Методическая разработка курса занятий "Мир русского фольклора"
методическая разработка (1 класс) по теме

Мартынова Людмила Борисовна

Курс занятий по русскому фольклору содержит загадки, потешки, скороговорки, заклички и методы и приёмы работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon МИр русского фольклора.361 КБ

Предварительный просмотр:


Если мы хотим научить думать, то, прежде всего мы должны научить придумывать.

Дж. Родари

Основные мысли курса «Мир фантазий» можно изложить и выстроить в следующем порядке:

  • фантазированию можно и нужно научиться, для того, чтобы в
    жизни людей
    появилось что-то новое, его вначале нужно
    придумать;
  • для того, чтобы интересно придумывать, надо бороться с
    психологической инерцией;
  • существуют приемы придумывание того, на что похожи рисунки и
    предметы;
  • можно придумывать загадки, описывая на что похож предмет;
  • существуют правила придумывания метафор (образных сравнений);
  • использование ассоциаций помогает лучше запомнить;
  • для придумывания необычных животных можно использовать
    прием «Объединение»;
  • для придумывания разных вариантов рисунков можно применять
    прием «Морфологический анализ»;
  • анализ структуры слова позволяет играть с ним;
  • при помощи приема «Морфологический анализ» можно
    придумывать новые игры.
  • при помощи приема «Морфологический анализ» можно придумать
    сказки;
  • можно сочинять загадки, описывая признаки предмета;
  • можно сочинять загадки и нелепицы, описывая действие предметов;
  • можно придумывать новое, используя метод фокальных объектов;
  • существуют приемы придумывания сказок, можно придумывать
    сказки с помощью приема «Круги по
    воде».
  • можно придумывать новые сказки и слова с помощью приёмов
    «Бином фантазии», «Произвольная приставка»;
  • можно научиться придумывать продолжение сказок;
  • можно использовать ошибки в словах для придумывания сказок;
  • при сочинении сказки можно использовать прием «Оживление»;
  • при сочинении можно использовать приёмы фантазирования,
    связанные с изменением количества и свойства;
  • при сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования,
    связанные с преобразованием времени;
  • при фантазировании можно использовать ресурсы;
  • при сочинении сказок можно использовать приём «Наоборот»:
  • можно научиться придумывать истории, используя приём «Связки
    антонимов»;
  • можно научиться придумывать сказки про особенности животных;
  • существуют способы прогнозирования.

Таким образом, к концу изучения курса «Мир фантазии» дети должны научиться владеть вышеперечисленными приёмами.


Взрослые, серьезные, занятые решением неотложных проблем люди глубоко убеждены, что учить детей придумывать - дело пустое, что они и так все фантазёры, без всякой помощи и обучения могут такое придумать, что нам, взрослым, и не снилось. Однако, как писал Л.С. Выгодский в своих работах, посвященных изучению психики детей, никаких данных о том, что детская фантазия богаче и разнообразнее, чем у взрослого, нет. Детская фантазия более неприхотлива и нетребовательна, но работу воображения определяют взаимоотношения со средой, сложные и многоярусные, многообразные, которые могут быть только у взрослого человека.

Если внимательно присмотреться к детским фантазиям, то можно увидеть, что многорукие, многоголовые монстры, путешествующие в космосе, и их приключения очень сильно напоминают разрозненные фрагменты боевиков и ужастиков. Но вместе с тем такое неуклюжее фантазирование говорит о том, что у ребенка есть потребность в этом, но он не умеет ее иначе выразить.

Вы можете возразить, что вовсе необязательно учить фантазировать в школе, что школа - место для серьезной учебы, а не для всяких фантазий. Конечно, учиться фантазированию можно и в кружках по интересам, и даже дома, под руководством родителей. Но ведь именно богатое, творческое воображение, свободное, раскрепощенное мышление помогут нашим детям лучше осваивать «серьезный» учебным материал. В жизни становится все меньше и меньше сфер деятельности, где превалирует репродуктивное начало. Готовы детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности. Это удобнее, целесообразнее делать именно в школьном обучении, это нужно, прежде всего, самой школе.

Умение фантазировать дано всем детям. Естественно, в силу разных причин, у каждого ребенка своя скорость движения и свое направление. Но именно на уроках фантазирования слабый ребенок сможет почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя сознательным.

Урок фантазирования - интересное занятие для ребенка и достаточно серьезное испытание для учителя. Это устный предмет, у учеников нет никаких печатных пособий, они неизбежно начнут отвлекаться. Для того чтобы получились положительные результаты, на протяжении урока предусмотрены разнообразные виды деятельности, в том числе и письменной (запиши, нарисуй). К тому же, эти уроки проходят «на одном дыхании», на эмоциональном подъеме учителя и детей. Проблем с дисциплиной у нас не возникает. Я не ставлю оценок, не разделяю детей на «хороших» и «плохих» учеников. «Вознаграждением» служит радость от творчества, от чувства «Я могу!», «Я умею!», «Я творю!».

           С первых дней обучения этого класса в школе, я убедилась в творческой активности моих первоклассников. Из любой странички «Азбуки» мы могли сделать спектакль, «представление».

Приведу такой пример. На уроке обучения грамоте по теме «Гласная буква Е» необходимо было рассмотреть иллюстрацию. На ней был изображен лес, большое количество различных растений и животных. В центре - мальчик-турист с рюкзаком за спиной. Дети очень внимательно рассмотрели картинку, одна ученица увидела, что звери и птицы опасливо смотрят на того, кто вторгся в их владения.

Урок из простого урока обучения грамоте превратился в «специальный выпуск новостей». Дети вошли в образ специальных корреспондентов, которые передавали новости с места событий, брали интервью у «переполошившихся обитателей леса». Эти детские фантазии очень помогли нам понять, как вести себя в лесу, да и в любом другом месте, куда ты приходишь нежданно-непрошенно. Получился интересный и важный разговор на серьезную тему взаимоотношений с окружающим миром.

Конечно, многое из того, о чем было сказано выше, остается в дошкольном периоде развития детей. Чем мы можем заниматься на уроках литературного творчества и фантазирования. Мы пишем мини-сочинения, сочиняем загадки, сказки, играем в игры со словами.

Уроки фантазирования в первом классе мы начали совсем не с фантазий. Тема первого урока была такова: «Вот оно какое, наше лето...».

Мы вместе с детьми отвечали на веселые вопросы:

Ф    Какого цвета ты, наше лето?

+   Где ты побывало?

4   Что ты повидало?

Девочки и мальчики рассказали друг другу так много интересного, что было решено оформить альбом с сочинениями и фотографиями с названием: «Лето!» Ах, лето!»

Мне очень повезло. Моим детям посчастливилось встретиться с интересными, творческими людьми еще до школы. Педагоги дошкольного воспитания приложили немало сил для развития творческого начала в будущих первоклассниках. Я получила от них бесценный дар - пытливые умы, открытые души, творческие порывы. Мои ученики знают много веселых и смешных стихов, любят словесные игры. Общение с детьми заставляет серьезнее относиться к детскому фольклору.

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу.

Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств - переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем, заложены в самом строе стиха - в волнообразных повторах, в смене картинок - просьб, в ритме - бойком, задорном, в звучании каждой строки, каждого слова:

  • Ах ты, радуга дуга,
    Ты высока и туга!
  • Уж как дождь-дождём,
    Мы давно тебя ждём...
  • Гром гремучий,
    Тресни тучи

С травой шелковою, С водой ключевою.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми): свети, солнышко, нам с неба; чтобы год от года давала нам погода; мы на нивку идем, мы веночки несём.

Приговорка - интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка не обойдено вниманием.

Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого результата, в данном случае урожая: матушка-репка, уродись крепка; капуста - виласта, будь пудаста; горох крупен и бел; бобы велики и круты и др. Ребенок воочию видит, каково

назначение  растения,   его  здоровая,  живая  красота.  В   этом  -  целительная профилактика неразумных, истребительских действий в природе.

Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей строго соблюдать правила.

Кричалки, веселки, звенелки, тараторки - новая ступень в познании в познании ребенком мира. Теперь объектом его неосознанного внимания становится он сам. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление и многие другие возвышенные чувства.

Прибаутка - небольшое стихотворение из двух-четырех, редко восьми строчек. Это красочные, словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений - стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Пенила хвалит сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо «ловко», что оно тут же рассыпалось. Вот Вова выбрал курицу в качестве средства передвижения, а Тимошка решил прокатиться на кошке. Ребенок может посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие.

