"Добро и зло в духовном и нравственном измерении"
методическая разработка (2 класс) по теме

Конспект занятия кружка "Основы православной культуры" в рамках внедрения ФГОС-2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk-9_fevralya.-otkr.urok_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенко станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

 «Добро и зло в духовном и нравственном измерении»

конспект  занятия кружка ОПК

 в рамках внедрения ФГОС-2

учителя начальных классов

МОУСОШ № 2

Костюк Валентины Петровны

2012 год

Дата: 09.02.2012г

Тема: «Добро и зло в духовном и нравственном измерении».

Тип занятия: кружок

Класс: 2 , реализация Федеральных Государственных общеобразовательных стандартов второго поколения

Учитель: Костюк  В.П.

Цели:

- формирование представления у младших школьников о многогранности и  сложности бытия, о существовании  в жизни добра и зла,  нравственной ответственности человека за содеянное.

- развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с  общечеловеческими ценностями.

-воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности, коммуникативность

      -умение формулировать своё мнение и аргументировать его

Оборудование:

                            1.Мультимедиапроектор, интерактивная доска.

                            2.Весы, горошины, карточки.

                            3.Карточки для групповой работы и работы в парах.

ХОД занятия:

I.Организационный момент:

Дети  говорят девиз: « Я сам! Я умею учиться! Я взрослый!»

     « Цветок Добра» (один на группу)

Учитель:

-Положите цветок Добра и хорошего настроения себе на ладони. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.

 Дети хором:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем  друг другу сегодня добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу.

 

II.Постановка темы и целей урока: (читает учитель с доски).

- «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – это слова Льва Николаевича Толстого.

- Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра)

- Так какова, по вашему мнению, будет тема нашего занятия?

III.Работа над темой занятия.

     1)- Ребята,19.01 Православная церковь праздновала Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день на водоёмах принято принимать обряд крещения – опускаться в прорубь, которая называется  «иордань». Это значит очиститься и физически, и  духовно от болезней, дурных поступков. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте. Сейчас у нас с вами пойдёт разговор именно о доброте, как о важнейшем качестве человеческой души.

2) Словарная работа.

     По определению Сергея Ожегова, доброта –это  отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное.

Слово  «добро»-исконно русское. Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

- А что же такое зло? Как вы понимаете?

(Зло – всё, что губит душу человека. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность. Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях).

В Евангелии от Матфея сказано: «…во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

3) Чтение учениками стихотворения.

1 ученик:

Каждый знает, этот мир.                                                                                                                                           Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.

2 ученик:

Они борются с годами.                                                                                                                                                   В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать,
Кому в этом помогать.

3 ученик:

Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.

4 ученик:

Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.

5 ученик:

Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!

4) Работа в группах. 

Послушайте отрывок из сказки Л.Толстого “Белка и волк”, в которой автор очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

 Пусти меня.

Волк сказал:

 Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там наверху, все играете и прыгаете.

Белка сказала:

 Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.

– Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответили Волку? (ребята в группах придумывают конец сказки).

– Поделитесь с классом, какие мнения прозвучали в группе. (Ответы детей.) 

– Сравните свои варианты продолжения сказки с авторскими.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Учитель. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ белки? Что общего во всех ответах?

5) Работа в группах. Собери пословицу.

1. Жизнь дана на добрые дела.

2. Мир не без добрых людей.

3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. Не хвались серебром, а хвались добром.

(Объяснить).

6) Ученица читает наизусть строки.

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши.
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

7) –Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и  вашим друзьям. Добрые люди как лучики согревают других людей своей добротой.

Задание в группах.

Даны слова. Нужно выбрать только те, которые относятся к добрым людям и соединить их с лучами солнца.

Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, чуткий, отзывчивый, ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, весёлый, наглый,  жадный, внимательный.

8) –Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может помогут нам это   узнать весы?

На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

 Возьмите свои бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Закройте глаза, подумайте о том, что вы сделали доброго. Кто готов – откройте глаза и подойдите к чаше весов.

(дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашку свою капельку)

-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни:  капельки добра , сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки- в реку, реки- в море добра.

9) Ученики наизусть.        

Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.

Ученик 2:

По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться,
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.

10) Песня «Дорога добра» по аккомпанемент.

III. Итог занятия.

-Возьмитесь за руки. Посмотрите в глаза друг другу, пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовность и нравственность гражданина России выступление с презентацией

Выступление с презентацией на районном совещании по теме "Духовность и нравственность гражданина России"...

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и в обществе

В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же? Духовно-нравственное ...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...