Воспитание основ духовности и нравственности
статья по теме

Моисеенкова Татьяна Анатольевна

Сущностью образовательного процесса должно стать целенаправленное превращение  социального опыта в опыт личный. Это научит ребёнка в своей жизни не просто принимать и успешно ориентироваться в обществе, но творчески изменять социальную систему, ибо вместе со светлым в ребёнке растёт и злое. Поэтому «пробуждать следует не только рациональное, но и добродетельное».  Эти слова великого русского философа В.В. Зеньковского звучат не как нравоучение, но как предостережение. Предостережение всем, кто имеет доступ к детской душе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_osnov_dukhovnosti_i_nravstvennosti.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание основ духовности и нравственности

младших школьников

(тезисы)

Методологической основой реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  явилась « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».  Идеи Концепции отражают общечеловеческие законы, актуальные во все времена. Известные мыслители всегда стремились выразить свои взгляды на нравственное воспитание молодого поколения  ярко  и кратко. Так, в VI веке до н.э. Пифагор предупреждал: « Где нравы без просвещения или  просвещение без нравов, там невозможно  долго наслаждаться счастьем  и свободой». Он призывал: «Старайтесь прежде иметь добрые нравы, чем законы: нравы есть самые первые законы»; «Делай людям добро во всё  течение своей жизни».

Особое  внимание древние мыслители уделяли воспитанию  самого ценного в человеке – его души, так как  она имеет «божественную природу». Существенную роль в воспитании ребёнка они отводили примеру взрослых. «Не золото  надо завещать детям, а высокую совестливость», которую можно развивать только в том случае, если «старшие  станут стыдиться  перед младшими в своих поступках». Действительно, духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, если ученик будет  видеть перед собой  достойный образ учителя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Неслучайно в Концепции отмечается, что «нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей  профессиональной деятельности и жизни, его отношение к  своему педагогическому  труду, к ученикам, коллегам – всё это   имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения».

Образовательный процесс традиционно рассматривается  как единство воспитания  и обучения, где обучение есть научение, а воспитание – формирование образа поведения, привычки деятельности, направленной на культуру личности ребёнка. Обе составляющие включаются в вектор духовной деятельности и  определяют нравственные постулаты личности. Образовательный процесс должен включать два ведущих направления в организации деятельности:

  • создание оптимальных внешних условий микросоциальной среды (гуманное отношение, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка) через совместную  деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе;

  • обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей для саморазвития и самовоспитания детей).

Организация жизнедеятельности учащихся начальной школы должна быть тесно связана с этическим просвещением детей, так как в младшем школьном возрасте происходит  интенсивное накопление нравственного опыта. При этом надо помнить, что младший школьник воспринимает слова школьника лишь тогда, когда они задевают его эмоционально. Логика присвоения ценностей выстраивается так: эмоциональное принятие ценностей (пробуждение адекватных эмоций), их осознание (акцентирование ценности); включение в систему ценностных ориентаций ребёнка (ценностных сопоставлений).

        Осознание себя, качеств своей личности проявляется у младших школьников через интерес к поступкам и поведению учителя, литературных героев, товарищей по классу, родителей, а затем через оценку собственных качеств. Направить внимание детей на  осознание своих качеств помогает организация самооценки их деятельности на каждом уроке. В начале урока дети с помощью учителя ставят перед собой цель, а в конце определяют, насколько им удалось её достичь. После выполнения самооценки предметом обсуждения в классе становятся причины неуспеха или удачи  в достижении цели. Таким образом, в центр внимания детей попадают личностные качества. Задача учителя – сориентировать детей на нравственный образец, научить их чаще всматриваться в себя, оценивать свои поступки и отношения. Осуществляя педагогическую поддержку, коррекцию и стимулирование опыта саморазвития личности детей, необходимо организовать обучение младших школьников основам самоорганизации. Систематически организованная  работа позволяет продуктивно стимулировать потребности учащихся  в нравственно-волевом самосовершенствовании.

Нами определены направления  воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников:

  1. Всеми доступными средствами следует развивать эмоциональную сферу ребёнка, его интуицию как первоначальное умение  «чувством познавать жизнь».
  2. Учить детей адекватно выражать свои чувства, исходя из психологического закона адекватности чувства и его внешнего проявления; свободное выражение чувств возбуждает, усиливает их, сдержанное проявление чувств, эмоций, переживаний умеряет их.
  3. Культивировать в ребёнке  желание видеть высоконравственное в окружающем мире: святость, жертвенность, сострадание, понимание.
  4. Воспитывая душу ребёнка, необходимо помнить, что  дети перенимают от родителей не только интеллектуальные  способности, наклонность к той или иной деятельности, но и предрасположенность чувствовать так же, как и родители.
  5. Большое значение для воспитания  имеют жития богоугодных святых, чьи имена носят дети. Они способствуют тому, чтобы у них сложился достаточно полный  и живой нравственный идеал. Имя – нравственно-духовный символ, знак продолжения вечности в жизни сегодняшней.
  6. Словесные образы необходимо подкреплять образами музыкальными, живописными, архитектурными, драматическими, создавая целостную систему  художественных образов. Подобное  усиление эмоционального поля способствует повышению эффективности воспитательного воздействия, позволяет осуществлять правильный отбор впечатлений и представлений, необходимых для духовно-нравственного воспитания и образования.
  7. Для достижения наибольшего воспитательного эффекта необходимо выбирать место и время, когда можно ожидать от ребёнка наибольшей восприимчивости; использовать соответствующие ситуации, не упускать из виду ни одной детали, касающейся поведения ребёнка.
  8. «В нравственном мире нет ничего мелкого и незначительного, коль скоро это касается внутренней жизни человека. Здесь часто нам не столько важны великие подвиги самоотвердения и самопожертвования, сколько добросовестность в исполнении мельчайшего долга», - точно сформулировал протоиерей Иоанн Базаров.
  9. Учитывая, что в нравственной «мера чувств» определяется его постоянством и устойчивостью, необходимо уделять преимущественное внимание  поддержанию «огня сердца», воспитанию любви во всех её проявлениях.

Сущностью образовательного процесса должно стать целенаправленное превращение  социального опыта в опыт личный. Это научит ребёнка в своей жизни не просто принимать и успешно ориентироваться в обществе, но творчески изменять социальную систему, ибо вместе со светлым в ребёнке растёт и злое. Поэтому «пробуждать следует не только рациональное, но и добродетельное».  Эти слова великого русского философа В.В. Зеньковского звучат не как нравоучение, но как предостережение. Предостережение всем, кто имеет доступ к детской душе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и в обществе

В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же? Духовно-нравственное ...

Внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание. Курс "Духовное краеведение Подмосковья"

Полное планирование (по ФГОС) курса внеурочки по программе Л.А.Шевченко для первого класса (пойдёт и на второй), адаптированная на 34 учебных часа с полным развёрнутым планом и использованными материа...

Воспитание основ нравственно-этической культуры школьников

Роль этической беседы в системе воспиания этической культуры школьников. Требования к беседе, её стуктура....

«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».

В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека....