Методическая разработка курса занятий "Мир русского фольклора"
методическая разработка (1 класс) на тему

Мартынова Людмила Борисовна

Методическая разработка содержит загадки,сказки,скороговорки и методику работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст172 КБ

Предварительный просмотр:

Если мы хотим научить думать, то, прежде всего мы должны научить придумывать.

Дж. Родари

Основные мысли курса «Мир фантазий» можно изложить и выстроить в следующем порядке:

  • фантазированию можно и нужно научиться, для того, чтобы в
    жизни людей
    появилось что-то новое, его вначале нужно
    придумать;
  • для того, чтобы интересно придумывать, надо бороться с
    психологической инерцией;
  • существуют приемы придумывание того, на что похожи рисунки и
    предметы;
  • можно придумывать загадки, описывая на что похож предмет;
  • существуют правила придумывания метафор (образных сравнений);
  • использование ассоциаций помогает лучше запомнить;
  • для придумывания необычных животных можно использовать
    прием «Объединение»;
  • для придумывания разных вариантов рисунков можно применять
    прием «Морфологический анализ»;
  • анализ структуры слова позволяет играть с ним;
  • при помощи приема «Морфологический анализ» можно
    придумывать новые игры.
  • при помощи приема «Морфологический анализ» можно придумать
    сказки;
  • можно сочинять загадки, описывая признаки предмета;
  • можно сочинять загадки и нелепицы, описывая действие предметов;
  • можно придумывать новое, используя метод фокальных объектов;
  • существуют приемы придумывания сказок, можно придумывать
    сказки с помощью приема «Круги по
    воде».
  • можно придумывать новые сказки и слова с помощью приёмов
    «Бином фантазии», «Произвольная приставка»;
  • можно научиться придумывать продолжение сказок;
  • можно использовать ошибки в словах для придумывания сказок;
  • при сочинении сказки можно использовать прием «Оживление»;
  • при сочинении можно использовать приёмы фантазирования,
    связанные с изменением количества и свойства;
  • при сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования,
    связанные с преобразованием времени;
  • при фантазировании можно использовать ресурсы;
  • при сочинении сказок можно использовать приём «Наоборот»:
  • можно научиться придумывать истории, используя приём «Связки
    антонимов»;
  • можно научиться придумывать сказки про особенности животных;
  • существуют способы прогнозирования.

Таким образом, к концу изучения курса «Мир фантазии» дети должны научиться владеть вышеперечисленными приёмами.


Календарно-тематическое планирование:

Урок 1: Понятие о фантазировании.

Урок 2: Понятие о психологической инерции.

Урок 3: Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

Урок 4: Ассоциативные загадка.

Урок 5: Метафоры.

Урок 6: Значение ассоциативности.

Урок 7: Развитие ассоциативности: обобщение.

Урок 8: Прием «Объединение».

Урок 9: Прием «Морфологический анализ».

Урок 10: Игры со словами.

Урок 11: Конструктор игр.

Урок 12: Придумывание сказок.

Урок 13: Прием «Морфологический анализ». Обобщение.

Урок 14: Признаки объектов.

Урок 15: Действия объектов.

Урок 16: Метод фокальных объектов.

Урок 17: Приемы фантазирования. Дж. Родари «Круги по воде».

Урок 18: Приемы фантазирования. Дж. Родари «Бином фантазии».

Урок 19: Прием «Что потом?»

Урок 20: Прием «Творческая ошибка».

Урок 21: Обобщение приемов фантазирования Дж. Родари

Урок 22: Прием «Оживление».

Урок 23: Прием «Увеличение-уменьшение».

Урок 24: Прием «Ускорение-замедление».

Урок 25: Метод Робинзона.

Урок 26: Прием «Наоборот».

Урок 27: Прием «Связки антонимов».

Урок 28: Обобщение приемов фантазирования.

Урок 29: Сказки про животных.

Урок 30: Фантазирование и прогнозирование.

