основной, Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных  ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.

2010-2012 уч.год.

III этап – аналитический, включает систематизацию, обобщение и интерпретацию полученных данных, подведение итогов деятельности организации за время реализации программы. Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.

Этап так же направлен на определение новых целей и задач детского общественного объединения «Новые люди» - 2012 год.

Основные формы работы в рамках программы  –

акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарки, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Программа является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по пяти направлениям:

спортивно-оздоровительному,

гражданско-патриотическому,

социальному,

 «Общение и досуг»,

образовательному (школа актива).

                              Содержание программы.

Содержание программы «Планета Детства» предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям: образовательному, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, социальному, «Общение и досуг».

1. Образовательное направление – школа актива (Приложение 2, Приложение 3)

Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.

Занятия по образовательному направлению проводятся 2 раза в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.

Задачи направления:

формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;

учить общаться,  самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;

способствовать развитию коллектива.

2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье – это здорово!» (Приложение 4)

Среди членов детского объединения есть ребята с различными заболеваниями: ослабленное зрение, сколиоз, в том числе с хроническими, поэтому спортивно-оздоровительное  направление  программы – одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания.

Задачи направления:

укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;

 способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;

развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.

3. Гражданско-патриотическое направление «Мы – патриоты Родины!» (Приложение 5)

В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельностных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и  желание принимать активное участие в жизни города, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах.

Задачи направления:

способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;

создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;

развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.

4. Социальное направление «Добро есть жизнь!»  (Приложение 6)

В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь ( пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.

Задачи направления:

развивать детскую  инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;

продолжить сотрудничество с младшими школьниками, детским приютом,  оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;

способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек – человек»: образование, воспитание, медицина.

5. Направление «Общение и досуг» – «Каждое дело творчески – а иначе зачем?» (Приложение 7)

Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях  является одной из основных  черт ребёнка 12–17 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы.

Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.

Задачи направления:

способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;

привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;

помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;

способствовать становлению и развитию коллектива.                              

Условия реализации программы:

Наличие материально-технической базы: комната детского досуга, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение, наличие газеты «Наша газета» (Приложение 1), отражающей все стороны жизнедеятельности коллектива.

Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.

Кадровое обеспечение: Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагог-организатор школы.

                   

                     1.5. Рекомендуемые источники (для детей)

  1. Алексеев Ю.А., Зуев Н.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – 2002
  2. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. – 1997
  3. Газеты «Добрая дорога детства», «Читаем. Учимся. Играем».
  4. Детская энциклопедия «Я познаю мир», Всё, что должны знать мальчишки. – 2000
  5. Игровые программы: Аттракционы. Шутки. Забавы. Сюжетно-ролевые игры. Автор-составитель Воронкова Л.В.- 2005
  6. Калейдоскоп юбилейных дат.
  7. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М.: Педагогика-Пресс, 1992
  8. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – 2002
  9. Пионеры-герои. Очерки, рассказы.
  10. Современная энциклопедия для девочек. Автор-составитель Волчек Н.М. – 1997
  11. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. – 2001
  12. Энциклопедия хороших манер. Составитель В.Пивовар - 1999

                                   

II. Результативность деятельности ДОО

                        2.1. Формы подведения итогов:

1. Проведение мониторинга        

                

Аспекты изучения

Используемая методика

Сформированность познавательной и творческой активности

Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся».

Уровень развития самоуправления в детском коллективе.

Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе».

Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива.

А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».

Сформированность нравственного потенциала личности ребенка.

Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте».

Выявление мотивов детей в деятельности.

Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».

2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники.

3. Итоговые зачёты в Школе актива, итоговые Сборы в конце года.

   Для оценки результативности процесса  обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «Новые люди».

                                   

                                     Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.

Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.

Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.

Овладение методикой КТД.

                                       Результаты 1-го года реализации программы

   Мероприятие

Участник

результат

1

Окружной конкурс «Лидер 21 века»

Изотов А.

