"Грамотеи в стране Затея"
методическая разработка (4 класс) по теме

Салимьянова Мария Владимировна

Программа курса «ГРАМОТЕИ В СТРАНЕ ЗАТЕЯ»  разработана для учащихся экспериментального 4-го класса в рамках реализации программы «Школа Нового Поколения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа второй половины дня155.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский народ создал язык яркий,

                                                                           как радуга после весеннего ливня,

                                                                           меткий, как стрелы, певучий и

                                                                           богатый, задушевный, как песня

                                                                           над колыбелью…

                                                                                                             Л. Н. Толстой

Программа курса «ГРАМОТЕИ В СТРАНЕ ЗАТЕЯ»  разработана для учащихся экспериментального 4-го класса в рамках реализации программы «Школа Нового Поколения» в МБОУ СОШ № 4 на 2013-2014 учебный год. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ  реализации программы ШНП в МБОУ СОШ № 4 заключается в создании условий для развития творческой личности учащихся. Данная программа способствует развитию пытливости, любознательности каждого ученика, воспитанию любви к родному языку, интереса к познавательной игровой деятельности. Программа расчитана на учащихся, мотивированных на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование личности учащегося, полноценно владеющего устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями (герменевтика как метод понимания  и интерпретации текстов), способного к самостоятельному  поиску, активно участвующего в разнообразных творческих конкурсах и викторинах по предмету.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

  • развивать интерес к русскому языку как средству общения и инструменту творческой деятельности;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

Воспитывающие:

  • воспитание культуры общения с другими людими, чтения, письма;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

Развивающие:

  • развивать навыки обдуманного чтения и понимания текста;
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Срок реализации  данной Программы - 1 год. Форма организации – курс дополнительного образования детей во второй половине дня. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. индивидуальный подход к учащимся.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

  1. практические занятия с элементами игр и игровых элементов, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  2. анализ и просмотр текстов, отработка техники глубокого понимания смысла текста (герменевтика как метод понимания  и интерпретации текстов);
  3. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  4. подготовка материалов (творческих работ учащихся)  для творческих конкурсов и викторин по предмету;
  5. самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:

  1. технология дифференцированного обучения;
  2. развивающее обучение;
  3. технология обучения в сотрудничестве;
  4. информационно-коммуникативная технология.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Применение полученных знаний и умений в практической деятельности: подготовка материалов (статей) для публикации в школьной настенной  газете, на страницах школьного сайта;
  • участие в школьных и районных олимпиадах по предмету;
  • участие в творческих конкурсах разного уровня по предмету.

Итоги реализации  программы представлены двумя этапами:

  • I) тематический праздник «Грамотеи в стране Затея»- отчет о работе кружка. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия  участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик. Сама подготовка вечера подразумевает активную разностороннюю творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, все, чему научились в течение года.
  • II)  олимпиада «Лучший Грамотей», где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего, т. е. ученика, который будет участвовать в районной олимпиаде по русскому языку.

Калентарно-тематическое планирование занятий курса

 «Грамотеи в стране Затея»

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемый результат

1

Удивительные невидимки -  звуки

1

Научатся разгадывать ребусы

2

Игры с буквами и словами

1

Развитие смекалки и сообразительности

3

Одинаково звучащие слова

1

Научатся рифмовать слова

4

Превращение слов

1

Научатся понимать смысл слов

5

Грамматические сказки, ребусы

1

Дети составляют ребусы

6

Лингвистические упражнения

1

Научатся выполнять лингвистические задания

7

Анаграммы, метаграммы, головоломки.

1

Узнают, чем отличаются анаграммы, метаграммы; научатся разгадывать головоломки

8

Дидактические игры и шарады

1

Научатся разгадывать шарады, составлять свои шарады

9

Грамматическая эстафета

1

Научатся доверять одноклассникам в ходе групповой игры

10

В гостях у слова

1

Научатся понимать смысл слов

11

Попробуй изменить ударение!

1

Научатся использовать ударение для создания нового смысла текста

12

Играем в прятки с буквами

1

Научатся составлять из слов шарады

13

Занимательные кроссворды, шарады

1

Развитие логического мышления

14

Занимательные квадраты

1

Научатся составлять кроссворды

15

Слова – синонимы и слова - антонимы

1

Обогащение словарного запаса

16

Поединок грамотеев

1

Научатся демонстрировать свои знания, решать кроссворды и ребусы

17

Игры с буквами

1

Научатся составлять из слов шарады

18

Фразеологизмы

1

Учить работе с книгой

19

Сказочные фразеологизмы

1

Научатся понимать скрытый смысл текста

20

Фразеологизмы и загадки - шутки

1

Научатся понимать смысл шуточных рассказов

21

Выполнение заданий конкурса «Русский медвежонок»

1

Участие в конкурсе;


Приобщение к самостоятельной работе;

 научатся искать информацию в интернете, в справочной литературе, оформлять творческие работы и ответы на викторины

22

Выполнение заданий Всероссийской дистанционной олимпиады  по русскому языку

1

23

Выполнение заданий Дистанционного конкурса Творческого центра «Академия Успеха»

1

24

Игры с пословицами и поговорками

1

Обогащение словарного запаса

25

Лингвистические упражнения на сообразительность

1

Развитие сообразительности в играх и ребусах

26

Конкурс знатоков русского языка

1

Развивать смекалку и сообразительность

27

Лингвистические упражнения «Всезнайка»

1

Научатся составлять и разгадывать ребусы и шарады, кроссворды

28

Загадки и головоломки

1

Коллективное составление головоломок

29

Лексические упражнения на сообразительность

1

Развитие сообразительности в играх и ребусах

30

Слова – невидимки и слова - перевёртыши

1

Научатся составлять и разгадывать ребусы и шарады, кроссворды

31

Грамматическая арифметика

1

Научатся состалять занимательные рассказы с использованием цифр

32

Дидактические игры, кроссворды, шарады

1

Коллективное составление крассордов

33

Подготовка к празднику «Грамотеи в стране Затея»

1

Научатся декларировать стихи и свои произведения

34

Волшебная грамматика

1

Научатся высказывать своё мнение, подводить итои своей деятельности, ставить цели на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы затеяли игру"

Презентация предназначена обучающимся  с ограниченными возможностями здоровья, специальный (коррекционный) класс VIII вида.Её можно использовать на уроке русского языка на физминутке....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ЗАТЕЯ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Театрализованная деятельность помогает детям преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Развивает творческие способности детей средствами театрального искусства....

Урок по обучению грамоте "Путешествие в страну Звуков и Букв"

На уроке закрепляются знания звуков и букв, их соответствие....

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В стране Музыкальной грамоты»

Данное развлечение предназначено для детей младшего школьного возраста с целью закрепления теоретического материала "динамические оттенки"....

Путешествие в страну "Грамота"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-3 классов коррекционных школ...

Конспект по обучению грамоте «Путешествие в страну Здоровячков. Заглавная буква З»

Цель урока :познакомить со звуками [з ]- [з']и буквой  з, с написанием заглавной буквы З; развивать навык чтения, умения списывать с печатного текста, писать под диктовку, выделять знакомые о...