Урок 31: Итоги обучения.


Урок 1.

Тема: Понятие о фантазировании. Основная мысль урока: фантазировать можно научиться.

I. Беседа «Легко ли выдумывать?»

Урок начинается с чтения отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазеры». Заканчивается он словами: »...Тут подошел соседский мальчик Игорь и сел рядом на скамеечку. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

-        Вот врут-то! И вам не стыдно?!

А что стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. -Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

  • Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
  • А ты думаешь, легко выдумывать?
  • Чего проще?
  • Ну, выдумай что-нибудь...»

Предложение Мишутки и Стасика переадресовывается детям: «Выдумайте что-нибудь?».

Если «что-нибудь» выдумать трудно, можно предложить придумать что-то конкретное (нового зверя, одежду, игрушку или что однажды видели, что однажды случилось...).

При обобщении учитель предлагает детям ответить на вопрос, трудно или легко выдумывать (чтобы было и интересно, и что-то новое).

П. Беседа о фантазировании.

А почему Мишка и Стасик так разговаривали, зачем им это было нужно?

-        Потому, что им так интереснее.

Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети - сказки, взрослые - фантастику... Как вы думаете, почему?

  • Назовите известные вам сказки.
  • Как узнать, где сказка, а где рассказ - «не сказка».

(В сказках животные и предметы разговаривают. В сказках есть волшебство и волшебники, сказочные герои).

Чтобы наглядно продемонстрировать отличие сказки от «несказки», учитель рассказывает несколько сказок, убрав из них волшебство. Дети должны узнать, какую «сказку» рассказывает учитель, и ответить на вопрос: «Осталась ли сказка?».

Например:

Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница на завтрак...

-        Пошла девочка в лес, не нее напал волк и съел...

Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой город, потом за ней приехали родители и забрали домой...

Затем задание «наоборот»: попробовать из рассказа сделать сказку, добавив в него волшебство (можно выполнять задание по группам). Например:

Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошел в школу...

Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили...

Пошла мама в магазин. Купила хлеб,  масло,  сметану и вернулась домой...

-    Наступила осень, с деревьев облетели все листья... После обсуждения предложенных вариантов, мы сделали вывод: легко ли выдумать сказку, и хотим ли мы этому научиться?

Сказку придумать очень нелегко. Но это очень интересное занятие. Мы будем этому учиться!

III. Представление нового предмета «Урок фантазии».

Я сообщаю детям о новом для них уроке, на котором они будут учиться выдумывать и придумывать; обсуждаются организационные вопросы.

IV.        Домашнее задание.

? Может ли мышь быть больше слона? Если да, то, в каких случаях?

V.        Контрольная работа.

© Дорисуй фигуры и подпиши, что получилось.

О   А -^-^-^

® Сочини загадку про школьную принадлежность.

© Нарисуй фантастическое животное.

® Что будет необычного в школе будущего?

VI.        Подведение итогов урока


 

Урок 2.

Тема: Понятие о психологической инерции.

Основная мысль урока: для того, чтобы интересно

придумывать, надо бороться с психологической инерцией.

I. Проверка домашнего задания.

Дома все отвечали на вопрос: «Может ли мышь быть больше слона?»

Прозвучали такие ответы:

если мышь и слон или один из них - «ненастоящие» (рисунок, игрушка, поделка);

  • если «слон» - шахматная фигура;
  • оптические явления: мышь - близко, слон - далеко; мышь через
    увеличительное стекло;
  • если это игра такая...

П. Беседа о психологической инерции.

1.  Объяснение понятия ПИ.

Машинка, даже если нажать тормоз, какое-то время продолжает двигаться, - то есть едет «по инерции». Человек тоже, выполняя какое-то действие,   не   сразу   может   переключиться   на   другое:   срабатывает «психологическая инерция» - продолжение привычных действий. Например:

ПИ «заставляет» искать карманы в новом пальто на том же месте, где они были в старой куртке;

-        называть маму бабушкой после лета в деревне;

-        после серии примеров на сложение делать ошибки в вычитании
и т.д.

Дети рассказывают подобные случаи из собственного опыта.

Для демонстрации ПИ учитель предлагает выполнить несколько заданий:

+ Как глухонемой может объяснить в магазине, что ему нужен молоток? (Дети показывают, как забивают гвоздь).

4 А как слепой попросит ножницы? (Большинство детей тут же начинают резать пальцами воздух, хотя слепой может и сказать).

Ф Кто при Екатерине II ходил вверх головой? (дети отвечают «шут, «мухи», как будто прозвучало слово «вниз»).

+        А ведь правильный ответ: «Все люди».

4 Какое слово из 11 букв все дети, взрослые и даже учителя пишут неправильно? (Конечно, слово «неправильно»).

4 Как записать строчку цифр 5, не отрывая руки? (Нужно писать пятерки римскими цифрами).

Анализ явления ПИ.

Вы сейчас много смеялись, когда отвечали на вопросы? Действительно смешно, когда человек думает одно, а на самом деле оказывается другое.

-    Иногда последствия ПИ могут быть и не смешными: заигрался -выбежал на дорогу, получил двойку по контрольной, заблудился...

Психологическая инерция помогает человеку выполнять привычные действия, даже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; рука с ложкой сама находит рот, если вы смотрите в этот момент телевизор; вы можете в темноте пройти из одной комнаты в другую, потому что вы привыкли это делать, повторяя многократно...

Психологическая инерция помогает человеку, хочет облегчить его жизнь, но при этом она начинает мешать, когда условия изменятся или когда требуется оценить ситуацию с другой, непривычной точки зрения. ПИ мешает придумывать новое, предлагая старые ответы или быстро сдаваясь: «Этого не может быть!». Вот почему, фантазируя, нужно учитывать, что ПИ существует.

III. Домашнее задание.

3


? На что похожа цифра и дорисовать ее

(ПИ сразу же подсказывает:

На букву 3, на птицу, на крыло бабочки.. .»-

но такие ответы учитываться не будут).

IV. Работа в группах «боремся с ПИ».

Каждая группа получает по одному вопросу, на которые ПИ отвечает: «Да!». Учитель предлагает детям «побороться» с ПИ, ответить: «Нет!» и доказать свой ответ.

Карточки с вопросами:

  • Все рыбы плавают?
  • Машина всегда обгонит пешехода?
    Ф   Днем всегда светло?

4   Железо всегда тонет?

4   У всех деревьев есть листья?

*        Если закаляешься, то никогда не заболеешь?

V. Решение зада на психологическую инерцию.

Учитель задает задачу - ситуацию, дети должны отгадать ее, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Подобные задачи называются «да-нетки».

Если дети затрудняются решить «да-нетку», учитель обобщает то, что уже известно, описать предложенную ситуацию другими словами, чтобы увидеть, «где ПИ зарыта»: задать детям наводящие вопросы.

VI. Подведение итогов урока.

Вывод: способы борьбы с ПИ:

«не доверять» самым первым решениям и ответам, чаще всего малоинтересным и неоригинальным;

  • учиться видеть ситуацию с разных точек зрения;
  • развивать воображение на уроках «Мир фантазии»;
  • выработать привычку: «Не повторять и не повторяться».
    Приложение к уроку:

задачки «да-нетки», (в скобках даны ответы)

  1. По узкой горной дороге на огромной скорости мчится машина
    Смита, за ней несколько машин его преследователей. Свернуть некуда:
    справа  скала,   слева   пропасть.   Вдруг  у   Смита   замерло   сердце:   за
    поворотом он увидел дуб, который рос прямо посередине дороги. Что
    делать? (Дуб был маленький).
  2. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее
    порезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что,
    пожарник? - «Да». Как она догадалась? (Он был в форме пожарного).
  3. В пригороде Парижа - кафе на улице. За столик садится молодой
    человек. Хозяин тут же звонит в полицию: «У меня в кафе - диверсант".
    Как он узнал? (Человек был с парашютом).
  4. Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который
    закончился со счетом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не
    забросил ни одного мяча. Как такое может быть? (Играли женские
    команды).
  5. Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли
    горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам!» Аварии
    удалось избежать. Как это объяснить? (Самолет еще не взлетел).
  6. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой отец
    не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в
    дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не
    промок». Как такое может быть? (Отец был лысым).