1 место

2

Городской конкурс «Лидер 21 века»

Изотов А.

1 место

3

Областная Вахта памяти

Команда ДОО

Вымпел «Лучшая команда»

4

Городской фотоконкурс «Ветераны живут рядом»

Команда ДОО

Благодарность за активное участие

5

Областной слёт «Мы все из федерации»

Команда ДОО

2 место

6

Участие в областной профильной смене ФПДО «Летняя республика»

Команда ДОО

Поездка в ВДЦ «Орлёнок»

7

Выборы президента ДОО ЮАО «Наш мир»

Изотов А.

Президент ДОО ЮАО  "Новые люди"

8

Окружной конкурс творческих отчётов «Неделя прав ребёнка»

Команда ДОО

1 место

                                         

                                               

                                               Заключение

Особенность программы заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста.

Структура саморазвития членов объединения включает овладение лидерскими и организаторскими навыками, способность выполнять поручения, и построена как движение от «высоты к высоте». «Высоты» – это путь от умения к умению, упорная работа над собой. Когда в совершенстве овладеешь знаниями, которые требуются на той или иной высоте, почувствуешь, как легко можно применить их на практике. (Приложение 8)

Главная ценность в «высотах» – мастерство, которым дети овладевают, мудрость, которую они приобретают, и опыт, который получают.

Детское общественное объединение «Новые люди» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом -педагогическим коллективом и родительской общественностью через совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу деятельности, подготовку и реализацию совместных акций, проектов и мероприятий, работу с подшефными и соревнования, соцопросы и КТД.  

Формы и виды деятельности детей, нацеленные на реализацию основных направлений программы, могут быть самыми разнообразными и зависят от интересов и желания ее участников и организаторов.

Как программа в целом, так и все ее составляющие компоненты в частности, рассчитаны на педагогов-руководителей и организаторов, работающих творчески.

Программа - лишь схема, дающая возможность творить, выдумывать и пробовать в предложенных направлениях. Чем больше выдумки, фантазии, творчества и инициативы в нее будет вложено, тем ярче и поразительнее должен быть результат. В этом заключен смысл и основная идея программы детской организации.

Приложение 2

Содержание изучаемого курса образовательного направления.

Первый год обучения.

Теория:

Практика:

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»

Знакомство с правилами поведения, перспективами деятельности по программе. Знакомство с детским объединением «Новые люди».

Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Разучивание гимна детского объединения. Учимся повязывать галстук.

История детского общественного движения в России.

Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. СПО Оренбургской области.

Экскурсия в  школьный  музей «Рождённые бурей». Викторина по изученному.

Государственная символика. Символика детских организаций.

Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России. Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов.

Составление кроссвордов по изученным темам. Разучивание гимна. Деловая игра по теме.

Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав, законы.

Конвенция ООН о правах ребёнка. Устав и законы детского общественного объединения «Новые люди».

Работа в группах. Деловая игра «Я и мои права».

Методика проведения сбора отряда.

Что такое сбор отряда. Как заинтересовать ребят на сборе. Что такое разведка добрых дел? О чём говорят на сборе?

Деловая игра «Мы на сборе не молчим», работа в группах.

«Шляпа желаний» и коллективное планирование.

Что такое планирование и зачем оно нужно? Как интересно провести разведку добрых дел. Как разработать план мероприятий.

«Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям.

Что такое КТД? Традиционные дела.

Методика конструирования и организация КТД. Что такое традиционные дела? традиционные дела детского объединения, школы.

Организаторское лото. Работа по направлениям. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей.

Организация и подготовка мероприятия.

Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенности организации мероприятий.

Работа по направлениям,  деловая игра.

Учимся играть.

Виды игр. Их значение в деятельности объединения. Как правильно выбрать игру.

Разучивание игр (массовых, подвижных, интеллектуальных, спокойных, настольных), составление игротеки.

Итоговое занятие.

Игровой практикум. Тренинг.

Второй  год обучения.

Теория:

Практика:

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности.

Вводная диагностика. Игровой тренинг.

Программы СПО-ФДО и ФПДО.

Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский Орден Милосердия», «Древо жизни», «Компас» и др.

Работа в группах. Викторина по изученному.

Методика организации и проведения КТД.

Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П.Иванову).

Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД.

Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения).

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Разучивание и проведение игр, составление игротеки. Работа по направлениям: организация игровых и конкурсных  программ для младших школьников.

Что такое проект?

Проект. Основные отличия между концепцией, программой и проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы.

Работа по направлениям: мозговой штурм и разработка небольших проектов.

Защита проектов.

Ребята готовят и проводят защиту своих проектов по направлениям.

Мы – вожатые.

Каким должен быть вожатый? Задачи и цели работы вожатых. Возрастные особенности детей. Чем заинтересовать подшефных ребят?

Анкетирование «Почему я хочу быть вожатым?» Игра на взаимодействие. Составление игротеки вожатого.

Кто такой лидер?

Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность, принципы.

Работа в группах, тренинг, тестирование. Игра-практикум «Как вести за собой?»

В мире интересных игр.

Как разработать игровую программу.

Разработка и проведение игровой программы «В гостях у Затейников» в группах.

Итоговое занятие.

Игровой зачёт. Викторина по изученному.

Третий год обучения.

        

Теория:

Практика:

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса на год, повторение изученного.

Игровой тренинг, анкетирование.

Что такое план. Планирование основных мероприятий объединения.

Понятие плана. Представление о планировании.

Работа по направлениям. Группы планируют мероприятия в детском объединении.

Хорошее слово – «совет».

Что такое совет? Совет объединения и совет дела. Функции совета, организация работы совета.

Создание советов дела по направлениям. Разработка интересных дел для младших школьников.

Социальное проектирование.

Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом.

Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.

Организация и проведение коллективно-творческого дела.

Шесть стадий проведения КТД. Структура и виды КТД.

Работа по направлениям: разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору.

Учимся подводить итоги.

Формы подведения итогов: анкетирование, опрос. Выбор методик изучения, исследование. Обработка и обсуждение результатов исследования.

Работа в группах «Учимся проводить опрос». Анкетирование, обработка данных. Составление анкет.

Навыки конструктивного общения.

Правила межличностного общения, особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений.

Тренинг на знакомство, представление собеседников. Деловые игры. Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми.

Игра как способ общения.

Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Игротека. Игровой тренинг. Игровая конкурсная программа.

Азы вожатского мастерства.

Заповеди вожатого. Особенности временного детского коллектива. Как придумать мероприятие? Игры и алгоритмы наиболее популярных дел. Клуб вожатых.

Работа с «Памяткой вожатому от ребёнка». Разработка мероприятия по алгоритму.

Итоговое занятие.

Викторина по изученному.

Приложение 3

Учебно-тематический план образовательного направления.

Первый год обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»

2

1

1

2

2.

История детского общественного движения в России.

3

2

1

3

3.

Государственная символика. Символика детских организаций.

4

2

2

4

4.

Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав. Законы.

3

2

1

3

5.

Методика проведения сбора отряда.

3

1

2

3

6.

«Шляпа желаний» и коллективное планирование.

4

2

2

4

7.

«Что такое КТД? Традиционные дела»

4

2

2

4

8.

Организация и подготовка мероприятия.

5

2

3

5

9.

«Учимся играть!»

4

2

2

4

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

2

ИТОГО:

34

16 ч

18 ч

34 часа

 Второй год обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие .

2

1

1

2

2.

Программы СПО-ФДО и ФПДО

3

3

-

3

3.

Методика организации и проведения коллективно-творческих дел.

5

2

3

5

4.

Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения).

5

2

3

5

5.

Что такое проект?