Такая же воображаемая игра в необычность ситуаций, действий, поступков, вопросов, интонаций предлагается ребенку в шуточных стихотворениях. В прозаических, привычных, казалось бы, знакомых и неинтересных предметах можно увидеть необычное, удивительное. Стихи приглашают ребенка порадоваться и удивиться с ними, если, конечно, ребенок разгадает тайну стиха, словесные и смысловые проделки автора.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу - перевертышу. Это название придумал Корней Иванович Чуковский. Ему же принадлежит определение перевертыша как игры ума по обратной координации вещей и явлений: предмету «а» приписываются функции предмета «б», и наоборот. По мнению Чуковского, ребенок воспринимает нелепые стихи именно как чепуху, небылицу, ни на минуту не сомневаясь, что в действительности так не бывает. Когда ребенок прочно усвоил внешний облик предметов, признаки явлений, последовательность связей между ними, он позволяет себе произвольное обращение с тем, что уже стало достоянием его умственной жизни. Детская игра в перевертыши - это проверочное испытание на прочность знаний.

В соответствии с правилами перевертыша Чуковский выделяет несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого,

холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей, деталей и материала одежды, явлений природы, ездока и средства передвижения, жилища и его обитателей, перевертыши орудий действия, способов действия и деятеля.

Многие нелепицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных отклонений от общепризнанной и существующей нормы:

Курочка бычка родила, Поросеночек яичко снес... Овечка расквохталась. Кобылка раскудахталась...

Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он- то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо человеку. Тем более оно необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра.

Нелепицы, чепуха, небывальщина - прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

Среди детей в наши дни считалка в большем почете, чем другие формы фольклора. Сведения детей в этой области достаточно обширны: серый заяц исправно бегает в лес за лыком, кукушка ведет детей мимо сетей, за каким-то интересом следует по наезженному маршруту машина, из почек распускаются цветочки и т.д.

Считалки - это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы-ребенка) распоряжается распределением ролей. А коли это так, то выигрыш в игре со счастьем и удачей зависит от самого играющего. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка.

Требования считалки разнообразны и редко повторяются. Например, в считалке «На золотом крыльце сидел...» нужно правильно ответить на вопрос «Кто ты такой?». К этому типу относятся считалки с требованием назвать количество предметов:

Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек:

  • Приходите, все на чай!
  • Сколько чаек? Отвечай?

Чтобы выиграть, нужно точно запомнить с кого начинался расчет, быстро отсчитать свое место в круге и выкрикнуть нужное им число. Тогда повторный расчет придется на тебя, а не на другого.

превращается в игру ума, воображения, фантазии, звуковых и образных ассоциаций. Это поэтическая литературная игра, основанная на нашем знании родного языка, его лексики, грамматики, семантики. В нее можно играть когда на улице идет дождь, когда в доме нельзя шуметь или негде повернуться.

Как всякие игры, словесная игра начинается с простых манипуляций со словом и постепенно переходит к его смысловым тайнам и глубинным языковым связям.

Заумный язык - одна из распространенных взрослых словесных игр, перешедшая к детям. Простейшая форма создания заумного языка -прибавление после каждого слога в слове одного и того же звукосочетания, например КИ. Тогда фраза: «Пойдем гулять» будет звучать так: «ПойКИ-демКИ гуКИ-лятьКИ».

Дети увлекаются подобными играми. Иногда окончание прибавляется к слову по правилам дразнилки-прозвища и изменяется вместе со словом: Сашуля-Мамуля, Сашо-Мамок, Сашенуля-маменуля. Дети учатся выражать в словах переживания, наблюдения, отношения и, поневоле, доискиваются до смысла слов.

Следующая распространенная игра - звукоподражание. Вокруг сюжета собираются звучащие слова, которые озвучивают картину.

Так в строчках:

-Ужа ужалила оса, Ужалила его в живот Ужу ужасно больно.

настойчивое повторение звука ж-ж-ж как бы воспроизводит полет осы над своей жертвой.

Дети любят придумывать необычные звукосочетания, новые слова. Например: хамбер-джамбер. Если поставить это слово среди значимых слов, оно тут же приобретет смысл, оставаясь необычным, странным.

Что такое хамбер-джамбер? А вот что: «По хамбер-джамбер я шагал». То есть это нечто вроде дороги, тропинки, улицы, бульвара и в то же время что-то другое, новое.

Игра в слова и со словами рождается из естественного стремления ребенка понять, что означает слово, выяснить его происхождение. При этом и дети, и взрослые делят слово на произвольные части, а не по морфемам или в ином порядке складывают части разных слов.

Игры в слова и со словами вводят ребенка в стихию языка и раскрывают ему законы языковой гармонии.

Сказки-шутки, сказки-потешки — удивительные создания детской поэзии. Вырастая из игры, вбирая в себя все детские словесные игры и, как будто бы выполняя благодатную игровую роль, сказки-потешки игрой не являются. Это уже не игра. Это очень серьезно.

Сказка-потешка стоит на границе между веселой, смешной, жизнерадостной вседозволенностью и суровыми законами бытия, человеческого

Если считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний:

Катилася торба

С высокого горба;

В этой торбе

Хлеб, пшеница.

С кем хочешь,

С тем поделися.

Вот где воспитываются и воля, и благородство, и доброта! Ещё считалки воспитывают честность, ибо в режиме игрального стишка заложена объективность расчета. Попробуйте проскандировать:

«Заяц белый,

Куда бегал?» -

«В лес дубовый...» или

Шла кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду, или

Ягодка-Малинка,

Медок-Сахарок...-

и вы ясно почувствуете, что каждый считальный стишок имеет свое звучание, свой размер. Услышать ритмический размер, рисунок считалки и подчиниться ему - умение не из легких. Оно приобретается детьми только в игре. Чем азартнее игра, чем желаннее для ребенка быть избранным, тем острее дети вслушиваются в ритм считалки, тем строже соблюдают правила объективной справедливости.

А вот что такое скороговорка, кажется само собой очевидным. Скороговорка   -   веселая   и   безобидная   игра   и   быстрое   повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза ее ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.» Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно - баловство, любимая игра в словотворчество.

Чтобы запомнить место слова в строке и его правильное произношение, нельзя не задуматься над удивительным свойством языка одними и теми же звуками передавать разный смысл.

Что же помогает ребенку справиться со всеми трудностями, загадками, подвохами скороговорки? Прежде всего, ее смысловая организация. В отличие

от нелепиц, перевертышей, считалок в скороговорке нет «чепухи», нет абсурдных словосочетаний. Скороговорка чаще всего представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни, быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл:

Променяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все. или

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки, или

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

Еще одна удивительная особенность скороговорок - ее сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняются ритму и создают ритм.

Со скороговорками, потешками, считалками, небылицами прочно связаны детские дразнилки - составная часть игрового детского фольклора. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.

Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах - в дразнилках. Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление. Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер -показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы.

Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать своё отношение к неприметным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка утрачивают вкус, справедливость.

Чем же обидна дразнилка? Дразнилку роднит с кричалкой и считалкой громогласность, поскольку дразнилка чаще всего раздается вслед удирающему неприятелю. Ее эффект рассчитан на многократное надоедливое повторение одних и тех же рифмованных строчек.

Содержание традиционной народной дразнилки - чепуха, нелепица, перевертыш. В потешках и небылицах игра слов, смыслов и образов обращена на действительность вне ребенка, на знакомые предметы и явления,

общежития, которые ребенок, чтобы вырасти достойным человеком, должен усвоить с младенчества, буквально впитать в себя с молоком матери.

Маленькие игровые сказочки встречают ребенка в колыбели. Малыш еще не научился ходить и говорить, а ему уже рассказывают «Курочку рябу», «Репку», «Теремок», «Колобок». Игра и прелесть сказки - в незамысловатом прибавлении к хорошо известному  всё новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры - не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, что за чем следует. В этом - секрет сказки.

Детская сказка- потешка не просто нагромождает одно событие за другим, а соединяет их в строгом соответствии с реальными жизненными связями между предметами, явлениями природы, животными, людьми.

