Родительское собрание "Поощрение и наказание"
классный час (2 класс) по теме

Сафарова Альбина Ринатовна

Материалы для проведения родительского собрания, анкеты, памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_pooshchrenie_i_nakazanie_v_seme.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание в семье.

Наказание – это причинение вреда причиняющему вред.

 Похвала – педагогический домкрат.  (В. Кротов)

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
  2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
  2. Значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

Ситуация 1.

Родители долго думали, что подарить дочери – первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что – нибудь другое купите! Вот  Лене родители велосипед купили!»

Ситуация 2.

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за 5 минут сделает и на улицу. Вечером придём, начинаем проверять а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка.

Ситуация 3.

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду.

Ситуация 4.

В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик 3 класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

  1. Подготовка анкет для родителей и учащихся:

Анкета для родителей.

  • Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
  • Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?
  • Как реагирует ваш ребёнок на наказание?
  • Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
  • Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
  • Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?
  • Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?
  • Как долго помнит ваш ребёнок наказание?
  • Какие меры наказания в вашей семье исключены?
  1. Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.
  • Меня хвалят, если…
  • Мне дарят подарки, если…
  • Мне дарят деньги, если…
  • Мне разрешают…, если…
  1. Оформление памятки для родителей.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье». Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания и поощрения.

Прежде посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

Хочется отметить, сто в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение, как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители им охотно пользуются.

  1. Знакомство родителей со статистикой мнений учащихся по проблеме родительского собрания.
  2. Анализ педагогических ситуаций в группах, обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям.

В родительский дневник.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!» … это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнок должен повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.

   Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребёнка гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.

   Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне, подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своё мнение.

   Так, в отношения детей и родителей приходит отчуждённость.

   Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, привыкает кривить душой.

   Это приводит к тому, что он перестаёт быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

   Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ИЩИТЕ ПРИМЕРЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ВАШИХ МЫСЛЕЙ, БУДЬТЕ ТАКТИЧНЫ, УБЕЖДАЯ ЕГО. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка для родителей.

Как поощрять ребёнка в семье.

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама  коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.
  •  Используйте чаще выражение:»ты прав:, «мы согласны с тобой», - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения. Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления…
  • Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможности семьи.
  • Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты, дружеские шаржи и т. д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самими ребёнком и вами.
  • Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

  1. Рефлексия собрания.

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психолога.

Используемая литература:

  1.  Дереклеева Н. И. Родительские собрания. М. «ВАКО» 2005.
  2. Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.
  3. Кабуш У. Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.
  4. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
  5. Караковский В. А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"

Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Обсуждаются с родителями  виды наказаний и поощрений в семье.  При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

Родительское собрание" Семейные проблемы. Пощрения и наказания"

Ни  для кого не секрет, что чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, прео...

Классный час "Я неповторимый" Родительское собрание "Поощерение и наказание"

Классный час "Я неповторимый"   Родительское собрание "Поощерение и наказание"...

Родительское собрание Поощрение и наказание ребёнка в семье.

эта тема родительского собрания актуальсна во всех классах...