Урок 3.

Тема: Развитие ассоциативности.

Критерии новизны.

Основная мысль урока: существуют приемы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы.

I. Игра «Теремок».

Учитель очень кратко напоминает сюжет сказки «Теремок»№ и объявляет: «Чтобы участвовать в этом уроке, нужно получить пропуск".

В моем теремке живет мел. Если вы хотите «попасть» на урок, нужно доказать, что один из предметов, которые есть у вас, похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож.

Мел —»• ручка тоже пишет -> лист бумаги тоже белый —» у пенала такая же форма —» булочка тоже крошится...

Когда ученики «зашли» в теремок, учитель предлагает им подумать и предположить, какова тема сегодняшнего урока (придумывание того, на что похоже, что напоминает...)

П. Проверка домашнего задания.

Критерии новизны.

После демонстрации всех работ учитель обращает внимание детей на то, что одни идеи повторяются часто, другие - редко, есть оригинальные идеи, которые не повторяются.

Таким образом, можно выделить несколько уровней выполнения задания:

  1. уровень (высокий) - неожиданные, оригинальные идеи:  «Так
    придумал один!»
  2. уровень (средний) - интересные, не совсем обычные идеи: «Так
    придумали некоторые!»

III        уровень (низкий) - неоригинальные, стандартные идеи: «Так
могут придумать все!»

! Больше всего ПИ выражена в работах третьего уровня. III. Работа в группах. «Кляксы».

Каждая группа получает лист с чернильным пятном, нужно придумать и записать как можно больше вариантов, на что похожа клякса. При этом лист разрешается поворачивать, но дорисовывать ничего нельзя.

IV. «Думай о другом!»

- Многие изобретения имеют «аналоги» в природе: самолет поход на птицу, вертолет - на стрекозу, подводная лодка напоминает рыбу, а ковшик экскаватора - лапу крота.

Значит, чтобы изобретать, нужно быть наблюдательным, уметь придумывать, на что похожи кляксы, облака, тени, различные предметы...

Но для того, чтобы получить интересные, оригинальные идеи, простого наблюдения недостаточно, ведь ПИ сразу же подсказывает привычные аналогии: кружок похож на солнышко, буква М - на горы...

Есть способ борьбы с ПИ, который помогает придумывать необычно. Он называется «Думай о другом.»

Последовательность работы по приему.

1. На доске изображается какой-либо один законченный рисунок, желательно схематичный (мы использовали рисунки из теста Торренса), например:

  1. Высказывается несколько вариантов, на что похоже то, что нарисовано
    (записываем на доске в столбик).
  2. Предлагается назвать 3-4 любых объекта (предметы, живые существа,
    сказочные герои...), как можно более разнообразных и непохожих на
    данный рисунок (записываются на доске во второй столбик).
  3. Нужно доказать, что рисунок похож на каждый из перечисленных
    объектов (указать, чем похож).

Можно провести аналогию: есть условие задачи и ответ, нужно найти решение - как этот ответ получился.

5.        Сравниваются  варианты   ответов,   полученных  из   слов  первого  и
второго столбиков: где решения более интересные и почему.

Алгоритм можно повторить несколько раз на разных рисунках. Для   учащихся   2-го   класса   можно   предложить   такой   пример выполнения задания:

О

На что похоже? Мяч

Солнышко

Арбуз

Шайба


Думай о другом! Крокодил

Линейка Молоток Тетрадь


Доказательство:

Крокодил, который кусает себя за

хвост

Если    линейкой    очень    быстро

вращать в воздухе

Сбоку     торец     ручки     молотка

круглый

Тетрадь, свернутая в трубочку

V. Домашнее задание

Подобрать рисунки-загадки «Что это такое?»

о

Например, это - мексиканец на велосипеде. VI. Подведение итогов урока.

Как итог урока можно прочитать стихотворение Р. Сефа: На свете все на все похоже: Змея - на ремешок из кожи, Луна - на круглый глаз огромный, Журавль - на тощий кран подъемный, 4   Кот полосатый - на пижаму, Я - на тебя, а ты - на маму.

Урок 4.

Тема: Ассоциативные загадки.

Основная мысль урока: можно придумывать загадки, описывая, на

что похож предмет.

I. Проверка домашнего задания.

Ученики поочередно показывают классу рисунки, предлагая отгадать, на что они похожи. При отгадывании оценивается не только правильность, но и оригинальность ответа.

II.        Игра «Отгадай-ка».

Ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан.

Можно (если позволяет уровень творческой активности класса) поиграть в более сложную игру «Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса. Отгадчик задает вопросы типа: «Если бы этот человек был деревом, то каким? Если бы он стал транспортом, то что бы это было?» (Животным, временем года, мебелью, одеждой, сказочным героем...)

III.        Сочинение загадок

Цель данного этапа - научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

На доске - таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:

На что похоже?

Чем отличается?

Последовательность работы.

1).   Выбрать   объект   (записывается   не   верхней   строчке).   Например: расческа.

2). Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?» (достаточно 3-4 сравнений).

Например: расческа похожа на забор, на пилу, на траву... 3). Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?»

Например: Чем расческа отличается от забора? (Через забор можно перелезть).

Чем расческа отличается от пилы? (Пилой можно пилить). Чем расческа отличается от травы? (Трава растет). 4). Вставить слова - связки «как - ...»,«... но не...».

5). Прочитать готовую загадку.

Например: «Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растет?»

Вывод: пользуясь таблицей, можно придумать множество различных загадок. Чтобы они были интересными, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

IV.      Работа в группах по сочинению загадок.

Каждая группа получает заранее начерченную таблицу и объект для загадки.

При подведении итогов представитель каждой группы зачитывает загадку, класс должен ее отгадать.

! Оцениваем работу каждой группы как с точки зрения правильности выполнения, так и со стороны оригинальности и «интересности» предложенных сравнений.

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ЗАГАДОК:

пуговица,  кнопка, лампочка,  гитара,  варежка,  кольцо,  гвоздь,  щетка, шляпа...

V. Домашнее задание.

Пользуясь алгоритмом, придумать загадку про любой предмет, который есть дома.

VI. Анализ применимости алгоритма.

-        А вот моя загадка: «Как солнце, но не светит; как глобус, но не
на подставке; как клубок, но без ниток». Можете ли вы ответить, что это
такое: арбуз или мячик?

А как надо составить загадку, чтобы было понятно, что речь идет именно о мячике? (или об арбузе)?

-        Итак, можно «отстроиться» от неправильного ответа.
Например: если загадан мячик, то, чтобы не спутали с арбузом,

нужно добавить: «Как арбуз, но несъедобный».

(Аналогично, если загадан арбуз, то добавляется: «Как мячик, но не поиграешь».)

-        Какие еще есть варианты решения проблемы?

Совершенно верно, можно в загадку вставить дополнительные признаки, характерные для этого предмета и отличающие его от других такой же формы. Например, если загадан мячик, добавляем слова: «Материал как галош, а по назначению - как шахматы». (Аналогично для арбуза: «Цвет снаружи - как у зебры, а внутри - как у помидора; косточки как у тыквы...»).

-        Есть ли еще предложения?

? Какой вариант лучше и почему?