3

1

2

3

6.

Защита проектов.

2

-

2

2

7.

«Мы – вожатые!»

4

2

2

4

8.

Кто такой лидер?

4

2

2

4

9.

«В мире интересных игр»

4

1

3

4

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

2

ИТОГО:

34

14 ч

20 ч

34 часа

Третий год обучения.

№ п/п

Наименование темы:

Кол-во занятий:

Количество часов:

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие .

2

1

1

2

2.

Что такое план? Планирование основных мероприятий объединения.

4

1

3

4

3.

Хорошее слово – «совет».

2

1

1

2

4.

Социальное проектирование.

4

2

2

4

5.

Организация и проведение коллективно-творческого дела.

5

2

3

5

6.

Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос).

3

1

2

3

7.

Навыки конструктивного общения.

4

2

2

4

8.

Игра как способ общения.

4

1

3

4

9.

Азы вожатского мастерства.

4

1

3

4

10.

Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты?»

(по программам СПО-ФДО и ФПДО

2

-

2

2

ИТОГО:

34

12 ч

22 ч

34 часа

Приложение 4

План реализации программы по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье – это здорово!»

Месяц

1 год реализации

 программы

2 год реализации программы

3 год реализации программы

Сентябрь

Спортивный праздник

«Семейная эстафета» (1-2 кл.)

День здоровья

(1-11 классы)

День бегуна. Осенний марафон (1 – 11 класс)

Октябрь

Конкурс комиксов «Суд над сигаретой»

«Весёлые старты»

(7-8 класс)

Конкурс плакатов «В здоровом теле здоровый дух!»

Ноябрь

Игра «Зов джунглей» (3-5 класс)

Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» (5-6 кл.)

«Путешествие в Спортландию» ( 3-6 класс)

Декабрь

Игра «Не мои сестрички вредные привычки» (7 кл.)

Конкурс листков здоровья «Резервы богатырского здоровья» (5-8 кл.)

Круглый стол «СПИД - чума века» (7-8 класс)

Январь

Зимние забавы на свежем воздухе (5-8 класс)

«В гостях у Снежной королевы» (строительство снежного городка)

Рождественские забавы на свежем воздухе (5-8 класс)

Февраль

Соревнования «А ну-ка, мальчики!» (5-6 класс)

Спортивный праздник «Мальчишник» (5-11 кл.)

Спортивный праздник «Мужество. Отвага. Честь» (5-11 классы)

Март

Спортивный праздник «Путешествие в Спортландию»  (7-8 класс)

Спортивная игра «А ну-ка, девочки!» (5-11 класс)

Конкурсная программа «Она и спорт» (7-11 класс)

Апрель

Конкурс плакатов «Чистота – залог здоровья» (5-8 класс)

Спортивный праздник «Как на Масленой неделе» (5-8 класс)

Соревнования «Самый спортивный класс»

(5-11 кл.)

Май

Конкурс на лучший комплекс утренней зарядки

День бегуна (1-11 класс)

«Ребячья кутерьма» (5-8 кл)

Майская эстафета (1-11 классы)

 «Ребячья кутерьма» (5-8 кл)

Приложение 5

План реализации программы по гражданско-патриотическому направлению

«Мы – патриоты Родины!»

Месяц

1 год реализации

 программы

2 год реализации программы

3 год реализации программы

Сентябрь

Экскурсия в школьном музее «Рождённые бурей» (5-е классы)

Музейный урок «Памяти павших будьте достойны!» (7-8 класс)

Час поэзии «Оренбургские поэты о Родине» (8 - 11 кл.)

Октябрь

Форум для учащихся 7-11 классов «Я – гражданин России»

Составление своей родословной (7-6 класс)

Организация и проведение детского референдума (5 – 11 кл)

Ноябрь

Концерт ко Дню народного единства «Мы россияне»

Праздник «Мы едины» с вручением паспортов для уч-ся 5-11 кл.

Конкурс весёлых и находчивых «Суп из топора» (8 кл.)

Декабрь

Деловая игра «Гражданином быть обязан» (6-7 кл.)

Викторина «Знаешь ли ты?» (8 класс)

Волонтёрские чтения «Твои права, мой друг»

Январь

Экскурсии в краеведческий музей

Тематический вечер «Русский сувенир» (5-6 класс)

Конкурс плакатов на военно-патриотическую тематику

Февраль

Игровая программа «Мальчишник» (5-11 классы),

Встреча с ветеранами и воинами-афганцами в музее (8 11 классы)

Конкурс военной инсценированной песни (7-10 классы)

 операция «Ветеран живёт рядом»

операция «Ветеран живёт рядом»

операция «Ветеран живёт рядом»

Март

Операция «Ветеран живёт рядом»,

операция «Ветеран живёт рядом»

операция «Ветеран живёт рядом»

Викторина «Женщины в истории России» для 7-х классов

Лингвистический конкурс «Ты и твоё имя» (6-7 класс)

Викторина по произведениям о войне «Судьба женщины – судьба России»

Апрель

Турнир знатоков «За страницами учебника истории»

Фольклорный праздник «Традиции и обычаи русской семьи»

Конкурс сочинений по старой семейной фотографии «Страничка из прошлого»

Май

Операция «Ветеран живёт рядом»

Участие в областной акции «Вахта памяти»

КТД «Никто не забыт, ничто не забыто» (5-8 классы)


Операция «Ветеран живёт рядом»

Парад Победы

Операция «Ветеран живёт рядом»

Урок памяти в школьном музее

Парад Победы

В теч.года

Участие в работе школьного музея

Приложение 6

План реализации программы по социальному направлению

«Добро есть жизнь!» 

Месяц

1 год реализации

 программы

2 год реализации программы

3 год реализации программы

Сентябрь

Операция «Цветы в подарок» (поздравление учителей-ветеранов с Днём Знаний и Днём учителя)

Операция «Подарок» (поздравление с Днём знаний и Днём учителя)

Операция «Разрешите Вас поздравить!»

Октябрь

Концерт ко Дню пожилого человека

Концерт ко Дню пожилого человека

Конкурс презентаций Дорогой мой человек»

Концерт ко Дню пожилого человека

Конкурс презентаций Дорогой мой человек

Ноябрь

Акция в микрорайоне «Брось сигарету – скушай конфету»

Акция в микрорайоне «Брось сигарету – скушай конфету»

Акция в микрорайоне «Брось сигарету – скушай конфету»

Декабрь

Вечер семейных увлечений для уч-ся и родителей 6-х кл. «Родительский дом – начало начал»

Операция «Кормушка»,

 (6 -7 кл.)

Встреча с родителями – представителями интересных профессий (6-8 кл.)

Январь

Игровая программа «Шаг навстречу» (о милосердии) для 7-х классов

Акция «Подарок Деда Мороза» (для подшефных)

Акция «Сюрприз для подшефных»

Февраль

Операция «Ветеран» (поздравление мужчин с 23 февраля)

Концерт для ветеранов «Песня в солдатской шинели»

Акция «Письмо солдату» для  выпускников -военнослужащих

Март

Операция «Подарок» (поздравление учителей-пенсионеров с 8 Марта)

«Моя мама – лучшая на свете» конкурс презентаций

Поздравление ветеранов с Международным женским днём, концерт «За всё тебя благодарю»

Апрель

Экологическая акция «Умоем планету» (1-11 классы)

Экологическая акция «Умоем планету» (1-11 классы)

Трудовая операция «Мы за чистый город»

Май

Конкурс социальных проектов «Весёлая клумба» (5-8 классы)

Игровая программа «День Земли» (8-11 классы)

Экологическая акция «Уралу – чистые берега»

В течение года

Акция «Школьный двор – территория чистоты»

Акция «Доброе сердце» (помощь ветеранам войны и труда)

Приложение 7

План реализации программы по направлению «Общение и досуг»

«Каждое дело творчески – а иначе зачем?»

Месяц

1 год реализации

 программы

2 год реализации программы

3 год реализации программы

Сентябрь

Викторина «Хочу всё знать!» (6-7 классы)

Игра «По морям, по волнам» (6-7 класс)

Познавательная игра «Большие буквы»

Выставка цветов «Чудесные краски осени»

Встреча с интересными людьми (8 кл.)

Презентация ДОО перед родителями и уч-ся школы

«Посвящение в школьники»

Выставка детского творчества «Наши руки не для скуки»

Выставка осенних букетов «Осенний звездопад»

Октябрь

Концерт «С Днём учителя!»

Концерт «С Днём учителя!»

Концерт «С Днём учителя!»

Смотр классных уголков (5-11 кл.)

Смотр классных уголков (5-11 кл.)

Смотр классных уголков

(5-11 кл.)

Праздник «Что за чудо, что за осень!» (5-8 кл)

Осенний бал для 8-9 кл.

Вечер отдыха  «Да здравствует игра»

Ноябрь

Праздник сказки «Что за прелесть эти сказки!» по творчеству А.С.Пушкина, 5-7кл.

Посвящение в детское общественное объединение «Новые люди»

Праздник для мам «Добрые волшебницы», конкурс рисунков к Дню матери

Декабрь

КТД «День добрых сюрпризов»

КТД «День добрых сюрпризов»

КТД «День добрых сюрпризов»

Январь

КТД «Новогодняя сказка»

Игровая программа для младших школьников «Здравствуй, старый Новый год!»

Игровая программа «Рождество в кругу друзей» (5-8 классы)

Февраль

«Валентинова почта» к дню Св.Валентина

Викторина «Мальчишки, вперёд!» (5-11 классы)

КТД «День всех влюблённых»

Март

Концерт к 8 Марта для учителей и работниц школы

Концерт к 8 Марта для учителей и работниц школы

Концерт к 8 Марта для учителей и работниц школы

Праздник мам в 5-х кл. «Самая лучшая в мире милая мама моя!»

Игровая программа для 6-х классов «Скоро каникулы!»

Конкурсная программа «Длинная коса - девичья краса»

Апрель

Посвящение в детское общественное объединение «Новые людиа»

Выборы президента ДОО «Новые люди»

Посвящение в детское общественное объединение «Новые люди»

Май

КТД «День детских организаций»

КТД «День детских организаций»

КТД «День детских организаций»


                                                                                                      Приложение 8

Структура личностного роста  членов детского объединения

«Высоты».

Первая высота – «Новичок».

Чтобы преодолеть эту высоту, ребятам необходимо:

 знать гимн, законы и символы детского объединения;

 знать о главных достопримечательностях своей малой Родины;

уметь  рассказать о своём классе, школе и их традициях;

 уметь провести настольные, подвижные игры, интересно занять малышей;

 уметь провести интересную встречу, игру или организовать полезное дело в своём классе;

 знать правила безопасности и правила поведения в гостях, на улице, в общественных местах;

уметь составлять свой распорядок дня.

Вторая высота – «Активный участник».

Чтобы овладеть этой высотой, ребята должны:

знать основные акции и традиционные дела детского объединения;

уметь проводить сбор совета дела;

знать основы государственного устройства РФ, её флаг, герб и гимн;

уметь рассказывать о славных страницах истории своего Отечества;

уметь сделать интересную поделку и научить других;

принимать активное участие в благотворительных акциях, концертах и других добрых делах;

уметь организовать полезное дело, участвовать в социальном проектировании.

Третья высота – «Лидер».