В маленькой народной сказочке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Сказка всегда трезва и реальна. Звери, птицы и люди представлены в ней в натуральную величину. Заяц, мышь, еж, кот, петух, дрозд : всегда меньше и слабее лисы, волка, медведя. Поэтому они побеждают врагов с помощью необычных, порой фантастических, предложений, вопросов, поступков.

При всей простоте и забавности сюжеты народных сказок для детей основаны на изначальных для человека ценностях, составляющих сущность жизни на земле: еда и питье, дом, жизнь и смерть. Обычно сказка тяготеет к притче, к нравоучению. И нравственная заповедь, вытекающая из содержания сказки, рождается из игры весело, просто, без прямого поучения, как бы сама собою.

Нравоучением и самим способом поучения детские сказки-шутки интересны взрослым. Трудно не улыбнуться и не задуматься, прочитав горестную историю Гусыни и Осла, превращённых силою любви в людей, но сохранивших в человеческом облике свои природные качества.

Сказки осуждают такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, зависть, и напротив, одобряют трудолюбие, верность, смелость.

Детская сказка-игра призвана маленький замкнутый мир ребенка, обращенный к родному дому и родителям, превратить в разомкнутый, бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить к драматическим и трагическим сторонам быта.

Без игры ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любым мысли и понять смысл речи, обращенной к нему. Чем чаще ребенку в дошкольном возрасте повторяют стихотворение, те больше он в нем видит загадок, шуток, перевертышей, звукоподражаний и других игр. Отсюда всего один шаг до сочинения собственных стихов. Заразительность чужого творчества такова, что в один прекрасный момент мы вдруг понимаем, что говорим стихами. Эта приобретенная способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем - награда за труд.

Загадка - игра в узнавание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нечто нужно не просто узнать, нужно додо-гадаться, от-гадать. Доля гаданий, т.е. сверх усилия, озарения, в этой игре значительна, в ней заключена ее захватывающая прелесть.

Старинная народная загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а замещает иным, предлагает вместо одного - другое. Например, в загадке про муравья вовсе не будут перечисляться признаки насекомого, а просто звучит:

«Пришли мужички без топоров, Срубили избу без углов».

 А про паука сказано так:

«Серый маленький Денис

 На веревочке повис».

Конечно, детям отгадать такую загадку не только сложно, но просто невозможно. Да этого и не требуется. Помучив ребенка загадкой, взрослый тут же назовет отгадку. Достаточно ее запомнить, чтобы не попасть впросак в следующий раз. И еще сообразить, что же общего у загадки с отгадкой. Поэтому эта пара, загадка - отгадка, всегда вместе. Отгадка часто рифмуется с загадкой: «Кто в избе рогат? (Ухват)»; «Что в избе гадко? (Кадка)».

Многие загадки современные дети и даже взрослые отгадать не могут, так как ушли из жизни вещи, формы и орудия труда, бывшие предметом загадывания: кочерга, телега, коромысло, уздечка, седло и т.д. Но даже тот, кто много раз наблюдал за каким-либо явлением, но не слышал загадки по этому поводу, не всегда догадается.

Можно перебрать в уме все, что угодно в поисках ответа на загадку «Белы хоромы, красны подпоры», но так и не сообразить, что это «гусь». Однако, узнав отгадку, нельзя не удивиться, не восхититься ее меткостью и краткостью.

Фантастичность образа в загадке совсем иная, чем в прибаутках, нелепицах, считалках. Если в последних предмету могли быть приписаны любые качества, то в загадке перечислены только такие, которые свойственны отгадке. Фантазия, необычность нужны загадке, чтобы слушатель задумался, обратил сове внимание на предмет или явление.

Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления - этому учат ребенка загадки. Они сближают далекое и близкое, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Загадки - необходимый атрибут волшебных сказок. Образами народных загадок пронизана русская поэзия. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Познакомившись со словесными играми : закличками, приговорками, перевёртышами, дразнилками, считалками, загадками, которые являются в первую очередь играми - действиями, играми - движениями, мы открывали новую страницу словесной игры - игры в слова и со словами. Теперь само слово во всех его формах, значениях и смыслах становится предметом игры, а сама игра вбирает в себя все приемы, все правила игр - действий со словами и

воображаемое искажение которых доставляет ему удовольствие. В дразнилке все искажения - звуковые, смысловые, образно-действенные - приписываются тому ребенку, которого дразнят. Именно в этом приписывании заведомой нелепости, чепухи, абсурда и заложена эмоциональная сила дразнилки, ее обида.

Небольшой стишок представляет собой ещё одно уникальное явление детской народной поэзии. В нём сливаются две волны чувств: смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку и обида, стыд, негодование того, кто дразнит. Чем абсурднее обвинения, тем радостнее тому, кто чинит словесный суд.

Нарочитая нелепость поведения достигается с помощью перевёртыша («Таня-баня шла по броду, решетом носила воду», «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперед и поехал в огород!»)

Таким образом, основной закон построения дразнилки, придающий ей одновременно смешной и обидный характер, - это нарушение обычного порядка вещей, признанной нормы в поведении, внешности, приписываемое конкретному ребенку. Дразнилка склонна в первую очередь к преувеличению и преуменьшению, назойливому повторению, к чепухе, нелепости, перевертышу.

На этом свойстве дразнилки основана нравственная норма игры. Дети, использующие готовую или сочиняющие свою, предупреждают товарища о совершенном ими промахе в игре, о дурном поступке. Поскольку осмеянию с помощью дразнилки может подвергнуться каждый, она позволяет видеть ту черту, за которой оканчиваются предупреждение и насмешка, и начинается издевательство. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться - не только профилактика душевного здоровья, способность выразить собственные отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию сатирической поэзии.

Народные загадки - важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Все, что раньше было для него предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло фон, обстановку, пространство его жизни, теперь выступает предметом загадывания. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного или недостойного. Небесные светила и явления природы (солнце, луна, звёзды, радуга, мороз), предметы домашнего обихода (печь, веник, ведро, ухват, веревка), разные формы и орудия труда (молотьба, косьба, топор, пила, гвоздь, ножницы) составляют основное содержание загадок.

Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность. Хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений?

Например: вежливый - грубый;

великан - лилипут;

2.        Описать полученные связки.

Например: когда вежливый становится великаном; когда грубый превращается в лилипута.

  1. Обсудить ситуации, в которых могут проявляться эти свойства.
  2. Придумать сказку. Желательно обсудить три — четыре ситуации (без сочинения сказок).

Существует ещё несколько интересных приёмов фантазирования.

«Дробление - объединение»;

объект может дробиться (распадаться) на множество мелких

(пчелиный рой, как самостоятельный организм, состоящий из большого  числа отдельных частей - пчёл).

Объект может объединяться с другими объектами (русалка, кентавр);

Можно себе представить объединение объекта с явлением (волк +

телепатия, игрушки + невесомость),

-«Универсализация - специализация».

Объект может выполнять множество функций, быть универсальным

(лекарство от всех болезней; одежда на все случаи жизни и др.).

Противоположный вариант:

Объект «специализируется» на выполнение одной функции (ручка,которой можно писать только письма; магазин для плакс...).

-        «Динамика - статика».

Подвижные объекты становятся неподвижными (Земля перестала вращаться), а неподвижные - подвижными («Гном пришёл, а дома нет; дом пришёл, а гнома нет…»; бродячие растения, например, у Толкиена: энты -  духи деревьев, они сами ростом с дерево и питаются, как деревья, но перемещаются и говорят).

-        «Прерывистость - непрерывность».

Непрерывные процессы становятся прерывистыми (дыхание раз в неделю, слух только летом...),а прерывающиеся - непрерывными (вечный сон, безостановочное разгадывание кроссвордов, беспрерывная чистка зубов, классический пример из «Мастера и Маргариты»: чиновники безостановочно исполняют «Славное море, священный Байкал»).

-        «Вынесение - внесение свойств объекта».

Объект находится в едином месте, а какое—то его свойство вынесено в другое место (смерть Кощея в яйце; отдельно находящиеся сила, ум, доброта и др.). Свойство может быть привнесено извне (съел рыбу - стал понимать язык животных; выпил из бутылочки — стал смелым.,,),

-        У Джанни Родари есть сказка «Джельсомино в Стране Лжецов». В хлебных магазинах там продавали хозяйственные товары, когда была ясная погода, все выезжали недовольство: в школе лучшим считался тот, у кого больше ошибок.

А как, по вашему мнению, они ходили в гости? Наводили порядок? Готовили обед? Каким был транспорт, больницы, музеи? Что показывали по телевизору?