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель может загадать, на что похожи буквы, из которых надо составить слово - итог урока. Например:

  • Две бублика, одни очки, усы, перекладина и раскрытый клюв.
  • Какое это слово? ЗВОНОК.
  • Три конца, плюс с наклоном, расческа и флажок - что это?
    ХОРОШО.

                                                Урок 5.

 Тема: Метафоры.

Основная мысль урока: существуют правила придумывания метафор (образных сравнений).

I. Игра «Море волнуется...»

Игра идет по привычным для всех нас правилам.

По просьбе ведущего игроки называют, кого они изображают. Если, по мнению ведущего, изображение не похоже, игроки выбывают.

Игра разыгрывается с оставшимися учениками несколько раз, пока не останется три-четыре победителя.

П. Работа в группах «Превращения».

        Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, ведро
с водой, доска, шторы и розетки... А давайте представим, что наш класс
заколдован и превратим его, например, в лес. В лесу парт не бывает - во
что тогда превратятся наши парты, чтобы все было как в лесу?

 Каждая группа получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.

Например:

  • Если класс - это лес, то ведро с водой - родник, стул - пенек, шкаф - медведь...
  • Если класс - самолет, то учитель - пилот, дети - пассажиры, портфели - спасательные жилеты...
  • НАЗВАНИЯ ДЛЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ КЛАССА:
  • лес, море (морское дно), город, стройка, театр, ракета, вокзал, организм человека...
  • При проведении уроков учитывается, насколько группе удалось уйти от ПИ, суметь максимально описать окружающую обстановку с учетом превращения.

III. Проверка домашнего задания.

Дети поочередно загадывают загадки свои загадки, класс их отгадывает.

 Оценивается правильность составления и оригинальность, как самих загадок, так и выбранных объектов.

IV. Придумывание метафор.

        Про лампочку можно придумать загадку, например: «Как груша,
но не растет...», про пылесос - «Хобот есть, а мышей не боится...».

Сочинять загадки мы уже научились, а сегодня поучимся придумывать метафоры - интересные, красочные, необычные сравнения. Например: лампочка что делает? - светит; светит как что? - как солнце; а где это солнце находится? - дома. И вместо обычного слова «лампочка» можно сказать красивую метафору «домашнее солнце».

Или пылесос — он засасывает воздух и выдувает его, похож на ветер? Только этот ветер в комнате - вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный ветер»...

На доске я записала последовательность сочинения метафоры:

  1. Что? (Выбрать объект),
  2. Что делает? (Назвать действия объекта).
  3. На что похоже? (Выбрать  другой объект, совершающий такое
    же действие).

  1. Где? (Назвать место, где обычно находится первый объект, где
    происходит его действие).
  2. п. 4 + п. 3 метафора

Данный алгоритм не является строгим.

! Слова для придумывания метафор по алгоритму:

луна (небесный сыр), подсолнух (огородное солнышко), расческа

(карманные грабли), чайник (кухонный вулкан), будильник (настольный

петух), дождь (небесные слезы).

V. Домашнее задание.

Придумать метафоры про окружающие предметы (можно составить небольшой рассказ).

Приведу вам пример рассказа:

«Захожу я домашнюю столовую и вижу, что кухонный вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел не кухонный трон...»

VI. Подведение итогов урока.

? Для чего в речи используются метафоры?

Ю. Мориц «Что на что похоже?» «На горе шумит ветла, На ветле жужжит пчела, Полосатая, как зебра. В нашу лодку иногда Набирается вода. В глубине плывет звезда, Серебристая, как рыба. В роще клены и дубы, А под ними есть грибы, Каждый гриб похож на зонтик. Вышел месяц молодой, Небо кажется водой, Туча кажется волной, Месяц - лодкой деревянной. До чего же все похоже! Значит, я, наверно, тоже На кого-нибудь похож? Я пошел и крикнул козам, Овцам, уткам и стрекозам:

  • На кого же я похож?
    Белый козлик повернулся,
    По-козлячьи улыбнулся
    И сказал по-человечьи:
  • Разве ты не видишь сам?
    Ты добрее, чем теленок,
    Веселее, чем козленок.

Ты совсем еще ребенок, Но похож на человека!

Урок 6.

Тема: Значение ассоциативности.

Основная мысль урока: использование ассоциаций помогает лучше запоминать.

I. Игра на внимание «Пол - потолок».

По команде «Пол!» нужно хлопнуть в ладоши, по команде «Потолок!» - по коленям. Учитель чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может идти на выбывание.

П. Проверка памяти.

Сейчас я прочитаю вам пары слов, слушайте их внимательно и запоминайте (записывать ничего нельзя). Затем я буду называть первое слово из пары, а вам надо будет хором сказать второе. Начали!

Пол - тетрадь, собака - блюдце, вилка - небо, гнездо - вагон, яблоко - кошка, зима - дневник, птица - поезд, звезда - ложка.

При проверке учитель записывает на доске количество правильных ответов.

Потом задание повторяется, но с другим набором слов. Количество правильных ответов также фиксируется.

Пол - потолок, чашка - блюдце, зима - лето, ложка - вилка, яблоко - груша, птица- гнездо, поезд - вагон, дневник - тетрадь, небо - звезда, кошка - собака.

? Почему во второй раз запоминать было легче?

Предположим, что во второй раз было легче, потому что мы потренировались.

Но на самом деле слова в парах первой группы никак не связаны друг с другом, что затрудняет их запоминание. Для усиления впечатления и в первом, и во втором случаях использованы одни и те же слова, по-разному организованные в пары.

Вывод: слова запоминаются лучше, если они связаны по смыслу между собой.

III. «Цепочка ассоциация».

Получается, что лучше запоминаются слова, связанные по смыслу. Образуется как бы цепочка: потянешь за одно звено, вытащишь остальные...

Чтобы хорошо запоминать, надо уметь создавать такие цепочки...

На доске слова:

Комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса, медведь, черешня, дворец, пианино.

Попробуем по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому (обсуждаем вместе).

После того, как «мультфильм» придуман, доска закрывается, и ученики вспоминают слова по порядку.

Вот что у нас получилось:

«Комар летит с саблей на боку, рукоятка сабли сделана в виде кошачьей головы, усы у кошки - как солома. Из соломы можно сплести брюки. На брюках есть клякса, которая напоминает медведя. Этот медведь любит черешню, а из косточек он сделал дворец, внутри которого играют на пианино...»

IV. Проверка домашнего задания.

Дети поочередно называют свои метафора, класс должен отгадать, о чем идет речь.

Учитель записывает отгадки на доске, и после проверки домашнего задания предлагает придумать «мультфильм», чтобы их запомнить.

V. Новое домашнее задание.

Придумать   цепочку   из   наибольшего   количества   звеньев   от заданного первого к заданному последнему слову. Слово для цепочки:

дождь, заяц, зонтик, книжка, Золушка, телевизор. По желанию детей получившуюся цепочку можно нарисовать.

VI. Работа в группах «Словарные слова».

С помощью ассоциаций можно легко запомнить словарные слова.

Для этого надо просто связать исходное слово с графическим образом буквы, которую надо запомнить (лучше - нарисовать!).

Например:

  • Собака - буква О - это и ошейник, и вход в конуру.
  • Пальто - в букве А есть и «хвостик»-вешалка для пальто.
  • Заяц - буква Я похожа на зайца, который встал на уши.
    Группы получают по 2-3 словарных слова и задание придумать

картинку для запоминания.

Слова:

Дежурный, капуста, лопата, вагон, платок, посуда, ягода, кувшин, картина, кровать, огурец, ракета, яблоко, вокзал, газета, топор.

VII. Подведение итогов урока.

•        А вот если бы было так: Ничего запоминать и учить не надо, съел или выпил что-нибудь - и все помнишь, как в сказке Джанни Родари.

Я прочитаю вам отрывок из сказки «Учебная конфета». Послушайте внимательно! Спасибо за урок!

17


Урок 7.

Тема: Развитие ассоциативности. Обобщение.

Основная мысль урока: очень важно время от времени

вспоминать и обобщать все накопленные знания.

I. Организационный момент.

-        Внимание! Внимание!
Сегодня испытание

Для самых-самых умных

И внимательных детей

Соберите все «осколки» -

Получится четверка

Получится команда!

Ребята! У каждого из вас в руке «осколочек» открытки, полученный вами при входе в класс. Открытка «разбилась» на четыре части, значит, у трех ваших друзей есть «осколки» от вашей открытки. На столах - открытки целые.

Сравните свой «осколочек» с открытками на столах и без труда соберете свою команду. Но вы должны мне доказать, что вы - команда, составив из кусочков целую открытку! Итак, поехали!

Ребята разбились на 7 команд.

Мои помощники, займите свои места! Путешествие по вашим станциям скоро начнется.

Команды выстраиваются возле доски. За столами занимают места помощники. Каждая команда получает карту путешествия по станциям.

Названия станций:

1.        «Ассоциативная азбука».

Задание: дорисовать фигурку для волшебной азбуки. Б (может превратиться в белочку), Ж - буква может превратиться в жука, буква С - в скакалку и т.д.

2.        Сравнения

Задание: придумать как можно больше сравнений:

-        зеркало сверкало, как ...

мышка увидела кота и очень испугалась: глаз у него были как ..., зубы - как..., когти у него как..., шерсть - как ..., хвост - как ...

3.        Загадочки.

Задание: придумать загадку про школьную принадлежность, про одноклассника.

4.        Метафоры.

Задание: расшифровать метафоры

  • плавучий острозуб (крокодил)
  • длинношеий листоед (жираф)
  • толстопузик гигантский (бегемот)
  • карманные грабли (расческа)

кухонный вулкан (чайник) •        настольный петух (будильник)

5.        Цепочка ассоциаций.

Придумать   (составить)  цепочку  ассоциаций  со   словами:   муха, иголка, челка, шляпка, стекло, кошка, стол, ваза, кресло, хозяйка.

6.        «Воображайка».

Задание: показать действие с воображаемыми предметами или в воображаемой ситуации

  • у тебя в руках кипящий чайник;
  • вы - цыпленок, вылупляющийся из яйца;
  • вас заставляют лезть в холодную воду;
  • вы - стиральная машинка.

7.        «Думай о другом».

Задание:   Доказать,  что  слова  из  второго  столбика  похожи  на рисунок.

На что похож.        На    что     не     похож.   Докажи.

«Думай о другом».

Рулет        Спица для вязания

Змея        Дерево

Шланг        Космический корабль

Команды путешествуют от станции к станции, выполняют задание, получаю фишки трех цветов: «зеленый цвет» - высокий уровень выполнения задания, «желтый цвет» — средний, «синий цвет» — низкий уровень.

В конце урока вручается памятный знак «Великого фантазера I ступени», медаль в виде кляксы, открытки в форме цветов, облака, цыпленка и т.п.

Учитель поздравляет детей с изучение первой темы курса уроков «Мир фантазии» и желает им дальнейших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка курса занятий "Мир русского фольклора"

Курс занятий по русскому фольклору содержит загадки, потешки, скороговорки, заклички и методы и приёмы работы с ними....

Методическая разработка курса занятий "Мир русского фольклора"

Курс занятий по русскому фольклору содержит загадки, потешки, скороговорки, заклички и методы и приёмы работы с ними....

Методическая разработка курса занятий "Мир русского фольклора"

Методическая разработка содержит загадки, потешки,песенки, скороговорки и методику работы с ними....

Методическая разработка курса занятий по развитию общения для учащихся начальных классов.

Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь учителя в дан...

Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>

Пояснительная записка         Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...

Методические разработка курса "Школа хороших манер".

Программу можно использовать как на кружке, так и для внеурочной деятельности. В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения расс...