Это самая главная высота, достичь которой ребята смогут, если:

 умеют составлять план деятельности класса на четверть,

 умеют организовать свой день и работу;

 знают основы оформительского дела, могут оформить помещение к проводимому делу, празднику;

 знают правила судейства в спортивных состязаниях, пробовали себя в роли судьи на школьных соревнованиях;

 умеют составлять сценарии праздников, дел, конкурсов;

могут разработать небольшой социальный проект;

 умеют организовать для младших ребят занятие, праздник, являются вожатыми.

На эту высоту поднимаются самые опытные и умелые ребята. Они пробуют что-то новое в жизни коллектива, улучшают его жизнь. Ребята работают над собой, стремятся к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Их уважают, на них равняются остальные. Главное отличие этих ребят – способность сделать выбор дальнейшего пути, собственной позиции. Выбирать  - значит, проявлять самостоятельность мысли и поступка, настойчивость, твёрдость характера, верность делу, способность признавать и исправлять ошибки.

Переход от высоты к высоте не связан с возрастом ребёнка и переходом в другой класс, а обусловлен личностным ростом и готовностью к качественно новой позиции. Он связан с новым уровнем жизнедеятельности коллектива, с новой мерой ответственности ребят перед детским объединением, с расширением границ деятельности, с ростом самодеятельности, организаторской активности детей.

Высоты считаются взятыми, если ребёнок успешно справился со всеми делами этих высот. Ему вручается знак отличия «Покоритель высоты». «Карта достижений» схематически отражает этапы личностного роста.

Дети, достигшие по структуре личностного роста третьей высоты, активно привлекаются к подготовке и проведению занятий школы актива.

Список литературы.

Список литературы для педагога.

  1. Конвенция ООН «О правах ребёнка» - 1989 г.
  2. Федеральный Закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании» - Вестник образования, №7/1996
  3. Федеральный Закон от 20.07.2000 №102-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в ст.16 Закона РФ «Об образовании» - Вестник образования, №18/2000
  4. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995
  5. Федеральный Закон  РФ от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных общественных объединений» - Проблемы школьного воспитания, №2/1995
  6. Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных в образовательных учреждениях» - Вестник образования, №9/2000
  7. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 №2419 о реализации решения коллегии от 29 мая 2001 года№11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений» - Внешкольник, №9/2001
  8. Баженов И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, - 1987
  9. Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО, 2003
  10. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1996
  11. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979
  12. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические  рекомендации. Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2000
  13. Гольдберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье» // ж-л «Классный руководитель» №1, 2001
  14. Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
  15. Козлова Г.В. Программы воспитательной работы.//ж-л «Классный руководитель», №4, 2000 – с.31-53, 68-73
  16. Лобачёва С.И., Жиренко О.Е.  Справочник вожатого. – М.: «Вако», 2007
  17. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986
  18. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н.Степанова – М.:ТЦ «Сфера», 2001
  19. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
  20. Подросток и досуг. Сост.Дормаш С.В., Заводова Т.Е. – М.:ООО «Красико-Принт», 2004
  21. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод пособие для организаторов детского движения. – М., 1996
  22. Социальное проектирование. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
  23. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
  24. Тебе, вожатый! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003
  25. Тебе, вожатый! Выпуск 2. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
  26. Технология воспитательных дел в школе. Под ред. И.А.Чурикова – Чебоксары, 1999
  27. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
  28. Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2000
  29. Шаламова Л.Ф., Хорвин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12, учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  30. Шпаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чем люди отличаются друг от друга. Качества людей»

Познакомить ребят с понятием "качества людей"; помочь "исследовать" свои качества....

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Программа кружка "Люди и куклы"

В программе содержится пояснительная записка: актуальность, цели и задачи, учебный план, содержание, методическое обеспечение....

Мы разные люди, но мы люди!

Классный час ко Дню толерантности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»

Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностям...

Классный час "Ты среди людей. Зачем человеку другие люди?"

Цели:Образовательная: познакомить с правилами общения, учить общатьсяВоспитательная: воспитывать уважение к окружающим людям, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.Развивающая: развивать...