Программа по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе "Я и окружающий мир"
рабочая программа по теме

Чумак Татьяна Михайловна

Формирование  норм нравственного поведения, развитие личностных качеств учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Программа по духовно-нравственному воспитанию

 в начальных классах

 «Я и окружающий меня мир»

Обоснование необходимости решения проблемы  духовно-нравственного воспитания программными методами

Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы  услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

На очередном заседании школьного методического объединения, где был проведен мониторинг воспитательной деятельности, мы пришли к выводу, что работа по духовно – нравственному воспитанию в начальных классах ведется бессистемно, каждым учителем  отдельно. Возникла необходимость систематизировать накопленный опыт по данной теме. Причиной тому является:

  1. Всеобщее падение нравственных устоев
  2. Низкий уровень воспитанности школьников
  3. Отношения между современными школьниками, которые, к сожалению, нельзя назвать идеальными.
  4. Социальный статус учащихся начальных классов.

Нормативная база

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Всемирная программа образования в области прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.2004
  • Конституция РФ
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1»Об образовании»
  • Закон РФ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон от 22.08.1996 № 125 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»
  • Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2025 года ( одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751)
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (одобрена распоряжением  Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р)

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ ( одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г, протокол № 47, разд.1)

Материально – техническое обеспечение

Для проведения занятий по программе в школе имеется достаточная материальная база:

  • классные комнаты, с необходимым количеством посадочных мест для  учащихся, рабочим местом для учителя;
  • техника для просмотра фильмов;
  • аудиотехника;
  • ксерокс для распечатки  необходимых материалов к занятиям.

Методическая база.

  • Подбор фильмов по нравственной тематике.
  • Подбор аудиокассет (для представления музыкального ряда).
  • Подбор иллюстраций (репродукции различных художников,  портретов знаменитых людей).
  • Разработки уроков учителями.

Цель программы: 

формирование у детей норм нравственного поведения, развитие их личностных качеств, обогащение личности младшего школьника  нравственными представлениями и понятиями.

 Программа  предусматривает следующие направления:

  1. Открытие пути ребенку к собственному «я»
  2. Стимулирование интеллектуальной, духовной деятельности учащихся
  3. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
  4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
  5. Приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества. Действия, предпринятые ими для служения семье, классу, школе, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Сроки реализации -   4 года

Участники программы:

  • Ученики 1- 4 классов
  • Родители
  • Педагог - психолог
  • Социальный педагог

Ожидаемые результаты: 

• ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

• ребенок, противостоящий негативным отношениям;

• социально адаптированный ребенок.

Структура программы:

          Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняет друг друга, складывается целостная система.

         Каждый учебный год начинается с проведения входной диагностики, а также проводятся промежуточные диагностики (социометрия, анкетирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.

Занятия по программе проводятся во внеурочное время 1 раз в месяц.

      План мероприятий по программе   " Я и окружающий меня мир "

1 блок  ( 1 класс) "Мир моей семьи"

            Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:
• возникновение и закрепление личностной характеристики ребенка, которая, определяет его успехи в различных видах деятельности;

• безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.

          Учитывая эти возрастные особенности,  в течение учебного года необходимо проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях , узнать что - то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, найти новых друзей.
         Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период.

Цель 1 блока:

помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.

Задачи 1 блока:

1. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;
2. Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

3. Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;

4. Помогать первоклассникам легче перенести адаптационный период.

                                             Содержание  и формы работы:

Сентябрь:

Диагностика (входная) учащихся. Творческое задание «Моя уникальность»

Классный час «Ты – ученик. Правила поведения в школе».

Праздник «Посвящение в первоклассники»

Октябрь:

Классный час «Что нужно делать, чтобы быть воспитанным?»

 Ноябрь:

Классный час "Моя  мама". Рисунок «Портрет любимой мамочки»

Классный праздник «День матери»

Декабрь:

Час общения «Порадовать близких – это не просто»

Январь:

Классный час "На кого я хочу быть похожим".

Февраль:

Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые" (Участвуют мальчики и папы класса)
Март:  

Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые".

Праздник «Прощание с букварем»

Апрель:

Час общения «Доброе слово – что ясный день»

 Творческое задание «Закончи фразу»

Май:

Праздник "Путешествие по океану Знаний" (совместно с родителями).

Диагностика «Шкалирование».

Праздник «Прощай, 1 класс».