-        А вы бы хотели жить в стране, где все наоборот? Почему?

XVI. Прием «Связки антонимов».

-        В сказках нередко бывает, что герои в каких-то ситуациях или
условиях обладают одними свойствами и качествами, а в других
условиях свойства заменяются на противоположные.
Например:

-        Карабас - Барабас. когда чихал, становился добрым, когда не чихал -  был злой.

  • Заколдованный воспитатель из сказки В.Каверина «Песочные часы» по утрам был добрый, а по вечерам сердитый:
  • Бенвенуто - не - присядь - на - минуту из сказки Дж. Родари
    «Джельсомино
    в Стране Лжецов» когда стоял - не рос, когда сидел - начинал стремительно расти...

Приведите свои примеры, когда свойства героев зависили от условий

-        Такой прием сочинения сказок называются «Связки антонимов»,потому что для придумывания используются две пары антонимов:
одна пара
- это условия, вторая пара - свойства:

Условия:        Свойства:

утро - вечер        великан - лилипут

идет - стоит        больной - здоровый

говорит — молчит        умный - глупый

щедрый - жадный        толстый - худой

вежливый - грубый        старый - молодой

сытый - голодный        побеждать - проигрывать

радостный грустный        красивый - безобразный

честный - нечестный        сильный - слабый

чистый - грязный        смелый - трусливый

смеется - плачет        богатый - бедный

поёт —не поёт        летает — не летает

прыгает - не прыгает        превращается -  не превращается.


Последовательность работы по приёму.
1. выбрать любую пару антонимов (условия и свойства)

  • А если бы все животные так уменьшились, что любое смогло бы поместиться в спичечном коробке? Для чего это было бы удобно, для чего нет?
  • Значит, все же хорошо жить такими, какими создала нас матушка - природа...

XVI. Прием «Ускорение - замедление».

-        В сказках часто встречается выражение: «Не по дням, а по часам...»
Так говорят, когда что-то происходит очень быстро, Но бывают сказки, в которых время замедляется или даже может остановиться, как например, в сказке «Спящая красавица».

Какие вы знаете, сказки, в которых время ускоряется или замедляется?

  • А вы бы хотели, чтобы так было «по правде»: ребенок родился – и через день уже взрослый? Почему?
  • А если бы наоборот: детство сто лет длилось, чтобы в этом было хорошего, а что плохого?
  • Представьте себе, что изобретен прибор, при помощи которого
    можно ускорить и замедлить разные события. Что бы вы ускорили,
    а что - замедлили?
  • Интересно, а разные люди ускорили бы одно и то же событие или разные? Почему вы так думаете?
  • Если бы существовали великаны, то им бы казалось, что мы с вами все делаем слишком быстро, а для карликов у нас бы все
    происходило
    очень медленно... То же самое происходит у
    животных: крупные
    - медлительны, а мелкие - подвижны и
    суетливы. Почему?

XIV.  Прием «Наоборот».

Для активизации детей организационный момент урока проводится «наоборот».

Например, учитель входит в класс и говорит:

«До свидания, дети! Можно вставать. Урока «Мир фантазии»

сегодня не будет,,,» или

«КОРУ МЕАНИЧАН! Сегодня все будет ТОРОБОАН!»

  • Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
  • Какие вы знаете сказки и мультфильмы, в которых все наоборот?

  1. ВыОрать два любых слова, схожих по звучанию»
    Например: ворона - корона.
  1. Поменять местами выбранные объекты,
  2. Дать объяснение, как такое может быть.
  3. Развить сюжет (придумать продолжение сказки).

XII.        Прием «Оживление».

-        В сказках могут оживать предметы, которые в реальной жизни
неживые. Оживает
полено - появляется Буратино, Снегурочка -
это
оживший снеговик...

А какие еще примеры «оживления» из сказок вы знаете ?

  • А для чего автору вообще нужно оживлять разные предметы,
    разве
    недостаточно живых существ, про которые можно
    придумывать сказки?
  • Действительно, при использовании приема «Оживление» сказки
    получаются интереснее и необычнее, ведь предметы отличаются
    своими свойствами от человека и животных.
  • Вам нужно от лица предметов, названия которых вы получили,
    «прочитав их
    мысли», ответить на вопросы: «Что я люблю? С
    кем дружу? Что я не люблю? Чего я боюсь? О чем я мечтаю?».

XIII        Прием «Увеличение - уменьшение»,

  • В сказках нередко встречаются великаны и карлики. Назовите
    их.
  • Давайте поразмышляем, какого роста может быть великан. Но
    чтобы было интереснее, нужно не просто сравнивать его с
    другими объектами (до крыши, до облака… ), а описывать его
    действие.

Итак, я однажды видела такого великана, который мог перешагнуть дом... Предлагайте ваши варианты и постарайтесь, чтобы рост великанов увеличиваясь постепенно: если ваш великан сразу станет снимать звезды с неба и прятать их в карман, то дальше расти ему будет некуда.,.

  • А теперь - наоборот: уменьшаем. Я однажды видела такого
    маленького человека, что он мог пройти
    под дверью. А вы кого
    видели?...
  • Вы бы хотели сами превратиться к великанов? А в карликов?
    Почему?
  • Представьте себе, что домашние животные вдруг выросли:
    собака стала размером со слона, кот - как корова, рыбки -
    ростом с акулу...

Чтобы изменилось в их жизни, в жизни людей? Как бы их кормили, выгуливали, играли с ними?,,.

-        Совершенно верно, «би» - обозначает «два», а корень «ном»
похож на корень «ним». Корень «ном» переводится как «слово».
Таким образом
«бином» - это «два слова». Но это должны быть
такие слова, чтобы при их столкновении возникла «искра», из
которой потом появится сказка. Последовательность работы по
приему:

  1. Два ученика записывают по одному слову с разных сторон
    доски так, чтобы не видеть то, что пишет другой. Один из них
    записывает название живого существа, другой
    - неживого
    предмета.
    Затем доски открываются, и написанная пара слов
    становится отправной точкой для создания новой необычной
    истории.
  2. При помощи различных предлогов составляются и записываются всевозможные словосочетания.
  3. Развитие темы - сочинение истории с соответствующим
    названием.

IX.        Приём «Произвольная приставка»

-        Иногда достаточно к слову добавить приставку, - и возникает
новая интересная идея. Такой прием называется «Произвольная
приставка».

На доске записано 6-7 различных приставок в столбик.

Например: супер, вице, полу, аэро, анти, зоо, мото, астро, видео, архео, мело, моно, аква...

Обсуждаются значения приставок и приводятся примеры.

Учитель раздает группам исходные объекты, которые нужно

«усовершенствовать» при помощи приема «Произвольная

приставка». Дети должны объяснить, чем новый объект будет

заниматься.

Например:

  • мелостул (музыкальный стул, играет различные мелодии, когда
    на него садишься),
  • видеокарандаш (превращает в рисунок написанное),
  • вице-веник (помощник веника, убирает в труднодоступных
    местах).

X.        Прием «Что потом?»

Обычно дети воспринимают сказку как законченное целое, в

котором «ни убавить, ни прибавить».

Использование приема «Что потом?» позволяет придумывать

продолжение известных сюжетов.

Желательно, чтобы 3-4 сюжета обсуждались кратко (ответы на

вопросы), а один сюжет (по выбору детей) можно рассказать

подробно, как «настоящую сказку».

XI.        Прием «Творческая ошибка».

  1. Выбрать предмет (фокальный объект) для усовершенствования
    (желательно
    из школьных принадлежностей). Например:
    придумать новую доску,
  2. Назвать 3-4 любых (случайных) объекта, как можно более
    далеких по смыслу. Например: солнце, корабль, жевательная
    резинка,
    паук.
  3. Придумать признаки и действия случайных объектов. Например:
    солнце-горячее, ослепляет, движется с лучами.
    ..; корабль -
    многопалубный, парусный, плывёт, дымит...; жевательная
    резинка - сладкая, тянется, можно выдувать пузыри, с
    наклейками...; паук- быстрый,
    опасный, плетёт сеть, караулит
    добычу...
  4. Перенести свойства случайных объектов на фокальный объект
    (можно переносить не все свойства).
  5. Развитие идеи (как такое может быть, где и для чего такой
    предмет можно использовать).

Например: доска горячая , доска – батарея для обогрева класса; сладкая - покрыта сахарным сиропом, чтобы лучше писал мел; плывёт - свободно передвигается по классу от ученика к ученику;

тянется - из резины; опасная - может дать пинка в случае неправильного ответа.

VII.        Приём «Крути по воде»

-        Все, наверное, не раз наблюдали, как от камня, брошенного в
воду,
расходятся по воде крути. Они вовлекают своё движение
различные окружающие предметы
- тростинки, кораблик,
кувшинку
и другие «дремавшие до этого времени».

Так от одного слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации и приводящее к целой истории. Последовательность работы по приему:

  1. Выбрать слово - «камень» (из 5-6 букв, не содержащее И, Ы, Ь,
    Ъ), записать его буквы на
    доске в столбик.
  2. Написать рядом с каждой буквой произвольные
    существительные, начинающиеся с данной буквы.
  3. Составить рассказ с использованием всех слов. Название
  4. рассказа - исходное слово.

VIII.        Прием фантазирования Д. Родари «Бином фантазии».

-        Вначале нужно разобраться, что обозначает новое для нас слово
«бином».

Догадайтесь, что обозначает приставка «би», если известно, что «бинокль» - это прибор, в который надо смотреть двумя глазами, биплан - самолет с двумя плоскостями, бицепс -двуглавая мышца...

объединения частей реальных существ (может также

измениться количество частей).

Например;

Русалка: человек + рыба

Кентавр: человек + конь

Единорог: конь с рогом во лбу

Змей-Горыныч: трёхголовая змея + птица и т.д.

IV.        Приём «Морфологический анализ».
Последовательность работы по приему получения
разнообразных вариантов объекта:

  1. Выбрать объект (например, домик).
  2. Заполнить левую сторону таблицы - «части» (стены, крыша,
    окно, труба),
  3. Заполнить правую часть таблицы - «варианты частей».
  4. Создавать новые объекты комбинацией различных вариантов.

V. Приём сочинения загадок с помощью описания признаков предмета.

Последовательность сочинения загадки. Заполним таблицу:

КАКОЙ?


ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

  1. Выбрать объект (например, динозавр).
  2. Заполните левую часть таблицы, ответить на вопрос: «Какой?»
    (динозавр какой?
    - страшный, опасный, дикий, огромный...).
  3. Заполнить правую часть таблицы: «Что такое же?» (страшным
    может быть привидение, опасным может
    быть огонь, дикими
    бывают кабаны, огромным можно назвать небо..
    .).
  4. Вставить слова-связки «но не...».

5.        Прочитать готовую загадку.
Страшный, но не привидение.
Опасный, но не
огонь,
Дикий, но не кабан,
Огромный, но не
небо.

Что это?

VI.     Метод фокальных объектов.

Существует прием придумывания нового, который называется метод фокальных объектов. Этот прием заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами.. Последовательность работы по приему:

Краткое изложение содержания важнейших приемов курса «Мир фантазии».

I.        Приём «Думай о другом!»                                                         1. На доске изображается какой-либо один законченный рисунок,

желательно схематичный (можно использовать рисунки из

текста Торренса), например:

  1. Высказывается несколько вариантов, на что похоже то, что
    нарисованно (записываются на доске в столбик).
  2. Предлагается назвать 3-4 любых объекта, как можно более
    разнообразных и непохожих на данный рисунок (записываются
    на доске во второй столбик).
  3. Нужно доказать, что рисунок похож на каждый из
    перечисленных объектов (указать, чем похож). Можно провести
    аналогию: есть
    условие задачи и ответ, нужно найти решение -
    как этот ответ получился.
  4. Сравниваются варианты ответов, полученных из слов первого и
    второго
    столбиков: где решения более интересны и почему.

II.        Приём "Метафора". Последовательность сочинения
метафоры:

  1. Что? (выбрать объект).
  2. Что делает? (назвать действие объекта).
  3. На что похоже? (выбрать другой объект, совершающий такое
    же действие).
  4. Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект, где
    происходит его действие),
  5. п.4 + п. 3 = метафора (прилагательное из пункта 4 плюс
    существительное из пункта 3).

III.        Приём «Объединение».

1.        Мы много раз придумывали необычные названия реальным
живым существам. Но животные бывают еще и сказочные. В
сказках встречаются животные, которые есть на самом
деле, но
в
сказках они разговаривают, живут в домах, работают и т.д. А
бывают и необычные, фантастические животные, которые в
действительности не существуют. Приведите примеры таких
животных и объясните, что в них необычного.
..

2.        После ответов детей учитель систематизирует их и показывает,
что
большинство сказочных существ - это варианты

Календарно-тематическое планирование:

Урок 1: Понятие о фантазировании.

Урок 2: Понятие о психологической инерции.

Урок 3: Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

Урок 4: Ассоциативные загадка.

Урок 5: Метафоры.

Урок 6: Значение ассоциативности.

Урок 7: Развитие ассоциативности: обобщение.

Урок 8: Прием «Объединение».

Урок 9: Прием «Морфологический анализ».

Урок 10: Игры со словами.

Урок 11: Конструктор игр.

Урок 12: Придумывание сказок.

Урок 13: Прием «Морфологический анализ». Обобщение.

Урок 14: Признаки объектов.

Урок 15: Действия объектов.

Урок 16: Метод фокальных объектов.

Урок 17: Приемы фантазирования. Дж. Родари «Круги по воде».

Урок 18: Приемы фантазирования. Дж. Родари «Бином фантазии».

Урок 19: Прием «Что потом?»

Урок 20: Прием «Творческая ошибка».

Урок 21: Обобщение приемов фантазирования Дж. Родари

Урок 22: Прием «Оживление».

Урок 23: Прием «Увеличение-уменьшение».

Урок 24: Прием «Ускорение-замедление».

Урок 25: Метод Робинзона.

Урок 26: Прием «Наоборот».

Урок 27: Прием «Связки антонимов».

Урок 28: Обобщение приемов фантазирования.

Урок 29: Сказки про животных.

Урок 30: Фантазирование и прогнозирование.

Урок 31: Итоги обучения.


Урок 1.

Тема: Понятие о фантазировании. Основная мысль урока: фантазировать можно научиться.

I. Беседа «Легко ли выдумывать?»

Урок начинается с чтения отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазеры». Заканчивается он словами: »...Тут подошел соседский мальчик Игорь и сел рядом на скамеечку. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

-        Вот врут-то! И вам не стыдно?!

А что стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. -Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

  • Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
  • А ты думаешь, легко выдумывать?
  • Чего проще?
  • Ну, выдумай что-нибудь...»

Предложение Мишутки и Стасика переадресовывается детям: «Выдумайте что-нибудь?».

Если «что-нибудь» выдумать трудно, можно предложить придумать что-то конкретное (нового зверя, одежду, игрушку или что однажды видели, что однажды случилось...).

При обобщении учитель предлагает детям ответить на вопрос, трудно или легко выдумывать (чтобы было и интересно, и что-то новое).

П. Беседа о фантазировании.

А почему Мишка и Стасик так разговаривали, зачем им это было нужно?

-        Потому, что им так интереснее.

Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети - сказки, взрослые - фантастику... Как вы думаете, почему?

  • Назовите известные вам сказки.
  • Как узнать, где сказка, а где рассказ - «не сказка».

(В сказках животные и предметы разговаривают. В сказках есть волшебство и волшебники, сказочные герои).

Чтобы наглядно продемонстрировать отличие сказки от «несказки», учитель рассказывает несколько сказок, убрав из них волшебство. Дети должны узнать, какую «сказку» рассказывает учитель, и ответить на вопрос: «Осталась ли сказка?».

Например:

Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница на завтрак...

-        Пошла девочка в лес, не нее напал волк и съел...

Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой город, потом за ней приехали родители и забрали домой...

Затем задание «наоборот»: попробовать из рассказа сделать сказку, добавив в него волшебство (можно выполнять задание по группам). Например:

Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошел в школу...

Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили...

Пошла мама в магазин. Купила хлеб,  масло,  сметану и вернулась домой...

-    Наступила осень, с деревьев облетели все листья... После обсуждения предложенных вариантов, мы сделали вывод: легко ли выдумать сказку, и хотим ли мы этому научиться?

Сказку придумать очень нелегко. Но это очень интересное занятие. Мы будем этому учиться!

III. Представление нового предмета «Урок фантазии».

Я сообщаю детям о новом для них уроке, на котором они будут учиться выдумывать и придумывать; обсуждаются организационные вопросы.

IV.        Домашнее задание.

? Может ли мышь быть больше слона? Если да, то, в каких случаях?

V.        Контрольная работа.

© Дорисуй фигуры и подпиши, что получилось.

О   А -^-^-^

® Сочини загадку про школьную принадлежность.

© Нарисуй фантастическое животное.

® Что будет необычного в школе будущего?

VI.        Подведение итогов урока


 

Урок 2.

Тема: Понятие о психологической инерции.

Основная мысль урока: для того, чтобы интересно

придумывать, надо бороться с психологической инерцией.

I. Проверка домашнего задания.

Дома все отвечали на вопрос: «Может ли мышь быть больше слона?»

Прозвучали такие ответы:

если мышь и слон или один из них - «ненастоящие» (рисунок, игрушка, поделка);

  • если «слон» - шахматная фигура;
  • оптические явления: мышь - близко, слон - далеко; мышь через
    увеличительное стекло;
  • если это игра такая...

П. Беседа о психологической инерции.

1.  Объяснение понятия ПИ.

Машинка, даже если нажать тормоз, какое-то время продолжает двигаться, - то есть едет «по инерции». Человек тоже, выполняя какое-то действие,   не   сразу   может   переключиться   на   другое:   срабатывает «психологическая инерция» - продолжение привычных действий. Например:

ПИ «заставляет» искать карманы в новом пальто на том же месте, где они были в старой куртке;

-        называть маму бабушкой после лета в деревне;

-        после серии примеров на сложение делать ошибки в вычитании
и т.д.

Дети рассказывают подобные случаи из собственного опыта.

Для демонстрации ПИ учитель предлагает выполнить несколько заданий:

+ Как глухонемой может объяснить в магазине, что ему нужен молоток? (Дети показывают, как забивают гвоздь).

4 А как слепой попросит ножницы? (Большинство детей тут же начинают резать пальцами воздух, хотя слепой может и сказать).

Ф Кто при Екатерине II ходил вверх головой? (дети отвечают «шут, «мухи», как будто прозвучало слово «вниз»).

+        А ведь правильный ответ: «Все люди».

4 Какое слово из 11 букв все дети, взрослые и даже учителя пишут неправильно? (Конечно, слово «неправильно»).

4 Как записать строчку цифр 5, не отрывая руки? (Нужно писать пятерки римскими цифрами).

Анализ явления ПИ.

Вы сейчас много смеялись, когда отвечали на вопросы? Действительно смешно, когда человек думает одно, а на самом деле оказывается другое.

-    Иногда последствия ПИ могут быть и не смешными: заигрался -выбежал на дорогу, получил двойку по контрольной, заблудился...

Психологическая инерция помогает человеку выполнять привычные действия, даже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; рука с ложкой сама находит рот, если вы смотрите в этот момент телевизор; вы можете в темноте пройти из одной комнаты в другую, потому что вы привыкли это делать, повторяя многократно...

Психологическая инерция помогает человеку, хочет облегчить его жизнь, но при этом она начинает мешать, когда условия изменятся или когда требуется оценить ситуацию с другой, непривычной точки зрения. ПИ мешает придумывать новое, предлагая старые ответы или быстро сдаваясь: «Этого не может быть!». Вот почему, фантазируя, нужно учитывать, что ПИ существует.

III. Домашнее задание.

3


? На что похожа цифра и дорисовать ее

(ПИ сразу же подсказывает:

На букву 3, на птицу, на крыло бабочки.. .»-

но такие ответы учитываться не будут).

IV. Работа в группах «боремся с ПИ».

Каждая группа получает по одному вопросу, на которые ПИ отвечает: «Да!». Учитель предлагает детям «побороться» с ПИ, ответить: «Нет!» и доказать свой ответ.

Карточки с вопросами:

  • Все рыбы плавают?
  • Машина всегда обгонит пешехода?
    Ф   Днем всегда светло?

4   Железо всегда тонет?

4   У всех деревьев есть листья?

*        Если закаляешься, то никогда не заболеешь?

V. Решение зада на психологическую инерцию.

Учитель задает задачу - ситуацию, дети должны отгадать ее, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Подобные задачи называются «да-нетки».

Если дети затрудняются решить «да-нетку», учитель обобщает то, что уже известно, описать предложенную ситуацию другими словами, чтобы увидеть, «где ПИ зарыта»: задать детям наводящие вопросы.

VI. Подведение итогов урока.

Вывод: способы борьбы с ПИ:

«не доверять» самым первым решениям и ответам, чаще всего малоинтересным и неоригинальным;

  • учиться видеть ситуацию с разных точек зрения;
  • развивать воображение на уроках «Мир фантазии»;
  • выработать привычку: «Не повторять и не повторяться».
    Приложение к уроку:

задачки «да-нетки», (в скобках даны ответы)

  1. По узкой горной дороге на огромной скорости мчится машина
    Смита, за ней несколько машин его преследователей. Свернуть некуда:
    справа  скала,   слева   пропасть.   Вдруг  у   Смита   замерло   сердце:   за
    поворотом он увидел дуб, который рос прямо посередине дороги. Что
    делать? (Дуб был маленький).
  2. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее
    порезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что,
    пожарник? - «Да». Как она догадалась? (Он был в форме пожарного).
  3. В пригороде Парижа - кафе на улице. За столик садится молодой
    человек. Хозяин тут же звонит в полицию: «У меня в кафе - диверсант".
    Как он узнал? (Человек был с парашютом).
  4. Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который
    закончился со счетом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не
    забросил ни одного мяча. Как такое может быть? (Играли женские
    команды).
  5. Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли
    горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам!» Аварии
    удалось избежать. Как это объяснить? (Самолет еще не взлетел).
  6. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой отец
    не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в
    дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не
    промок». Как такое может быть? (Отец был лысым).

Урок 3.

Тема: Развитие ассоциативности.

Критерии новизны.

Основная мысль урока: существуют приемы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы.

I. Игра «Теремок».

Учитель очень кратко напоминает сюжет сказки «Теремок»№ и объявляет: «Чтобы участвовать в этом уроке, нужно получить пропуск".

В моем теремке живет мел. Если вы хотите «попасть» на урок, нужно доказать, что один из предметов, которые есть у вас, похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож.

Мел —»• ручка тоже пишет -> лист бумаги тоже белый —» у пенала такая же форма —» булочка тоже крошится...

Когда ученики «зашли» в теремок, учитель предлагает им подумать и предположить, какова тема сегодняшнего урока (придумывание того, на что похоже, что напоминает...)

П. Проверка домашнего задания.

Критерии новизны.

После демонстрации всех работ учитель обращает внимание детей на то, что одни идеи повторяются часто, другие - редко, есть оригинальные идеи, которые не повторяются.

Таким образом, можно выделить несколько уровней выполнения задания:

  1. уровень (высокий) - неожиданные, оригинальные идеи:  «Так
    придумал один!»
  2. уровень (средний) - интересные, не совсем обычные идеи: «Так
    придумали некоторые!»

III        уровень (низкий) - неоригинальные, стандартные идеи: «Так
могут придумать все!»

! Больше всего ПИ выражена в работах третьего уровня. III. Работа в группах. «Кляксы».

Каждая группа получает лист с чернильным пятном, нужно придумать и записать как можно больше вариантов, на что похожа клякса. При этом лист разрешается поворачивать, но дорисовывать ничего нельзя.

IV. «Думай о другом!»

- Многие изобретения имеют «аналоги» в природе: самолет поход на птицу, вертолет - на стрекозу, подводная лодка напоминает рыбу, а ковшик экскаватора - лапу крота.

Значит, чтобы изобретать, нужно быть наблюдательным, уметь придумывать, на что похожи кляксы, облака, тени, различные предметы...

Но для того, чтобы получить интересные, оригинальные идеи, простого наблюдения недостаточно, ведь ПИ сразу же подсказывает привычные аналогии: кружок похож на солнышко, буква М - на горы...

Есть способ борьбы с ПИ, который помогает придумывать необычно. Он называется «Думай о другом.»

Последовательность работы по приему.

