Родительское собрание" Семейные проблемы. Пощрения и наказания"
статья на тему

Масливченко Тамара Фёдоровна

Ни  для кого не секрет, что чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребёнку главный помощник и советчик-семья, его родные и близкие люди. Одной из форм просвещения родителей является родительское собрание. Не секрет, что в  вопросах воспитания ребёнка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько напуганы ею, что у них не хватает мужества поделиться своими проблемами с педагогом, чтобы принять верное решение. Родительское собрание ,если его рассматривать в более современном формате, где педагог не поучает, а вместе с родителями ищет пути выхода из той или иной проблемной  ситуации. И, конечно, это возможность обсудить различные ситуации  в воспитании, учащихся,изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомить с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  учителя с родителями учащихся .

автор: Масливченко Т.Ф.- учитель Старо-Татауровской СОШ.

Ни  для кого не секрет, что чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребёнку главный помощник и советчик-семья, его родные и близкие люди. Одной из форм просвещения родителей является родительское собрание. Не секрет, что в  вопросах воспитания ребёнка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько напуганы ею, что у них не хватает мужества поделиться своими проблемами с педагогом, чтобы принять верное решение. Родительское собрание ,если его рассматривать в более современном формате, где педагог не поучает, а вместе с родителями ищет пути выхода из той или иной проблемной  ситуации. И, конечно, это возможность обсудить различные ситуации  в воспитании, учащихся,изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомить с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.

Родительское собрание

« Семейные проблемы. Поощрения и наказание.»

Подготовка :

1.Изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов  родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения в ходе собрания, по которым  у  родителей может быть мнение положительное и отрицательное .

2.До проведения собрания проводится анкетирование.

Анкета

   

  1. Какие методы  в воспитательной работе вы используете чаще всего?/Требование, убеждение, наказание, поощрение./
  2. Соблюдаются ли в вашей семье единство требований  к ребёнку? /да, нет, иногда/
  3. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

/ словесная  похвала, одобрение хорошего поступка всей семьёй, покупка ребёнку новой книги, игрушки./

  1. Наказываете ли вы ребёнка физически? /да ,иногда, нет/
  2. Положительно ли влияет на ребёнка избранная вами мера воздействия?

/ да, нет, не всегда /

  1. Доверяет ли вам ребёнок, делится ли своими секретами?/ да, нет, иногда/
  2. Стараетесь ли вы контролировать собственное поведение ради воспитания ребёнка?/да, нет, не всегда/

Вопросник

  1. Какова роль  поощрения  в воспитании детей? Приведите пример положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребёнка.
  2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?
  3. Какое место занимает поощрение в воспитании у ребёнка уважения к людям ,честности ,правдивости, трудолюбия?
  4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное      захваливание ребёнка?
  5. Вспомните своё детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относились к наказанию? Предупреждало ли наказание нежелательные ситуации с вашим участием?
  6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребёнка на него?
  7. Существует ли взаимосвязь между физическим  наказанием и формированием отрицательных черт характера ребёнка?
  8. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании?

Определить тему нашего сегодняшнего разговора поможет   стихотворение

О.Гребнёвой  « Родительское собрание на лесной полянке».

Как – то осенью в лесу прокатилась вдруг молва:

На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошёл  ,а кто летел на тревожный этот зов,

-Ты не ведаешь ,кума, чем встревожена Сова?

Может , твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?

-Ой ,не говори,  Енот, он и дома достаёт.

-Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

-Я не знаю, может быть. Он ведь так умеет выть!

-Ну , а ты скажи ,медведь. Твой сынок ведь любит петь?

Может , он Совы терпенье испытал « прекрасным пеньем»?

-Не могу сказать , соседка, я ведь Мишу вижу редко.

Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

-Отвечайте-ка, лесные родители!

Бьёте ли деток своих , мучители?

Зашумела тут толпа. Что за глупости, Сова?

-Я лисёнка лишь вчера долго за уши драла.

-Про медведя говорят: он на ухо туговат.

Пожалею я сыночка, приласкаю лишь пруточком.

Папа заяц на пеньке, хрумкая морковкой,

Громогласно заявил: « Я- противник порки!»

Я косых своих детей лапою не трогаю.

По дороге каждый день им внушаю строго:

« Не ходите на « ушах», не грызите в школах двери

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели».

Протрещала тут Сорока: « Меня вы не судите строго.

Моим детям каждый день все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу, я ремень беру в  подмогу».

Зашумела тут толпа, кто был прав, кто виноват.

Вдруг Сова на всех взглянула и крылом своим махнула:

« Всех хочу предупредить, о ремне в семье - забыть.

Ваши дети без ремня не могут и прожить и дня.

И от нас, учителей, ждут таких же вот вещей».

« Как не бить?»-кричит Енот. «Это верно»-шепчет крот.

« Я не справлюсь без битья !»-закричала белка злясь.

И родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

« Бить или не бить- вот в чём проблема.

Она , к сожаленью, и сейчас  современна.

И разрешить её возможно лишь тогда,

Когда любовь и лад в семье всегда.

Итак,  вы теперь уже  догадались ,какой будет   тема нашего собрания, а точнее  совместного обсуждения данной проблемы, которая  на данный момент является актуальной:

« Семейные проблемы. Поощрения и наказание.»

-Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка? Должен ли быть он послушным, трудолюбивым ,вежливым ради подарка или страха быть наказанным?