2 блок (2 класс) "Ты, да я, да мы с тобой"

 Во 2 классе для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в  коллективе.
Цель 2 блока:

формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.

Задачи 2 блока: 

• обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;

• обучать детей разделению труда при выполнении заданий;

• воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

• формировать традиции классного коллектива.

                                                  Содержание  и формы работы:

Сентябрь:  

Диагностика (входная) учащихся

Классный час "Ты и твои товарищи».

Октябрь:  

Классный час «Можно и не ссориться».

Творческое задание «Мои друзья в моем сердце»

 Ноябрь:

 Диспут "Легко ли быть настоящим другом? "

Мини-сочинение «Мой друг»

Декабрь:  

Классный час «Прозвища давать нельзя»

Творческое задание «Дерево вежливости»

Январь:

Классный час "Что в имени моем».

Мини-сочинение «Я и мое имя»

Февраль:  

Праздник "Мама, папа, я - спортивная семья".

Март:  

Конкурс "Супершкольница".

Апрель:

Читательская конференция по сказкам

Май:

Поход в лес (с родителями). КВН "Наш класс".

3 блок (3 класс) "Вместе лучше!"

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу приходят дети  разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.

Цель  3 блока:

 формирование толерантных отношений между детьми, с какими - либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи  3 блока:

• воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

• формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

• воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и  обычаи.

   Содержание  и формы работы:

Сентябрь:  

Диагностика (входная) учащихся

Классный час "Что такое взаимопомощь?».

Творческое задание "Жизненная ситуация".

Октябрь:  

Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник "Русские посиделки".
Ноябрь:  

История родного края (познавательная экскурсия в краеведческий музей).

Декабрь: 

Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие).

Творческое задание  «Моя мечта»                                              

Январь:  

Классный час "Слово лечит, слово и ранит».

Игра «Лишние буквы»

Февраль:

Час общения «Что значит быть счастливым в своей стране?»

Творческое задание  «Я счастлив»

Март:

«При солнышке тепло, при матери – добро» Читательская конференция по сказкам народов мира. Конкурс рисунков.

Апрель:  

Час общения «Ответственность»

Игра «Один человек упал в колодец»

Май:  

Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья". (совместно с  родителями)

4 блок (4 класс) "Учимся договариваться"

Для младших школьников очень важны признание и одобрение со стороны взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению неадекватного поведения у некоторых учащихся, что ведет к конфликтным ситуациям в классе

Цель 4  блока:

формирование умения правильно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.                    

Задачи 4 блока:

• создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;

• развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

          Наряду с этическими беседами, праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.
         Психологические знания, полученные на занятиях, помогут ученикам завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.

          Если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия.

                                 Содержание  и формы работы:

Сентябрь:

Диагностика (входная)

Классный час, «Каков мой характер?»

Творческое задание "Воспитай в себе характер – приготовь "вкусную похлебку".

Октябрь:  

Час общения «Правда и ложь»

Ноябрь:  

Психологический тренинг "Научись управлять собой".

Мини-сочинение «Кто я?»

Декабрь:  

Пресс - конференция (с участием родителей и психолога) "Легко ли быть взрослым?".
Январь:  

Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта".

Творческое задание «Идеальный человек»                                              

Февраль:  

Классный час  «Поговорим о вредных привычках»

Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений

Март6

Час общения "Учимся договариваться".

Игра «Я – свет, я – тень»

Апрель:

Классный час "Трудом красивым славен человек".

Сочинение «Кем быть?»

Май  

Игровая программа "Алые паруса»      

Диагностика «Шкалирование»

 Используемая литература:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
  5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
  7. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий  - М.: Просвещение,1977.- 376с.
  9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  10. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 -  С.23- 26.
  11. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
  12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.
  13. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.  
  14. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.
  15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.
  16. Нравственное  воспитание  личности  школьника/ Под  ред.  Колдунова  Я.  И. – Калуга, 1969-126с.
  17. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 1979- 461с.
  18. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка,   -М:Просвещение,  1995.- 478с.
  19. Педагогика  школы/ Под  ред.Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.
  20. Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского   – М.: Просвещение, 1983 – 384с.
  21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
  22. Яновская  М.  Г.  Эмоциональные  аспекты  нравственного  воспитания:  Кн.  для  учителя./М.Г. Яновская  – М.: Просвещение, 1986.- 371с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»

Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый наст...

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

Программа развития духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с тр...

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы

Программа воспитательной работы для начальных классов...