1. На доске изображается какой-либо один законченный рисунок, желательно схематичный (мы использовали рисунки из теста Торренса), например:

  1. Высказывается несколько вариантов, на что похоже то, что нарисовано
    (записываем на доске в столбик).
  2. Предлагается назвать 3-4 любых объекта (предметы, живые существа,
    сказочные герои...), как можно более разнообразных и непохожих на
    данный рисунок (записываются на доске во второй столбик).
  3. Нужно доказать, что рисунок похож на каждый из перечисленных
    объектов (указать, чем похож).

Можно провести аналогию: есть условие задачи и ответ, нужно найти решение - как этот ответ получился.

5.        Сравниваются  варианты   ответов,   полученных  из   слов  первого  и
второго столбиков: где решения более интересные и почему.

Алгоритм можно повторить несколько раз на разных рисунках. Для   учащихся   2-го   класса   можно   предложить   такой   пример выполнения задания:

О

На что похоже? Мяч

Солнышко

Арбуз

Шайба


Думай о другом! Крокодил

Линейка Молоток Тетрадь


Доказательство:

Крокодил, который кусает себя за

хвост

Если    линейкой    очень    быстро

вращать в воздухе

Сбоку     торец     ручки     молотка

круглый

Тетрадь, свернутая в трубочку

V. Домашнее задание

Подобрать рисунки-загадки «Что это такое?»

о

Например, это - мексиканец на велосипеде. VI. Подведение итогов урока.

Как итог урока можно прочитать стихотворение Р. Сефа: На свете все на все похоже: Змея - на ремешок из кожи, Луна - на круглый глаз огромный, Журавль - на тощий кран подъемный, 4   Кот полосатый - на пижаму, Я - на тебя, а ты - на маму.

Урок 4.

Тема: Ассоциативные загадки.

Основная мысль урока: можно придумывать загадки, описывая, на

что похож предмет.

I. Проверка домашнего задания.

Ученики поочередно показывают классу рисунки, предлагая отгадать, на что они похожи. При отгадывании оценивается не только правильность, но и оригинальность ответа.

II.        Игра «Отгадай-ка».

Ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан.

Можно (если позволяет уровень творческой активности класса) поиграть в более сложную игру «Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса. Отгадчик задает вопросы типа: «Если бы этот человек был деревом, то каким? Если бы он стал транспортом, то что бы это было?» (Животным, временем года, мебелью, одеждой, сказочным героем...)

III.        Сочинение загадок

Цель данного этапа - научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

На доске - таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:

На что похоже?

Чем отличается?

Последовательность работы.

1).   Выбрать   объект   (записывается   не   верхней   строчке).   Например: расческа.

2). Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?» (достаточно 3-4 сравнений).

Например: расческа похожа на забор, на пилу, на траву... 3). Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?»

Например: Чем расческа отличается от забора? (Через забор можно перелезть).

Чем расческа отличается от пилы? (Пилой можно пилить). Чем расческа отличается от травы? (Трава растет). 4). Вставить слова - связки «как - ...»,«... но не...».

5). Прочитать готовую загадку.

Например: «Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растет?»

Вывод: пользуясь таблицей, можно придумать множество различных загадок. Чтобы они были интересными, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

IV.      Работа в группах по сочинению загадок.

Каждая группа получает заранее начерченную таблицу и объект для загадки.

При подведении итогов представитель каждой группы зачитывает загадку, класс должен ее отгадать.

! Оцениваем работу каждой группы как с точки зрения правильности выполнения, так и со стороны оригинальности и «интересности» предложенных сравнений.

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ЗАГАДОК:

пуговица,  кнопка, лампочка,  гитара,  варежка,  кольцо,  гвоздь,  щетка, шляпа...

V. Домашнее задание.

Пользуясь алгоритмом, придумать загадку про любой предмет, который есть дома.

VI. Анализ применимости алгоритма.

-        А вот моя загадка: «Как солнце, но не светит; как глобус, но не
на подставке; как клубок, но без ниток». Можете ли вы ответить, что это
такое: арбуз или мячик?

А как надо составить загадку, чтобы было понятно, что речь идет именно о мячике? (или об арбузе)?

-        Итак, можно «отстроиться» от неправильного ответа.
Например: если загадан мячик, то, чтобы не спутали с арбузом,

нужно добавить: «Как арбуз, но несъедобный».

(Аналогично, если загадан арбуз, то добавляется: «Как мячик, но не поиграешь».)

-        Какие еще есть варианты решения проблемы?

Совершенно верно, можно в загадку вставить дополнительные признаки, характерные для этого предмета и отличающие его от других такой же формы. Например, если загадан мячик, добавляем слова: «Материал как галош, а по назначению - как шахматы». (Аналогично для арбуза: «Цвет снаружи - как у зебры, а внутри - как у помидора; косточки как у тыквы...»).

-        Есть ли еще предложения?

? Какой вариант лучше и почему?

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель может загадать, на что похожи буквы, из которых надо составить слово - итог урока. Например:

  • Две бублика, одни очки, усы, перекладина и раскрытый клюв.
  • Какое это слово? ЗВОНОК.
  • Три конца, плюс с наклоном, расческа и флажок - что это?
    ХОРОШО.

                                                Урок 5.

 Тема: Метафоры.

Основная мысль урока: существуют правила придумывания метафор (образных сравнений).

I. Игра «Море волнуется...»

Игра идет по привычным для всех нас правилам.

По просьбе ведущего игроки называют, кого они изображают. Если, по мнению ведущего, изображение не похоже, игроки выбывают.

Игра разыгрывается с оставшимися учениками несколько раз, пока не останется три-четыре победителя.

П. Работа в группах «Превращения».

        Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, ведро
с водой, доска, шторы и розетки... А давайте представим, что наш класс
заколдован и превратим его, например, в лес. В лесу парт не бывает - во
что тогда превратятся наши парты, чтобы все было как в лесу?

 Каждая группа получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.

Например:

  • Если класс - это лес, то ведро с водой - родник, стул - пенек, шкаф - медведь...
  • Если класс - самолет, то учитель - пилот, дети - пассажиры, портфели - спасательные жилеты...
  • НАЗВАНИЯ ДЛЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ КЛАССА:
  • лес, море (морское дно), город, стройка, театр, ракета, вокзал, организм человека...
  • При проведении уроков учитывается, насколько группе удалось уйти от ПИ, суметь максимально описать окружающую обстановку с учетом превращения.

III. Проверка домашнего задания.

Дети поочередно загадывают загадки свои загадки, класс их отгадывает.

 Оценивается правильность составления и оригинальность, как самих загадок, так и выбранных объектов.

IV. Придумывание метафор.

        Про лампочку можно придумать загадку, например: «Как груша,
но не растет...», про пылесос - «Хобот есть, а мышей не боится...».

Сочинять загадки мы уже научились, а сегодня поучимся придумывать метафоры - интересные, красочные, необычные сравнения. Например: лампочка что делает? - светит; светит как что? - как солнце; а где это солнце находится? - дома. И вместо обычного слова «лампочка» можно сказать красивую метафору «домашнее солнце».

Или пылесос — он засасывает воздух и выдувает его, похож на ветер? Только этот ветер в комнате - вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный ветер»...

На доске я записала последовательность сочинения метафоры:

  1. Что? (Выбрать объект),
  2. Что делает? (Назвать действия объекта).
  3. На что похоже? (Выбрать  другой объект, совершающий такое
    же действие).

  1. Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект, где
    происходит его действие).
  2. п. 4 + п. 3 метафора

Данный алгоритм не является строгим.

! Слова для придумывания метафор по алгоритму:

луна (небесный сыр), подсолнух (огородное солнышко), расческа

(карманные грабли), чайник (кухонный вулкан), будильник (настольный

петух), дождь (небесные слезы).

V. Домашнее задание.

Придумать метафоры про окружающие предметы (можно составить небольшой рассказ).

Приведу вам пример рассказа:

«Захожу я домашнюю столовую и вижу, что кухонный вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел не кухонный трон...»

VI. Подведение итогов урока.

? Для чего в речи используются метафоры?

Ю. Мориц «Что на что похоже?» «На горе шумит ветла, На ветле жужжит пчела, Полосатая, как зебра. В нашу лодку иногда Набирается вода. В глубине плывет звезда, Серебристая, как рыба. В роще клены и дубы, А под ними есть грибы, Каждый гриб похож на зонтик. Вышел месяц молодой, Небо кажется водой, Туча кажется волной, Месяц - лодкой деревянной. До чего же все похоже! Значит, я, наверно, тоже На кого-нибудь похож? Я пошел и крикнул козам, Овцам, уткам и стрекозам:

  • На кого же я похож?
    Белый козлик повернулся,
    По-козлячьи улыбнулся
    И сказал по-человечьи:
  • Разве ты не видишь сам?
    Ты добрее, чем теленок,
    Веселее, чем козленок.

Ты совсем еще ребенок, Но похож на человека!

Урок 6.

Тема: Значение ассоциативности.

Основная мысль урока: использование ассоциаций помогает лучше запоминать.

I. Игра на внимание «Пол - потолок».

По команде «Пол!» нужно хлопнуть в ладоши, по команде «Потолок!» - по коленям. Учитель чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может идти на выбывание.

П. Проверка памяти.

Сейчас я прочитаю вам пары слов, слушайте их внимательно и запоминайте (записывать ничего нельзя). Затем я буду называть первое слово из пары, а вам надо будет хором сказать второе. Начали!

Пол - тетрадь, собака - блюдце, вилка - небо, гнездо - вагон, яблоко - кошка, зима - дневник, птица - поезд, звезда - ложка.

При проверке учитель записывает на доске количество правильных ответов.

Потом задание повторяется, но с другим набором слов. Количество правильных ответов также фиксируется.

Пол - потолок, чашка - блюдце, зима - лето, ложка - вилка, яблоко - груша, птица- гнездо, поезд - вагон, дневник - тетрадь, небо - звезда, кошка - собака.

? Почему во второй раз запоминать было легче?

Предположим, что во второй раз было легче, потому что мы потренировались.

Но на самом деле слова в парах первой группы никак не связаны друг с другом, что затрудняет их запоминание. Для усиления впечатления и в первом, и во втором случаях использованы одни и те же слова, по-разному организованные в пары.

Вывод: слова запоминаются лучше, если они связаны по смыслу между собой.

III. «Цепочка ассоциация».

Получается, что лучше запоминаются слова, связанные по смыслу. Образуется как бы цепочка: потянешь за одно звено, вытащишь остальные...

Чтобы хорошо запоминать, надо уметь создавать такие цепочки...

На доске слова:

Комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса, медведь, черешня, дворец, пианино.

Попробуем по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому (обсуждаем вместе).

После того, как «мультфильм» придуман, доска закрывается, и ученики вспоминают слова по порядку.

Вот что у нас получилось:

«Комар летит с саблей на боку, рукоятка сабли сделана в виде кошачьей головы, усы у кошки - как солома. Из соломы можно сплести брюки. На брюках есть клякса, которая напоминает медведя. Этот медведь любит черешню, а из косточек он сделал дворец, внутри которого играют на пианино...»

IV. Проверка домашнего задания.

Дети поочередно называют свои метафора, класс должен отгадать, о чем идет речь.

Учитель записывает отгадки на доске, и после проверки домашнего задания предлагает придумать «мультфильм», чтобы их запомнить.

V. Новое домашнее задание.

Придумать   цепочку   из   наибольшего   количества   звеньев   от заданного первого к заданному последнему слову. Слово для цепочки:

дождь, заяц, зонтик, книжка, Золушка, телевизор. По желанию детей получившуюся цепочку можно нарисовать.

VI. Работа в группах «Словарные слова».

С помощью ассоциаций можно легко запомнить словарные слова.

Для этого надо просто связать исходное слово с графическим образом буквы, которую надо запомнить (лучше - нарисовать!).

Например:

  • Собака - буква О - это и ошейник, и вход в конуру.
  • Пальто - в букве А есть и «хвостик»-вешалка для пальто.
  • Заяц - буква Я похожа на зайца, который встал на уши.
    Группы получают по 2-3 словарных слова и задание придумать

картинку для запоминания.

Слова:

Дежурный, капуста, лопата, вагон, платок, посуда, ягода, кувшин, картина, кровать, огурец, ракета, яблоко, вокзал, газета, топор.

VII. Подведение итогов урока.

•        А вот если бы было так: Ничего запоминать и учить не надо, съел или выпил что-нибудь - и все помнишь, как в сказке Джанни Родари.

Я прочитаю вам отрывок из сказки «Учебная конфета». Послушайте внимательно! Спасибо за урок!

17


Урок 7.

Тема: Развитие ассоциативности. Обобщение.

Основная мысль урока: очень важно время от времени

вспоминать и обобщать все накопленные знания.

I. Организационный момент.

-        Внимание! Внимание!
Сегодня испытание

Для самых-самых умных

И внимательных детей

Соберите все «осколки» -

Получится четверка

Получится команда!

Ребята! У каждого из вас в руке «осколочек» открытки, полученный вами при входе в класс. Открытка «разбилась» на четыре части, значит, у трех ваших друзей есть «осколки» от вашей открытки. На столах - открытки целые.

Сравните свой «осколочек» с открытками на столах и без труда соберете свою команду. Но вы должны мне доказать, что вы - команда, составив из кусочков целую открытку! Итак, поехали!

Ребята разбились на 7 команд.

Мои помощники, займите свои места! Путешествие по вашим станциям скоро начнется.

Команды выстраиваются возле доски. За столами занимают места помощники. Каждая команда получает карту путешествия по станциям.

Названия станций:

1.        «Ассоциативная азбука».

Задание: дорисовать фигурку для волшебной азбуки. Б (может превратиться в белочку), Ж - буква может превратиться в жука, буква С - в скакалку и т.д.

2.        Сравнения

Задание: придумать как можно больше сравнений:

-        зеркало сверкало, как ...

мышка увидела кота и очень испугалась: глаз у него были как ..., зубы - как..., когти у него как..., шерсть - как ..., хвост - как ...

3.        Загадочки.

Задание: придумать загадку про школьную принадлежность, про одноклассника.

4.        Метафоры.

Задание: расшифровать метафоры

  • плавучий острозуб (крокодил)
  • длинношеий листоед (жираф)
  • толстопузик гигантский (бегемот)
  • карманные грабли (расческа)

кухонный вулкан (чайник) •        настольный петух (будильник)

5.        Цепочка ассоциаций.

Придумать   (составить)  цепочку  ассоциаций  со   словами:   муха, иголка, челка, шляпка, стекло, кошка, стол, ваза, кресло, хозяйка.

6.        «Воображайка».

Задание: показать действие с воображаемыми предметами или в воображаемой ситуации

  • у тебя в руках кипящий чайник;
  • вы - цыпленок, вылупляющийся из яйца;
  • вас заставляют лезть в холодную воду;
  • вы - стиральная машинка.

7.        «Думай о другом».

Задание:   Доказать,  что  слова  из  второго  столбика  похожи  на рисунок.

На что похож.        На    что     не     похож.   Докажи.

«Думай о другом».

Рулет        Спица для вязания

Змея        Дерево

Шланг        Космический корабль

Команды путешествуют от станции к станции, выполняют задание, получаю фишки трех цветов: «зеленый цвет» - высокий уровень выполнения задания, «желтый цвет» — средний, «синий цвет» — низкий уровень.

В конце урока вручается памятный знак «Великого фантазера I ступени», медаль в виде кляксы, открытки в форме цветов, облака, цыпленка и т.п.

Учитель поздравляет детей с изучение первой темы курса уроков «Мир фантазии» и желает им дальнейших успехов.

В заключение хочу сказать, что в работе с этим классом, я сделала первую попытку, используя творческие ресурсы моих детей, их высокий творческий потенциал и богатый опыт моих коллег по всей России и за рубежом,научить учащихся начальной школы фантазировать на творческом уровне, чтобы их фантазии перешли из разряда детских выдумок в разряд литературных фантазий. Курс «Мир фантазии» рассчитан на 2 года (2 - ой и 3 - ий года обучения).

Мартынова Л.Б.

2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка курса занятий "Мир русского фольклора"

Курс занятий по русскому фольклору содержит загадки, потешки, скороговорки, заклички и методы и приёмы работы с ними....

Методическая разработка курса занятий "Мир русского фольклора"

Методическая разработка содержит загадки, потешки,песенки, скороговорки и методику работы с ними....

Методическая разработка курса занятий "Мир русского фольклора"

Методическая разработка содержит загадки,сказки,скороговорки и методику работы с ними....

Методическая разработка курса занятий по развитию общения для учащихся начальных классов.

Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь учителя в дан...

Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>

Пояснительная записка         Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...

Методические разработка курса "Школа хороших манер".

Программу можно использовать как на кружке, так и для внеурочной деятельности. В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения расс...