Главные вкладки

    Семейное воспитание - оплот духовности и нравственности человека.
    статья по теме

    Бухтоярова Светлана Анатольевна

    Статья о семейном воспитании

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_buhtoyarova_s.a._shkola_8.docx15.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМЬЯ КАК ОПЛОТ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

     

    Бухтоярова С.А..,

    учитель начальных классов,

    МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8»

            Семья должна учить человека духовной жизни и нравственным идеалам. Это знают все. Вот только КАКОЙ эта семья должна быть, чтобы всему этому научить подрастающего человечка?

            Буквально сто лет назад почти каждая российская семья с колыбели прививала малышу и духовные, и нравственные ценности. Век пролетел. Прогресс сделал огромный скачок вперед. А вот семейное воспитание…

            Вернемся в прошлое. Тогда практически в любой семье вне зависимости от ее материального достатка воспитывали нравственного человека. КАК воспитывали, спросите вы? Очень просто. Личным примером.

            Что было? Жесткая семейная иерархия. Отец – глава семьи. Младшие подчиняются старшим. Безоговорочно. Отсюда – уважение к старшим и почитание родителей. Забота о младших. Совместный труд – все в семье трудятся по мере сил, отлынивать могут только лежачие больные. Отец едет за дровами – берет малыша с собой, он будет щепки подбирать. И это не только в крестьянской семье. Дворянский ребенок должен был также знать основы крестьянского труда – как пахать, боронить, жать, лошадей запрягать. Иначе как же он сможет  своим дворянским гнездом разумно управлять?

            А где же любовь, спросите вы? Везде. Старшие проявляют заботу и ласку к детям и вообще ко всем близким. Вспомните русский фольклор, все эти колыбельные, пестушки, потешки. Вот что окружало малыша день и ночь. И он, повзрослев, так же пестовал своих младших братьев и сестер.

            В бедных крестьянских семьях на ночь рассказывали сказки. Дворяне и горожане побогаче практиковали по вечерам семейные чтения – по очереди читали вслух.

            И со дня рождения ребенка окружали православные традиции. Воскресные походы в храм. Чтение молитвы перед приемом пищи, по утрам и на ночь. Регулярное совершение таинств. Подача милостыни. Забота и помощь старикам и немощным. Причем все это происходит не от случая к случаю, а постоянно.

            Отчего же современная семья подчас не способна привить ребенку нравственные и духовные идеалы? Да потому, что мы привыкли воспитывать нравоучениями: беседа, дискуссия, классный час – все это только слова. А великие педагоги в один голос твердят, что воспитывать в школе уже поздно. Воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. И воспитывать нужно личным примером.

            Что это значит? Мама ежедневно может повторять сыну или дочери о том, что нужно быть добрым, вежливым, правдивым, уважать старость… Но если она сама ногой отшвырнула от себя бездомного котенка, у кассы нагрубила старушке, которая дрожащими руками долго собирала мелочь, а в ответ на телефонный звонок просит: «Если это бабушка, скажи, что меня нет дома» - какие уроки она преподала своему малышу?  Мало того, что она сама научила его жестокости, грубости, лживости, да еще и продемонстрировала лицемерие – подросший ребенок понимает, что можно говорить одно, а поступать совершенно по-иному.

            И многие учителя жалуются – какие невоспитанные дети! Не дети. А взрослые. Педагог знает – учащийся приносит в школу то, чему его научили в семье.

            Значит, чтобы воспитать нравственность и духовность в подрастающем человеке, этими качествами прежде всего должна обладать его мать.        Наше поколение – это те самые мамы, которые потеряли нашу извечную духовность. В детстве нас не водили в церковь, крестили тайком. Мы не знали ни одной молитвы, не носили креста. А Пасху мы отмечали, распивая спиртное над могилой любимой прабабушки.

            Но ведь все это можно исправить! Думаю, курсы молодых мам нужно начать преподавать тогда, когда мама встала на учет по беременности в женскую консультацию. Именно тогда до женщины надо донести простенькую мысль: какой будет она сама, таким будет и ее ребеночек. Ведь после родов маленький человечек будет постоянно находиться рядом с ней. От его всевидящих глаз и ушей не скрыться. Значит, долой вредные привычки, да здравствует доброта, милосердие, правдивость, уважение к старшим. И не только на словах, но и на деле.

            И тогда подрастающий человек всю жизнь будет вспоминать свою любимую и любящую мамочку. Именно она рассказывала ему добрые сказки. Именно мама показала ему, как красив и ароматен простенький полевой цветок. Именно с ней вы вынесли бездомной кошке мисочку молока, а она громко и благодарно урчала. Вместе вы навещали в больнице старенькую бабушку, а ее морщинистое лицо было украшено улыбкой. Вместе вы пропалывали морковь на дачном участке и любовались порхающей пестрой бабочкой. И именно мама впервые привела тебя в храм, научила креститься. И к Святому Причастию ты впервые подошел, будучи у нее на руках.

            Глупо бездумно отметать старое. Стоит взглянуть на опыт наших пращуров. И перенести его в современную семью. Пусть мама выйдет из «Одноклассников» и затушит сигарету. И папа пусть скорее вернется из гаража и без пивного аромата. А лучше сядем вечером на диван и по очереди прочитаем «Волшебника Изумрудного города». Всей семьей. Вместе. Потом всей семьей попьем чаю, вместе уберем со стола. А на ночь обсудим планы на завтрашний день, посмеемся над проделками нашей морской свинки и  прочтем главу из Библии. Пусть личный пример станет воспитателем настоящего человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовность и нравственность гражданина России выступление с презентацией

    Выступление с презентацией на районном совещании по теме "Духовность и нравственность гражданина России"...

    Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

    В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...

    Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и в обществе

    В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же? Духовно-нравственное ...

    ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

    "Добро и зло в духовном и нравственном измерении"

    Конспект занятия кружка "Основы православной культуры" в рамках внедрения ФГОС-2....

    Воспитание основ духовности и нравственности

    Сущностью образовательного процесса должно стать целенаправленное превращение  социального опыта в опыт личный. Это научит ребёнка в своей жизни не просто принимать и успешно ориентироваться в об...