  -В самом деле, наблюдая за иными семьями ,где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних, как мир, воспитательных средств. И все же и поощрения, и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъём, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием, - всё это чувства, которые ребёнок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний основан педагогический эффект поощрения и наказания. Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости  ребёнка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, уверенности в себе, рождают почву для невроза.

               Поэтому  первое правило- использовать и поощрения, и наказания не часто и лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребёнка его побудительные причины, постараться, прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

       Далее в ходе собрания  учитель предлагает обсуждать и анализировать педагогические ситуации .

    « Первоклассник Серёжа увидел у подъезда своего дома  санки. Улучив момент , когда во дворе  никого не было , он взял санки и принёс их домой. Возвратившись с работы, мать спросила у сына: « Откуда появились санки в квартире?- « Я их во дворе нашёл»,-без смущения ответил Серёжа.

 

  1. Какой должна  быть реакция матери на ответ сына? Была ли подобная ситуация в вашей семье? Как бы вы поступили?

«Володя нагрубил учительнице. Мама посоветовала ему: « Завтра же на уроке встань и извинись!»- Сын заупрямился : « Что  я такого сделал? Начну извиняться –ребята надо мной смеяться будут».Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чём не бывало собираться в школу, мать сказала , что идёт с ним : « Иду извиняться  за тебя, за то , что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».-« Не надо мама!- всполошился  Володя.- Я сам извинюсь».-«Нет, это надо было вчера говорить .А теперь придётся послушать, как мать извиняться станет».

     Так она и сделала, и для Володи это было  суровое  наказание. Преподанный урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов .А.С. Макаренко писал: « Наказание может наказывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного, и гордого человека»

  1. Согласны ли вы с этим высказыванием?/обсуждение данной ситуации/.

Анализ-беседа по домашнему вопроснику.

  1. Стоит ли наказывать, если ребёнок искренне раскаивается в совершённом без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности?
  2. При каких ещё условиях надобность в наказании детей в семье отпадает?
  3. Надо ли наказывать за плохую оценку? Если надо, то как?
  4. Какие виды наказаний применяете вы?
  5. В чём вред физических наказаний?

 -Да, для физических наказаний не может быть оправданий, они не допустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Они унижают ребёнка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого рода разрешения конфликтов, отчуждают ребёнка от родителей, развивают отрицательные качества личности.

    Нельзя также ребёнка лишать прогулки, оставлять без обеда, отменять данные ранее обещания, а также наказывать трудом. Только в одном случае такое наказание ( трудом) целесообразно: если вина ребёнка как раз в том , что закончив , допустим , клеить змея, ребёнок убежал во двор, забыв убрать за собой .Не торопитесь это делать сами, а потом скажите: «Насорил -убери! Да, ещё пол протри во всей квартире, чтобы другой раз не забывал, чтобы яснее стало, как мне  нелегко каждый день поддерживать чистоту в квартире».

   Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи..Мальчик с удовольствием выполнял поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал, разлил молоко. Домой Витя пришёл огорченный и в слезах рассказал о случившемся.«Бестолочь!- возмутилась мать.- От  твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик, молча, выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

  1. Как бы вы поступили на месте матери Вити? Какой педагогический вывод следует  из этой ситуации?

        Покупка вещи - самый популярный у родителей вариант поощрений, но самый ли лучший? Эффект  поощрения  отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное-умение родителей подметить в поведении ребёнка хотя бы намёк на добрые побуждения и своевременно отреагировать, помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных нравственных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

     Миша с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он познакомился со своим сверстником  Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась:  « Ишь, какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у соседей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме!». Мальчик опечалился, сел на завалинку у дома , поджидая , когда Ваня закончит работу.

  1. Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
  2. Оправдываете ли вы поведение матери Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

А надо ли поощрять успехи своего ребёнка? Существуют ли какие-то правила? Давайте составим такие правила с вами вместе.

/ после совместного  обсуждения  /

Правило первое

Уметь слушать  своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая при этом ребёнка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и  такт.

Правило второе

Уметь говорить со своим ребёнком так, как вам бы хотелось, чтобы говорили с вами , проявляя мягкость , уважительность, включая назидательность, грубость и хамство.

 Правило третье

Наказывать, не унижая , а сохраняя достоинство ребёнка , вселяя надежду на исправление.

Правило четвёртое

Достичь  успехов  в воспитании можно лишь тогда, когда родители – положительный пример для подражания каждый день.

 Правило пятое

Признавать свои ошибки , просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Итак, давайте подведём итог  :

  1. Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия, тогда в поощрении ребёнок начинает больше всего ценить наше  одобрение, доверие, уважение, а наказание -учиться правильно понимать, что и почему мы не одобряем и  осуждаем.
  2. При всей , на первый взгляд, противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему. И не забывайте слова, которые чаще  нужно говорить своему ребёнку:

« Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...

Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...

Родительское собрание. Тема: «Поощрение и наказание»

                                       Родительское собрание....

взрослые проблемы от детских наказаний.

ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТ ДЕТСКИХ НАКАЗАНИЙ   Уникальность семейного воспитания заключается в особойзначимости взрослых в жизни дошкольника. Родителями создается определенная атмосфера ...

родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание детей в семье"

Родительское собрание  на тему "Поощрение и наказание детей в семье"...

"Проблемы поощрения и наказания детей"

Методическая разработка классного родительского собрания....

Родительское собрание на тему «Меры наказания и поощрения в современных семьях»

Родительское собрание на тему «Меры наказания и поощрения в современных семьях»....