Классный час "Семья и семейные ценности" Программа духовно-нравственного воспитания.
классный час (4 класс) по теме

Макарова  Елена Владимировна

Материал может быть использован классными руководителями и учителями, преподающие ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sem-_ya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

           МКОУ « Новосельская средняя общеобразовательная школа»

                     Суздальского района Владимирской области.         

              Классный час-Семья и семейные ценности.  

Подготовила и провела: учитель начальных классов

                     Макарова Елена Владимировна.                                        

Цель: -формирование у школьников понимание значения семьи через становление гуманистических, ценностных ориентаций (личностные результаты), готовность слушать собеседника и вести с ним диалог (метопредметные результаты), через готовность к нравственному и духовному самосовершенствованию (личностные результаты)

Задачи: 

  1. раскрывать значение понятия «семейные  традиции» на примере  трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного  отдыха
  2. развивать навыки ответственного поведения в семье
  3. показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Оборудование урока:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. экран;
  4. презентация;
  5. распечатки текстов;
  6. подготовленные ребятами рассказы о своей семье;
  7. маленькие солнышки для участников;
  8. музыкальное сопровождение урока.

Ход  занятия:

1. Эмоциональный настрой. Фронтальный  круг.

                         Вместе  в  круг  мы  соберёмся.

                         Дружно  за  руки  возьмёмся.

                         Ты  мой  друг  и  я  твой  друг.

                         Доброта  живёт  вокруг.

 -Здравствуйте ребята.  Сегодня  мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Тему нашего  классного часа я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус на  слайде презентации и эпиграфы к уроку. (слайд 2.)

-Мы будем говорить о семье. Какие вопросы подобрали бы вы к нашему классному часу?

Мозговой штурм.

- Что для вас  семья?

- Почему семья нужна человеку?

- Вы гордитесь своей семьёй? Почему?

- Смог бы человек прожить без семьи в далёком прошлом?

- Смог бы прожить человек без семьи  сейчас?

Давайте вместе разберёмся в этих,  на первый взгляд, простых вопросах…

  2.   Семья – место физического и духовного рождения человека. Дом должен давать пищу  вашему воображению и чувствам. Известно, что у каждой семьи есть  своя « живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю…Добрые традиции подобные этим родникам  укрепляют- животворят семью.

 Поразмышляем вместе.

   В каждой семье существуют разные традиции.

Давайте поразмышляем о них.

   (раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они прочитали)

                         Групповая работа (интерактивная форма)

Текст для 1 группы

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье - не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!

(М. Курманалин)

Текст для 2 группы.

                           Отрывок из детского сочинения.

 Мы очень любим  активный отдых, поэтому поездки

на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, взять в руки палку, ведро и нож, и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их, соберёшь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве только рыбалка?

Текст для 3 группы.

                  Отрывок из детского сочинения.

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в  квартире по субботам - тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Текст для 4 группы.

               Отрывок из детского сочинения.

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познаётся в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И  буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

3. «Дыхание  жизни»  в семье - Любовь к каждому члену  семьи,  как сокровищница, которая передаётся по наследству.  

                          Инсценирование.

Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла

             И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

             Опять ты залезла под стол, непоседа?

             Опять просидела весь день без обеда?

             С этими дочками прямо беда!

             Скоро ты будешь, как  спичка худа.

             Иди–ка обедать, вертушка!

Автор: Танюшкина мама с работы пришла

             И дочку спросила:

Мама:- Как, дочка, дела?

             Опять заигралась, наверно, в саду?

         Опять ухитрилась забыть про еду?

          «Обедать!»- кричала бабуля 100 раз,

          А ты отвечала: « Сейчас, да, сейчас!».

          С этими дочками прямо беда,

          Скоро ты будешь, как спичка, худа.

          Иди-ка обедать, вертушка!

Автор:  Тут бабушка, мамина мама пришла

              И маму спросила:

Бабушка:- Как, дочка, дела?

              Наверно, в больнице за целые сутки

              Опять для еды не нашлось ни минутки,

              А вечером съела сухой бутерброд?

              Нельзя же сидеть целый день без обеда!

              Уж доктором стала, а всё- непоседа.

              С этими дочками просто беда!

              Скоро ты будешь, как спичка, худа,

              Иди-ка обедать, вертушка!

Автор:  3 мамы в столовой сидят

               3 мамы на дочек глядят

               Что делать с  дочками упрямыми?

Все:     Ох, и не просто быть мамами!

- Какую семейную  традицию показали нам девочки?

-А какие традиции есть в ваших семьях?

- Какое значение имеют традиции для подрастающего поколения

( Слайд 4-9)

  Что же лежит ещё в основе семьи? 

Наверное,  главное слово-  « Добро».

 Придумайте к этому слову,  как можно больше однокоренных слов. (На это задание  2-3 мин).

Пример:

  • доброта;
  • добродеятельный
  • добросердечный
  • добропорядочный
  • добросовестный
  • доброжелательный
  • добрососедство
  • добронравный
  • доброхотный
  • добродушный
  • доброго здоровья
  • добрый день

- А ведь огромное значение в некоторых семьях имеют семейные праздники.

Расскажите , какие семейные праздники отмечаются в вашей семье?

По завершению выступлений, учащиеся вместе с учителем составляют семейные заповеди. (слайд 10)

-  Ещё, мне хочется прочитать вам несколько строк, и попросить вас, чтобы вы ответили мне  на такой вопрос:

- Что даёт человеку семья?

Моя семья, моя святыня

Ко мне в наследство перешла.

В ней доброты на всех хватает,

На всех хватает в ней тепла.

Моя семья, тобой горжусь я,

На весь оставшийся мне век

Ты подарила мне не имя,

Дала мне званье, ЧЕЛОВЕК.

                       - Из всех ваших высказываний  мне становится понятно, что многие из вас очень любят свою семью. И в подтверждение моих слов давайте исполним песню: «Дорога добра».

              Задание «Ромашка»  Ромашка- это символ  чистоты, семейного счастья . А как вы думаете, что нужно, чтобы в семье появилось счастье. Соберите свою «ромашку семейного счастья» (работа по группам) слайд 11-12.

-  Но, так как,  наше занятие подходит к концу, мне совсем не хочется, чтобы  вы «на этом поставили точку». Ведь знания о семье – просто нескончаемы. То, что мы получаем именно в семье, с самого раннего детства мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям. Так происходит постоянно, из поколения в поколение, набираясь мудрости и жизненного опыта. И чем больше семья, тем больше знаний она несёт своим потомкам.

               Рефлексия

- Предлагаю составить СИНКВЕЙН. Главное слово СЕМЬЯ. Напоминаю, вам нужно подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение (пословицу) и 1 существительное, которое обобщит все сказанное на нашем классном часе. Слайд № 13

На этом наш разговор о семье не заканчивается. Если вас затронул наш классный час и вы хотите нам рассказать о вашей семье, то можете создать коллаж «Моя семья», «Семейные праздники», «Семейные традиции», «Моя родословная» и т.д…Ждем ваших творческих работ. Желаю успеха.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

«Проведение эстетических диалогов на классном часе как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Нравственность – это духовные ценности человека. Ее не воспитывают, она взращивается путем подражания взрослым, интеграции их ценностей – причем не декларируемых, а р...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Конкурс "Самый классый классный", Изучение краеведения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

При определении воспитательной системы класса у меня не было ни капли сомнения, что воспитывать в моих учениках буду такие качества как «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность...